Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическая поддержка в юности




Юность – это этап жизненного цикла, завершающий переход к взрослости, на котором человек принимает ряд важных решений. Они касаются выбора профессии и создания семьи, общего стиля жизни и конкретных задач на будущее, коррекции ценностных ори­ентаций в соответствии с их новым взрослым статусом и новыми жизненными планами. Главная задача личностного развития – поиск своего места и закрепление в мире взрослых – переживается молодыми людьми за­частую очень остро, носит характер кризиса. Однако бегство от кри­зиса в этом периоде только задерживает развитие человека. Моло­дые люди, которые достойно принимают этот кризис в переломный момент своей жизни, обычно становятся сильнее и способны управ­лять своей судьбой.

Главной задачей периода ранней взрослости Э. Эриксон считает формирование интимности, которая не сводится лишь к сексуаль­ной интимности, а обнаруживает себя в дружбе, эротических связях и совместных устремлениях. Другим полюсом чувства интимности является чувство изоляции (дистанцированность), которое может сопровождать человека на всем его жизненном пути, хотя внешне человек может многого до­биться и производить впечатление благополучного. Это чувство выражается в готовности человека отвергать, изолировать те силы и тех людей, сущность которых кажется ему опасной.

Кризисным моментом этого периода явля­ется столкновение человека с требованиями реальной жизни, кото­рые не всегда соответствуют его собственным представлениям. Если у него есть иллюзии, контрастирующие с действительностью, то сразу возникают проблемы. Часто это связано со слишком большими ожиданиями, с недооценкой внешних трудностей, с необоснованным оптимизмом или, наоборот, негативизмом. Молодой человек начи­нает постепенно осознавать, что мир – это не только счастье и удо­вольствие. Начинается распад его детской веры и оптимизма, но нередко молодой человек довольно долго продолжает цепляться за детскую позицию, ожидая, что все придет к нему само собой в соот­ветствии с его желаниями. Преодоление этого «застревания» на детской ступени со­знания происходит тогда, когда человек в силу тех или иных обстоятельств вынужден сменить позицию в отноше­нии внешнего мира с «дайте мне, я хочу» на позицию «я отдаю, я могу».

В юности нужно научиться принимать себя, нести от­ветственность за свой выбор и решения. Но на пути к этому нужно приобрести опыт, и каждый сам должен делать свои глупости и ошибки, если только готов учиться на них. Если же человек не ставил перед собой главных вопросов в юности и не нашел на них ответов, то его самооценка будет основываться на мнении общества или на проти­востоянии всему миру.

В теории ролей развитие понимается как формирование опреде­ленного ролевого репертуара. Роль – внутренне связанная после­довательность разных форм поведения, настроенная на соответству­ющую последовательность действий других людей. Роли во многом определяются существующим социокультурным окружением. С точ­ки зрения теории ролей в период взросления происходят два важ­ных изменения. Во-первых, во многом изменяются отдельные роли. К их внутренней дифференциации приводит необходимость решать задачи, специфические для взросления, и соответствовать ожидани­ям общества. Во-вторых, появляется необходимость осваивать но­вые роли. Однако это сопряжено с трудностями из-за типичных для взросления и резко выраженных изменений (разрыв с родительс­ким домом, начало профессиональной деятельности, партнерство в личной жизни и т.д.), отличающих данный период от периода отно­сительной защищенности в детстве.

Внутренняя дифференциация уже освоенных ролей и освое­ние новых могут вступать в противоречие друг с другом, и моло­дой человек ощущает отсутствие преемственности между прежни­ми и новыми ролями, что отражается на его представлении о себе самом. Связанная с этим неуверенность заставляет его задавать себе классические вопросы взросления: «Кто я? Каков я? Кем меня счи­тают?». Неопределенность ролей и статуса усиливается еще и по­тому, что в обществе отсутствуют четко выраженные ожидания в отношении молодых людей, за исключением ожидания от них при­способления.

