Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Координаты индивидуальности человека





 


ориентация и избирательность (Eliasz, 1985), самоконт-
роль либо вторая сигнальная система в роли медиатора
регуляторных процессов (Либина, Либин, 1998). Очевид-
но, эти характеристики могут быть связаны с концеп-
цией энергетического обеспечения уровня возбуждения
(Gale, 1987), с одной стороны, и с ролью интеллекта
как фактора высшего порядка в организации регулятор-
ных механизмов, с другой (Веккер, Либин, готовится к
печати).

Существование относительной инвариантности симпто-
мокомплексов.
Некоторые паттерны признаков обладают ус-
тойчивой во времени инвариантностью; другие формиру-
ются в результате повторяющейся регуляторной активно-
сти; существуют и временные (неустойчивые, флуктуиру-
ющие) симптомокомплексы, производные от систем вер-
хних уровней, формирующихся под воздействием требо-
ваний социо-культурной среды. Во многих теориях под-
черкивается необходимость анализа инвариантности ис-
следуемых паттернов. Ян Стреляу (Strelau, 1983) в своей
модели индивидуальных различий связывает коэффици-
ент интенсивности стимуляции с первичным уровнем по-
веденческого паттерна, помещая стиль деятельности (style
of action) на второй, а представления об идеальном Я —
на третий уровни. Э.Гэйл (Gale, 1986, 1987) отмечает, что
необходимо различать между собой оптимальный уровень
активации и оптимальный уровень стимуляции, так как
эти концепты относятся к разным уровням системного
функционирования. В то же время система ценностей
субъекта (формируемая культурой) может служить при-
мером неустойчивого во многих отношениях симптомо-
комплекса, отражая роль подверженных влиянию обще-
ственного мнения поведенческих моделей и шаблонов,
которые индивидуальность использует в качестве системы
координат.

Обозначение причинных соотношений. Это одно из наи-
более трудных положений. Сделать определенные выво-


церархическая МОДЕЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 253

ды о происхождении отдельных поведенческих паттер-
нов непросто по разным причинам. Сложные адаптив-
ные системы (см. Morovitz, Singer, 1995) имеют тенден-
цию быть замкнутыми и нелинейными, а различные
подсистемы отличаются разной степенью активности-
пассивности в процессе общего взаимодействия. Вряд ли
кто-нибудь станет оспаривать утверждение, что назрела
необходимость в разработке чрезвычайно сложной об-
щей модели индивидуальности, позволяющей предска-
зывать результат многостороннего взаимодействия под-
систем различных уровней. Например, стилевой пара-
метр независимости от перцептивного поля оказывает-
ся связан, с одной стороны, с уровнем гормонального
баланса, влияющего на степень пространственной ори-
ентации, и, с другой стороны — с характеристиками
общения и образа-Я, являясь, одновременно, индика-
тором процесса психологической дифференциации суб-
систем в структуре развивающегося субъекта.

В качестве перспективы в разработке иерархических
моделей, используемых при исследовании Индивидуаль-
ности человека, можно наметить следующие задачи;

1) упорядочить накопленные экспериментальные и те-
оретические данные в соответствии с изучаемыми уров-
нями индивидуальной организации человека;

2) обозначить зоны наибольшего и наименьшего влия-
ния тех или иных индивидуальных подсистем на различ-
ные формы человеческой активности;

3) выявить специфику проявления универсальных за-
кономерностей (информационного и энергообмена, про-
цесса дифференциации и регулятивных процессов и др.)
в различных подсистемах;

4) исследовать динамику взаимодействия наиболее ус-
тойчивых (инвариантных) интра- и интериндивидуальных
симптомокомплексов.

Этими радужными ожиданиями завершается очеред-
йой раздел дифференциальной психологии, в последнем
пункте (4) которого намечается долгожданный переход из

 


 

Координаты ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА


 


области индивидуальных и типологических различий в
сферу групповых влияний, точнее, к анализу группового
статуса Индивидуальности, д

Ключевые термины главы: асимметрия мозга, генетически
детерминированные программы, дифференциация,
индивидные свойства, интегральная индивидуаль-
ность, Иерархическая Теория Индивидуальности, ко-
ординация и интеграция функций, оптимальный уро-
вень активации, симптомокомплекс свойств, соотно-
шение свойство/носитель, морфофункциональная
асимметрия.


