Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема № 12. Субъекты оперативно-розыскного процесса




В перечне субъектов как участников оперативно-розыскного процесса, несомненно, ведущая роль принадлежит субъектам – физическим лицам, сотрудниками правоохранительных органов и спецслужб государства, которые в ходе своей служебной деятельности непосредственно применяют ОРМ, добывают, анализируют оперативную информацию, для чего вступают во взаимоотношения с различными лицами, в том числе и с представителями криминальной среды.

Субъекты – физические лица оперативно-розыскного процесса дифференцируются на следующие категории:

а) сотрудники оперативных подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В свою очередь они разделяются:

1) во-первых, на должностных лиц, действующих открыто (гласно) от имени соответствующей оперативной службы оперативно-розыскного ведомства,

2) во-вторых, негласных (секретных) штатных работников, чья принадлежность к органам, осуществляющим ОРД, в интересах необходимой конспирации скрывается. Каждая из этих категорий обладает полномочиями, адекватными тем задачам, к разрешению которых они привлекаются. Кроме того, с учетом иерархического построения административно-управленческой структуры оперативных подразделений, их сотрудники могут выступать в качестве непосредственных исполнителей – рядовых оперативных работников и должностных лиц, направляющих деятельность последних и возглавляющих как отдельные оперативные аппараты, так и оперативно-розыскное ведомство в целом;

б) отдельные лица, привлеченные с их согласия к подготовке и проведению ОРД и конспиративно сотрудничающие с оперативным подразделением;

в) отдельные лица, гласно, открыто содействующие деятельности оперативного подразделения.

Все вышеперечисленные субъекты – физические лица оперативно-розыскного процесса отличаются определенной спецификой. Однако их признание соответствующими процессуальными фигурами обусловлено тем, что все они вовлечены в сферу оперативно-розыскной деятельности и выполняют предусмотренные законом функции. Поэтому названные физические лица должны соответствовать определенным требованиям, являющимся условиями их участия в ОРД. В их числе надежность, наличие определенных личностных свойств и возможностей обеспечивать осуществление оперативно-розыскной деятельности.

Компетенция субъектов оперативно-розыскной деятельности.

Компетенцией является единство следующих элементов:

- предмета оперативно-розыскного ведения;

- обязанностей, возлагаемых на субъектов оперативно-розыскной деятельности (ст. 14 Федерального Закона об ОРД);

- предоставляемых им прав для реализации этих обязанностей (ст. 15 и др.);

- возможность их привлечения к ответственности в случае нарушений законных предписаний (ч. 10 ст. 5).

Предмет оперативно-розыскного ведения – это совокупность целей оперативно-розыскной деятельности и ее задач (ст. 1 и ст. 2 Федерального Закона об ОРД). Именно для достижения целей и решения задач оперативно–розыскной деятельности субъекты наделяются соответствующими правами и на них возлагается определенные обязанности.

Обязанности субъектов – это круг возложенных законодателем на них действий и (или) решений для выполнения задач оперативно-розыскной деятельности и безусловных для исполнения.

Права субъектов ОРД – это круг предоставленных им законодателем возможностей для надлежащего исполнения обязанностей с целью решения задач оперативно-розыскной деятельности.

Основные правила определения компетенции ОРД:

- обязанности могут быть возложены, а права предоставлены исключительно для решения задач и достижения целей оперативно-розыскной деятельности;

- должен быть баланс обязанностей и прав соответствующих субъектов.

Если он будет нарушен, то в первом случае (когда прав меньше, чем обязанностей) субъект не сможет защитить от преступных посягательств человека, общество и государство, а во втором (когда прав больше, чем обязанностей) – действия субъекта могут привести к нарушению законности.

- эта компетенция может быть изложена исключительно в открытых нормативных правовых актах, как правило, законодательных.

Запрет (исключения из компетенции субъектов ОРД, предусмотренные оперативно-розыскным законом) в ОРД – это предусмотренное в оперативно-розыскном законе ограничение компетенции оперативно-розыскных органов и других субъектов этой деятельности, направленное на усиление гарантий законности оперативно-розыскной работы, а также установленное законодателем ограничение на ее осуществление не уполномоченными на то лицами.

