Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управленческий труд как особый вид общественного труда.




Управленческий труд непосредственно не выступает создателем материальных благ, но является неотъемлемой частью труда совокупного рабочего, и в этой части является трудом производительным. Если считать, что любой труд проявляется в двух формах – физической и умственной, то одной из разновидностей умственного труда является управленческий.

Управленческий труд - это вид общественного труда, основной задачей которого является обеспечение целенаправленной, скоординированной деятельности, как отдельных участников совместного трудового процесса, так и трудовых коллективов в целом. По сути это планомерная деятельность работников административно-управленческого персонала, направленная на организацию, регулирование, мотивацию и контроль работы сотрудников организации. Содержание управленческого труда зависит от его объекта и определяется структурой производственных процессов, приёмами труда, его техническим оснащением, а так же взаимоотношениями, которые возникают в процессе выполнения управленческих функций.

Конечный продукт управленческого труда - решения, определяющие меры управляющих воздействий на объекты. Но не все решения, а только реализованные. Результаты труда служащих в целом должны оцениваться не по количеству изданных распоряжений или документов, а по их влиянию на деятельность всего коллектива организации или ее подразделения.

Организация управленческой деятельности – это установление постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями и отдельными должностями, определение порядка их функционирования, а также совокупность мер, связанная с регламентацией действий управленческого персонала по своевременному и качественному материально-техническому обеспечению, мобилизации имеющихся ресурсов, а также их перераспределения. Организация – это ясное и чёткое определение областей ответственности за достижение целей каждого подразделения.

Деятельность управленца обычно складывается из отдельных этапов процесса управления:

1.Составление плана деятельности, куда входит постановка задач на предстоящий период работы и программирование необходимых для их выполнения мероприятий.

2.Организация деятельности, как в масштабе всего предприятия, так и в рамках его функциональных подразделений.

3.Планирование ресурсов рабочей силы, ее подбор, ознакомление с производством и обучение.

4.Руководство персоналом, его мотивирование, информирование и сотрудничество с ним.

5.Принятие решений.

6.Контроль выполнения поставленных задач и эффективности работы.

7.Совершенствование деятельности организации в целом.

Воздействие административно-управленческих работников на продукт совокупного труда осуществляется путём использования информации и её преобразования в соответствующие решения для изменения состояния этого объекта в направлении достижения поставленной цели. Поэтому главной особенность управленческого труда является информационный характер предмета и продукта их труда, обусловленный принципиальным отличием трудового процесса (по содержанию и результатам) от других видов труда.

Управленческий труд имеет свои специфические особенности:

-носит информационный характер непосредственного предмета и продукта его труда, обусловленный принципиальным различием трудового процесса по его содержанию и результатам от других видов труда, необходимых для производства продукции или услуг. Результаты труда персонала управления оцениваются не по количеству изданных распоряжений и выпущенных документов, а по их влиянию на деятельность коллектива предприятия;

-участвует в создании материальных благ не прямо, а через труд других лиц;

-в качестве предмета управленческого труда выступают управленческий процесс и люди, участвующие в нём;

-результатом являются управленческие решения;

-это умственный труд, поэтому прямое измерение его производительности возможно лишь в отношении технических исполнителей и отчасти специалистов;

-средствами труда служат организационная и вычислительная техника.

Основные направления совершенствования организации управленческого труда:

1) Совершенствование форм разделения и кооперации управленческого труда. Существует несколько видов разделения управленческого труда:

-функциональное - выделение необходимых для эффективного управления производством функций, выполнение которых закрепляется за определенными должностями или подразделениями аппарата управления;

-иерархическое - распределение работ по уровням иерархии управления, закрепление их за определенными управленческими работниками и формирование на этой основе полномочий последних;

-технологическое - разделение процесса управления на операции по сбору, передаче, хранению и преобразованию информации, выполняемые определенными категориями работников;

-профессиональное - дифференциация управленческих работников в соответствии с их профессиональной подготовкой;

-квалификационное - предоставление работникам конкретных видов работ в соответствии с их квалификацией, стажем работы и личными способностями;

-должностное - назначение управленческих работников в системе управления в соответствии с их компетенцией (совокупностью прав, обязанностей и ответственности по реализации какой-либо функции управления).

- подбор и расстановка работников управления и обеспечение их квалификационного уровня в соответствии с должностными обязанностями, что способствует специализации каждого управленца в своём направлении, что поднимает производительность труда как каждого, так и в целом аппарата управления.

