Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задание 15. Основы полемического мастерства




1. Коммуникативный процесс, в рамках которого происходит сопоставление точек зрения, позиций участвующих в нем сторон, утверждение своего понимания обсуждаемых вопросов и опровержение доводов другой стороны называется …

2. Достижение максимально возможной в данных условиях степени согласия по обсуждаемой проблеме – это цель …

3. Пропонент – тот, кто… Оппонент – это тот, кто…

4. Что, где, когда, почему, как, сколько, какой и др. – эти вопросительные слова используются для построения … вопросов.

5. Логическая связь тезиса и аргументов называется …

6. «Каждая мысль в процессе данного рассуждения должна иметь одно и то же определенное, устойчивое содержание» – это формулировка закона …

7. Логически или в деталях верное, но по сути не истинное суждение называется …

8. Основоположником риторики как науки является …

9. В структуру аргументации входят …

Задание 16. Полемические приемы и уловки

I. Какие приемы и уловки используют участники политдебатов (фрагменты из политдебатов «Только глупый демократ политическим раздорам рад» КП. 1999, 27 нояб.):

1. – Спасибо за вопрос, Г.А., я попробую ответить на него, хотя, как мне кажется, вы не очень в ответе нуждаетесь. Главное – это вопрос, как я понял по выражению вашего лица.

2. – А вы попали в элиту политики потому, что вы долгое время исполняли функции хранителя ночного горшка у президента.

3. – Г.А., переход к личным оскорблениям – горшок президента и выкрики с места, – я в этом зале всего пару недель назад с коммунистами общался, похожий был состав по аргументации.

4. – Я сегодня извиняюсь перед всеми моими зрителями. Но я вынужден, пользуясь таким замечательным случаем, что впервые за десять лет я могу вам в глаза при всем народе сказать то, что я о вас думаю.

5.Вы все-таки уникальный лжец. Вы лжете каждую секунду. Помните Монтень написал, что спор с подлецом вообще не имеет смысла, потому что он все время лжет. Вот это то, что вы сейчас делаете…

II. Назовите полемические приемы и уловки (позволительные и непозволительные), используемые участниками следующих диалогов (фрагменты из романа Ф.М.Достоевского «Униженные и оскорбленные»):

1. – И распорядителями этого миллиона, верно, будут Левинька и Боринька и их вся компания? – спросил князь.

– Неправда, неправда; стыдно, отец, так говорить! – с жаром вскричал Алеша, – я подозреваю твою мысль! А об этом миллионе действительно был у нас разговор, и долго решали: как его употребить? Решили наконец, что прежде всего на общественное просвещение…

– Да, я действительно не совсем знал до сих пор Катерину Федоровну, – заметил князь как бы про себя, все с той же насмешливой улыбкой. – Я, впрочем, многого от нее ожидал, но этого…

– Чего этого! – прервал Алеша, – что тебе так странно? Что это выходит несколько из вашего порядка? Что никто до сих пор не жертвовал миллиона, а она пожертвует? Это, что ли! Она хочет быть полезна отечеству и всем и принесть на общую пользу свою лепту. Про лепту-то еще мы в прописях читали, а как эта лепта запахла миллионом, так уж тут и не то? И на чем держится все это хваленое благоразумие, в которое я так верил! Что ты так смотришь на меня, отец?

2. – Что за галиматья! – вскричал князь с беспокойством, – и кто этот Безмыгин? Нет, это так оставить нельзя…

– Чего нельзя оставить? – подхватил Алеша, – слушай, отец, почему я говорю все это теперь, при тебе?

3. – Ничего, ничего не понимаю! – повторил князь с видом величайшего изумления обращаясь ко мне, точно брал меня в свидетели. Он был раздражен и разгорячился. – Вы мнительны, вы в тревоге, – продолжал он, обращаясь к ней, – просто-запросто вы ревнуете к Катерине Федоровне и потому готовы обвинить весь свет и меня первого, и… и позвольте уж все сказать: странное мнение можно получить о вашем характере…

Литература

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. Ростов н/Д, 2001. Разд. 5.

2. Культура русской речи / Под ред. Л.К.Граудиной и Е.Н.Ширяева. М., 2000. Гл. 3.

3. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред М.И.Максимова. М., 2000. Гл. IV.

4. Поварнин С.И. Спор: О теории и практике спора. Минск, 1992.

Для справки:

• Многозначность понятия «спор». Слово «спор» в современной научной, методической, справочной литературе служит для обозначения процесса обмена противоположными мнениями. Полемика – наука убеждать. Цель полемики: одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную позицию.