В Федеральном Законе об ОРД содержатся три группы запретов:

1) органы, осуществляющие оперативно-розыскной деятельности, и их должностных лиц (ч. 8 ст. 5, ч. 7 ст. 8 и ч. 3 ст. 17);

2) иных участников оперативно-розыскной деятельности (судей, агентов – ч. 1 ст. 9 и ч. 1 ст. 17);

3) относительно неопределенный круг физических и юридических лиц (ч. 6 ст. 6 и ч. 2 ст. 16).

Понятие лиц, содействующих оперативно-розыскным органам. Согласно ст. 17 ФЗ «Об ОРД» с любыми совершеннолетними (от 18 лет) дееспособными (ст. 21 ГК РФ) лицами независимо от гражданства (т.е. это могут быт граждане Российской Федерации, граждане иностранного государства и лица без гражданства постоянно или временно проживающие на территории России), национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений, могут быть заключены соглашения на оказание помощи (содействия) органам, осуществляющим ОРД.

Лиц, содействующих ОРО подразделяют: 1) по степени участия в ОРД на группы основную (агент и другие конфиденты лица, конфиденциально сотрудничающие с ОРО) и дополнительную (специалист, переводчик и др.); 2) по длительности содействия на оказывающих разовую помощь, кратковременное содействие (например, участвующих в оперативно-розыскном обеспечении производства расследования по конкретному делу) и сотрудничающих на долговременной основе (как правило, агент); 3) по этапам использования на лиц, участвующих на этапе подготовки ОРМ, и лиц непосредственно участвующих в его проведении; 4) по форме оказания содействия на содействующих только гласно (дружинник, сотрудник службы безопасности организации), содействующих только негласно (агент и другие конфиденты) и в смешанной форме (переводчик, специалист и др.).

Агент это основное лицо, конспиративно содействующее органам, осуществляющим ОРД. Агентом является человек, который в соответствии с оперативно-розыскным законодательством долговременно конфиденциально (конспиративно) сотрудничает с ОРО. Он не является должностным лицом ОРО; должен располагать сыскными возможностями и обладать определенными качествами. Он специально готовится для выполнения заданий.

Деятельность агентов представляет собой совокупность приемов и способов легендированного поведения агентов (негласных сотрудников) и оперативных сотрудников органов, осуществляющих ОРД, по выведыванию оперативно-значимой информации и документированию противоправных действий путем установления или развития доверительных отношений с ее обладателями.

В ФЗ «Об ОРД» указаны следующие права агентов:

заключать контракты с органом, осуществляющим ОРД (ч. 2 ст. 17);

разрешать расшифровку (предавать гласности сведения о лицах, внедренных в ОПГ, а также о лицах, оказывающих или оказавших ОРО содействие на конфиденциальной основе, возможно лишь с их согласия и в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами (ч. 2 ст. 12), представлять сведения об этих лицах соответствующим прокурорам можно только с их письменного согласия, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности (ч. 3 ст. 21));

требовать включения в свой трудовой стаж период своего сотрудничества по контракту с органами, осуществляющими ОРД, в качестве основного рода занятий, а также иметь пенсионное обеспечение в соответствии с российским законодательством;

получать единовременные пособия и пенсию по инвалидности (при получении лицом, сотрудничающим по контракту с ОРО, травмы, ранения, контузии, увечья, наступивших в связи с его участием в проведении ОРМ и исключающих для него возможность дальнейшего сотрудничества с ОРО, этому лицу из средств соответствующего бюджета выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания и в установленном законом порядке назначается пенсия по инвалидности (ч. 9 ст. 18)).

В ФЗ «Об ОРД» установлены следующие обязанности агентов:

сохранять в тайне сведения, ставшие ему известными в ходе подготовки и проведения ОРМ (ч. 1 ст. 17);

не представлять заведомо ложную информацию (ч. 1 ст. 17).

Отметим, что сообщение агентом оперативнику информации, в которой изложены заведомо ложные сведения о совершении кем-либо преступления, квалифицируются как заведомо ложный донос (ст. 306 УК РФ).

Долговременное конфиденциальное содействие, которое устанавливается с рядом агентов, определяется понятием «агентура» или «агентурный аппарат». Это понятие имеет условный характер, так как ни в правовом, ни в структурно-функциональном отношении лица, составляющие это понятие, не объединяются в единый коллектив. Названные термины означают совокупность агентов соответствующей службы или ОРО.