Про­должение образования в вузах, с одной стороны, за­тягивает и затрудняет вхождение во взрослую жизнь, а с другой стороны, включение молодого че­ловека сразу после школы в профессиональную деятельность не дает ему времени на осмысление главных вопросов юности, создание соб­ственного мировоззрения, осознание собственной ответственности за выбор жизненного пути.

Кризис «встречи со взрослостью» свойствен лишь той части молодежи, которой присущ достаточно высокий уровень куль­туры и способности к самоанализу. Естественно, что до кризиса человек переживает предкризисное состоя­ние. Оно обычно характеризуется еще детским идеализмом моло­дых, верой в собственное всемогущество, ощущением буйства чувств и энергии. Молодому человеку кажется, что он всем нужен и все его ждут. Он радуется, что перед ним открыто столько путей и дорог. У многих это время сопровождается острым стремлением к об­щению, которое сопровождается чувством единения, любви и доброты абсолютно ко всем окружающим.

Однако как-то незаметно эйфория первого курса сменяется сна­чала потерей интереса к «смерчу общения». А потом появляются ощущение пустоты внутри, странная апатия, нежелание что-либо делать, даже получать информацию, учиться. Молодой человек не понимает, что с ним происходит, поскольку вроде бы все в жизни хорошо, но все начинает казаться неинтересным. Этому состоянию часто сопутствуют депрессивные реакции («ничего не хочу: ни учиться, ни читать, ни любить»), специфические страхи, тревога («боюсь потерять себя», «боюсь стать кем-то посредствен­ным или не стать никем вообще»), ощущение уникальности соб­ственного опыта («наверное, это только я так чувствую»).

Особое значение приобретает в этот период чувство одиночества.Следует подчеркнуть, что это именно чувство, а не фактическое оди­ночество. Вокруг молодого человека может быть много друзей, род­ных и даже любимый молодой человек или девушка, но при этом он ощущает себя оторванным от людей и мира. И он, с одной стороны, глубоко страдает от одиночества, с другой – всячески стремится к нему. Нередко ощущение одиночества сопровождается чувством ненужности.

Следующий важный аспект кризиса – размывание представления о самом себе, кажущаяся невозможность разобраться в самом себе, своих желаниях и возможностях («вокруг понятно все, а внутри – ничего»). Может отмечаться и некоторое разочарование в себе («что я могу? кто я?»). К этому присоединяется неуверенность в выборе профессии. И вообще тема выбора, личной ответственности за свои выборы становится очень значимой. Иногда вследствие этого по­является желание снова стать маленьким, уйти от всех проблем, взва­лить их на плечи другого человека. Нередко страхи и волнения концентрируются вокруг размышле­ний о смысле собственной жизни.

В позитивном варианте кризис завершается принятием ответственности за свою жизнь на самого себя, выбо­ром собственного пути в жизни. Субъективно это переживается как появление удовлетворенности самим собой и своей жизнью, повы­шение интереса к жизни и получаемого от жизни удовольствия, уход страхов («ты стал другим, еще не знаешь каким, но другим»). Неко­торые называют это время «новым рождением». Естественно, что несколько по-другому складываются отноше­ния с окружающими, которых уже теперь не хочется переделать, а хочется принимать такими, какие они есть. Становится интересным «не только то, что в тебе, но и то, что в других».

Коренным образом меняются отношения с родителями. В этот период изменяется отношение к одиночеству – теперь оно перестает тяготить и рассматривается как необходимое, чтобы по­общаться с собой. Многие по-новому открывают богатство самих себя, происходит принятие своей индивидуальности и неповторимости, осознание своего собственного пути – личностного, профессионального, социального. Появляется осмысленность происходяще­го, складывается индивидуальное мировоззрение, впервые не заим­ствованное у кого-либо. Меняется отношение и к жизни в целом, по-другому воспринимается и прошлое, и будущее. Уходят желание казаться взрослым, стыд проявить детские черты, наоборот, просыпается интерес к собственному детству, а возмож­ность проявить детскую непосредственность расценивается как до­стоинство. Приходит понимание того, что ты сам строишь свою жизнь и твое будущее начинается уже «здесь и сейчас».