2) Мероприятия по укреплению дисциплины труда и устранению потерь рабочего времени. Среди мер по устранению потерь рабочего времени особое место занимает нормирование труда, основной задачей которого является определение трудоёмкости работ и необходимой для их выполнения численности работников, что способствует устранению потерь рабочего времени.

3) Совершенствование системы оплаты и стимулирования труда управленческих работников. Организуя работу персонала, управленец должен знать, что каждый трудовой процесс различается по степени его тяжести и соответственно в зависимости от того, какую группу работ выполняют сотрудники, осуществляется подбор кадров, определяется величина заработной платы и дополнительного вознаграждения, организуется соответствующий режим труда и отдыха, создаются условия для поддержания и сохранения работоспособности.

4) Рациональное планирование и распределение рабочего времени, оснащение рабочих мест оргтехникой, техническими средствами связи и обслуживания. Чтобы эффективно использовать рабочее время руководителя, прежде всего, нужно знать, на что оно расходуется и, почему его не хватает. Причины, по которым не хватает времени, тесно взаимосвязаны. Планирование означает подготовку к реализации целей и структурирование (упорядочивание) времени. Оно обеспечивает рациональное использование рабочего времени. При увеличении затрат времени на планирование сокращается время, необходимое для их использования, что в конечном счёте приводит к экономии времени в целом. Известно, что средствами организации управленческого труда являются организационная и вычислительная техника, а уровень и полнота её использования определяют эффективность организации менеджмента.

5) Улучшение санитарно-гигиенических и психофизиологических условий труда. В помещении должны быть оптимальными температурный режим, освещение, влажность воздуха, цвет стен, мебели, т. е. подразумевается введение мероприятий по охране труда, обеспечивающих безопасные условия, как для руководителя, так и для окружающих его людей.

6) Внедрение передовых приемов и методов управленческого труда. К этому разделу относится повышение квалификации и культурно-технического уровня работников управленческого труда на предприятии.

 

Основные понятия теории и практики управления: функции, принципы, методы, цели, средства, процедура управления.

Управление – элемент и функция организованных систем: биологических, социальных, технических и др., которая обеспечивает сохранение их структуры, осуществление режима деятельности, исполнение программы и цели деятельности. Задачи науки управления: создает, систематизирует и распространяет знания о том, как осуществлять управленческую деятельность. Предмет науки управления – управленческие отношения, в которых проявляются одновременно экономические, социальные и политические отношения и интересы, технологии и методы управления и тенденции развития практики управления. Объекты управления: 1) аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг); 2) отрасли (промышленность, сельское хозяйство, транспорт); 3) территориальные общности людей (область, район, город); 4) отдельные стадии воспроизводства (производство, снабжение, сбыт, НИОКР); 5) виды ресурсов (финансовые, человеческие и др.); 6) характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости). Субъекты управления: совет директоров, директор, менеджер, мэр города, городская дума, начальник отдела, группа качества, городская торгово-промышленная палата, а также любые другие люди или группы людей, осуществляющие управленческое воздействие на объект управления. Основной элемент любой социально-экономической системы – человек, он может быть и объектом, и субъектом.

Функция управления – ориентированность управленческого воздействия на объект управления, управляемую систему. Функции управления выражают содержание управленческого воздействия – сущность управленческих отношений. Основные функции управления: 1) целеполагание; 2) анализ; 3) прогнозирование; 4) планирование; 5) организация; 6) координация; 7) мотивация; 8) обучение; 9) учет и контроль; 10) коммуникация; 11) принятие решений.

Все функции управления тесно связаны друг с другом и взаимно дополняют друг друга.

