Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Маскулинность, фемининность и андрогиния




Существование значительных различий между мужчи-
нами и женщинами как представителями двух самых влия-
тельных групп человечества не означает, что все рассматри-
ваемые характеристики будут непременно описывать целост-
ную индивидуальность конкретного человека. Мы склонны
концептуализировать пол как ярко выраженную дихото-
мию, используя в качестве демаркационного критерия саму
Природу, наделившую нас биологическими половыми
признаками. Поэтому наше внимание фокусируется скорее
на крайних показателях, нежели на вариативности призна-
ков между мужским и женским полюсом поведения. Между
тем, предписанные жесткой дихотомичной моделью поло-
вые роли — обычно обозначаемые в терминах маскулиннос-
ти и фемининности — все больше вступают в противоре-
чие с усилением процесса социализации. Сандра Бэм (Bern,
1975) в качестве выхода предлагает понятие андрогинии
(andro — мужчина, gyn — женщина) для обозначения со-
четания в индивидуальном психологическом профиле вы-
соких показателей маскулинности и фемининности. Анд-
рогиния понимается как согласование тенденций маску-
линности и фемининности в одной и той же личности, что
можно представить в виде аддитивной пары со множеством
возможных индивидуальных вариаций (Исаев, Каган, 1988).
0 этом смысле андрогиния связана с избеганием фиксиро-
ванного на половом факторе самоопределения личности и
представляет собой особый тип психологического функци-
онирования со многими позитивными последствиями
(Taylor & Hall, 1982).

Результаты измерения степени андрогинности с при-
^нением специальных опросников (Bern, 1974) проти-
°речивы, так как даже опросник фактически не был
лринят психометрической общественностью из-за недо-


 

человек В грудцf


 


статочно обоснованной надежности измерений (Myers <S;.
Conda,
1982). Согласно исходной концепции, андрогин-
ные субъекты пользуются "женским" или "мужским"
способом поведения в зависимости от параметров ситу-
ации. Возможность гибко реагировать образует значитель-
ный личностный потенциал для эффективного решения
проблем, психологической адаптации и общей удовлет-
воренности жизнью (Mggins, & Hoizmuller, 1981).

12.6. какая РЕАЛЬНОСТЬ СКРЫВАЕТСЯ
ЗА СТЕРЕОТИПАМИ?

В этом разделе будут приведены данные, заставляющие
посмотреть на проблему половых различий с неожидан-
ной стороны. Возможно, в реальности, очерченной опи-
сываемыми ниже тенденциями, скрывается перспектива
исследований в области мужской и женской природы.

Мнение о том, что агрессивность является доказан-
ным признаком маскулинности (Maccoby & Jacklin, 1980),
детерминированным биологически, подверг сомнению
Т.Тиигер (Tieger, 1980), который на основе обстоятель-
ного анализа данных заключает, что до шести лет нет
различий между мальчиками и девочками в уровне агрес-
сивности, а затем агрессивное поведение начинает фор-
мироваться под влиянием полоролевых стереотипов. А.Ф-
роди и Дж.Маколэй (Frodi & Macaulay, 1977) считают
неверным мнение о большей агрессивности мужчин. Дело
не в степени агрессивности, а в половой детерминации
поведения в различных ситуациях. Женщины, обладая
более выраженной эмпатией, тревожностью и чувством
вины, подавляют открытую агрессию там, где мужчины
ее проявляют. В то же время, женщины агрессивны не
менее мужчин, если расценивают свои действия как спра-
ведливые или чувствуют себя свободными от ответствен-
ности.

Эмпатия как черта, более свойственная женщинам,
действительно соответствует их природе. Вероятность слу-
чайности такого вывода составляет 1:64000 {Huffman, 1977).
Но социализация по-разному влияет на развитие эмпа-
тии. Положительная связь эмпатии с готовностью помочь


половые РАЗЛИЧИЯ...

другому обнаруживается только у мальчиков (Eisenberg-
Berg & Mussen,
1978), поэтому возможно, что мужчины
обучаются эмпатии в течение жизни. Зато женщины "ра-
зучиваются", так как слишком высокий уровень эмпа-
тии затрудняет психологическую адаптацию, обязывая
ко многому, и потому эмпатия "не выгодна" в личност-
ном плане (Blanck et al., 1981).