Подводя итоги рассмотрению динамики протекания кризиса «встречи со взрослостью», можно заключить, что основным его содер­жанием является поиск себя и своего места в жизни через примеривание на себя роли взрослого. Однако не всегда молодые люди могут благополучно разрешить кризис самостоятельно. Глубокие психологические проблемы, воз­никающие на фоне кризиса «встречи со взрослостью», нередко при­водят к превращению кризиса в экстремальную ситуацию, когда тре­буется психологическая помощь. В противном случае кризис может стать причиной тех или иных личностных нарушений или же психосоматических заболеваний.

Стратегии психологической под­держки молодых людей в кризисный период направлены на сохранение их психического здоровья. Первое, что необходимо сделать, – надо при­знать сам факт вступления в трудную ситуацию. Это зачастую бывает довольно трудно; большин­ство молодых людей пытается продолжать жить по-старому, скрывая от самого себя, что на самом деле это уже не получается. Важно именно признать наличие трудной ситуации – это позволяет сконцентрировать внимание на изменениях в са­мом себе как основном источнике кризисного состояния, дает возможность избежать проецирования кризиса на свое окруже­ние, освобождает от попыток изменить свое окружение. Следующий важный этап заключается в том, чтобы дать трудной ситуации имя – присвоить имя тому или иному событию. Это дает ощущение контроля над ситуацией, наполняет ее смыслом и говорит о ее временности.

Развитие человека предполагает на­личие кризисов. Любой кризис рано или поздно заканчивается. Если есть кризис, то это значит, что есть движение и рост. Таким образом, становится понятной не только нормальность, но и необходимость этой ситуации. Человеку теперь уже нужно не просто ждать завершения трудной ситуации, а спокойно и внимательно изучать открывающиеся новые способности и возможности. Главная тема кризиса встречи со взрослостью – тема выбора, вокруг которой концентрируются ос­новные тревоги и страхи молодых людей. Их беспокоит ближайшее будущее, выбор конкретного пути приложе­ния собственных сил, поэтому следующим условным этапом может стать обсуждение этого вопроса при помощи задания «Выбор пути».

Психолог приводит в качестве примера сказку, в которой Иван царевич на перекрестке трех дорог делал выбор своего пути, и оказыва­лось, что не всегда самый легкий путь приводит к успеху. Психолог предлагает подумать: «А может быть, и в нашей жизни бывает, что мы как будто стоим на перекрестке нескольких дорог, и от нас самих, от нашего выбора зависит, по какой дороге мы пойдем, как сложит­ся наша жизнь». Для примера предлагается рассмотреть на­стоящий момент в качестве точки выбора дороги: рисуется одна до­рога, вводящая в настоящее, и несколько расходящих­ся дорог в будущее. Молодой человек дает название каждой дороге и определяет, к чему она может его привести. А далее он размышляет над тем, по какой дороге он идет сейчас и по какой на самом деле ему хотелось бы идти.

Помимо обсуждения ближайшего будущего, стоит обратиться к размышле­ниям о жизненных перспективах, о развитии потенциальных возможностей личности в процес­се ее жизнедеятельности. Такие вопросы обсуждаются через осознание и общие размышления о смысле жизни. У многих эти размышления вызывают со­противление, поскольку подводят к осознанию конечности собственной жизни. Старость традиционно ассоциируется с болезнями, увяданием, эмоциональными и физическими страданиями. Но размышления на эту тему помо­гают четче понять смысл собственной жизни и осознанно подойти к выбору жизненного пути в настоящем, т.е. отношение к смерти определяет отношение к жизни. После того как человек определяет для себя смысл собственной жизни, многие проблемы отпадают сами собой. Необходимо только помочь молодому человеку понять, что каждый сам выбирает свою старость и этот выбор начи­нается сегодня.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...