Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А) Значение слова и лексическая сочетаемость




1. Прокомментируйте и исправьте ошибки, связанные с неточным пониманием значения выделенных слов:

1. В последние годы было создано массовое количество инновационных форм. 2. Сельским товаропроизводителям стало экономически ущербным реализовывать скот по сложившимся ценам. 3. Эти данные позволили автору основать следующие выводы и предложения. 4. На предприятии использовалось более прогрессивное оборудование. 5. Мы должны бороться всеми нашими ресурсами. 6. Стала очевидна нетождественность замыслов программы социальным условиям жизни. 7. Далеко не все предприниматели вступили в новую эпоху с видом на будущее.

2. Укажите и исправьте ошибки, связанные с неточным выбором слова:

1. Успех может быть достигнут только на путях комплексного подхода к организации труда. 2. Эти факторы не могут мотивировать человека на что-либо. 3. У людей появилась вера в частную собственность, возможность чисто своими силами добиться успеха. 4. Массовый приток западных инвестиций пока трудно предположить. 5. Основной критерий хозяйственной деятельности – прибыль – сигнализирует о нежизнеспособности таких методов. 6. Шесть процентов опрошенных указали, что все стороны их бытия в городе их удовлетворяют. 7. Проводимые правительством реформы содержат множество аспектов. 8. Все, о чем говорил докладчик, - моменты одной концепции.

3. Прокомментируйте случаи нарушения лексической сочетаемости слов и исправьте предложения:

1. Теперь каждый гражданин получил возможность обладать собственностью. 2. Проходит процесс формирования рыночных структур. 3. По мере относительного насыщения простейших потребностей в еде, одежде, жилье на первое место выходят потребности в самореализации, творчестве, признании коллег. 4. В переходный период многие предприятия и организации не могут вести поступательное развитие и вкладывание инвестиций в производство. 5. В дипломной работе рассматриваются процессы формирования и развития рыночного механизма управления хозяйством крупного города, дается теоретическое осмысление такого опыта. 6. Фирма предлагает товары большого ассортимента и по самым дешевым ценам. 7. Во время инспекционной поездки префект Северного округа проверил состояние чистоты на улицах. 8. Принципиально важным предполагается подход к изменению параметров налоговой системы, при котором все изменения вносятся только в новом финансовом году. 9. Можно ожидать роста экономики уже к следующему году. 10. Ломка феодальных пут дала свои результаты.

4. Укажите случаи нарушения сочетаемости слов. Объясните, в чем они состоят. Исправьте предложения:

1. Ряд совместных предприятий продолжает этот вид деятельности, что способствует потере производства в качестве и отделке ткани. 2. Первые годы перестройки положительно сказались на жилищном строительстве. 3. Благоприятно сказался для промышленников Указ императора Павла I. 4. Как опыт западных стран, так и отечественная практика богаты фактами разорения и краха не только мелких предприятий, но и крупных заводов. 5. Есть возможность тяжелых осложнений. 6. Многочисленные стихийные базары значительно обезобразили город.

5. Найдите и устраните ошибки в выборе слов, а также ошибки, связанные с нарушением норм лексической сочетаемости. Для справок воспользуйтесь толковым словарем или “Словарем трудностей” русского языка:

1. В отрасли сложилась необоснованно высокая дифференциация в оплате труда. 2. Примета времени – бурный темп развития холдингов. 3. Успешное проектирование будущего требует глубоких профессиональных знаний. 4. Президентский совет наметил программу выживания и организационной структуры. 5. Это важный шаг, и его надо пройти. 6. Именно такой вид деятельности в сфере строительства сегодня самый положительный. 7. Многие граждане справедливо поняли, что государство уже не ставит целью заботу о каждом. 8. Предполагаемый рост составил более 4 раз. 9. Умножение полномочий главы местной администрации обеспечено за счет предоставления местному самоуправлению широкой самостоятельности. 10. На приеме глава государства поднял тост за мир и процветание. 11. Пора подвести результаты встречи: наша команда впереди. 12. На протяжении тридцати лет Афанасьев выполнял роль кладовщика и экспедитора. 13. Большая половина игры проходила у ворот команды “Заря”. 14. В книге обширно излагается и рассматривается программный материал для успешного проведения занятий на заочном отделении. 15. Особое внимание на конгрессе было отведено проблемам молодежи.

Для справки:

Использование слова в несвойственном ему значении – это неверный выбор слова, приписывание ему такого значения, которого у данного слова быть не может. Пример: Во второй главе работы выполняются следующие этапы исследования.