• Основные формально-логические законы: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания. Структура доказательства: тезис (мысль или положение истинность которого требуется доказать); аргументы, или основания, доводы (положения, с помощью которых обосновывается тезис); демонстрация, или форма, способ доказательства (логическое рассуждение, совокупность умозаключений, которые применяются при выведении тезиса из аргументов). Доказывание и убеждение – разные процессы. Доказывать – устанавливать истинность тезиса, убеждать – это создавать впечатление, вселять уверенность, что истинность тезиса доказана. Умение разграничивать факты и мнения (суждения, выражающие оценку, взгляд на что-либо).

• Полемические приемы: юмор, ирония, сарказм; «доведение до нелепости», «сведение к абсурду»; «возвратный удар» (прием бумеранга), подхват реплики; атака вопросами; «апелляция к публике»; «довод к человеку». Классификация вопросов: ли-вопросы и что-вопросы; простые и сложные вопросы; открытые и закрытые вопросы; корректные и некорректные вопросы; благожелательные и неблагожелательные. Виды ответов («ошибка многих вопросов», иронизирование над вопросами своего оппонента, «ответ вопросом на вопрос», «ответ в кредит»). Уловки в споре: ставка на ложный стыд, «подмазывание аргумента», ссылка на возраст, образование, положение, «карманный» аргумент, «чтение в сердцах», оскорбления и др. Логические уловки (софизмы).

КЛЮЧИ К ЗАДАНИЯМ

Задание 1

1. индоевропейскую семью языков, в группу славянских, к восточнославянской ветви.

2. индоевропейского.

3. славян (славянские племена).

4. мертвый язык; в семью индоевропейских языков, в славянскую группу, к южнославянской ветви.

5. устной формы бытования, в письменной форме, название церковнославянского языка.

6. Кирилл и Мефодий.

7. восточной группы.

8. единый общий язык.

9. единым, две разновидности: книжно-славянский и народно-литературный.

10. высшая форма существование национального языка, разновидность, которая используется образованной частью народа, функционирует в сфере науки, законодательства, образования, культуры, искусства, деловой коммуникации, повседневного общения.

11. древнерусском языке.

12. старославянского.

13. древнерусского.

Задание 2

1. М.В.Ломоносов, Н.Н.Поповский, В.К.Тредиаковский, М.М.Херасков, В.И.Майков, Д.И.Фонвизин, А.Н.Сумароков.

2. открытие университета в Москве, «Русская грамматика» – первая грамматика русского языка, стилистическая теория, ограничение использования старославянизмов, разработка научной терминологии.

3. использование славяно-русского языка, демократизация языка, процесс заимствования, ограничение использования старославянизмов.

4. создание единого национального языка.

5. тяжел для выражения мысли; новоевропейские языки; старославянскую лексику, просторечную, архаичную; в основе русского языка должен быть старославянский язык.

6. Пушкин.

7. использование любых средств языка, главное, чтобы они точно и образно передавали смысл.

8. издание словаря В.И.Даля.

Задание 3

1. октябрь 1917 – апрель 1985; апрель 1985 – по настоящее время.

2. уходят в пассив слова, связанные с реалиями царской России, появляются новые слова (неологизмы), аббревиатуры, складываются две лексические системы.

3. принцип переименования денотата.

4. деактулизация слов, значения которых связаны с советскими реалиями, разрушения двух лексических систем, нейтрализация социально ограничительных коннотаций, возвращение в узус слов ранее неупотребительных, активизация процесса заимствования, огрубение и жаргонизация речи, эвфемизация речи.

5. бизнес, бизнесмен, миллионер, собственник, частник, буржуа.

6. способ непрямого смягчающего наименования явлений, действий, признаков; слово или словосочетание, служащее для замены слова резкого, грубого.

7. это грубая речь, резкое выступление в адрес кого- или чего-либо.

8. необходимость в наименовании новой вещи, понятия, реалии; необходимость разграничить близкие, но различающиеся понятия; заимствование технологий, отраслей производства, областей знаний и заимствование систем терминов, обслуживающих эти технологии, сферы; социально-психологическая причина.

9. разнообразен состав участников массовых коммуникаций; отсутствие цензуры, личностное начало; диалогичность общения; стирание границ между официальным и неофициальным общением; спонтанные, неподготовленные выступления.

Задание 6

1. система, элементов, в определенных отношениях, единство; фонема, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст.

2. фонетический, морфемный, морфологический, лексический, синтаксический.

3. синтагматические и парадигматические.

4. иерархические.

5. соединение определенного смысла и определенного способа его выражения.

6. условность, двусторонность, конвенциональность, консерватизм, изменчивость.