Часть IV. ЧЕЛОВЕК В ГРУППЕ

Каждый из нас стремится быть уникальным, подчер-
кивая при малейшем удобном случае свою неповторимую
индивидуальность, и, в то же время, человек не может
существовать без того, чтобы не ощущать свою принад-
лежность к определенной группе. Характеризуя себя или
других, мы почти всегда в числе первых выделяем именно
групповые характеристики — пол, возраст, национальность
или раса, принадлежность к культурной традиции, соци-
альному классу и др.

Е PLURIBUS UNUM — ГРУППОВОЙ СТАТУС

СУБЪЕКТА

Итак, в измерение индивидуальности добавляется еще
одна очень важная координата — групповой статус, кото-
рый складывается из многих компонентов, образуя иерар-
хическую структуру (см. рисунок 20).

Таким образом выделяется несколько демаркационных
линий, условно разграничивающих сферу индивидуально-
сти, определяя ту или иную индивидуальную характерис-
тику через принадлежность субъекта к группе — "Я" как
представитель определенной расы и национальности (этот
Уровень группового статуса характеризуется высокой сте-
пенью дифференцированности Dk и, соответственно, уз-
ким S), "Я" как мужчина или женщина, ребенок, подрос-
ток или взрослый, имеющий или не имеющий отклоне-
ния от условной нормы (в физическом, психическом или
личностном развитии) и т.д. Можно проследить влияние
йыделенной нами ранее парадигмальной конструкции на
^упповой статус. Так, критерии расы, пола и возраста со-
ответствуют биологическому уровню (организм), разли-
чия в психическом развитии — индивидному, социокуль-
^Рные, классовые особенности сильнее всего проявляют-
°я на уровне личности, наконец, различия в стилях жизни


S — спектр переходов между демаркационными критериями (Dk);

d — степень дифференцированности самого демаркационного
критерия (Dk).

Формула S = 1/d отмечает отношения обратной зависимости меж-
ду двумя переменными группового статуса индивидуальности —
чем выше степень дифференцированности между исследуемыми
группами (например, расовые и национальные признаки), тем уже
спектр взаимопереходов, означающий возможность миграции из
одной группы в другую.

характеризуют индивидуальность человека в целом. Конеч-
но, приведенная схема не лишена внутренних противоре-
чий. Отметим самое существенное из них.

Содержание следующих глав, посвященное особеннос-
тям групповых различий между людьми, неизбежно связа-
но с противоречием — или, скорее, спецификой взаимо-
действия — между индивидуальным и групповым в анали-
зе человеческих различий. Рассматривая в контексте пре-
дыдущих глав особенности Homo Collective — Человека
Группового, мы, с одной стороны, осуществляем "де-ин-
дивидуализацию индивидуальности", вычленяя, с другой
стороны, новые дополнительные характеристики, без ко-
торых портрет любой индивидуальности оказался бы не-


развивающаяся индивидуальность... 257

полным. Как пишет известный испанский социобиолог Хосе
Хауреги (Jauregui, 1995),

"...бывает очень интересно обнаружить, как часто и в ка-
ких обстоятельствах человеческие существа думают, чувству-
ют или действуют не как отдельные, уникальные индивиду-
альности, а как члены определенных социальных групп: как
англичане, Марксисты, католики и так далее" (р.51).

Оговоримся, что в этом разделе мы не будем касаться
так называемых общественных проявлений психики —
эмоциональных законов социального взаимодействия, осо-
бенностей группового мышления или коллективной па-
мяти. Об этом написано немало интересных и полезных
книг. Нас же интересуют групповые различия как явле-
ние, исследуемое с позиций дифференциальной психоло-
гии. В основном речь в этой и последующих главах будет
идти об условных группах, то есть объединенных по опре-
деленному признаку (полу, возрасту, национальности,
уровню образования, характеру деятельности) общностях
людей (см. Петровский, Ярошевский, 1994).

глава 11. развивающаяся
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ: ВОЗРАСТНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

ЖИЗНЕННОГО ПРОСТРАНСТВА

Раздел, посвященный изучению возрастных различий,
открывает эту часть книги, посвященную анализу группо-
вого статуса. Чтобы избежать излишней схематизации, гла-
вы, посвященные половым, расовым и национальным, а
также социоэкономическим и культурным групповым раз-
личиям, будут идти далее в порядке, удобном для изложе-
ния основных фактов и гипотез. В начале данной главы
приводится несколько общих для всей части замечаний,
касающихся методологии и методики изучения человека в
группе.