Для объяснения различий в способностях часто привле-
кается гипотеза о функциональной асимметрии мозга, то
есть о более симметричном на нейрофизиологическом уров-
не функционировании полушарий у женщин, и асим-
метричном у мужчин. Однако, если более развитые про-
странственные способности мужчин часто интерпрети-
руются как свидетельство влияния биологического или
врожденного фактора, связанного с полом, то превос-
ходящие вербальные способности женщин обычно объяс-
няют в терминах средовых факторов, например, более
интенсивным общением с матерью etc. Поэтому все боль-
ше укрепляется точка зрения, что, за исключением пара-
метров, обусловленных генетической программой со-
зревания организма, большинство наблюдаемых разли-
чий детерминировано влиянием социального контекста
(Unger, 1979; Maccoby & Jacklin, 1974). По данным Р.Пло-
мина и Т.Фокса (Plomin, Fox, 1981) фактор пола обус-
ловливает не более чем пять процентов от общей диспер-
сии показателей интеллекта, и только один процент — в
параметрах вербальных способностей.

Хотя, как видно, рано утверждать об окончательной яс-
ности в отношении хотя бы одного параметра, связанного с
половыми различиями. Будущее дифференциальной психо-
логии пола, как одного из центральных разделов науки о
человеческих различиях, кажется более определенным, чем
ее прошлое.

Ключевые термины главы', андрогиния, биологическая эво-
люция, маскулинность, половая дифференциация, по-
ловая идентификация, полоролевое поведение, пре-
натальное развитие, социальная желательность, сте-
реотипы, фемининность, языковые способности.


глава 13. социоэкономический СТАТУС
ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Социальные классы или "слои населения" оказываются
следующей важной переменной в сфере групповых разли-
чий. Разумеется, специалисту в области дифференциальной
психологии приходится сталкиваться с гораздо более узким
аспектом анализа стратификации, чем, например, социоло-
гу или же социальному психологу. В этом разделе наряду с
обозначением "социальный класс" будет использоваться по-
нятие "социоэкономический статус". И дело не только в
словах. Переход от одного понятия к другому означает, что
от изучения групп, "различающихся по уровню благопо-
лучия, образования или политического влияния", ак-
цент смещается на множество компонентов, образую-
щих социальный класс, как-то: "доход семьи, уровень
образования родителей, профессиональный престиж, де-
мографические характеристики ближайшего окружения"
(Ceci, 1996). Все эти компоненты должны быть учтены и
изучены с точки зрения их влияния на интеллект и ин-
дивидуальный стиль поведения, ценностные ориентации
и мотивы, в конце концов, на индивидуальное своеоб-
разие человека в целом.

13.1. критерии РАЗЛИЧИЙ МЕЖДУ СОЦИАЛЬНЫМИ
ГРУППАМИ

В большинстве обществ с ярко выраженным многона-
циональным оттенком, например, в США, процесс стра-
тификации происходит в результате воздействия социальных
и экономических факторов. Для обозначения совокупнос-
ти переменных, которые в дифференциально-психологи-
ческом контексте играют роль обладающей устойчивым
влиянием ситуативной детерминанты, введено понятие Со-
циоэкономического Статуса (СЭС) (с англ. — socio-
economical status — SES), определяемого на основе анализа
рода занятий, уровня дохода и образования. Все эти пока-
затели, разумеется, коррелируют между собой, что и дает


ГпЦИОЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТАТУС ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

основание для их выделения в качестве некоего интегратив-
ного критерия, разделяющего любое современное обще-
ство на страты. Система стратификации включает в себя и
такие переменные, как условия проживания, стили жизни
(включая установки и ценностные ориентации), наконец,
ожидания как показатель направления развития. Взятые все
вместе, эти параметры образуют контекст, на фоне кото-
рого происходит важнейший процесс социализации ре-
бенка (Liebert, Wicks-Nelson, 1981).