7. наука о знаковых системах.

8. листья на деревьях пожелтели, завис компьютер, у телевизора пропал звук.

9. азбука Морзе, математические знаки, нотная запись, сигналы светофора.

10. слово.

11. коммуникативная, когнитивная, регулятивная.

12. формы существования языка.

13. признаки литературного языка.

14. просторечие.

15. территориальные диалекты.

16. жаргон.

Задание 7

1. устной и письменной; спонтанность, необратимость (невозможность вернуться в какой-то определенный момент звучащей речи), линейный характер, прерывистость, повторы, фрагментарность, интонационное разнообразие, невербальные средства общения; четкое графическое оформление, возможность редактирования, строгое соблюдение норм литературного языка.

2. диалогическая и монологическая.

3. 2–3 реплики, объединенные одной темой (микротема).

4. зачин, основная часть, концовка.

5. вербально не выраженная информация восполняется за счет невербальных средств общения.

6. научный стиль, официально-деловой, публицистический, язык художественной литературы, разговорный стиль.

7. качества научной речи.

8. письменной научной.

9. к экспрессивности и стандарту.

Задание 8

1. коммуникативный аспект.

2. индивидуальна.

3. акцентологические и собственно произносительные.

4. паронимы.

5. в словаре иностранных слов и в толковом словаре русского языка.

6. полисемия (многозначность).

7. синтаксические.

8. морфологические.

9. верно.

10. свободное, подвижное.

Задание 9

1. речевое событие, речевая ситуация, дискурс.

2. прагматика.

3. языкового знака к внеязыковому миру.

4. намерение, желание вступать в общение.

5. акта речевой коммуникации.

6. тактика.

7. фатическое.

8. дискурс + речевая ситуация.

9. кооперации.

10. рефлексивного слушания.

Задание 10

Холодно Мне нездоровится

прямое – а прямое – в

прагматические – б, в, г прагматические – а, б, г

Задание 12

1 – 5 – отражение чувств;

6 – эмпатическое слушание;

7 – 13 – уточнение;

14, 15 – перефразирование;

16 – резюмирование.

Задание 13

1. риторика

2. академическое

3. а

4. социально-политическое

5. изложения материала

6. зачин

7. концовка

8. тропы, риторические фигуры

Задание 14

1 – развернутая метафора; период

2 – олицетворение; градация; риторическое обращение; противопоставление

3 – метафоризация

4 – аллегория; параллелизм; перечисление (бессоюзие); риторическое восклицание; инверсия

5 – метафоризация; параллелизм и антитеза; реминисценция

Задание 15

1. спор

2. дискуссия

3. выдвигает тезис, оспаривает выдвинутый тезис

4. что-вопросы

5. демонстрация

6. тождества

7. софизм

8. Аристотель

9. тезис, аргументы, демонстрация

Лексический минимум

Изучение лексического минимума представляет собой часть самостоятельной лексикографической работы по толковым словарям и словарям иностранных слов. Усвоение лексического минимума нацелено на включение в словарный запас студента прежде всего книжной лексики, активно используемой в различных стилях как устной, так и письменной речи.


агностик

адаптация

ажиотаж

альма-матер

альтернатива

альтруизм

амбиция

аннотация

аннулировать

антагонизм

апломб

апелляция

априори

апробировать

аудитор

аутентичный

баллотироваться

бестселлер

блокбастер

ва-банк

вето

геноцид

гипертрофированный

грант

дедукция

дезавуировать

демагогия

дилемма

дискредитация

диссидент

догма

доктрина

дуализм

импонировать

индифферентный

индукция

инсинуация

инфантилизм

инцидент

карт-бланш

квинтэссенция

кворум

коллизия

компиляция

консенсус

констатация

конфронтация

котироваться

кулуары

легитимный

лояльный

мезальянс

менталитет

меркантильный

меценат

мизантроп

новация

нонсенс

ноу-хау

нюанс

одиозный

оппонент

официозный

паблисити

парировать

паритет

пацифизм

педантичный

пертурбация

пиар

плагиат

постулат

прагматизм

прайм-тайм

превалировать

превентивный

прецедент

радикальный

реванш

рейтинг

реноме

рутина

саммит

спонтанный

статус-кво

стереотип

табу

тоталитарный

тотальный

третировать

тривиальный

унифицировать

утрировать

филантроп

форс-мажор

эксклюзивный

эксцентричный

экспромт

эмпирический

эпатаж/эпатировать

яппи


Темы рефератов

1. Язык, речь, мышление.

2. Риторика и культура речи.

3. Стилистика и культура речи.