11.1. групповые РАЗЛИЧИЯ: МЕТОДОЛОГИЯ И
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В основе классификации (и последовательности) рас-
^атриваемых в каждой из глав групповых признаков ин-

9 А. Либин


Человек В ГРУППЕ


 


дивидуальности лежит вычленение разных типов носите-
лей этих различий:

* биологического, проявляющегося в процессе созре-
вания организма; |

* психического, выступающего в виде различий в сён-
сомоторных, когнитивных, эмоциональных, регуляцион-
ных характеристиках;

* личностного, определяющего различия в самооцен-
ке, образе-Я, сфере высших эмоций и мотивов, интере-
сов и представлений; \

* интегративно-индивидуального, влияющего на пред-
почтение разных жизненных модусов и выбор стиля само-
реализации.

Для проведения исследований в любом из этих направ-
лений используется определенный набор методов.

Например, суть анализа возрастного аспекта индиви-
дуальности заключается в изучении изменчивости или ус-
тойчивости определенных характеристик по мере взросле-
ния. В основном для этих целей используется три подхода:

* метод срезов (cross-sectional) используется при изу-
чении разных групп людей различного возраста;

* лонгитюдный метод применяется для изучения од-
ной и той же группы людей в течение определенного пе-
риода времени;

* последовательный (sequential) метод объединяет эле-
менты предшествующих двух.

Еще одним не менее важным методом, позволяющим
установить, сохраняются ли выделенные паттерны при-
знаков в разных контекстах или культурах, является

* кросс-культурный анализ, в котором один или не-
сколько из перечисленных выше методов используется
более чем в одном контексте.

11.2. биологические ЧАСЫ — ГЕНЕТИЧЕСКИ
ДЕТЕРМИНИРОВАННЫЕ ПАТТЕРНЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ)
РАЗВИТИЯ |

Многие параметры, по которым одни люди отличают-
ся от других, детерминированы разными генетическими


 

развивающаяся индивидуальность...


 


программами. Арнольд Гезелл (Gesell, 1925) для определе-
ния последовательности смены паттернов в развитии, де-
терминированной генетическими программами, предло-
жил термин "созревание". Содержанием процесса созре-
вания является дифференциация систем организма,
обеспечивающая расширение диапазона реакций на воз-
действия окружающей среды. Благодаря функционирова-
нию ц организме человека специального нейроэндокрин-
ного аппарата регуляции генетической программы разви-
тия (см. ^Гояа/тгмна, Пономаренко, 19К7;Акин1цикова, 1977),
любая функция реализуется в пределах нормы реакции, а
конкретная форма ее проявления зависит от внешних воз-
действий.

Согласно современным представлениям об онтогене-
тике индивидуальности, возрастные психогенетические
исследования строятся с учетом следующих положений
(Егорова, Марютина, 1990):

* генотип выполняет двоякую функцию в онтогенезе,
одновременно типизируя и индивидуализируя развитие;

фенотип любого психологического признака может являть-
ся результатом и уникальной генетической конституции,
и уникального жизненного опыта;

* организация контролирующих развитие генетических
систем подчинена временному принципу, то есть "гены в
ходе развития "включаются и выключаются"" (Goldsmith,
1984); наследуемость одного и того же признака фенотипа
с возрастом может меняться, или, не меняясь по величи-
не, может определяться влиянием разных генетических
факторов;

* разница между генетической обусловленностью и
стабильностью признаков заключается в том, что "пси-
хологические характеристики, демонстрирующие высо-
кую стабильность в процессе развития, не обязательно
связаны с генотипом и, наоборот, генетически обуслов-
ленные характеристики отнюдь не являются неизмен-
ными" (там же, с.11).

