Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Командный менеджмент как вид опосредованного управления




Командный менеджмент, наряду с рациональной и профессиональ­ной бюрократией, представляет собой одну из разновидностей опосредо­ванного менеджмента и тем самым отличается от непосредственных видов управления, наиболее известными из которых являются автократия и анар­хия (рис. 19). Однако характер опосредования здесь иной. Если в рацио­нальной бюрократии принятие решений регулируется (опосредуется) спис­ками правил и инструкций, а профессиональная бюрократия функциони­рует на основе системы установленных компетенций и документально подтвержденных квалификаций, то команда действует, ориентируясь па общее видение и выработанные самой командой процедуры взаимодей­ствия ее членов. Рассмотрим систему менеджмента более подробно.

В настоящее время при характеристике различных видов управления используются такие словосочетания, как «регулярный менеджмент» и «структурированный менеджмент». Тем самым предполагается, что су­ществуют нерегулярные и неструктурированные способы управления де­ятельностью организаций. Наиболее известным видом управления тако-


Рис. 19. Основные типы и виды менеджмента

го рода является автократия (единоначалие, самоуправство, тирания). Все сколько-нибудь важные решения принимаются только одним чело­веком с опорой на основания, ведомые зачастую лишь ему самому, да и то не всегда. Как ни покажется странным, данный способ управления может быть весьма эффективным, особенно тогда, когда организация сравнитель­но невелика, а первое лицо наделено недюжинной интуицией и имеет вре­мя для оценки неспешно меняющейся ситуации. Антиподом автократии вы­ступает анархия, при которой все и каждый принимают решения на свой страх и риск, не имея возможности или просто не утруждая себя процессами согласования этих решений с другими компетентными лицами. У автократии и анархии нет видимых оснований функционирования (во всяком случае, они не эксплицированы), а успех определяется удачностью действий отдель­ных лиц, которые свободны от установленных ограничений, как содержа­тельных, так и процедурных. Не столь редко автократия и анархия сочета­ются в рамках одной организации, прикрывая и дополняя друг друга.

Рациональная бюрократия и профессиональная бюрократия относят­ся к опосредованным (структурированным) видам менеджмента.

Рациональная бюрократия (термин М. Вебера, другие названия — аппаратная бюрократия, машинная бюрократия) — это такой способ уп­равления, где решения принимаются на основе прописанных инструкций, сводов правил и положений. Служащий несет перед администрацией от­ветственность за строгое соблюдение духа и буквы всех установлений. В системах рациональной бюрократии контролируется не только и не столько результат, сколько процесс деятельности.

Профессиональная бюрократия основывается на разграничении зон компетенции между людьми, получившими необходимую (и должным образом документированную) профессиональную подготовку, адекват­ную этим зонам. В рамках своей компетенции профессионалы руковод­ствуются собственными знаниями и кодексом профессиональной этики.


Профессионал несет ответственность перед администрацией в том слу­чае, если он вышел за рамки своей компетенции или перестал функцио­нировать внутри этих рамок. За все остальное (в том числе и за правиль­ность своих действий) он отвечает в первую очередь перед профессио­нальным сообществом, которое имеет право присуждать или отбирать атрибуты профессиональной принадлежности (дипломы, звания, катего­рии, степени, знаки различия, бланки, печати и т.д.).

Командный менеджмент в минимальной степени регулируется по­ложениями, правилами и инструкциями. Далеко не всегда ом базируется и на профессиональных стандартах и подотчетен профессиональному со­обществу. Решения в команде принимаются на основании разделяемого членами команды видения ситуации и согласованных целей. При этом общекомандные цели должны быть сопряжены со стратегией и полити­кой организации. Кроме того, команда самостоятельно вырабатывает ре­гуляторы своей деятельности — правила и процедуры обсуждения про­блем и способы решения текущих задач. Коллективную ответственность за успех деятельности команда несет перед организацией, а индивидуаль­но каждый участник отвечает перед всей командой.

Основные характеристики рассмотренных управленческих форм при­ведены в табл. 15.

Таблица 15 Характеристики основных видов организационного управления

 

Тип менеджмента Средства опосредования (основания для принятия решений) Ответствен­ность: за что и перед кем Инстанции, определяющие необходимые компетентности
Автократия За успех / перед собой
Анархия
Рациональная бюрократия Положения, пра­вила, инструкции За соблюдение уложений / перед администрацией Администрация
Профессиональ­ная бюрократия Профессиональная компетентность, зона компетенции, профессиональная этика За соблюдение границ компетен­ции / перед адми­нистрацией. За компетентность решений / перед профессиональ­ным сообществом Профессиональ­ное сообщество
Командный менеджмент Общее видение, согласованные процедуры при­нятия решений За успех / перед организацией и перед собой Администрация, профессиональ­ное сообщество и сама команда

Преимущества командной формы организации групповой работы в том, что она, во-первых, позволяет гибко реагировать на изменения ситу­ации: своевременно (порой заблаговременно) отвечать на угрозы и ис­пользовать открывающиеся возможности; во-вторых, эффективным об­разом эксплуатировать разнообразные таланты всех членов команды; в-третьих, существенным образом сократить число уровней управления, по крайней мере, теоретически. При активно пропагандируемой моде на «плоские» управленческие структуры нетрудно прогнозировать умножа­ющиеся попытки внедрить командные формы организации работы.

Тотальную командную структуру, изображенную на рис. 20, нетрудно представить, но маловероятно, что где-либо подобная конструкция будет воплощена в действительность и окажется достаточно эффективной. Обязательно нужно помнить, что командный менеджмент, помимо оче­видных и неочевидных плюсов, имеет столь же явные и неявные минусы, основным из которых является необходимость длительного времени и большого количества других ресурсов для формирования высокоэффек­тивных команд.

Рис. 20. Схема тотального командного менеджмента

Для организации деятельности крупной фирмы или учреждения ко­мандный менеджмент в чистом виде малопригоден. Реально команды су­ществуют как составляющие целостной системы управления, а наряду с ними функционируют другие формы организации совместной деятель­ности.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...