Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Орфоэпические и акцентологические нормы




1. Что изучает орфоэпия?

2. Что является исторической основой орфоэпических норм?

3. Какую норму мы называем «старшей», а какую «младшей»?

4. Охарактеризуйте основные нормы произношения гласных современного русского языка.

5. Охарактеризуйте основные нормы произношения согласных современного русского языка.

6. Каковы особенности произношения заимствованных слов?

7. Назовите основные черты русского ударения.

8. Каковы функции ударения в русском языке?

9. Охарактеризуйте основные акцентологические нормы современного русского литературного языка (правила постановки ударения в именах существительных, прилагательных, в глаголах, причастиях, наречиях).

10. Раскройте понятие благозвучия речи. Каковы условия благозвучия речи? Охарактеризуйте факторы, нарушающие благозвучие речи.

А. Нормы произношения

Упражнения:

1. Выберите номера слов, в которых после мягкого согласного, а также после «ж», «ш» под ударением произносится [о]:

1. афера 5. гренадер 9. одноименный

2. свекла 6. шофер 10. длинношерстный

3. оседлые племена 7. острие 11. желоб

4. маневр 8. безнадежный 12. истекший кровью

2. Выберите номера слов, в которых выделенный согласный перед «е» произносится мягко:

1. деканат 6. дегенерат 11. реквием 16. декларация

2. фанера 7. дезинфекция 12. тенденция 17. сессия

3. шинель 8. термин 13. тезис 18. кредо

4. диспансер 9. протекция 14. темп 19. сентенция

5. деградация 10. депонент 15. нейрохирург 20. декада

3. Выберите номера слов (словосочетаний), в которых сочетание «чн» произносится как [шн]:

1. скворечник 5. фильм скучен 9. яичница

2. пустячный 6. молочный 10. шапочное знакомство

3. горчичник 7. лоточник 11. нарочно

4. конечно (вводное 8. Наталья Ильинична 12. чертова перечница

слово)

4. Объясните «несовершенство» рифмы у классиков в контексте смены орфоэпических норм:

1. Но в нем мучительный недуг

Развил тогда могучий дух

Его отцов…

(М.Лермонтов)

2. Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и ныне дикий

Тунгус, и друг степей калмык.

(А.Пушкин)

Б. Нормы ударения

Упражнения:

1. Прочитайте следующие омографы. Объясните их значение по образцу:

Образец: ледни'к (в горах) – ле'дник (погреб).

Па'рить – пари'ть, на'голо – наголо', а'тлас – атла'с, бро'ня – броня', ви'дение – виде'ние, у'гольный – уго'льный, про'клятый – прокля'тый, хло'пок – хлопо'к, о'рган – орга'н, хо'ры – хоры'.

2. Обратите внимание на место ударения в словах, различающихся значением, но сходных по форме. Прочитайте и объясните их значение по образцу:

Образец: языкова ' я (подготовка) – языко ' вая (колбаса), занято ' й (человек) – за ' нятый (дом).

Развито'й - ра'звитый - разви'тый; обходно'й - обхо'дный; переходно'й - перехо'дный; переводно'й - перево'дный; переносно'й - перено'сный; подвижно'й - подви'жный; призывно'й - призы'вный; характе'рный - хара'ктерный; чудно'й - чу'дный.

Запомните! Валово'й (доход, продукт), не ва'ловый; уста'вный (фонд, капитал), не уставно'й.

3. Прочитайте акцентологические варианты и дайте их стилистическую характеристику:

Творо'г - тво'рог, те'фтели - тефте'ли, и'скристый - искри'стый, во'лнам - волна'м, пе'тля - петля', ржа'веть - ржаве'ть, ки'рза - кирза', ба'ржа - баржа'.

4. Прочитайте слова, различающиеся профессиональными сферами употребления (нейтральное произношение – слева):


алкого'ль - а'лкоголь (у медиков)

шпри'цы - шприцы' (у медиков)

ко'мпас - компа'с (у моряков)

фле'йтовый - флейто'вый (у музыкантов)

ке'та - кета' (у рыбаков)

добы'ча - до'быча (у горняков)

шасси' - ша'сси (у лётчиков)

и'скра - искра' (у шофёров)

а'томный - ато'мный (у физиков)


5. Прочитайте слова, имеющие разную стилистическую окраску (просторечную, нейтральную, книжную):

кла'дбище (нейтр.) - кладби'ще (устар., поэтич)

деви'ца (нейтр.) - де'вица (народно-поэтич.)

шёлковый (нейтр.) - шелко'вый (народно-поэтич.)

