Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Качественная оценка значимости транспорта




Государственное высшее учебное заведение

«Приазовский государственный технический университет»

А.А. Лямзин, Романенко Е.А.

 

ГЕОГРАФИЯ ТРАНСПОРТА

В МЕЖДУНАРОДНОЙ И ГОРОДСКОЙ

СРЕДЕ

 

 

Учебное пособие

 

 

Мариуполь

УДК 656:911.9 (075.8)

ББК У

____

Утверждено Ученым советом Института механики и транспорта «Приазовский государственный технический университет». Протокол № ____ от _______2014г.

 

Рецензенты:

Губенко В.К. д.т.н., профессор

Кравченко А.В. к.э.н., доцент, Зам. начальника ГП «Мариупольский морской торговый порт» по экономике

 

Лямзин А.А., Романенко Е.А.

География транспорта в международной и городской среде / Лямзин А.А., Романенко Е.А. – Мариуполь: ПГТУ, 2014. – 143 с.

 

Учебное пособие составлено в соответствии с программой дисциплины «География транспорта». Учебное пособие предназначено для студентов с направлением подготовки 1004 – «Транспортные технологии» специальностей: 6.100.101 «Транспортные технологии» (по видам транспорта) и 6.100.102 «Транспортные системы».

УДК___________

ББК___________

© Лямзин А.А., Романенко Е.А.

© ГВУЗ «ПГТУ», 2014

 

ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие "География транспорта в международной и городской и среде" предназначено для изучения транспортно-географических процессов; их взаимоотношения с прочими территориальными и внетерриториальными объектами. Объектами географии транспорта являются международные и региональные транспортные системы, транспортные потоки, распространение отдельных видов транспорта, влияние транспортных процессов на развитие народного хозяйства в территориальном (географическом) аспекте. Следует отметить тесную связь дисциплины «Транспортная география» с базовыми дисциплинами, формирующими процесс подготовки специалистов в области международных перевозок и транспортных систем.

Содержание пособия дополнено результатами научно-исследовательской работы 3(13): «Имплементация парадигмы ситилогистических решений эффективной транспортной сети в условиях рационального природопользования» выполненной учеными кафедры: «Технологии международных перевозок и логистика», а так же, теоретическими и практическими разработками научных проектов, опытом отечественных и зарубежных профессоров в области географии транспортных систем: Губенко В.К.(Украина), Black W. (Великобритания), Potrykowski M.(Польша), Бернштейн-Коган С. В. (Россия) и др.

 

СОДЕРЖАНИЕ
  РАЗДЕЛ 1. ПРИРОДА, РОЛЬ И ФУНКЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ ГЕОГРАФИИ......………………………………………..    
1.1 Транспорт и его география………………………  
1.2 Качественная оценка значимости транспорта…  
1.3 Понятия и размеры транспортной географии…  
1.4 Базовые пространственные ограничения в транспортной географии………………………...  
1.5 Особенности географических информационных систем для транспортировки ….………………...  
  1.5.1 «Информация», «знания» геоинформационных систем……………………  
  1.5.2 Обобщенные функции геоинформационных систем……………………  
  1.5.3 Классификация геоинформационных систем……………………………………………..  
  1.5.4 Источники входящей информации ………  
Вопросы для самоконтроля по 1 разделу……………..  
РАЗДЕЛ 2. географиЯ транспорта В городской средЕ……………………………………………………    
2.1 Характеристика составляющих городской среды……………………………………………….  
2.2 Базовые принципы развития транспортной географии и ее составляющих в городской среде………………………………………………    
  2.2.1 Структура географии транспорта – зарубежный опыт……………………………….  
  2.2.2 Влияние урбанизации на развитие транспортных сетей как базовой составляющей транспортной географии в городской среде…    
2.3 Характеристика и механизмы оценки потенциала элементарных составляющих транспортной географии в городской среде…...    
  2.3.1 Линейный элемент транспортной географии городской среды……………………  
  2.3.2 Архитектура линейных элементов в городской среде…………………………………  
  2.3.3 Оценка транзитного потенциала транспортных сетей в городской среде………  
  2.3.3.1 Механизм комплексной оценки потенциала системы «транзит» в городской среде……………………………………………..    
2.4 Прикладные логистические механизмы в системе обеспечения экологической безопасности транспорта в городской среде…    
Вопросы для самоконтроля по 2 разделу……………...  
РАЗДЕЛ 3. ТРАНСПОРТНАЯ ГЕОГРАФИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК…………………    
3.1 Особенности составляющих транспортной географии международной среды……………..  
  3.1.1 Основные параметры международной транспортной системы…………………………..  
  3.1.2 Критерии национальных и макрорегиональных особенностей в работе транспорта………………………………………..    
  3.1.3 Внутриотраслевые сдвиги и тенденции международных транспортных систем…………  
  3.1.4 Транспортная отрасль и мирохозяйственные связи……………………….  
  3.1.5 Противоречия развития транспортной системы……………………………………………  
3.2 Макрорегиональные типы транспортных систем Европы …………………………………................  
  3.2.1 Единая транспортная система Европы и проблемы её формирования……………………..  
  3.2.2 Макрорегиональные типы транспортных систем: транспортная система США…………....  
  3.2.3 Транспортная система Латинской Америки……………………………………………  
  3.2.4 Транспортная система Азии……………….  
  3.2.5 Транспортная система Африки……………  
  3.2.6 Транспортная система Австралии………...  
3.3 Международные транспортные коридоры –географический каркас мировых транспортных систем  
  3.3.1 Понятие "международный транспортный коридор"……………………………………………  
  3.3.2 История развития сети международных транспортных коридоров…………………………  
  3.3.3 Критерии выбора транспортных коммуникаций…………………………………….  
3.4 Методика формирования международных транспортных коридоров…………………………  
  3.4.1 Задачи формирования международных транспортных коридоров…………………………  
  3.4.2 Алгоритм создания международных транспортных коридоров…………………………  
  3.4.3 Источники финансирования транспортных коридоров………………………………………….  
Вопросы для самоконтроля по 3 разделу…………  
Библиографический список…………………………….  