Основные направления использования лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и руководство этими лицами. Основными направлениями использования конфидентов являются: оперативное обслуживание (создание агентурного аппарата, обеспечивающего получение первичной информации о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес на обслуживаемой территории, объекте, линии работы для выявления лиц, подлежащих разработке); оперативная разработка (вовлечение конфидентов (приобретение новых, использование имеющихся) в решение конкретных задач конкретного дела оперативного учета).

Агенты, а также другие лица, состоящие на оперативном контакте, – то есть лица, с которыми оперативником установлены негласные отношения и которые представляют ему информацию оперативно-розыскного характера, в частности, могут:

– выявлять лиц, подготавливающих, совершающих, совершивших преступление, входить к ним в доверие, наблюдать изнутри криминальные процессы формирования и развития незаконного вооруженного формирования, организованной преступной группы, преступной организации, устанавливать участников таких организованных преступных формирований, получать информацию о механизме их функционирования;

– в необходимых случаях оказывать влияние на лиц, готовящих преступление, в целях склонения их к отказу от совершения преступления;

– устанавливать способ преступления и ориентировать оперативников на конкретных лиц, могущих быть свидетелями, выявлять объекты, имеющие

потенциальное доказательственное значение, обеспечивать или принимать непосредственное участие в фиксации действий субъектов преступления, совершаемых во время подготовки или осуществления ими преступных намерений;

– устанавливать места сокрытия и каналы сбыта имущества, добытого преступным путем.

Должностные лица, осуществляющие ОРД, могут использовать помощь специалистов на гласной и негласной основе. Возможно использование содействия специалиста в: 1) получении консультаций, справочной информации; 2) производстве исследований материальных объектов; 3) оказании технической помощи оперативным работникам в проведении ОРМ; 4) производстве ревизий и аудиторских проверок.

Руководство лицами, оказывающими содействие ОРО, означает деятельность по:

– установлению количественной и качественной потребности в лицах,

согласных оказывать содействие, а также проведению их расстановки в соответствии с оперативной обстановкой и необходимостью решения конкретных задач ОРД в целом и по делу оперативного учета в частности;

– выявлению разведывательных и иных способностей и возможностей лиц, оказывающих содействие, а также развитию и использованию этих способностей в решении поставленных задач;

– определению каждому лицу конкретного задания и установлению пределов участия в его выполнении с учетом разведывательных и иных способностей и возможностей этих лиц;

– проведению обучения действиям в условиях конспирации, а также по умению выявлять лиц, подготавливающих, совершающих и совершивших преступления;

– воспитанию добросовестного отношения лица к взятым на себя добровольным обязательствам, недопущению участия в преступлениях;

– осуществлению постоянного контроля за поведением, деятельностью лица, выполнением им заданий.

Как видно, руководство лицами, оказывающими содействие оперативно-розыскным органам, является сложным видом специфической деятельности оперативника. Для того, чтобы достичь в этой деятельности необходимого эффекта нужно придерживаться определенного стиля работы, соблюдать следующие принципы (основные, исходные положения).

Принцип практической направленности – устанавливает, что вся программа руководства должна определяться, исходя из использования данных лиц исключительно в целях обеспечения выявления, предупреждения и раскрытия преступлений.

Принцип индивидуальности подхода к лицу – выражает обязательность учета личностных особенностей каждого негласного сотрудника, его жизненного и профессионального опыта, возраста, наличия судимости, наклонностей, привычек, убеждений и др.

Принцип систематичности руководства – говорит о регулярности встреч с лицами, содействующими ОРО, как о непременном условии.

Принцип конкретности руководства – гласит, что, устанавливая отношения с каждым лицом, должна преследоваться конкретная цель, которая должна соответствовать задачам ОРД, определенным ФЗ «Об ОРД».

Принцип обучения лиц, оказывающих содействие ОРО, – заключает в себе требование оказывать обучающее воздействие на лиц, оказывающих содействие ОРО, через разработку индивидуальной программы, соответствующей возможностям восприятия ее данным лицом, а также с учетом жизненного и профессионального опыта этого лица и условий, в которых оно осуществляет содействие, для выработки необходимых знаний, навыков и умений.

Принцип воспитания лиц, оказывающих содействие ОРО, – диктует необходимость целенаправленного, постоянного морально-психологического воздействия на данных лиц, а не только в случаях, когда те подают к этому повод (совершение проступка, не явка3 на встречу, срыв выполнения задания и т.п.), через строго индивидуальные методы воспитания (убеждение, поощрение, принуждение и т.д.) на основе жизненной практики и данных соответствующих наук, с целью выработки и закрепления требуемого для данной работы мировоззрения.

