Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профориентационные игры




Ситуация консультирования, вопросы о жизненных планах, выборе профессии, необходимости найти свое призвание вызывают серьезные затруднения у школьников. Нередко ученик с первых моментов беседы превращается в пассивного слушателя, и консультанту приходится предпринимать специальные усилия для его активизации. В ходе консультации учащиеся часто волнуются, неловко чувствуют себя, ждут от психолога оценки, хорошо или плохо они ответили на вопросы. Профориентационные игры помогают преодолеть недостатки профконсультаций. Игры, используемые в профориентации, включают в себя систему практических заданий и проблемных ситуаций, стимулирующих у школьников анализ ситуации профессионального самоопределения. Профориентационные игры условно ­делятся на следующие группы:

1) игры-«заигрывания» используются для налаживания контакта с учащимися (например, игровые ситуации в тренинге общения);

2) игры, моделирующие профессиональную дея­тельность, знакомят учащихся с конкретными про­фессиями (эти игры позволяют моделировать профессии типа «человек – человек», ситуации обще­ния, взаимоотношения работников);

3) игры, направленные на моделирование самого процесса выбора про­фессии.

Игра «АССОЦИАЦИЯ»

Цель: выявить истинное отношение школьников к разным профессиям.

Условия игры: количество участников – весь класс (учащи­еся VII-VIII классов).

Время: на первое проигрывание – 15 минут, последующие проигрывания по 5-7 минут.

Оборудование: классная доска.

Ход игры:

1-й этап. Выбираются 3 главных игро­ка (любые учащиеся класса).

2-й этап. Объясняются условия игры, дается инструкция: «Сейчас три человека выйдут из класса, а мы загадаем какую-нибудь профес­сию. Потом три человека войдут и попробуют ее отгадать с по­мощью ассоциативных вопросов» (например: «Какого цвета эта профессия?», «Какой запах напоминает?», «Какая мебель ис­пользуется?»). В качестве образца можно взять профессию «врач-терапевт» и показать, что цвет этой профессии белый, запах – что-то связано со спиртом (лекарство – слишком наводящий от­вет), мебель – стеклянный шкаф или кушетка и др.

3-й Этап. Ведущий дает инструкцию отгадывающим: «Каждый из вас может задать по два вопроса. Сейчас вы выйдете в коридор и в течение 2-3 минут продумаете свои вопросы. Ког­да будете задавать вопросы, указывайте, кому имен­но вы их задаете. После этого каждый из вас будет иметь одну попытку отгадать профессию».

4-й Этап. Три человека выходят, класс загадывает профессию, ведущий предупреждает всех, что спросить могут каждого, и надо давать правильные, но не наводящие ответы.

5-й Этап. Ведущий приглашает отгадывающих, которые по очереди задают вопросы классу. Ведущий кратко записывает на доске вопросы и ответы, следит за динамикой игры и за тем, чтобы вопросы задавались конкретным учащимся, а не всему классу.

6-й Этап. Когда все вопросы и ответы записаны, ведущий предлагает всем посмотреть на доску и в течение одной минуты отгадывающим про­думать свои ответы, а классу – поду­мать, чьи ответы на вопросы были не очень удачными.

7-й Этап. Отгадывающие называют свои варианты ответов; они могут не совсем совпадать с задуманной профессией. На­пример, загадана профессия «военный летчик», а ответы такие: «космонавт», «милиционер», «автогонщик». Очевидно, профессии «военный летчик» и «космонавт» довольно близки. Право определить, отгадали школьники профессию или нет, должно быть предо­ставлено классу. Однако окончательно этот вопрос решается после обсуждения. Загаданная профессия, естественно, назы­вается.

Обсуждение игры: обсуждается пра­вильность каждого ответа на ассоциативный вопрос. Если класс не согласен с ответом, можно попросить ученика, давшего та­кой ответ, дать объяснение. Нередко эти объяснения бывают разумными. Например, в одной игре была загадана профессия «милиционер», и на вопрос «Какого цвета профессия?» был дан ответ: «черно-белая». Оказалось, что школьник имел в виду ми­лицейский жезл. У отгадывающих можно спросить также, какие ответы луч­ше всего помогли им, а какие, наоборот, ввели в заблуждение.