Правильно: Во второй главе работы излагаются результаты следующих этапов исследования.

Нарушение лексической сочетаемости слов – это образование словосочетания, нетипичного для русского языка. Пример: Договоры на коммунальное обслуживание заключаются формально и не обеспечивают минимальных стандартов качества обслуживания.

Правильно: Договоры на коммунальное обслуживание заключаются формально и не обеспечивают соответствия качества обслуживания стандарту.

Б) Многозначность и омонимия

1. В следующих предложениях найдите омонимы. Заменив омонимы синонимами (синонимическими сочетаниями), устраните двоякий смысл высказываний:

Пример: Фотограф за умеренную плату снимет квартиру. – 1. арендует, 2. сфотографирует.

1. В двадцать пять лет он остепенился. 2. По выходным дням я вожу детей в парк. 3. Он отходил двое суток. 4. Мне очень понравилась полька. 5. Юноша внимательно рассматривал финку. 6. Навстречу нам вышли пять женщин с длинными косами. 7. После повторного анализа были получены отличные данные. 8. Эту особенность поведения модели просмотрели. 9. Остаться одному невозможно, а собраться необходимо – иначе трудно рассчитывать на успех.

2. Объясните, почему выделенные слова употреблены неудачно. Исправьте ошибки в словоупотреблении:

1. Перспективная неизбежность перехода к новым отношениям очевидна. 2. Новое перераспределение денег связано с торговлей компонентами и технологиями, а также с предоставлением фирменных услуг. 3. Недостаток приборов ставит под сомнение результаты экспериментов. 4. Компания РИКО обует всю страну (из рекламы). 5. Вы как редактор можете оставить этот термин.

В) Плеоназм и тавтология

1. Определите, какие из приведенных плеонастических словосочетаний закрепились в языке, а какие противоречат языковой норме:

Народная демократия, патриот своей родины, экспонаты выставки, букинистическая книга, свободная вакансия, прейскурант цен, народный фольклор, автобиография жизни, монументальный памятник, габаритные размеры, реальная действительность, период времени, огромная махина, практика работы, взаимно друг к другу, памятный сувенир, частная собственность.

2. Отметьте случаи лексического плеоназма, а также стечения однокоренных слов и отредактируйте фразы:

1. Территориальные образования в недавнем прошлом не просто игнорировались, а вообще не принимались во внимание. 2. К тому же право подписи под документом - исключительная прерогатива префекта, что исключает возможность сделки. 3. Реформа ведется при одновременном сосуществовании старых и новых структур управления. 4. Последним остатком свободной торговли являются стихийные базары. 5. В состав структуры вошли: страховая компания, гостиничная фирма, социальная фирма. 6. К вышеизложенному следует добавить о значении роли, которую сыграл закон монополистического развития. 7. Если это гипотетически предположить, то ситуация видится в ином свете. 8. Мы добились столь высоких хороших результатов. 9. Пресса высоко позитивно оценивает результаты выборов.

3. Найдите случаи тавтологии и исправьте фразы:

1. По сведениям из осведомленных источников, намечено подписание "Соглашения о национальном согласии". 2. Раскрывая предложенную тему, мы попытаемся раскрыть концепцию занятости в новых социально-экономических условиях России. 3. В отличие от становления предпринимательства в ХIХ веке, отличавшегося самобытностью и народностью, предпринимательство ХХ столетия являет более пеструю картину. 4. Товарные биржи были сформированы в форме акционерных обществ. 5. На предприятии пока еще не существует специального отдела маркетинга, а все функции пока выполняет инженер по маркетингу. 6. Традиционные экономические теории традиционно (чаще всего и обычно) учитывали только низшие потребности.

4. Устраните речевую избыточность и тавтологию:

1. К концу соревнований в более лучшем положении оказалась команда "Стрела". 2. Наши спортсменки не были в состоянии составить конкуренцию китаянкам и оспаривали лишь места, начиная с третьего. 3. Яснее нам стали видны возможности и пути нашего движения вперед. 4. Судя по тем находкам, которые они нашли, уже есть веские доказательства в пользу этой гипотезы. 5. Участники творческой экспедиции рассказали о перспективах на будущее. 6. После первого дебюта в одном известном фильме молодая актриса стала получать предложения сниматься за границей. 7. Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины. 8. На научном семинаре автор изложил главную суть этой книги.

Для справки:

Плеоназм - смысловая избыточность сочетания слов или сложного слова, когда составные части значат одно и тоже или содержат один и тот же смысловой компонент; например: памятный сувенир (сувенир - подарок на память). Логически лишнее слово, которое частично дублирует по значению другое слово в предложении, не вносит в предложение ничего нового. Пример: Процессы дробления жидкостей вращающимися распылителями имеют свои специфические особенности.