Насколько обширна сфера влияния генетических про-
Фамм, регулирующих, к примеру, процесс созревания?
Данные, которые можно метафорически представить в виде
отметок на циферблате биологических часов, показыва-


 

человек В ГРУППЕ


 


ют, что это влияние затрагивает широкий спектр индиви-
дуальных проявлений. Мальчики с более ранним созрева-
нием, кроме наличия превосходящей по сравнению со
сверстниками физической силы, связанной с конструк-
том маскулинности (Carron & Bailey, 1974), имеют пре-
имущество в привилегиях, степени ответственности и ха-
рактере заданий, типичных для более старших по возрасту
(Eichom, 1963). Что же касается девушек, последствия раз-
ницы в созревании здесь менее очевидны. Данные Кали-
форнийского Исследования Развития показывают, что
девушки с более поздним созреванием занимали более
ведущие позиции в школе и оценивались как более урав-
новешенные, социабельные, дружелюбные, лидирующие
и экспрессивные (Weatherley, 1964).

Еще одним показателем, включенным в качестве
неотъемлемого компонента в эволюционно-конституцио-
нальный фактор, является физическая привлекательность.
Во многих исследованиях выявлена закономерность — впол-
не согласующаяся с традициями социобиологических тео-
рий — в предпочтении мужчин с мезоморфным типом
телосложения, отличающимся развитыми мускулами,
широкими плечами, узкими бедрами (Lemer & Кот, 1972).
Красивые, физически привлекательные люди более попу-
лярны среди сверстников, которые приписывают им бо-
лее позитивные личностные характеристики, а красивых
детей взрослые считают менее склонными к агрессивнос-
ти (Dion, 1972).

Помимо созревания, выделяют еще очень важную вре-В
менную линию в функционировании биологических сие-"*
тем организма. Когда человек достигает тридцатилетнего •|
возраста, многие функции начинают проявлять тенден-
цию к снижению (разумеется, с известными допущения-
ми). Однако различия между индивидами и здесь играют
определяющую роль. В одном из исследований сравнили
группу мужчин в возрасте семидесяти одного года с более
молодыми мужчинами (Birren, Schaie, 1996). Оказалось, что
различия практически отсутствуют в двух выделенных под-
группах — очень здоровых старших и более молодых, про-
сто здоровых для своего возраста, мужчин. Известны так-
же экспериментальные факты (Friedm an, Rosenman, 1974)


развивающаяся индивидуальность... 261

о том, что мужчины в возрасте сорока—пятидесяти лет
представляют собой своеобразную группу риска, прояв-
ляя именно в этом возрасте большую подверженность
сердечным приступам, связанным со стрессом и сорев-
новательным поведением. Вполне возможно, что этот тип
поведения связан с формально-программной характе-
ристикой предпочтения ранга доминирования, детерми-
нированной эволюционной, генетически закрепленной
стратегией.

Немаловажное измерение биологического времени свя-
зано с интимнейшей функцией поведения — сексуальной
активностью. Изучение группы людей в период с шести-
десяти семи до семидесяти семи лет выявило отсутствие у
них снижения интереса к сексуальной стороне жизни
(Pfeifer, Verwoerd, Wang, 1969). Однако, как интерес к сек-
су в поздний период жизни, так и физическая способ-
ность реализовать этот интерес, зависят от регулярности в
осуществлении сексуальной активности в течение жизни,
а также коррелируют с ее уровнем в более молодые годы
(Masters & Johnson, 1966).

11.3. ментальные ЧАСЫ — ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА
ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

Нельзя сказать, чтобы психологические часы, отмеча-
ющие время изменений в психической сфере, шли своим
независимым ходом. Но все же течение ментального вре-
мени определяется закономерностями несколько иного,
нежели генетические программы, плана. Запаздывая, мен-
тальные часы индивида указывают на задержку в психи-
ческом развитии, отмечая, например, более низкий уро-
вень его IQ (см. главу 6). Опережая биологический возраст,
ментальное время субъекта показывает, что перед нами,
возможно, будущий Моцарт или Ландау. В то же время пси-
хическое развитие отражает основные закономерности
поступательного процесса, характеризующего движение
человека по жизни.

