Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Источники предпринимательского права. Проблемы систематизации и кодификации предпринимательского законодательства.




 

Источники предпринимательского права - это официальные способы выражения и закрепления норм предпринимательского права, придания им общеобязательного, юридического значения. Формой выражения и закрепления норм предпринимательского права служит предпринимательское законодательство (ПЗ).

ПЗ вырастает в начале 90-ых гг. из советского хозяйственного законодательства. Наличие последнего признавалось всеми учеными-юристами. Существовало даже легальное определение понятия «советское хозяйственное законодательство». Согласно Постановлению ЦК КПСС и Совмина СССР 1975 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию хозяйственного законодательства» советское хозяйственное законодательство – это совокупность законодательных и иных актов, регулирующих хозяйственную деятельность.

РФ – это федеративное государство, в котором Федеративный Договор и Конституция РФ определяют предметы ведения РФ и субъектов РФ, предметы их совместной компетенции. Предпринимательская деятельность по Федеративному Договору и Конституции РФ (пп. «д», «е», «ж», «л», «о» ст.71) – компетенция РФ, следовательно субъекты РФ могут принимать нормативные акты по вопросам правового регулирования предпринимательской деятельности только в случаях, предусмотренных в федеральных законах.

Источники предпринимательского права:

1) Конституция РФ – источник любой отрасли права. Закрепляет важнейшие принципы предпринимательского права: свобода предпринимательской деятельности (ч.1 ст.8, ч.1 ст.34), юридическое равенство всех форм собственности (ч.2 ст.8) и т.д.

2) Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В силу ч.4 ст.15 Конституции РФ они являются составной частью правовой системы России и даже имеют приоритет над национальным российским правом. Пример: Конвенция ООН «О договорах международной купли-продажи товаров». Вена. 1980 г. Среди международных договоров в сфере предпринимательства особо следует выделить 2 типа договоров:

-об избежании двойного налогообложения;

-договоры о «правовой помощи» по гражданским, административным и т.д. делам.

Пример: Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.), Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (Вашингтон, 17 июня 1992 г.).

3 ) Федеральные законы:

а) ГК РФ (IV части). Он пошел по пути преодоления дуализма в праве и урегулировал наряду с общегражданскими отношения в сфере предпринимательской деятельности (абз.3 п.1 ст.2 ГК РФ);

б) иные федеральные законы:

- законы, касающиеся организационно-правовых форм предпринимательской деятельности (об акционерных обществах, об ООО, о производственных кооперативах и т.д.);

- законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности (о банках и банковской деятельности, об организации страхового дела и т.д.);

- законы, регулирующие специальный статус субъектов (о развитие малого и среднего предпринимательства, об иностранных инвестициях и т.д.);

- законы, регламентирующие условия осуществления предпринимательской деятельности (о государственной регистрации, о лицензировании, о техническом регулировании и т.д.);

4 ) Подзаконные акты:

- указы президента РФ;

- постановления Правительства РФ;

- акты федеральных органов исполнительной власти. 2 группы:

1) акты отраслевого характера;

2) акты межотраслевого характера (акты Минфина, ФНС, ЦБ, ФАС и т.д.). Имеют значение для всех предприятий независимо от их отраслевой принадлежности.

5) Акты субъектов РФ:

а) конституции и уставы субъектов РФ;

б) законы субъектов РФ (Закон УР от 22 июня 2006 г. N 26-РЗ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике");

в) подзаконные акты:

- акты высшего должностного лица субъекта РФ, руководителя высшего органа исполнительной власти субъекта РФ (Указ Президента УР от 5 февраля 2003 г. N 18"О мерах по развитию малого предпринимательства на территориях муниципальных образований в Удмуртской Республике" (с изменениями от 15 марта 2007 г.));

- постановления высшего органа исполнительной власти субъекта РФ (Постановление Правительства УР от 16 октября 2006 г. N 110 «Об утверждении Положения о Государственном реестре инвестиционных проектов Удмуртской Республики»);

- акты органов исполнительной власти субъектов РФ.

6) Муниципальные нормативно-правовые акты.

7) Локальные акты – акты, принимаемые юридическими лицами в случаях, предусмотренных федеральными законами, и регламентирующие взаимоотношения внутри этой организации:

- Устав юридического лица;

- Положение о структурном подразделении;

- ПВТР и т.д.

8) Обычаи делового оборота - сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе (ст.5 ГК РФ) (например обычай отвечать на предъявленные претензии). Российских обычаев в письменной форме не существует. Они существуют лишь в международной торговле (ИНКОТЕРМС).

9) Акты бывшего СССР.

 

Учитывая многообразие нормативно-правовых актов, составляющих предпринимательское законодательство, актуальной является проблема их систематизации. В теории права под систематизацией НПА понимается их упорядочение, приведение их в определенную систему в целях удобства пользования ими.

Необходимость систематизации предпринимательского законодательства:

- для дальнейшего развития правотворчества, т.к. происходит анализ действующих актов, ликвидируются пробелы, противоречия, устаревшие нормы.

- дает возможность оперативно находить и реализовывать правовые нормы;

- является предпосылкой научных исследований.

Существует несколько способов систематизации НПА: кодификация, консолидация, инкорпорация, учет НПА.

Наиболее сложный и одновременно эффективный способ – кодификация, т.е. переработка действующих нормативно-правовых актов путем принятия нового, внутренне согласованного акта, объединяющего нормы, регулирующие наиболее важные общественные отношения.

Главная проблема современного предпринимательского законодательства – это отсутствие центрального акта в виде Кодекса, т.к. ГК РФ не регулирует вопросы управленческих отношений и отношений по контролю за предпринимательской деятельностью. За советский период было разработано 2 проекта ХК: 1934 и 1971 гг. В конце 80-ых гг. начали разрабатывать Основы хозяйственного законодательства Союза ССС и союзных республик. Указом Президента РФ от 29.04.1994 г. «Об исследовательской программе «Пути и формы укрепления российского государства» разработка и принятие Предпринимательского Кодекса были включены в план правовой работы Государственной Думы РФ. Однако ПК РФ пока не принят. В Украине ХК принят и действует параллельно с ГК.

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...