Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации к Субтесту 2 письмо




 

 

2.1. Цель субтеста -проверка уровня сформированности речевых умений тестируемых в области профессионально ориентированной письменной речи.

В процессе тестирования в области репродуктивной письменной речи проверяются умения построить обзорный информативный оценочный реферат на основе двух тестов (задание 1):

 

· сконструировать письменное монологическое высказывание с необходимой коммуникативной переработкой текста-источника;

· передать содержание чужой речи с разной степенью компрессии исходного текста;

· произвести содержательно-оценочную переработку текста/текстов: дать оценку содержания текста/текстов, обобщить информацию двух текстов.

 

В процессе тестирования в области продуктивной письменной речи (задание 2) проверяется умение

· правильно оформить и изложить сведения о научной работе: тема, проблема исследования, обоснование ее актуальности, цели и задачи работы.

 

 

2.2. Структура и содержание субтеста

Тест состоит из двух заданий и инструкции к их выполнению.

Задание 1 направлено на проверку умений тестируемых построить обзорный оценочный реферат на основе двух текстов.

Задание 2 проверяет навыки в создании самостоятельного письменного речевого произведения, актуального для учебно-научной сферы общения тестируемого: формулировка темы научной работы, обоснование ее актуальности, описание целей и задач исследования.

 

Характеристика презентуемого материала

В качестве текстов-опор для задания 1 предлагается 2 профессионально ориентированных текста объемом 2000 -2100 печ. знаков каждый.

 

 

Процедура проведения субтеста

Время проведения теста - 80 минут.

При выполнении теста тестируемый может пользоваться словарем.

Тестируемый получает Инструкцию к выполнению теста.

Затем тестируемому выдаются тестовые задания с инструкцией к ним.

 

2.5. Обработка и оценка результатов тестирования, где контроль осуществляется на основе заданий со свободно конструируемыми ответами, проводится на основе экспертной оценки письменных работ испытуемых. При оценке результатов определяется разный вес компонентов субтеста в зависимости от их значимости для решения поставленной коммуникативной задачи.

Тестирующий проверяет письменные работы тестируемых и заполняет контрольные листы экспертной оценки.

Показатели, учитываемые при оценке уровня владения навыками и умениями репродукции письменного высказывания:

1) реализация тестируемым поставленной в задании коммуникативной задачи:

* полнота представления основной информации текстов-источников;

* наличие сопоставления представленных в текстах-источниках точек зрения;

* выражение оценки концепций, представленных в исходных текстах;

2) логичность и связность изложения;

3) владение тестируемым языковым и речевым материалом, лексико-грамматическая правильность речи.

Показатели, учитываемые при оценке уровня владения навыками и умениями продукции письменного высказывания:

1) адекватность созданного тестируемым текста цели, сформулированной в задании;

2) полнота и развернутость письменного высказывания;

3) логичность и связность изложения информации;

4) наличие аргументирующей информации;

5) логико-грамматическая правильность речи.

 

Весь субтест «Письмо» оценивается в 100 баллов.

При оценке результатов тестирования по письму выделяются два уровня: удовлетворительный - не менее 75% стоимости субтеста (не менее 75 баллов). неудовлетворительный - менее 75% (менее 75 баллов).


Контрольный лист экспертной оценки (письмо)

 

__________________________

(Фамилия, имя тестируемого)

 

 

Задание 1. Обзорный оценочный реферат (стоимость задания - 60 баллов)

 