Модель общего механизма формирования иерархизо-
ванной структуры ментального мира находится пока еще
в стадии теоретической и экспериментальной проверки

 


 

Человек. В ГРУППЕ


 


(Веккер, 1998). Ряд интересных данных получен в диффе-
ренциально-психофизиологических исследованиях. Есть
экспериментальное подтверждение того, что "свойства
темперамента и общих способностей на ранних этапах он-
тогенеза обнаруживают весьма тесное взаимодействие"
(Русалов, Дудин, 1995). Однако анализ плотности корреля-
ционных связей в структуре индивидуальности детей и
взрослых показывает, что с возрастом усиливается влия-
ние специальных факторов и происходит дифференциа-
ция темпераментального и интеллектуального уровней
регуляции поведения. У подростков число значимых коэф-
фициентов корреляции между исследуемыми признаками
не только больше, но и выше по уровню значимости. та§

сенсорно-перцептивная СФЕРА *-

Кажется очевидным, что с возрастом в психомоторном
поведении происходят изменения — движения становятся
как бы замедленными и менее координированными. Од-
нако изучение одного из основных психомоторных пока-
зателей — времени реакции — не позволяет сделать такой
однозначной интерпретации. Влияние тренировки оказы-
вается очень сильным и более старшие спортсмены не толь-
ко превосходят своих сверстников-неспортсменов в быст-
роте реагирования, но и опережают в выполнении ряда
заданий молодых неспортсменов (Spirduso, 1975). Ухудше-
ние же времени реакции скорее связано с общей физи-
ческой несостоятельностью (гипертония и сердечно-сосу-
дистые нарушения), чем с возрастом. Более того, этот по-
казатель (речь идет о снижении времени реакции) оказы-
вается предиктором сердечно-сосудистых повреждений
(Abrahams & Birren, 1973).

Когнитивная СФЕРА

Дж.Блок (Block et al., 1981) со своими коллегами изу-
чал в лонгитюдном исследовании устойчивость стилевой
характеристики "узость—широта категоризации" на одной
и той же группе детей, тестируемых периодически с четы-
рех- до одиннадцатилетнего возраста. Показатели узости--
широты, выявленные у четырехлетних детей, оказались


 

развивающаяся индивидуальность...


 


слабо связанными с результатами их тестирования по тому
же методу в 11 лет (это было характерно только для маль-
чиков, так как у девочек стабильность связей между пока-
зателями оказалась нарушенной из-за вариации компонен-
тов задания). Результаты интерпретировались двояко —либо
исследуемая стилевая характеристика является фундамен-
тально нестабильной в течение этого возрастного перио-
да, либо ее психологическое значение подвергается транс-
формации в процессе развития ребенка за семилетний
период.

Степень интеллектуального развития обнаруживает связь
с характеристиками образа Я. Самоописание школьников
с более низкими показателями интеллекта было более
поверхностным и конкретным. Образ-Я старшего, но ме-
нее развитого в интеллектуальном отношении ребенка
оказывается сходным с образом-Я младшего, но интел-
лектуально развитого для своей возрастной группы ребен-
ка (Livesley & Bromley, 1973). Этот вывод подтверждает ги-
потезу Жана Пиаже (1969), предполагающего взаимное
влияние социальных факторов и индивидуальных перемен-
ных на когнитивное развитие, в частности, способность к
децентрации.

Когнитивное развитие включает также активное конст-
руирование мира ментальной реальности. Согласно Пиаже
(1969) возрастная группа детей одиннадцати—двенадцати
лет обладает яркой спецификой, заключающейся в овла-
дении ими формальными операциями, которые обычно
характеризуются (Smart & Smart, 1978):

* свободным, мобильным и гибким характером как
следствием развития способности к абстрактному мыш-
лению;

* учетом всех возможностей;

* контролем, который заключается в принятии в рас-
чет всех релевантных и иррелевантных предпосылок и ин-
формации;

* объяснением, а не только описанием воспринимае-
мых феноменов.

Отметим, что хотя этап формирования формальных
°пераций является экспериментально подтвержденным
фактом, многие индивидуумы, включая взрослых людей,


 

Человек В ГРУППЕ


 


не всегда могут похвастаться демонстрацией подобного типа
мышления.

Наиболее типичны в дифференциальной психологии
исследования, рассматривающие ухудшение с возрастом
таких когнитивных функций, как внимание и память., Хотя
механизм этого процесса не совсем понятен, ясно, что он
связан с двумя переменными — возможностями сенсор-
ных регистрирующих систем и процессом передачи полу-
ченной информации в хранилище кратковременной па-
мяти. Однако время, необходимое для передачи информа-
ции из сенсорной системы (анализатора) в распоряжение
кратковременной памяти, уменьшается в течение детства
и увеличивается в поздний период взрослости (Baltes, Reese
& Lipsitt,
1980). Это означает, что очень маленькие дети и
пожилые люди "теряют" много информации до того, как
она попадает в кратковременную память.