свёкла (нейтр.) - свекла' (прост.).

Запомните! Профессиональные, просторечные и устаревшие варианты не являются нормативными.

6. Поставьте ударение в глаголах на –ировать:


блокировать

приватизировать

конструировать

экспортировать

делегировать

маркировать

премировать

нормировать

пломбировать

бомбардироват


7. Прочитайте глаголы, образованные от прилагательных. Обратите внимание на место ударения в них:

Глубокий – углубить, лёгкий – облегчить, бодрый – ободрить, прочный – упрочить.

8. Прочитайте глаголы с подвижным ударением в форме прошедшего времени:

отнять – отнял – отняла – отняли

понять – понял – поняла – поняли

начать – начал – начала – начали

начаться – начался – началась – начались

дать – дал – дала – дали

создать – создал – создала – создали

класть – клал – клала - клали

9. Прочитайте существительные в форме род. падежа множ. числа, обратите внимание на место ударения:


область – областей

ведомость – ведомостей

простыня – простынь и простыней

плоскость – плоскостей

доска – досок

дно – доньев

сирота – сирот

торт – тортов

шарф – шарфов

порт – портов

торг – торгов (о торговых учреждениях)

торг – торгов (название действия)

ступень – ступеней (в лестнице) – ступеней (в развитии чего-либо).


10. Прочитайте следующие отглагольные существительные. Обратите внимание на место ударения в них:

Договор, созыв, обеспечение, сосредоточение, намерение, упрочение.

11. Прочитайте существительные иноязычного происхождения, обращая внимание на правильное ударение:

Саммит, маркетинг, пиццерия, диспансер, хаос, некролог, квартал, пуловер, нувориш, генезис, биогенез, феномен, эксперт, каталог.

12. Прочитайте краткие формы прилагательных и страдательных причастий прошедшего времени. Обратите внимание на место ударения в них:

близок – близка – близки

горек – горька – горьки

длинен – длинна – длинны (стихи) – длинны (рукава)

ровен (путь), но: не ровён час – ровна – ровны

глубок – глубока – глубоки

роздан – роздана – розданы

созван – созвана – созваны

создан – создана – созданы

взят – взята – взяты

занят – занята – заняты

начат – начата – начаты.

13. Расставьте ударение в словах:

Вариант I: Торты, диспансер, договор, газопровод, инструмент, каталог, бармен, километр, славянин, анатом, кладовая, кремень, эксперт, свекла, кухонный, валовой, красивее, резки, отнял, звонят, баловать.

Вариант II: Шприцы, шасси, квартал, нефтепровод, медикамент, некролог, феномен, христианин, ломота, дефис, камбала, свекла, танцовщица, украинский, оптовый, красивейший, горьки, принял, звоним, копировать.

Вариант III: Пульты, жалюзи, ходатайство, трубопровод, цемент, аналог, христианин, добыча, каучук, лоскут, ракушка, щавель, столяр, экспертный, прирученный, красивее, ярки, продал, звонишь, блокировать

Вариант IV: Лифты, блага, туфля, шасси, флюорография, нефтепровод, бармен, медикамент, каталог, километр, христианин, дремота, досуг, эксперт, августовский, редки, красивейший, создал, звоним, осведомить.

Вариант V: Бомбардировать, вероисповедание, гербовый, давнишний, закупоривать, зубчатый, запломбированный, мастерски, мизерный, мышление, нормирование, обеспечение, облегчить, одновременно, премировать, принудить, памятуя, рассредоточение, средства, таможня, уведомленный, черпать.

Морфологические нормы

Вопросы:

1. Что такое морфологические нормы?

2. Каковы тенденции развития морфологических норм в современном русском литературном языке?

3. Охарактеризуйте основные морфологические нормы употребления имён существительных.

4. Как определить род несклоняемых имён существительных и аббревиатур?

5. Назовите основные правила склонения собственных имен существительных.

6. Охарактеризуйте нормы употребления разных видов числительных.

7. Охарактеризуйте нормы употребления имён прилагательных.

8. Охарактеризуйте основные нормы употребления глаголов (вид, залог, особен­ности

некоторых личных форм).