4. Коммуникативные качества речи. Точность речи.

5. Коммуникативные качества речи. Логичность речи.

6. Коммуникативные качества речи. Чистота речи.

7. Коммуникативные качества речи. Выразительность речи.

8. Коммуникативные качества речи. Богатство речи.

9. Коммуникативные качества речи. Благозвучие речи.

10. Коммуникативные качества речи. Уместность речи.

11. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и стилистические фигуры.

12. Условия общения и причины коммуникативных неудач.

13. Роль невербальных компонентов в речевом общении.

14. Речевой этикет, его основные функции и правила.

15. Нормативный аспект культуры речи. Типология норм.

16. Причины отступлений от норм в речи, типы речевых ошибок, пути их устранения и предупреждения.

17. Норма в терминологии. Виды терминосистем.

18. Разговорная речь как особая речевая система.

19. Средства массовой информации и культура речи.

20. Соотношение понятий «литературный язык» и «язык художественной литературы».

21. Правомерность понятия «художественный стиль».

22. Правильность письменной речи: русская орфография (разделы орфографии, понятие «орфограммы», основные принципы орфографии).

23. Правильность письменной речи: русская пунктуация (три принципа пунктуации, функции знаков препинания, нормы обязательные и факультативные).

24. Деловая беседа (цели, задачи, виды, структура).

25. Деловое совещание (цели, задачи, виды, факторы успеха), деловые переговоры.

26. Клише, штампы, ярлыки в русском языке.

27. Особенности телефонного разговора.

28. Фразеология, ее использование. «Новая фразеология».

29. Новые тенденции в практике русского делового письма.

30. Культура дискутивно-полемической речи. Виды споров, приемы и уловки в споре.

31. Словари и справочники – наши помощники.

32. Почему мы так говорим (из истории слов и выражений).

33. Культура поведения, культура речи и речевой этикет.

34. Роль языка в средствах массовой коммуникации.

35. Своеобразие языка телевидения как средства массовой коммуникации.

36. Специфика языка печати как средства массовой коммуникации.

37. Московское и ленинградское (петербургское) произношение.

38. Как мы обращаемся друг к другу.

39. История письма

40. Иноязычные слова: обогащение или оскудение?

41. О «черных» словах и жаргонизмах.

Контрольная работа

Контрольная работа представляет собой комплекс заданий, ориентированных на обучение студентов русскому языку как средству профессионального общения, на формирование и развитие коммуникативной компетенции будущих специалистов. Выполнение заданий способствует проверке уровня сформированности данных умений. Специфика обучаемого контингента влияет на типологию и содержание упражнений, которые разработаны с учетом профессиональной ориентированности студентов.

Вариант 1

1. Раскройте содержание понятий "язык и общество", "язык и культура".

2. Поставьте ударение в следующих словах:

Женщина занята, подростковый клуб, возбуждено уголовное дело, недоимки, тортов, углубить, квартал, каталог.

3. Вставьте пропущенные буквы:

Удосто…нный награды человек, крепко насто...нный чай, повеш...нное белье, выкач...нная из бака нефть, яхты маяч...т на горизонте, пред…нфарктный, зва...ные к обеду гости, зва...ый вечер с ужином.

4. Перепишите предложения, расставьте знаки препинания, сформулируйте правила:

а) Добытый из недр земли он (асбест) является жизненно необходимым материалом.

б) Изделия полученные объемной штамповкой отличаются большой прочностью ударной вязкостью.

в) Гранулированная сыпучая масса как полуфабрикат готового продукта производства обладает определенными достоинствами.

г) Получены экспериментальные данные изучив которые можно приступать к разработке технологического процесса.

д) В технике «гранула» специальный термин характеризующий особенные частицы получаемые в промышленности с помощью технических средств.

е) Годовая потребность рассчитывается исходя из потребностей за квартал.

ж) Внедрив предложенный способ можно обеспечить промышленность перспективным сырьем.

5. Исправьте ошибки в употреблении падежных форм и предлогов:

а) Этот компонент идентичный с натуральным.

б) Мы уже сегодня получаем предложения с наших заказчиков.

в) Контролировать за процессом приготовления.

г) Факты говорят за возможность использования жидких ароматизаторов для кондитерских изделий.

д) Докладчик подчеркнул о необходимости снижения импортных поступлений продовольствия.

е) Согласно нормативных требований на изделии должно быть указано наименование и реквизиты изготовителя, даты изготовления, штампы ГОСТа.

ж) Из-за оперативной работы инженера была устранена неисправность оборудования.