Интересные данные были получены при исследовании
вторичных образов—представлений, в частности, грез.
Обследовав 240 взрослых людей в возрасте от 19 до 50 лет,
Зингер (Singer, 1966) выявил, что большая часть характери-
зующих человека грез появляется в период с 19 до 29 лет,
а плотность их потока уменьшается в интервале 40—49 лет.
Для объяснения обнаружившейся границы были выдви-
нуты два предположения: увеличение ответственности и
объема времени, связанного с работой и обязательствами;

а также уменьшение жизненной перспективы, вызванное
тем, что человек среднего возраста достиг определенной
устойчивости в определении своей жизненной роли в кон-
тексте собственного будущего.

11.4. социальные ЧАСЫ — ЭТАПЫ ОСВОЕНИЯ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Эти часы также отмеряют время по своим стандартам. В
каждой культуре или жизненном контексте социальные
часы (Helson, Mitchell & Moane, 1984) определяют время
для поступления детей в школу, приблизительное время
женитьбы и рождения ребенка, время увольнения на пен-
сию и пр. Хотя основной нашей темой является изучение
различий, интересно отметить факт редкой согласованно-


 

развивающаяся индивидуальность...


 


сти во мнениях среди представителей очень разных возра-
стных групп по поводу "подходящего возраста" для осу-
ществления важных социализированных форм выбора
(Neugarten, Moore & Lowe, 1965):

* наилучший возраст для заключения брака для муж-
чины — 20"-25 лет,

* наилучший возраст для заключения брака для жен-
щины — 19—24 года,

* когда лучше всего мужчине начинать карьеру — 24—
26 лет,

* когда большинство мужчин достигает вершины карье-
ры — 45—50 лет,

* возраст наивысших достижений для женщины —
30-45 лет.

Конечно, ни генетически-детерминированные програм-
мы поведения, ни продолжительное социальное воздействие
определенного рода не определяют окончательно устойчи-
вость паттернов во времени. Особенности трудного детства
не предопределяют фатально ужасную жизнь взрослого, также
как и счастливое детство не гарантирует удовлетворенности
жизнью в будущем. Слишком велик объем жизненного про-
странства, подверженного воздействию колоссального ко-
личества факторов. Однако вероятность точного прогноза и в
этом случае остается высокой, так как далеко не все факто-
ры сопряжены со случайностью — многие из них имеют в
своей основе закономерные процессы.

Интересно, что предикторы, основанные на сравнении
показателей различных периодов взрослой жизни, оказы-
ваются достаточно предсказательными по сравнению с
предикторами, основанными на анализе факторов "детст-
во—взрослость". Например, лонгитюдные данные показы-
вают, что лучшим предсказателем удовлетворенности со-
циальной (также как, кстати, и сексуальной) активно-
сти в период поздней взрослости является уровень лично-
стной удовлетворенности этими же проявлениями актив-
ности в среднем возрасте (Pal/nor, 1981).

Мотивация как одна из основных движущих жизнен-
Цых сил человека в немалой степени подвержена измене-
ниям. Изучение групп молодых работников и профессио-
налов в возрасте выявило следующую тенденцию в их от-


 

человек В ГРУППЕ


 


ношении к своей основной работе. Молодые видели ис-
точник мотивации прежде всего во внутренних сторонах
работы, связанных с возможностью изменения установок,
потребностью в креативности, возможности использова-
ния ее для личностного роста и обучения. Старшие, на-
против, были мотивированы внешними условиями, таки-
ми как деньги, продвижение по службе и надежность по-
зиции (Donovan, 1984).