Большое значение в процессе регуляции общественной жизнедеятельности имеют принципы управления, то есть те наиболее общие требования, руководящие установки, нормы поведения, которыми руководствуется субъект управления в деятельности по упорядочению системы общественных отношений. Принцип объективности, следование которому предопределяет действенность применения всех принципов управления. Важнейшее условие реализации этого принципа – проведение конкретно-социологического исследования. Принцип конкретности: требование соответствия управленческого воздействия действительным свойствам его объекта, т.е. необходимость учета реальных потребностей и интересов объекта, его отношений с другими явлениями. Принципе системности - тесная взаимосвязь действий, осуществляемых разными органами управления в рамках целостной программы. Принцип комплексности, требующий в каждом достаточно сложном социальном явлении полностью охватывать все его стороны, учитывать все его аспекты, тесно связывать регулирующие воздействия при решении экономических, социальных, политических, культурных и других проблем. Принцип единства централизма и самостоятельности конкретизируется в требовании сочетать коллегиальность с единоначалием и персональной ответственностью за ведение определенного участка работы и полученные результаты. Принцип единства и независимости особых интересов характеризует взаимное положение участников управленческих отношений, которые объединены стремлением к достижению общей цели. Существующая связь между субъектами управленческой деятельности выражается также в принципе взаимодействия особых интересов субъектов управленческой деятельности в процессе осуществления единой цели. Согласно данному принципу, частные интересы субъектов управленческой деятельности призваны служить объединяющим фактором в деле выполнения общих управленческих функций. В принципе состязательности выражается зависимость управленческой деятельности от характера противодействия особых интересов самостоятельных субъектов управления, стремящихся к достижению одной и той же общественно значимой цели: занятию руководящей должности, избранию в органы представительной власти, победе в конкурентной борьбе на рынке и т.п. Принцип состязательности реализуется на основе альтернативности, выборности и гласности. Принцип эффективности, предполагающий максимальную экономию ресурсов (времени, сил и т.п.) и наиболее производительное применение народного труда. Принцип оптимальности характеризуется согласованием различного рода противоречивых моментов в процессе формирования наилучшего состояния системы.

Формирование целей управления является основополагающим исходным этапом управления:

1) состояние объекта управления, которое удовлетворяет потребности управляющей системы; 2) субъективное представление лица, отвечающего за выбор управления, о тех мотивах, которыми следует руководствоваться при выборе управляющих воздействий; 3) желаемое состояние или движение объекта или системы управления; 4) требуемый результат деятельности, моделирующий желательное состояние. Требования к цели управления: 1) формулировка цели в понятиях, терминах реально достижимого состояния; 2) четкая определенность цели; 3) ясная формулировка необходимых и достаточных условий реализации целей (ресурсы, сроки, исполнители).

Виды управления в зависимости от характера поставленной цели: 1. Программное управление – цель формулируется в программе действий (программно-целевое управление). 2. Ситуационное управление – цель остается относительно стабильной и при этом необходимо управление функционированием социальными и социально- экономическими системами. В этой ситуации система управления реагирует на отклонения (реактивное управление). 3. Целевое управление – при особом значении цели.

Особенности при определении этапов формирования целей управления: 1. Зависимость цели от качества и количества информации, получаемой управляющей системой от объекта управления и окружающей среды. 2. Иерархичность цели, т. е. возможность ее деления по уровням иерархии (в пространстве) и по этапам (во времени).

Методы управления – способы выполнения функций управления. Методы управления являются составной частью методологии, а более конкретно – механизма управления. Механизм управления – совокупность средств и методов управления. Средства управления (рычаги, инструменты) – это все то, с помощью чего можно управлять (в том числе ориентиры, предполагаемые последствия, критерии выбора и оценки, ограничения, требования). Методы управления – способы приведения в действие, использования средств и всего механизма управления. Методы управления – способы реализации функций менеджмента. Методы управления устанавливают ответственность, санкции за невыполнение или недостаточно эффективное выполнение функций и обязанностей.

Классификация методов управления по различным признакам:

1. По масштабам применения: а) общие, относимые ко всей системе; б) особенные, обращенные к отдельным составным частям этой системы или, наоборот, к внешней среде и ее субъектам, включая потребителей, посредников, конкурентов и др. 2. По роли на различных этапах жизнедеятельности организации – методы исследования организаций, формирующие, упорядочивающие, стабилизирующие, развивающие, включая методы ликвидации, банкротства. 3. По отраслям и сферам применения – в государственном управлении, бизнесе, торговле, промышленности, экологии и др. 4. По степени опосредованное™ воздействия – прямые и косвенные. 5. По управленческим функциям: методы анализа, планирования, мотивации, контроля и т. п. 6. По уровню обобщения управленческих знаний – методы теории и практики управления. 7. По конкретным объектам управления и характеру ситуации, проблеме, которую необходимо решить, и др. Классификация методов управления по характеру воздействия: 1) экономические; 2) административные (организационно-распорядительные); 3) социально-психологические.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...