Правильно: Процессы дробления жидкостей вращающимися распылителями имеют некоторые особенности.

Тавтология - это неоправданная избыточность выражения. К тавтологии относят стечение в одной фразе нескольких однокоренных слов: проливной ливень, сгруппировать в группы, нарисовать рисунок и т.п. Тавтологичны неправильные грамматические формы: более красивее (можно: красивее или более красивый); самый наилучший (можно: самый лучший или наилучший). Пример: Целью данной работы является разработка конкретных предложений по адаптации предприятия к рыночным условиям.

Правильно: Целью данного исследования является разработка конкретных предложений по адаптации предприятия к рыночным условиям.

Г) Паронимы

1. Объясните разницу в значении словосочетаний (см. Приложение):

Опасный человек - опасливый человек; освоить прочитанное - усвоить прочитанное; осудить действия - обсудить действия; представить возможность - предоставить возможность; демократический метод - демократичный метод; тактичные шаги - тактические шаги; техническое исполнение - техничное исполнение; фактический материал - фактичный материал; хозяйские дела - хозяйственные дела.

2. Подберите подходящие синонимы из скобок к данным паронимам:

длинный - длительный (протяженный, долговременный);

запасный - запасливый (предусмотрительный, резервный, дополнительный);

злой - злостный (недобрый, вредный, злонамеренный, свирепый);

комический - комичный (смехотворный, комедийный);

нестерпимый - нетерпимый (недопустимый, невыносимый);

оборотливый - оборотный (предприимчивый, противоположный);

опасный - опасливый (рискованный, осторожный);

понятный - понятливый (ясный, способный);

скрытый - скрытный (неоткровенный, тайный);

удачный - удачливый (счастливый, везучий, успешный);

фактический - фактичный (действительный, достоверный, документальный);

явный - явственный (бесспорный, нескрываемый, четкий, отчетливый);

3. Выберите нужное слово из данных в скобках:

1. Гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нормативам, государство должно помочь, развивая строительство домов государственного жилищного фонда для бесплатного (представления, предоставления) квартир нуждающимся. 2. Верховенство права и закона - общий и (главный, заглавный) принцип правового государства. 3. Все, что касается трудностей нового дела в многоукладном сельском хозяйстве, (отписано, описано) в современных публикациях. 4. Заключительный этап анализа - определение (оборотливости, оборотности) и эффективности операций. 5. Анализ финансового положения объединения по экспортным операциям проводится на основании данных бухгалтерской (отчетливости, отчетности) по экспорту. 6. Отсутствие научно (основанных, обоснованных) механизмов прогнозирования, оценки рынка труда привело к известному дисбалансу в этой сфере.

4. Определите значение паронимов, составьте с ними словосочетания:

Демонстративный – демонстрационный, адресат адресант, заплатить – оплатить, искусный искусственный, абонемент абонент, дефектный дефективный, давить – довлеть, встать – стать, проблема – дилемма, невежа – невежда, ложа – ложе, основать – обосновать, представить – предоставить, форум – кворум, нарочно – нарочито, район – регион, сытый – сытный, дипломник – дипломант, ванна – ванная, эмигрант – иммигрант, различать – отличать, факт - фактор, обеих – обоих экономный – экономический – экономичный.

Для справки:

Паронимы - близкие, но не тождественные по звучанию однокоренные слова с ударением на одном и том же слоге, относимые к одной грамматической категории. Примеры паронимов: запасный - запасливый; представить - предоставить; тактичный - тактический; поступок - проступок; осудить - обсудить.

Смешение паронимов – это неразличениеоднокоренных слов, близких по написанию и звучанию, но различных по значению. Пример: Это объективно обусловливает усложнение его ориентации в системе экономических связей.

Правильно: Это объективно обусловливает осложнение его ориентации в системе экономических связей.

Д) Синонимы

1. Прочитайте синонимические ряды. Охарактеризуйте смысловые и стилистические оттенки каждого синонима, составьте с ними словосочетания:

1. Бедный, неимущий, несостоятельный, нищий. 2. Бездомный, бесприютный. 3. Беспокойство, волнение, тревога, смятение. 4. Блестеть, сверкать, сиять, светиться, искриться. 5. Бессознательно, инстинктивно, машинально, автоматически, механически. 6. Близкий, ближний, близлежащий, недалекий, смежный, соседний. 7. Гость, посетитель. 8. Заботиться, хлопотать. 9. Возрождать, восстанавливать. 10. Высота, вышина. 11. Известный, популярный, знаменитый, прославленный, знатный, именитый, мировой.