Не все решаются изменить устоявшийся уклад жизни в
определенном возрасте. Например, сменить работу в воз-
расте сорока пяти лет, не говоря уже об изменениях в про-
фессиональной ориентации. Исследования показывают, что
стабильность профессиональной занятости увеличивается
с возрастом. Чем больше обусловлено изменение в ходе
намеченной раньше профессиональной карьеры — обето-1
ятельствами или определенными личностными особенно-1
стями? Сравнивая группу сорокапятилетных мужчин, сме-"
нивших профессию, с их сверстниками, не сделавшими
этого, исследователи (Wiener & Vaitenas, 1977) обнаружи-
ли, что первые характеризуются меньшими значениями
по результатам личностных тестов, измеряющих стремле-
ние к власти и уровень доминирования. В то же время вы-
сокие показатели по этим параметрам характеризуют наи-
более успешных профессионалов в области предпринима-
тельства, к которой относились испытуемые. Я

11.5. время ЛИЧНОСТИ — "Я" В ПРОШЛОМ,
НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ

Личностное время является, пожалуй, самым важным
показателем уровня развития индивидуальности, высту-
пающим в роли интегратора, соотносящего в субъектив-
ном временном континууме показатели всех "часов". Речь
идет сейчас не о субъективно-личностном ощущении вре-
мени, скажем, хода своей жизни, жизни всего человече-
ства или безостановочного движения Вселенной. Мы вы-
деляем формальные показатели, позволяющие характери-
зовать особенности личностных структур в развитии.

Внесознательно складывающая, аморфоподобная Я-
концепция маленького ребенка еще не выходит за грани-


развивающаяся индивидуальность... 267


 


цы сенсомоторной сферы. Взаимодействуя случайным и
манипулятивным образом с предметами, а также разви-
вая способы коммуникации, ребенок начинает при-
обретать смутное "валовое чувство" (по выражению
И.М.Сеченова, 1947), что он является активным нача-
лом в этом процессе взаимодействия. Девяти-двенадца-
тимесячные младенцы, помещенные перед зеркалом,
пытаются играть с зеркальным отражением, которое пока
еще воспринимается ими как "Некто". Психологи поме-
чали нос младенцев пятнышком, и ни один из них, глядя
в зеркало, не пытался притронутся к собственному носу.
Этот тест на выявление уровня осознанности Я был сде-
лан и в Отношении младенцев другой возрастной груп-
пы. Среди тех, чей жизненный опыт измерялся перио-
дом в двадцать один месяц, три четверти продемонстри-
ровали появление первичного уровня проявления осоз-
нанности, дотрагиваясь до своего носа, глядя на зер-
кальное отражение (Lewis & Brooks, 1978).

Так возникает начальная координата самого важного,
наряду с биологическим и социальным, вектора в детер-
минации индивидуальности, который можно назвать век-
тором жизненного опыта или самодетерминации. Идущее
вначале вне фокуса сознания Время, все больше начинает
осознаваться как критерий происходящих интраиндиви-
дуальных изменений. Однако независимо от степени осоз-
нания, возрастные изменения затрагивают все сферы лич-
ности.

Интересные различия обнаруживаются в изменении
структуры Я-концепции в период с семи до четырнадцати
лет (Livesley, Bromley, 1973). Анализ сочинений на тему "Я",
полученных от 320 детей, показал уменьшение одних и
возрастание других категорий самоописания по мере взрос-
ления (список приводится не полностью):

Относительное значение Относительное значение

уменьшалось увеличивалось
Внешность Направленность
Половая и расовая идентичность Интересы и увлечения
друзья и приятели
Семья и родственники
Личные вещи

Отношение к себе Значение лиц другого пола Сравнение себя с другими

 

Человек В ГРУППЕ


 


Дети младшего возраста скорее описывают себя с по-
мощью акцентирования физических данных и указания на
внешние характеристики, а для старших важнее оказыва-Я
ется подчеркивание своих специфических психологичес-j
ких особенностей и характера взаимоотношений с други|
ми людьми (Jersild, 1951).;