  П а р а м е т р ы о ц е н к и (номенклатура объектов контроля) Коли- чество ошибок Колич. баллов  
  Адекватность реализации коммуникативной задачи      
1. Полнота представления основной информации (-6баллов за пропуск каждого информативно значимого фрагмента текста)        
2. Точность передачи информации (-1 балл за каждый случай искажения информации)      
3. Умение свертывать информацию (-2 балла за наличие в тексте второстепенной информации)        
  Наличие сравнительно-сопоставительного анализа (-10баллов за отсутствие установления сходства; -10баллов за отсутствие установления различий)      
5. Наличие собственной оценки концепций ученых (-10баллов за отсутствие выражения оценки)      
6. Наличие структурно-смысловых компонентов реферата (-2 баллаза отсутствие одного компонента)      
    Формальные параметры      
7. Объем реферата (индекс сжатия текстов - 1/3) (-2балла за отклонение от нормы)      
8. Соблюдение жанровых особенностей (-3балла за отсутствие реферативных конструкций при изложении текстов; -3балла за отсутствие конструкций, обозначающих сходство и различия точек зрения; -3балла за отсутствие оценочных языковых средств)      
9. Логичность и связность изложения (-1балл за каждое нарушение)      
10. Лексико-грамматическая правильность (-1балл за каждую коммуникативно значимую ошибку; -0,5балла за каждую коммуникативно незначимую ошибку)      
    Итого:        
  Поощрительные баллы      
11. Разнообразие использованных реферативных конструкций (+2балла)      
12. Разнообразие способов выражения оценки (+2балла)      
    Итого:      
  Общее количество набранных баллов:      

Примечания.

1. В таблице выделены два раздела («Адекватность решения коммуникативной задачи» и «Формальные параметры»), в рамках которых фиксируется оценка плана содержания и плана выражения письменных работ тестируемых. Кроме того, отдельно выделена графа, где фиксируются поощрительные баллы.

2. Адекватность реализации коммуникативной задачи предполагает выполнение трех задач, поставленных в задании 1: краткое изложение содержания текстов; сравнение концепций двух ученых; выражение своей оценки предложенных концепций.

«Адекватность» оценивается в 60 баллов, которые распределяются с учетом значимости каждой из задач следующим образом:

* изложение содержания текстов - 30 баллов,

* сравнительно-сопоставительный анализ - 20 баллов (10 баллов - за выявление сходства концепций, 10 баллов - за указание на различия во взглядах ученых),

* выражение оценки - 10 баллов.

При неадекватности решения основной коммуникативной задачи ответ не оценивается; при частичной неадекватности из общей стоимости задания (60 баллов) вычитается соответствующее количество баллов (30 - за нереализованность первой коммуникативной задачи, 20 - второй и 10 - третьей).

3. Для более точного измерения полноты представления основной информации (пункт 1 таблицы) в каждом из исходных текстов было выделено по 5 информативно-смысловых блоков: 1) база, источники культурологических концепций Данилевского и Шпенглера; 2) идея культурно-исторических типов и их поэтапного развития; 3) оценка цивилизации; 4) выделение учеными определенного количества культурно-исторических типов; 5) указание на социальную общность, наиболее перспективную для истории.

Стоимость каждого блока информации - 6 баллов (все пять заданий - 30 баллов), следовательно, если в реферате отсутствует один из выделенных фрагментов, то снимается 6 баллов.

4. Требование точности передачи информации (пункт 2) связано с необходимостью не только изложить основное содержание, но и не исказить его смысл.

5. С требованием умения свертывать информацию (пункт 3) связан запрет на введение в реферат второстепенной информации (иллюстративный материал, статистические данные, схемы, таблицы и т.п.). За наличие в тексте такой информации независимо от ее объема снимается 2 балла.

6. Адекватность выполнения второй коммуникативной задачи фиксируется в пункте 4 «Н аличие сравнительно-сопоставительного анализа». Общее количество минус-баллов - 20, 10 из которых снимается за отсутствие выявления сходства в двух сравниваемых объектах и 10 - за отсутствие установления различий (независимо от формального оформления сопоставления).

7. К плану оценки содержания реферата относится и пункт 6, где фиксируется наличие структурно-смысловых компонентов реферата. Обязательные компоненты обзорного оценочного реферата следующие:

* тема (ее актуальность),

* выходные данные источников,

* сведения об авторах (если они известны),

* параллельное изложение общих проблем, поднятых разными авторами, с сопоставлением позиций авторов,

* обобщение основных идей, содержащихся в реферируемых источниках.

8. Пункты 7 - 10 таблицы позволяют фиксировать ошибки в оформлении реферата (объем, соблюдение жанровых особенностей, логичность и связность изложения), а также лексико-грамматическую правильность письменного продукта. При этом под коммуникативно значимой ошибкой понимаются лексико-грамматические и стилистические ошибки, влияющие на решение коммуникативной задачи.

9. Сумма полученных баллов (с учетом поощрительных баллов) не должна превышать стоимости всего задания (60 баллов).


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...