Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В психологическом консультировании




. Психологическое тестирование, которое организуется и прово­дится в условиях психологического консультирования, должно от­мечать ряду специфических, характерных именно для консультиро-иания, требований. Основные требования этого рода следующие. 1. В психологическом консультировании следует применять только самые простые из всех имеющихся психологических тестов, хорошо известные не только психологу-консультан­ту, но и достаточно понятные для клиента.


 


«122




Использование сложных и не очень понятных тестов м жет вызвать неудовольствие со стороны клиента, его реакц психологической защиты из-за естественной боязни показа ся несостоятельным в глазах психолога-консультанта. Сло ные тесты, кроме того, утомляют как психолога-консультан так и клиента. Наконец, известна закономерность, в соотв ствии с которой информативность и практическая полезное психологических тестов растут гораздо медленнее, иногда ратно пропорционально их сложности и трудоемкости.

2. Психологическое тестирование в консультировании должн выступать как его вполне естественная часть и служить и ключительно целям диагностики, которая в свою очеред должна быть органически подчинена решению задачи выр ботки наиболее обоснованных и эффективных рекомендац клиенту по решению его проблемы.

3. Тестирование в психологическом консультировании не доляс но занимать слишком много времени. На его проведение ел дует отводить не более четверти всего времени, предназначен ного для проведения консультирования.

4. Тесты, которые применяются в психологическом консульти ровании, должны иметь сравнительно простую и оперативн выполняемую систему обработки получаемых результате Это необходимо для того, чтобы результаты тестирован можно было сразу использовать и тут же, вскоре после тести рования, делать из него необходимые выводы. Наилучшими этом плане являются такие психологические тесты, результа ты которых могут быть известны и практически использова ны спустя 5—10 мин после окончания тестирования.

В том случае, если все же приходится применять тест, тр бующий более длительного времени на работу с ним, на обра ботку и интерпретацию получаемых результатов, желательн проводить тестирование отдельно от психологического кон сультирования, не тратя на него время, отводимое на консуль тацию.

5. По причинам, указанным выше, в психологическом консуль тировании, за исключением особых случаев, не рекомендует ся пользоваться проективными тестами, так как болынинст во таких тестов имеет указанные выше недостатки: трудоем кость, непонятность для клиента и сложность. Лучше всег обращаться к вопросникам или опросным вариантам проек­тивных тестов.

6. Если психологический тест представляет собой вопросник, т лучше, если имеющиеся в нем вопросы будут закрытыми, а н


открытыми, т.е. если возможные ответы на них будут заранее определены и клиенту нужно будет только выбрать один из них. Вопросники, содержащие в себе открытые вопросы, тре­буют больше времени как для ответов на них, так и для обра­ботки и интерпретации получаемых результатов.

7. Психологу-консультанту рекомендуется заранее продумывать и подбирать необходимый для консультирования минимум психологических тестов, которые могут понадобиться в раз­ных случаях психологического консультирования. Все эти те­сты вместе с необходимыми для тестирования материалами желательно заранее заготовить и иметь под рукой, чтобы к ним можно было обратиться в любой момент проведения психо­логического консультирования.

8. Лучше всего, если минимум необходимых и часто используе­мых в консультациях психологических тестов будет в програм­ме компьютера, чтобы при необходимости можно было про­тестировать клиента и сразу же получить требуемые результа­ты (компьютерные программы должны включать в себя и авто­матическую процедуру обработки результатов тестирования).

9. Если объем работы в консультации достаточно велик и если в ней параллельно работает несколько консультантов с несколь­кими клиентами, то рекомендуется освобождать консультан­тов от процедуры тестирования и поручать это отдельному специалисту-психологу, профессионально подготовленному в области тестирования.