Упражнения:

Имя существительное

1. Определите род имен существительных и согласуйте с ними прилагательные:

(дружеский) пари, (удачный) пенальти, (необходимый) резюме, (домашний) тапоч(ек/ка), (дрессированный) пони, (финский) салями, (горячий) спагетти, (быстрый) каноэ, (куриный) филе, (железнодорожный) плацкарт(а), (знаменитый) маэстро, (многолюдный) Осло, (сельскохозяйственный) Чили, (полноводный) Конго, (солнечный) Батуми, (паровозный) депо, (трудный) хинди, (абсолютный) алиби, (яркий) клипс(а), (австралийский) кенгуру, (высокий) ботфорт(а), (красивый) бра, (известный) шансонье, (древний) Тбилиси, (глубокий) Миссури, (многомиллионный) Сомали, (жаркий) Таити, профессиональный) дзюдо, (кожаный) портмоне, (лакированный) туф(ель/ля), (говорящий) какаду, (древний) фарси, (новый) атташе, (железнодорожный) рельс(а), (ловкий) шимпанзе, (глубокий) Миссисипи, (каменистый) Гоби, (современный) Хельсинки, (красивый) Онтарио, (мороженый) кольраби, (сложный) суахили, (белый) жалюзи, (чёрный) кофе, (горячий) какао, (сладкий) безе, (белый) тюль, (солнечный) Сочи, (живописный) Эри, (гостеприимный) Капри, (сельскохозяйственный) Перу.

2. Выберите из данных в скобках нужную форму и запишите получившиеся словосочетания:

1. ЛДПР (выступил – выступила). 2. (Обновлённый – обновлённая) МКАД. 3. ФИДЕ (объявил – объявила). 4. ЮНЕСКО (определил – определила).

3. Поставьте имена собственные в нужной форме:

Тетрадь (Коля Гнатюк), блокнот (Оля Гнатюк), поговорить с (Витя Рябых), встретиться с (Катя Рябых), пьесы (Вильям Шекспир), роман (Шарль де Костер), матч с участием (Андрей Коряка), роман французской писательницы (Француаза Саган), выступление (Ромен Ролан), летопись времени (Юрий Долгорукий), произведения (Булат Окуджава), встреча с (Гельмут Коль), фильмы японского режиссера (Куросава), выступление (Тони Блеер), театр имени (Тарас Шевченко), пьесы (Бернард Шоу), опера (Глинка), деятельность (Патрис Лумумба), встреча с (Жак Ширак), поэзия (Ян Франко), романы (Эмиль Золя), гонки с участием (Микка Хаккенен), матч с участием (Роберто Карлос), лорд и леди (Гамильтон), Франклин и Элеонора (Рузвельт), супруги (Буш).

4. Раскройте скобки, определите род имен прилагательных, существительных и глаголов (в прошедшем времени), относящихся к именам собственным:

Перспективн(ый/ая) спортсмен(ка) Антонова участвовал(а) в соревнованиях. Экскурсии проводил(а) опытн(ый/ая) экскурсовод(ша) Соловьева. Игорь больш(ой/ая) неряха. Популярн(ый/ая) акт(ер/риса) Козлова играл(а) в новом спектакле. С приветственным словом выступил(а) нов(ый/ая) руководитель(ница) делегации Фёдорова. Костя редк(ий/ая) зазнайка.

5. Выпишите слова, которые нежелательны для употребления в случаях официального общения:

Секретарша, ткачиха, сиделка, врачиха, доярка, сотрудница, директриса, адвокатша, лаборантка, генеральша, учительница, машинистка.

6. а) Поставьте существительные в форму именительного падежа множественного числа:

Сторож, ректор, директор, договор, доктор, катер, профессор, конструктор, паспорт, повар, редактор, бухгалтер, инструктор, инспектор, торт, округ, корм.

б) Раскройте скобки, выберите нужный в данном контексте вариант:

1. Необходимо устранить все (тормозы – тормоза), мешающие экономическом развитию предприятия. 2. Автор создал запоминающиеся литературные (образы – образа) своих современников. 3. У милицейского поста проверяли (пропуски – пропуска). 4. На стене висели (образы – образа). 5. Хозяйка достала из печи душистые (хлебы – хлеба).

7. Выберите нужный вариант окончания родительного падежа:

(жить среди) казахи, цыгане, якуты, монголы, татары, саами

(отряд) сапёры, минёры, капитаны, солдаты, гусары

(пара) тапочки, носки, сапоги, манжеты

(несколько) вольты, гектары, килограммы, микроны

(килограмм) макароны, помидоры, груши, яблоки, мандарины

(несколько) вафли, ноздри, простыни, полотенца, свечи, грабли, блюдца

Для справки:

Род имен существительных

Мужской Женский Cредний

Аэрозоль, зал, кофе, Бандероль, вермишель, Боа, бра, жюри, повидло, шупальце

погон, рельс, толь, вуаль, мозоль, мышь,

тюль, шампунь тапка, туфля, фасоль

Равноправные варианты: ставень – ставня; манжет – манжета.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...