Можно выделить два подхода к анализу различий между
людьми, обусловленных феноменом стратификации. Пер-
вый связан с выделением континуальной шкалы "сни-
зу—вверх", второй построен на сравнении так называе-
мого среднего класса с неблагополучными группами на-
селения. Исследования, проведенные среди различных
групп населения в рамках первого подхода, выделяют пять
социально-экономических уровней — "нижний (небла-
гополучный) класс", рабочий класс ("голубые воротнич-
ки"), класс-ниже-среднего ("белые воротнички", служа-
щие), клаес-выше-среднего (бизнесмены и независимые
профессионалы), "класс-с-высоким-уровнем" (Coleman
& Neugarten,
1971). Процент населения, приходящийся
на каждый выделяемый в популяции класс, оказывается
довольно устойчивым и составляет для США соответствен-
но 18, 48, 21, 10 и 3.

13.2. Экология индивидуального развития

Влияние социального класса или страты, в которую
включен индивид, часто проявляется на протяжении всего
жизненного пути субъекта — от особенностей протека-
ния беременности матери до становления зрелой личности.
Д-Картрайт (Cartwright, 1974) выделяет два взаимосвя-
занных кластера признаков, характеризующих эффект
влияния на личность особенностей социального статуса.
Представим эти данные, а также результаты исследова-
ний других авторов, в обобщенном виде (см. таблицу 11).

Примечательно, что практически каждый из представи-
телей различных групп прекрасно осознает наличие социаль-
той иерархии. При этом четкие критерии для оценки своей

10 А. Либин


290________________________ человеквгру^ \

Таблица -i-i
Влияние на личность социоэкономических факторов

Характеристики статуса Социально-   Ситуативные и личностные переменные") Домашняя обстановка: привычки, установ~~  
экономический уровень   ки, особенности брака, готовность к появ-  
жизни родителей   лению ребенка; ближайшие родственники.  
Наследственные призна-   Потенциал и ограничения паттерна врож-  
ки   денных характеристик.  
Уход за матерью во вре-   Воздействие на организм ребенка в прена-  
мя беременности (вклю-   тальный период.  
чая питание)      
Питание новорожденного   Влияние на здоровье, жизнеспособность и  
и уход за ним   активность.  
Питание, уход и стимуля-   Развитие интеллекта и креативности.  
ция в период младенчест-      
ва      
Питание, уход и стимуля-   Формирование эмоций и характера.  
ция в детстве      
Соседи и ближайшее   Влияние на установки, знакомства.  
окружение      
Школьная среда   Знания, навыки, подготовленность, j  
Возможности для выбора   Поддерживающие или блокирующие тен- •1  
рода занятий   денции. j  
Профессия и уровень   Соответствие ожиданиям. •;ЦВ  
дохода      
Достижение определен-   Характеристики поставленных целей. 'Щ  
ного статуса   '  

 

социальной метки" люди давать затрудняются, указывая
лишь на тех своих знакомых, кто находится "ниже" или
"выше" их собственного уровня. Однако психологи выявили
по меньшей мере восемь компонентов, которые могут слу-
жить критериями для определения статусной позиции —
ранг профессии мужчины в терминах ее престижности,
доход семьи, качество домашнего хозяйства, репутация
района проживания, связи с общественными клубами и
организациями, посещение церкви, образование мужчи-
ны, образование женщины {Coleman & Neugarten, 1971).
Разумеется, одним из важнейших компонентов, влияю-
щих на проявление индивидуальных различий, оказывает-
ся специфика внутрисемейного взаимодействия.

13.3. семейная СРЕДА В ЗЕРКАЛЕ КЛАССОВЫХ |В
РАЗЛИЧИЙ "^

Многие психологические различия между школьниц
ками (в уровне развития способностей, предпочтении;


социоэкономический СТАТУС ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

эмоциональных реакций, самооценке и Я-концепции в
целом) связаны с различиями в семейной среде, неред-
ко зависящей от СЭС. В семьях, имеющих более высокие
показатели СЭС, отцы были склонны чаще бывать дома,
родители претендовали на большее участие в школьной
жизни детей и в их последующей профессионализации
(Whiteman & Deutsch, 1968).