Принцип контроля за поведением лиц, оказывающих содействие ОРО, – отражает необходимость контроля (т.е. определения качества решения оперативно-розыскных задач) с начала – с этапа планирования формирования негласного аппарата и до конца, заканчивая решением вопроса о прекращении содействия ОРО.

Нарушение принципов руководства лицами, оказывающими содействие ОРО, часто приводит к негативным последствиям – прекращению активного содействия ОРО; совершению правонарушений; представление этими лицами ложных сведений (сознательное сообщение оперативнику заведомо ложной информации, выдавая ее за достоверную); «двойному предательству», работе «и нашим и вашим», даче данными лицами сведений ОРО с целью извлечь выгоду или отвести от себя подозрение в совершенном преступлении; и др.

Понятие содействия граждан оперативно-розыскным органам. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, есть установление оперативно-розыскных отношений между ОРО в целом и его сотрудником (должностным лицом, наделенным правом участвовать в этом процессе) и конкретным физическим лицом, привлекаемым для получения от него определенной помощи в решении задач борьбы с преступностью.

Под «привлечением» понимается побуждение лица принять участие в ОРД. Отсюда следует, что предложение о содействии должно исходить, как правило, от ОРО и, что окончательное решение о возможности использования данного лица в ОРД остается только за ОРО. Законодателем выделяется два вида привлечения граждан: 1) привлечение к содействию получение ОРО определенной помощи от конкретного лица в решении какой-либо задачи или нескольких задач; 2) привлечение к сотрудничеству совместное ОРО и данного лица деятельность, за которую последнее получает, как правило, вознаграждение. Таким образом, понятие «содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность» включает в себя эти два вида или иными словами два варианта привлечения отдельных физических лиц к участию в ОРД.

Оперативно-розыскные отношения, складывающиеся по поводу содействия граждан ОРО, различают трех видов: анонимные, гласные и конфиденциальные (негласные).

Анонимное содействие осуществляется путем предоставления информации, когда лицо, ее представляющее, не называет своего имени, не желает себя раскрывать и быть в дальнейшем участником уголовного судопроизводства по каким-либо причинам. Аноним, узнав что-либо о событии преступления, о местонахождении субъектов преступления, о лицах могущих дать ценные показания по делу, передает эту информацию по телефону, почтовым сообщением, в ходе непосредственной встречи с сотрудником органа, осуществляющего ОРД, или через посредника.

Гласное содействие оказывается лицом тогда, когда оно не требует (и/или не требуется) при подготовке и проведении ОРМ сохранения в тайне его участия в этих мероприятиях и в будущем, если возникнет необходимость, оно может быть участником уголовного процесса, давать свидетельские показания по уголовному делу. Примером привлечения отдельных лиц к подготовке и проведению ОРМ на гласной основе может служить использование помощи этих лиц для проведения проверочных закупок в вероятных местах сбыта контрафактных экземпляров произведений или фонограмм.

Конфиденциальное содействие устанавливается в случаях, когда вовлекаемое в ОРМ лицо само выразило желание засекретить свои отношения с ОРО, а также, когда сам этот орган в лице своих должностных лиц по тактическим соображениям целесообразности или для обеспечения безопасности этого лица примет решение о том, что содействие, оказываемое данным лицом, не подлежит огласке. Рассмотрим подробнее конфиденциальное содействие.

Конфиденциальное сотрудничество с органами, осуществляющими ОРД, используется только для решения задач ОРД, приведенных в ст. 2 ФЗ «Об ОРД» и входящих в компетенцию данного ОРО. Это сотрудничество наступает с момента устной (бесконтрактной) или письменной (контрактной) договоренности сторон. Бесконтрактное сотрудничество лица выражается в предоставлении данному органу имеющейся у него информации, принадлежащих этому лицу служебных и (или) жилых помещений для осуществления ОРМ, в консультировании данным лицом по отдельным вопросам, связанным с осуществлением ОРМ, оказании различных услуг и др.

Конфиденциальное сотрудничество отдельных лиц с ОРО по контракту означает, что данные лица ведут по заданиям этих органов активную разведывательно-поисковую деятельность, получая за это вознаграждения и другие выплаты.

Конфиденциальное содействие может быть как длительным (устойчивым), так и кратковременным. Конфиденциальное сотрудничество на контрактной основе отличает длительность, устойчивость отношений между отдельным лицом и ОРО.