2. Составьте словосочетания прилагательных и глаголов с заключенными в скобки существительными:

1. Единый, один (момент, миг). 2. Долгий, продолжительный, длинный, длительный, долговременный (путь, сборы, кредит, воздействие, период). 3. Истинный, настоящий, подлинный, заправский (друг, человек, документ, охотник). 4. Исправить, устранить (недостатки, ошибки). 5. Обнаружить, открыть (закон, закономерность). 6. Обосновать, доказать (теорему, теорию). 7. Осуществить, выполнить (программу, работу). 8. Повысить, усилить (внимание, интерес).

3. Выберите нужное слово из стоящих в скобках:

1. Свободные экономические зоны, таким образом, могут содействовать (реализация, осуществление, выполнение) стратегических планов России. 2. Уровень и качество оказания государственных (услуга, одолжение) такого характера оставляют желать лучшего. 3. Средства, получаемые от приватизации и (освобождаемый, высвобождаемый) в результате проведения приватизации, должны быть направлены на ремонт жилья, его содержание. 4. На первом этапе, до середины 90-х годов, необходимо (амортизировать, погашать, ослаблять) социальную напряженность. 5. Без четко организованной системы управления эти проекты не могут быть (осуществлены, выполнены). 6. Свободные экономические зоны обеспечивают инвесторам большие возможности (решение, выполнение, осуществление) поставленных задач, помогут им укрепить свои позиции на российском рынке. 7. Сахалинская экономическая зона имела, по сравнению с остальными, более благоприятные (шанс, возможность, вероятность) добиться успеха. 8. Эти функции в рыночных условиях хозяйствования (реализовываться, осуществляться) самими предприятиями. 9. В таких условиях командно-административной системы еще как-то удавалось административными методами (понуждать, заставлять) и руководителя и рядового колхозника работать. 10. В результате сооружения этих объектов были (израсходованы, исчерпаны) все имевшиеся свободные денежные средства в размере 20 млн. инвалютных рублей.

4. Исправьте в приведенных ниже предложениях ошибки, заменив неправильно употребленные слова близкими по значению:

1. Создание социальной инфраструктуры в районе диктовалось только надобностью поддержать промышленное производство. 2. Прежняя практика создания и развития предприятий крупной промышленности, требующих огромных инвестиций, навечно ушла в прошлое. 3. В 1992 году возможность выхода на внешний рынок имели 400 предприятий и организаций области, реализовали эту возможность 270 участников, зафиксированных соответствующими органами. 4. Старые порядки и прежние организационные структуры уже отброшены. 5. Научные работники периодически выезжали в самые отдаленные районы республики, отыскивали художников-самоучек, приобретали возделанные их руками замечательные образцы народного творчества. 6. Специалисты-свекловоды уверены, что конечный эффект будет значительным. 7. В этот день Марина, которая осенью прошлого года стала владелицей приза, была именинницей.

5. Найдите и исправьте в приведенных ниже предложениях ошибки, связанные с неправильным употреблением синонимов:

1. В составах команд немало именитых спортсменов, не раз добивавшихся отменных результатов на соревнованиях. 2. Тогда механизации было очень мало. 3. Учитель обязан содействовать исправлению допущенных родителями ошибок. 4. Этот агрегат позволяет внушительно снизить температуру соединения материалов. 5. Труженики нашего цеха успешно осваивают новую технику. 6. У нового агрегата дежурит один из строителей его, аспирант В.Е. Суханов. 7. Корпус и крышка шестеренной клети созданы из модифицированного чугуна. 8. Выгода массового производства блюд промышленными методами способствует их удешевлению. 9. Его деятельность по распространению билетов была отмечена.

Для справки:

Синонимы - слова, различные по звучанию (написанию), но близкие или тождественные по значению. Большинство синонимов различается либо оттенками смысла, объемом понятия, заключенного в них (ср.: способный - талантливый - гениальный), либо сферой употребления и/или экспрессивной окраской (ср.: похитить - украсть - стащить). В соответствии с этим различают идеографические и стилистические синонимы. Последние могут относиться к различным функциональным стилям, сферам употребления, обладать разной эмоциональной насыщенностью.