Три важнейших показателя СЭС — уровень образования
матери и отца и профессиональный статус отца — связаны
с измерением оценки родительской заботы о детях
(Baumrind, 1971). Каждый из отмеченных трех индикаторов
положительно коррелировал со степенью их благотворного
влияния на семейную среду, а также со степенью проявле-
ния отцом стремления к развитию в ребенке независимости
и индивидуального своеобразия. При этом матери с высо-
ким образовательным статусом поощряли эти качества в
дочерях, в то время как корреляция их статуса с характери-
стиками сыновей оказалась незначимой. Отвержение ребен-
ком отца негативно коррелировало со степенью выражен-
ности всех трех показателей.

Изучение семейной среды в разных социальных классах
в течение тридцати лет позволило сделать два вывода —
количественный и качественный. Были выявлены лишь не-
значительные различия между семьями с разным СЭС по
признакам, характеризующим практику ухода за детьми
(количественный признак). Однако различия в манере, в
которой осуществлялось родительское воспитание, были
значительны (качественный аспект). Низкостатусные роди-
тели характеризовались как более авторитарные, обвиняю-
щие, принуждающие. Матери трех—пятилетних детей из се-
мей с низким статусом сильнее ограничивали поведение
своих детей (Zigler & Child, 1969).

Имея тенденцию к усилению с возрастом, частные эф-
фекты социально-классовых различий образуют довольно
^рьезный фактор, влияющий на такие тонкие сферы ин-
дивидуальности, как эмоциональная жизнь и связанные
с нею поведенческие паттерны. Представители так назы-
ваемого среднего класса чаще испытывают чувство вины
и 'склонны возникающую агрессию обращать против себя,
что "Появляется, например, в количестве суицидов. На-


человек В ГРУППЕ

против, представители "нижних слоев общества" обна-
руживают тенденцию к проявлению агрессии в форме
физических действий, направленных против других. В то
же время для детей из низкостатусных семей характерна
высокая соревновательность как возможность непосредст-
венной демонстрации своего превосходства над другими
а для детей из "среднего класса" характерно проявление
высокой степени стремления к достижениям (Zigler &
Child,
1969).

В зависимости от степени дифференциации между семья-
ми из разных слоев общества, включая отличия в ценност-
ных ориентациях, целях и стилях взаимодействия, форми-
руются различия между детьми, а затем уже и между взрос-
лыми. В соответствии с приведенной выше пятизначной шка-
лой градации социальных классов (см. 13.1) можно охарак-
теризовать специфику важнейших личностных характерис-
тик, относящихся к особенностям целей и ценностных ори-
ентации в семейной жизни, в зависимости от СЭС (см.
Duberman, 197 б):

1. "Неблагополучные". Супруги эмоционально и со-
циально изолированы; акцентирование обязанностей
женщины; мужчины не могут выполнить свою маску-
линную роль в освоении профессионального рынка; пря-
мое деление обязанностей по половой принадлежности;

осознание неконтролируемости своей жизни.;

2. "Голубые воротнички". По традиции свойственна
сильная половая сегрегация; женщины изолированы,
пассивны, подчиняемы, привязаны к дому. Современная
тенденция проявляется в стремлении к большему, по
сравнению с традиционными установками, равенству и
разделению обязанностей, принятия решений и сексуаль-
ных удовольствий.

3. "Белые воротнички". Акцент делается на респекта-
бельности, что может вести к ригидности поведения;

сильные семейные узы; жена является младшим помощ-
ником мужа.

4. "Выше среднего". Ориентация на карьеру, особенно
среди мужчин; финансовая независимость и стабилиза-
ция; социальный престиж; жена часто занимается само-
совершенствованием для помощи мужу в его карьере.


5. "Высокий уровень". Беззаботная жизнь, финансо-
вая стабильность, престиж; акцент на традициях и ро-
дословной; мужчины должны следовать в профессии се-
мейной традиции; жена должна полностью "идентифи-
цироваться" с мужем.

Разумеется, в соответствии с этими базовыми жизнен-
ными установками родители воспитывают детей, заклады-
вая, в немалой степени, прочную основу для обнаруживае-
мых затем во взрослых взаимоотношениях личностных раз-
личий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...