Диагностические возможности игры: 1) игра позволяет выявить эмоциональное отношение к разным профессиям; 2) ведущий получает информацию о классе в целом и об отдельных учащихся. Можно загадывать не только профессии, а конкретные места работы, учебные за­ведения, образ типичных представителей тех или иных профес­сий (типичных работников). Специфика игры «Ассоциация» – в ориентации на эмоцио­нальные отношения учащихся.

Игра «УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ»

Цель: знакомство с научной схемой анализа профессий.

Условия игры: участвуют учащие­ся VII-VIII, а также более старших классов.

Время: на первое проигрывание – 10-15 минут, а на последующие – 7-10.

Оборудование: классная доска, таблица анализа профессий (рис. 1).

· Предмет труда: Человек, Знаковая система, Техника,

Природа, Художественный образ

· Цели труда: гностические, преобразовательные, изобретательные и др.

· Средства труда: функциональное оснащение, оборудование

· Условия труда: бытовой микроклимат (помещение, обстановка и т.п.)

Рис. 1. Примерная схема анализа профессий

Ход игры: Перед классом вывешивается таблица со схемой анализа профессии. По желанию выбирается группа из трех человек. Дается общая инструкция: «Сейчас три человека выйдут из класса, а класс загадает профессию. Затем трое входят в класс и наблюдают, а каждый сидящий в классе в течение 3-5 минут должен проанализировать профессию по схеме ана­лиза. Через 3-5 минут каждый из отгадывающих выбирает в классе по одному человеку, которые в течение трех минут выписывают на доске свои вари­анты анализа профессии по схеме. После этого каждый отга­дывающий имеет по одной возможности отгадать профессию и через одну минуту обдумывания говорит свой вариант ответа. Если из трех ответов хотя бы один будет правильный – ко­манда отгадывающих победила». Отгадывающие выходят из класса, а класс быстро загады­вает профессию. Ведущий приглашает отгадывающих, которые наблюдают за тем, как класс расписывает на листочках задуманную про­фессию по схеме анализа. Каждый отгадывающий выбирает по одному человеку из класса, которые выписывают на доске свои варианты анализа задуманной профессии. После этого отгадывающие оценивают их анализ и предлагают три варианта отгадки. Класс определяет, отгадали они профессию или нет.

Обсуждение игры: по каждому пункту схе­мы анализа профессии ведущий вместе с классом определя­ет по всем трем вариантам, выписанным на доске, правиль­ные и неправильные ответы. Перед окончательным подведе­нием итогов игры можно ввести следующий кри­терий: если общее количество непра­вильных ответов на доске будет больше десяти, то команда загадавших профессию проигрывает. После этого определяется победитель.

Диагностические возможности игры: выяснить знания учащихся о конкретной профессии, определить уровень овладения схемой анализа профессий. Главная линия совершенствования игры состоит в поиске более оптимальной (игровой) схемы анализа профессии; возможно заполнение времени на обдумы­вание стимулирующей музыкой.

Игра «ПРОФКОНСУЛЬТАЦИЯ» (для работы с группой в 3-4 человека)

Цель:познакомить учащихся с процедурой правильного по­строения личных профессиональных планов (ЛПП), а также на­учить школьников оказывать некоторую профориентационную помощь своим товарищам.

Условия игры: участвуют учащиеся VII-X классов, для проведения игры необходима отдельная комната.

Время: на первое проигрывание – 30-50 минут, на последу­ющие – 15-40 минут. Общее время игры не должно превы­шать 1,5-2 часа.

Ход игры: подготовительный этап – ведущий кратко знакомит учащихся с основными элементами ЛПП (с «тремя китами» выбора профессии – «хочу», «могу», «надо»). На подготовительном этапе важно расса­дить участников игры за общим столом. Сам отбор в игровую группу осуществляется только на добровольных началах.