Феномен связи хронологического возраста и личност-
ного ощущения этого возраста получил название "психо-
логического возраста", который считается интегральным
показателем отношения человека ко времени своей жизни
и определяется как самооценка человеком себя на шкале
собственного жизненного времени (Кроник, 1994). Соот-
ветствие хронологического и психологического (личност-
но окрашенного) возраста свидетельствует об умении че-
ловека найти приемлемый для себя темп жизни, соотнес-
ти свои притязания и возможности. Таким людям присущ
многомерный и целостный образ мира, готовность вос-
принимать новое во всей его полноте и противоречивости
(Парилис, 1988). Завышенный психологический возраст
(когда двадцатипятилетний человек склонен считать себя
сорокалетним) связан с пессимистичной и обедненной
жизненной перспективой. Данные, полученные в резуль-
тате обследования пострадавших во время Чернобыльской
аварии атомного реактора, показали, что у оказавшихся
психологически старшими респондентов индексы самочув-
ствия, активности и фона настроения были значительно
ниже, чем в остальных группах. Лица, не выявившие раз-
личия между хронологическим и психологическим возра-
стом, обладали самым низким уровнем тревожности, и их
показатели индекса тревожности даже в такой экстремаль-
ной ситуации не превышали верхней нормы. Завышенный
психологический возраст выявлен также у подростков,
находящихся в интернате или колонии. Эта тенденция со-
провождалась снижением адекватности самооценки и вы-
раженными потребительскими ориентациями (Кроник,
Хомик,
1988).

Анализ ставшего хрестоматийным примера подростково-
го эгоцентризма проделали Д.Элкинд и Р.Боуэн (Elkind &
Bowen,
1979) в связи с изучением в разных возрастных
группах уровня развития самосознания, под которым п6-


развивающаяся индивидуальность... 269

нималась склонность или нежелание отчитываться перед
воображаемой аудиторией. Выяснилось, что средняя воз-
растная группа подростков (тринадцать лет плюс-минус
девять месяцев) отличается наиболее развитым самосоз-
нанием (по сравнению как с младшей, так и со старшей
возрастными группами). При этом девушки показали бо-
лее высокий уровень развития самосознания, чем юноши.
Этот результат, как мы видим, подтверждает гипотезу о
"трудном возрасте", основной характеристикой которого
является нежелание подчиняться стереотипным требова-
ниям и мнениям, которые считаются авторитетными.

Подростковый возраст считается временем, необходи-
мым для размышлений о себе и жизни, большое влияние
на ход которых оказывает культурный контекст (социо-
экономическое положение, идеология семьи etc.). Но, не-
зависимо от складывающегося контекста, можно разли-
чить, КАК организуется мышление личности. Подросткам
была предложена гипотетическая ситуация, в которой ты-
сяча людей направлялась на Тихоокеанские Острова с це-
лью создания там некой новой общности (Adelson, 1975).
Испытуемым было предложено описать, каким должно
быть новое правительство и социальный порядок. Одним
из наиболее явных отличий в возрастных группах был уро-
вень абстрактности в рассуждениях (что подтвердило дан-
ные Пиаже о стадиях когнитивного развития). Более юные
были склонны к персонализации всей истории, называя
правителя "он" и рассуждая о влиянии государства на жизнь
отдельных людей. Группа же пятнадцатилетних высказы-
вала более отвлеченные гипотезы, которые касались регу-
лирования жизни государства с точки зрения всеобщей
полезности формулируемых законов, которые могут мо-
дифицироваться в зависимости от обстоятельств.

Система личностных ориентации, измеряемых шкалой

идентификация—ассоциированность", также подверже-
на возрастным изменениям. К.Бауэрман и Дж.Кинч
{oowerman & Kinch, 1969) сравнили четыре возрастных
Фуппы подростков по параметрам (суть которых для удоб-
ства мы представим в виде задаваемых подросткам вопро-


 

Человек В ГРУППЕ


 


сов): идентифицированное™ (вопрос: "Кто лучше тебя
понимает — родители или сверстники?"), ассоциирован-
ности (вопрос: "С кем тебе приятнее заниматься делами ~
с семьей или сверстниками?"), нормативности (вопрос:

"Кому ты отдашь предпочтение в случае столкновения
интересов — семье или сверстникам?"). Результаты пока-
зали, что средневзвешенный коэффициент ориентации на
семью резко снижается с возрастом — от 87,1% у четырех-
классников до 31,6% у девятиклассников; склонность к
ассоциированности скорее со сверстниками, чем с семьей
возрастает от 8,9% в самой младшей группе до 55,7% в
старшей. Однако стремление к идентификации с семьей,
вопреки ожиданиям, оказалось не столь подвержено из-
менениям, сократившись с 81% до 52% в крайних возраст-
ных группах. Поскольку параметр идентификации подра-
зумевает предпочтение того, на кого бы хотелось быть по-
хожим, семья оказ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...