6. Прокомментируйте ошибки, допущенные в выражениях:

Хронометраж времени, криминальное преступление, свободная вакансия, памятный сувенир, ошибочное заблуждение, габаритные размеры, повторяющийся рецидив, прогул без уважительной причины.

7. Найдите ошибки, связанные с неудачным выбором слова (слово употреблено в несвойственном ему значении), с нарушением лексической сочетаемости. Сделайте необходимые исправления:

а) Это самая маленькая разность масс частиц, которые сейчас известны; она отвечает примерно мухе, которая уселась на здание московского университета.

б) Приготовив раствор из кристаллов другого типа, он снова получил оптически активную кислоту, но с одной существенной разницей. Она вращала плоскость поляризации в противоположном направлении.

в) Элементы минерального питания оказывают решающее значение на действие дефолиантов.

г) Основные задачи лаборатории автоматических приборов, устройств и систем могут включать следующие вопросы.

д) В последней главе, посвященной магнитным свойствам, изложены основные представления теории ферромагнитного и ферримагнитного состояний.

5. Выберите нужное слово из данных в скобках. Мотивируйте свой выбор:

а) Необходимо (объединение – единение) всех ресурсов отечественной промышленности.

б) Следовало бы поставить задачу повсеместного создания (демократических – демократичных) органов самоуправления.

в) У билетной кассы предъявляли свои (командировочные — командированные) удостоверения.

д) Чтобы при транспортировке защитить радиоэлектронную аппаратуру от внешних механических воздействий, на неё необходимо (одеть – надеть) упаковку.

е) Специалистами завода была подготовлена вся (техническая – технологическая) документация.

ж) В настоящее время (освоить – усвоить) новые способы упаковывания мясопродуктов.

з) Убедительно просим (адресат – адресант) ответить на письмо-предложение.

е) Новый вариант оборудования для технологии охлаждения продукции после (апробирования – апробации) передан в серийное производство.

8. Правильно составьте библиографическое описание следующих книг, статей:

а) Сойфер В. Власть и наука. История разгрома генетики в СССР. Москва, "Лазурь", 1993, 706 с.

б) Конрадов А.А. Статистические подходы к анализу многомерных гетерогенных биологических систем. Радиационная биология. Радиоэкология. 1994. Вып.6. с. 877-886.

в) Т.С.Алешихина. Фауна и экология жесткокрылых, заселяющих плодовые тела трутовика настоящего (Fomes fomentarius (L.: Fr.) Gyll.) и трутовика окаймленного (Fomitopsis pinicola (Sw. et Fr.) Karst.) в окрестностях биостанции СыктГУ. XV Коми республик. науч. конф. студентов и аспирантов "Человек и окружающая среда": тез. докл. Сыктывкар. 2005. с.103.

г) Иониты в химической технологии. (Под ред. Б.П.Никольского и П.Г.Романкова). Л. Химия, 1982. 416 с.

д) Леонов В.П., Ижевский П.В. Об использовании прикладной статистики при подготовке диссертационных работ по медицинским и биологическим специальностям. Бюллетень ВАК РФ, 1997, вып.5, с. 56-61.

е) Ильин Л.А., Крючков В.П., Осанов Д.П., Павлов Д.А. Уровни облучения участников ликвидации последствий Чернобыльской аварии в 1986-1987 г.г. и верификация дозиметрических данных. Радиационная биология. Радиоэкология, 1995, вып.6, с. 803-828.

9. Определите функционально-стилевую принадлежность текста, подтверждая ваше суждение анализом лексики и грамматического строя отрывка:

В последнее время проблема чистой воды становится одной из наиболее жизненно важных и актуальных для человека. Она тесно связана с другой проблемой – антропогенным эвтрофированием природных водоемов, которое вызывается избыточным поступлением в них биогенных веществ. Под эвтрофированием понимается повышение уровня новообразования органического вещества в водоеме в результате ускорения продукционно-биологических процессов. Особая роль органических удобрений в современных условиях интенсификации земледелия и требований о недопустимости ухудшения почвенного плодородия обусловливают назревшую необходимость в коренном изменении практики проектирования и строительства животноводческих ферм. Применяемый в этой практике критерий «минимум приведенных затрат» входит в противоречие с конечными результатами сельскохозяйственного производства, ибо приводит к выбору вариантов с минимизацией затрат на очистные сооружения и подготовку органики, что вызывает ухудшение природного базиса, недополучение конечного эффекта. Последствиями выбора такого варианта являются гидросмыв, сброс стоков в реки, некачественная органика.

Задания к тексту:

а) определите функционально-смысловой тип речи;

б) составьте к тексту аннотацию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...