Е) Антонимы

1. Подберите к следующим словам пары с противоположным значением:

Счастье, подъем, безделье; здоровый, отдохнувший; работает, стареет, живет, выздоравливает; любовь, дружба, доброта, уныние, ложь, черствость, нежность; хороший, трезвый, чистый, тупой, прямой, полезный, умный, сладкий, мягкий; све, шум, ветер; светлый, шумный; темнеет, расцветает; весна, ум, мрак, холод, богатство; брать, встать, купить, заснуть, надеть.

2. Устраните ошибки, связанные с немотивированным использованием слов, противоположных по значению:

1. Силясь побороть слабость, она шла вперед. 2. Скромность взяла верх, и он не вошел в комнату, а сошел вниз по ступенькам. 3. Молодой человек вошел в комнату, где сидел старый человек. 4. Отсутствует наличие стульев. 5. Скрытые в земле ископаемые еще не открыты. 6. Недостоверные факты должны нас настораживать. 7. Он открыто признался в том, что было скрыто от нас. 8. Бездействие может привести к аварии, так же как и неправильное действие.

Для справки:

Антонимы - слова с противоположными значениями. Например: светлый - темный, наслаждаться - страдать, праздники - будни.

Обобщающее задание:

Исправьте предложения и объясните харак­тер каждого лексического недочета (употребление слова без учета присущего ему в литературном языке значения; логическая несочетаемость (алогизм); сти­левой разнобой; нарушение привычной сочетаемости; неправильное употребле­ние многозначных слов и слов, имеющих омоним; смешение паронимов; плеоназмы; анахронизмы; немотивированное употребление иноязычных слов; употребление речевых штампов, канцеляризмов; немотивированное использование слов, имеющих ограниченную сферу функционирования; искажение и контаминация фразеологизмов):

Вариант 1

1. Неустанная любовь художника к пейзажу известна всем.

2. Этот человек был полный невежа в искусстве.

3. Нам нужно взаимно помогать друг другу, взаимно поддерживать друг друга.

4. Я согласился на это скрипя сердцем.

5. Закопчённое копотью окно избушки не пропускало даже яркого солнечного света.

6. Студенты прослушали лекцию о творчестве И. Бунина.

7. Эти стихи я очень хорошо выучил назубок.

8. В заключение рассказчик рассказал нам очень смешную историю.

9. Этот человек произвёл на меня большое воздействие.

10. Он заполнил анкету, написал свою автобиографию и сдал все документы.

11. Руководитель должен во всём показывать образец своим подчинённым.

12. Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей.

Вариант 2

1. За торт можно оплатить в первой кассе.

2. Подул сильный ветер, но тем не менее, однако, дождь не прекратился.

3. Первая премьера этого балета состоялась в Риге.

4. Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.

5. В этих событиях важную скрипку играют военные.

6. Победители олимпиады были награждены памятными наградами.

7. Они твердо верили в неминуемую победу.

8. Взгляд Евгения пылал огненным пламенем.

9. Мы оснастились рыболовными снастями и отправились рыбачить.

10. Она никогда не пряталась за чужую широкую спину.

11. В институте разработаны новые методики и разработки по данной проблеме.

12. Её первая попытка достичь Северного полюса увенчалась неудачей.

Вариант 3

1. Свою автобиографию я уже вам рассказал.

2. Директор сегодня подписал заявление о представлении мне отпуска.

3. Ученики пристально слушали рассказ учителя.

4. Я не ударился лицом в грязь и блестяще сдал экзамены.

5. Недостатком диссертационного исследования является недостаточно глубо­кая разработка некоторых важных вопросов.

6. Больной был немедленно госпитализирован в больницу.

7. Благодаря пожару был уничтожен большой участок леса.

8. Писатель отобразил героя правдиво и эмоционально.

9. Творчество М.А.Булгакова обладает большими художественными особенностями.

10. Уровень обслуживания населения будет поднят на более высокий уровень.

11. Страшная бедность заставила его влачить жалкое сосуществование.

12. Проект гостиницы в центре города был спроектирован молодым архитектором.

Вариант 4

1. Всегда и во всём надо понимать меру.

2. Пологий берег реки зарос густыми зарослями.

3. Этот архитектурный памятник поражает своими причудливыми габаритами.

4. Впереди лидирует гонщик под номером 5.

5. Слово представили самому молодому участнику конкурса.

6. Мальчик, нахмурившись, нагнул голову и вышел из комнаты.

7. Не без труда удалось нам решить эти трудные проблемы.

8. Все ученики хорошо освоили теорему Пифагора.

9. У неё были очень огромные карие глаза.

10. Он обладал исключительным организационным талантом.

11. Я впервые познакомился с ним на Урале.

12. Руководители предприятий настроены на деловой настрой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...