Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управление как социальная технология. Виды управленческих технологий. Основные элементы и процедуры управленческого процесса.




Социальная технология — Совокупность методов и приёмов, позволяющих добиваться результатов в задачах взаимодействия между людьми.

Более широко социальную технологию можно определить как последовательность этапов социального взаимодействия, в ходе которой каждый субъект, участвующий во взаимодействии, реализует собственную управленческую стратегию по отношению к другим и формирует социальную действительность. Социальные технологии используются, в частности, в таком особом виде социальной инновационной деятельности как управленческий консалтинг.

Можно определить социальную технологию как структуру коммуникативных воздействий, которые изменяют социальные ситуации или социальные системы, в том числе отдельного человека как единичную социальную систему.

Теория социального управления обнаруживает определенные закономерности, которые определяют важные составляющие компоненты самого процесса управления, их можно разделить на две группы. Первая группа -- это закономерности функционирования и развития субъекта управления, вторая -- существенные связи между субъектом и объектом управления. К проблемам первой группы принадлежат взаимовлияние личных интересов субъектов управления; интересы разных управленческих групп; социальная ответственность субъектов управления. К проблемам второй группы принадлежат соответствие интересов субъекта управления интересам объекта управления; целостность влияния субъекта на объект; уровни развития объекта и субъекта управления; ответственность носителей и представителей интересов объекта управления и т. п.

Структура объекта управления, его социальная природа определяют построение субъекта управления и структуру управленческих отношений, которые возникают при этом. Субъектами управленческих отношений становятся все соучастники управления независимо от их места в структуре социальной управляющей системы. Основными видами управленческих отношений являются отношения централизма и самостоятельности, субординации и координации, руководства и подчиненности, ответственности, конкурентности, соревнования и т.п. Отдельные виды управленческих отношений органически связаны между собой и только в совокупности обеспечивают функционирование и развитие социального управления.

Управленческие Отношения -- это особый тип отношений, которые нельзя свести к базисным или надстроечным или технико-экономическим отношениям. В них содержатся элементы и того, и второго, и третьего. Быть занятым в сфере управления еще не значит управлять, потому что есть сугубо управленческая деятельность, есть выполнение и есть деятельность специалистов, технического и вспомогательного управленческого персонала. В этом контексте управление может рассматриваться как компонент любой деятельности, сугубо управленческая деятельность, деятельность в сфере управления. Все три аспекта рассмотрения управления взаимосвязаны.

Рассмотрим как иллюстрацию некоторые компоненты управления. В предметной деятельности человека всегда имеется прогнозирование как функция социального управления, как ее важная часть. Прогнозирование будущих событий может рассматриваться как компонент любой деятельности, как отдельная самостоятельная деятельность прогнозирования и, наконец, как деятельность в сфере прогнозирования. Аналогично и контроль как функцию управления можно рассматривать как элемент любого действия, как особенную деятельность и как деятельность в контролирующих органах.

Управление как процесс имеет циклический, относительно замкнутый характер. Этот процесс, взятый отдельно, начинается с постановки целей, заданий и завершается выполнением этих заданий, достижением определенного результата. Таким образом, происходит управленческий цикл, который составляет каркас социально-управленческой технологии. Потом на основании информации о результатах (достижение или недостижение цели) ставятся новые задания, выдвигается новая цель. Один цикл замыкается, начинается новый.

Социологический анализ дает возможность обнаружить глубинные механизмы управленческих процессов и процессов самоуправления как общественных явлений, обнаружить и обосновать эффективность демократических принципов отношений между органами власти, управления и народом, обеспечить использование социальных резервов, социального потенциала, социальных технологий, инновационных средств организации и управления. Владение концептуальным и методическим аппаратом социологической теории управления становится сегодня необходимым инструментом эффективной профессиональной деятельности специалиста - управленцев, руководителей предприятия, организаторов производства, а также менеджеров разных иерархических уровней новых хозяйственных, предпринимательских и коммерческих структур.

Перемещение центра внимания с управляющей системы на собственно процесс управления привело к тому, что управление стало рассматриваться как социальная технология. В отличие от управленческих технологий, вызванных к жизни технологическими процессами, применяемыми в организации, гуманитарные технологии имеют в виду, прежде всего, человека, как главный и весьма непредсказуемый ресурс организации. Работники развиваются как члены организации, как члены социальных групп, включенных в организацию и как отдельные личности. Главной функцией управления как гуманитарной технологии признается конструирование трудового коллектива, а основными элементами следующие действия: кадровая политика; обеспечение роста квалификации и социальной мобильности сотрудников; мотивация работников; стимулирование работников; развитие коммуникаций и обратной связи; управление конфликтами.

Виды управленческих технологий: субординации (или по-вертикали) – представляют собой отношения распорядительства и администрирования, с одной стороны, и отношения подчиненности, исполнительства – с другой, возникают и регулируются на основе нормативных актов и должностных инструкций, носят обязывающий характер;

координации (или по-горизонтали) – представляют собой отношения между сотрудниками организации, которые занимают равное и независимое положение в служебной иерархии, возникают для согласования и информирования о действиях различных подразделений по достижению целей организации.

Понятие "процедура" отражает порядок подготовки, рассмотрения, обсуждения, выполнения ряда последовательных и параллельных операций в процессе управления, предписание о порядке выполнения какой-либо работы в аппарате управления.

Среди основных процедур управления выделяются:

― диагноз проблемы или объекта управления;

― формулировка ограничений и выбор критериев для принятия решения;

― выявление управленческих альтернатив;

― оценка альтернатив;

― окончательный выбор альтернатив и формирование решения;

― организация выполнения решения;

― контроль выполнения управленческого решения;

― установление обратной связи с объектом управления, при необходимости, корректировка цели.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...