Этап 1. Ведущий знакомит участников с условиями игры (дает инст­рукцию): «Сейчас в нашей стране развивается служба профес­сиональной консультации. К специалистам-профконсультантам приходят дети с родителями, чтобы посоветоваться о выборе профессии. Цель вашей игры – научиться правильно оказы­вать помощь товарищам в выборе профессии и тем самым на­учиться лучше решать свои собственные проблемы. Давайте рас­пределим роли: «профконсультант» (лучше выбрать двоих), «уча­щийся» и его «родители». «Профконсультант» и «родители» дол­жны держаться серьезно, как взрослые, а «учащийся» пусть бу­дет самим собой. Старайтесь, чтобы в игре каждый сказал свое слово. Если нет вопросов, можете начинать игру. Я постараюсь не вмешиваться» (при этом ведущий немного отсаживается от играющих).

Этап 2. Школьники самостоятельно ведут игру, а ведущий сидит рядом и наблюдает за их действиями. При организации своего вмешательства в игру ведущий должен иметь в виду следующие моменты:

- на первых порах учащиеся, как правило, осваивают непривычные для них роли и серьезные вопросы почти не обсуж­дают; ведущий не должен им мешать;

- при попытке с ходу решить возникшие проблемы школь­ники могут обнаружить свою неготовность к решению; веду­щий не должен сразу подсказывать – надо предложить уча­щимся подумать; после бурного начала игры может возникнуть молчаливая пауза; нередко после обдумывания школьники дают готовые решения, высказывают ин­тересные предложения;

- если конструктивных предложений у учащихся нет и воз­никает опасность прекращения игры, ведущий может помочь игрокам (сформулировать проблему, уточнить интересы, возможности «уча­щегося», его представления о будущей работе, о путях приобретения профессии и т.д.);

- ведущий должен вмешиваться в следующих случаях: игровой конфликт перерастает в межличностный; кто-либо из участников говорит совершенно неправильные вещи, а другие с ним соглашаются; игроки просят ведущего дать им информационную справку; игроки увлеклись обсуждением какого-либо частного во­проса; одни игроки ведут себя слишком активно, а другим не удается вставить даже слово.

Все вмешательства ведущего должны быть минимальными. Кроме непосредственного вмешательства, ведущий может под­бадривать некоторых участников с помощью взглядов, жестов. Не следует ожидать от «профконсультанта» идеального кон­сультирования и обязательного решения всех проблем, так как в игре важно осознать проблему и наметить самые общие пути ее решения.

Этап 3. Обсуждение игры (проигрывание): при обсуждении ведущий может спросить у «учащегося» и его «родителей», довольны ли они консультацией. После этого ве­дущий сам может назвать некоторые ошибки «профконсуль­танта», а также ошибочные высказывания «родителей» и «уча­щегося» и кратко рассказать или показать, как действовать более правильно. При этом важно опираться на общую схему ЛПП. После обсуждения школьники меняются ролями и организу­ется следующее проигрывание, которое проходит более дина­мично и с меньшим числом ошибок.

Диагностические возможности игры: игра позволяет опреде­лить готовность учащихся работать с ЛПП. Поскольку в процессе участвуют небольшая группа, психолог получает ценную информацию о каждом учащемся. Так как школьники совершают в игре немало ошибок, психологу постоянно хочется подсказывать, вме­шиваться в игру, тем самым снижая ее активизирующий эф­фект. Данная игра имеет высокую содержательную насыщен­ность, и нередко бывает трудно сохранить логику игры, не дать ей развиваться стихийно. Особенно часто это про­является при первом проигрывании. В игре могут возникать вопросы, с которыми не знаком и сам ведущий, поэтому жела­тельно иметь под рукой различную справочную литературу. Игра может стать совершеннее при введении в нее дополнительных активизирующих приемов, при использовании компактных справочников, при более про­думанном подборе игровых групп. Перспективным представля­ется использование специальных игровых протоколов для фик­сации хода игры.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...