 


РАЗДЕЛ 1.

ПРИРОДА, РОЛЬ И ФУНКЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ ГЕОГРАФИИ

Транспорт и его география

Движение людей, товаров и информации всегда были основными составляющими человеческого общества. Современная жизнедеятельность социума и коммерческих предприятий различных форм собственности сопровождается увеличением мобильности и высоким уровнем доступности. Эта тенденция может быть прослежена до промышленной революции, она значительно ускорилась во второй половине ХХ века.

Транспортировка, как коммерческая деятельность, отличается от других. Целью транспортировки является преодоление пространства, которое формируется с помощью различных человеческих и физических ограничений, таких как расстояние, время, административное деление и топография.

Транспортабельность, как показатель эффективности транспортных систем в географическом пространстве, относится к легкости движения пассажиров, грузов и информации. Политические факторы (законы, правила, границы и тарифы) также могут влиять на транспортабельность.

Конкретная цель транспорта в географической плоскости – увеличение спроса на мобильность, так как транспортировка может существовать, только если она выполняется с учетом интересов социума, обеспечения сохранности грузов и наличия достаточного объема достоверной информации. В противном случае она не имеет цели. Это потому, что транспорт является результатом производной спроса. То, что происходит в одном секторе, оказывает воздействие на другой; спрос на товар или услугу в одном секторе является производным от другого.

Есть два основных типа спроса на транспортные услуги, оказываемые в географической плоскости: прямой и косвенный спрос.

Прямой спрос относится к движению, которое является результатом хозяйственной деятельности, без которого оно не имело бы места.

Косвенный спрос считается движением, созданным с учетом требований других движений.

Основная цель транспортной географии – облегчение перемещения в разрезе географической плоскости. Таким образом, транспорт играет важную роль в структуре и организации пространства, которые могут варьироваться в зависимости от уровня их развития.

В двадцатом веке, цель новых современных видов транспорта смещается на процесс выбора маршрутов, определение приоритетов видов транспорта, увеличение пропускной способности существующих сетей и реагирования на потребности в мобильности.

Качественная оценка значимости транспорта

Транспорт представляет собой один из наиболее важных процессов коммерческой деятельности во всем мире. Он является незаменимым компонентом экономики и играет важную роль в пространственных отношениях между локациями. Транспорт создает ценные связи между регионами и экономической деятельностью, между людьми и остальным миром. Транспорт является многомерной деятельностью, важность которого заключается в следующих тенденциях:

- Исторической. В этом случае виды транспорта сыграли несколько различных исторических ролей в становлении цивилизации (Египет, Рим и Китай), в развитии общества (создание социальных структур), а также национальной обороны (Римская империя, американская дорожная сеть).

- Социальной. Транспорт выполняет режимы облегчения доступа к здравоохранению, социального обеспечения культурного или художественного события, выполняя, таким образом, социальное обслуживание. Транспорт, поддерживает и даже может формировать социальные структуры.

- Политической. Правительства каждого государства играют важную роль в деятельности и развитии транспорта в качестве источников инвестиций и в качестве регуляторов.

- Окружающей среды. Несмотря на явное преимущество транспорта, его последствия для окружающей среды также являются важными. Они включают в себя качество воздуха и воды, уровень шума и здравоохранения. Все решения, связанные с транспортом должны быть оценены с учетом соответствующих экологических издержек. Транспорт является доминирующим фактором в современных экологических проблемах.

- Экономической. Эволюция транспорта всегда была связана с экономическим развитием. Транспортный сектор также является экономическим фактором в производстве товаров и услуг. Он вносит вклад в добавленную стоимость хозяйственной деятельности, способствует экономии на масштабе, влияет на землю (недвижимость).

- Рост спроса. В ХХ веке, больше, чем в любом другом, наблюдался значительный рост спроса на транспортные услуги, связанные как с отдельными перевозками пассажиров, так и грузовой мобильностью. Этот рост является результатом большого количества пассажиров и перемещающегося груза, на более длинные расстояния. Последние тенденции подчеркивают продолжающийся процесс роста мобильности, которая привела к умножению количества поездок с участием самых разнообразных режимов транспортных услуг.

- Расширение инфраструктуры. Приведенные выше две тенденции, очевидно, указывают на расширение требований к транспортной инфраструктуре как количественно, так и качественно. Дороги, порты, аэропорты, телекоммуникации и трубопроводы значительно расширены для обслуживания новых районов и увеличения емкости существующих сетей.

Транспорт играет важную роль в условиях, которые влияют на глобальные, национальные и региональные хозяйствующие субъекты. Эта роль является стратегической инфраструктурой, которая в социально-экономической жизни отдельных лиц, учреждений и корпораций, зачастую невидима для потребителя, но всегда важна со стороны всех экономических и социальных функций. Это парадоксально, так как если транспорт нарушается, или перестает работать, последствия могут быть драматичными.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...