10. Тестирование рекомендуется проводить в начале или в сере­
дине процесса консультирования с расчетом на то, чтобы кли­
ент к окончанию консультации уже знал свои результаты, а
также то, какие выводы психолог-консультант делает на ос­
нове проведенного тестирования. Не рекомендуется оставлять
клиента в конце консультации в неведении о том, зачем про­
водилось его психологическое тестирование, каковы его ре­
зультаты и какие выводы на их основе сделаны.

Упражнения

1. Возьмите любой вопросник, содержащий в себе не менее чем 100 вопросов. Установите, каким требованиям, связанным с прак-шкой психологического консультирования, он соответствует и не < < ютветствует,

2. Оцените уровень собственного интеллектуального развития при помощи тестов, рекомендуемых для этой цели.


Практические задания


1. Определите, какое психотерапевтическое воздействие на кли­ента оказывают проективные методы психодиагностики (для это необходимо будет взять какой-либо проективный психологически тест и провести с его помощью психологическое обследование че ловека, который может стать потенциальным клиентом).

2. Предположим, что к вам как к психологу-консультанту обра тился родитель с просьбой дать ему практические рекомендации том, стоит или не стоит отдавать ребенка в школу в возрасте до сем лет. Какие психодиагностические методики вы в данном случае мо жете использовать для того, чтобы изучить ребенка и дать его роди телю обоснованные психологические рекомендации?

3. Какими тестами, предназначенными для диагностики уровн психологического развития ребенка, вы воспользуетесь на практи ке, если проблема, с которой клиент — родитель ребенка — обратил ся к вам, состоит в том, что ребенок плохо учится в начальных клас сах школы?

Ключевые слова

Долгосрочная временная перспектива в психологическом кон сультировании.

Бессознательные влечения. Неосознаваемые черты характера.

Тест психологический. Информативность психологического те ста. Практическая полезность теста.


ГЛАВА VIII

ТЕСТЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ

К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ПРАКТИКЕ

КОГНИТИВНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Контрольные вопросы

1. Какие психологические тесты рекомендуется приме­нять для оценки общих способностей клиентов?

2. Какие психологические тесты чаще всего используются для оценивания интеллектуальных способностей кли­ентов?

3. С помощью каких психологических тестов можно прак­тически оценивать восприятие, внимание, воображение и речь детей-дошкольников?

4. Какие методики подходят для психодиагностического изучения уровня развития интеллекта детей, посту­пающих в школу, и учащихся начальных классов?

5. С помощью каких психологических тестов можно оце­нивать уровень интеллектуального развития подрост­ков, юношей и взрослых людей?

6. Как поставить психологический диагноз состоянию па­мяти клиента?

7. Какие психодиагностические методы подходят для изу­чения динамики процессов памяти?

8. Как оценивают кратковременную зрительную и слухо­вую память?

9. Как практически изучают процесс запоминания?

10. Каковы методы психодиагностики оперативной па­
мяти?



В этой главе для типичных случаев психологического консул тирования — тогда, когда возникает необходимость проведения ] нитивного психологического тестирования, указаны психодиагн стические тесты, которые рекомендуется применять для получен-нужной информации о клиенте. Эта информация может оказат полезной для уточнения диагноза проблемы клиента, для выясн ния индивидуальных особенностей его когнитивных процессов,; коррекции имеющихся у него недостатков в развитии когнитивн процессов и для более точного формулирования соответствующ практических рекомендаций.

В каждом конкретном случае мы будем указывать, с какой ц проводится психологическое тестирование, а также давать практич ские рекомендаций по применению тех или иных тестов. На протя нии этой и последующих глав учебника мы неоднократно будем отс~ лать читателя к различным рекомендуемым тестам. Если эти тес уже опубликованы в литературе, — а таких тестов большинство, будем просто указывать на соответствующие первоисточники. В чае отсутствия публикаций психологический тест будет полность приводиться в учебнике. Кроме самого теста, будет также дава~ обоснование необходимости обращения к нему в том или ином -психологического консультирования, а также определяться услов оптимального практического использования соответствующего т

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...