Следует отметить, что ч. 3 ст. 17 ФЗ «Об ОРД» запрещено органам, осуществляющим ОРД, использовать конфиденциальное содействие по контракту следующих категорий лиц: депутатов всех уровней представительной власти, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений.

К конфиденциальному сотрудничеству могут привлекаться только отдельные лица, групповая форма конфиденциального содействия исключена.

При конфиденциальном содействии по контракту заключается оперативно-розыскной контракт это письменный договор, основанный на нормах оперативно-розыскного законодательства, между органом, осуществляющим ОРД, и отдельным совершеннолетним дееспособным лицом (конфидентом), в котором отражаются взаимные права и обязанности сторон договора по поводу необходимости реализации целей ОРД и решения ее задач.

В контракте отражаются следующие основные условия взаимоотношений сторон: какие обязательства принимают на себя стороны по решению задач ОРД, оговариваются особенности действий сторон: права и обязанности сторон (в какой форме устно, письменно, в виде образцов документов, изделий и т.д. конфидент будет предоставлять информацию; обязательства ОРО в создании благоприятных условий для выполнения конфидентом заданий, в его обучении и подготовке; пределы использования оперативной информации; обязательство принятия мер по обеспечению безопасности конфидента, его семьи и близких; обязанность конфидента сохранять в тайне сведения, ставшие ему известными в ходе подготовки или проведения ОРМ; и др.); срок действия контракта, когда он вступает в силу и когда его действие прекращается; основания досрочного расторжения контракта; особые условия (например, условия, связанные с сохранением сведений, составляющих государственную тайну, которые были получены конфидентом при содействии); сумма и характер вознаграждения конфиденту за выполнение взятых им обязательств; возмещение конфиденту понесенного в связи с подготовкой или проведением ОРМ материального и (или) морального вреда; меры социальной и правовой защиты конфидента и (или) членов его семьи и близких.

Как было отмечено выше, контракт может быть досрочно расторгнут.

Это право принадлежит обеим сторонам. Конфидент (агент-контрактник), например, может по собственной инициативе расторгнуть контракт, если ОРО не выполнил одно или несколько обязательств, предусмотренных контрактом. ОРО может досрочно расторгнуть контракт с конфидентом, если имело место: разглашение сведений о факте и содержании конфиденциального содействия; совершение конфидентом преступления или использование конфиденциального содействия для сокрытия преступной деятельности; предоставление ложной информации; умышленное искажение оперативно значимой информации; уклонение от содействия под различными предлогами; и др. Наиболее типичными основаниями досрочного расторжения контракта являются: досрочное достижение цели, ради которой был заключен контракт; объективное изменение оперативной обстановки (заболевание конфидента (агента-контрактника), утрата им оперативных возможностей, приобретение конфидентом какого-либо статуса, из перечисленных в ч. 3 ст. 17 ФЗ «Об ОРД» и др.).

Условия и требования к порядку заключения контракта с конфидентами определены закрытыми нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД.

Другой формой закрепления конфиденциального сотрудничества (вербовки оперативником агента) является подписка о сотрудничестве, представляющая собой письменное обязательство лица, давшего согласие на оказание негласного содействия, выполнять задание данного ОРО, соблюдать правила конспирации, не передавать заведомо ложные сведения и др.

Согласие (решение) лица на сотрудничество на конфиденциальной основе с ОРО может быть выражено оперативнику представителю этого ОРО в форме устного согласия.

Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Законодательные меры социальной и правовой защиты участников ОРД не являются случайными, а, напротив, имеют объективную обусловленность. Это связано с тем, что Закон об ОРД предусматривает возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий, предполагающих весьма тесные контакты с лицами, совершающими преступления, в целях их разоблачения и привлечения к ответственности. В связи с этим в практике имеют место случаи неправомерного воздействия на конфидентов, в частности путем причинения им имущественного ущерба, вреда здоровью и даже физического их устранения.

Нередко действия лиц, участвующих в оперативно-розыскных мероприятиях, принимают формы, близкие к преступным действиям, либо отведенная этим лицам роль создает угрозу их личной безопасности. Нельзя исключать и возможности провокаций со стороны разрабатываемых, проверки ими внедренных конфидентов «в деле», возникновения ситуаций, при которых внедренные лица, лишенные всякой поддержки со стороны, вынуждены идти на крайние меры, действовать в условиях необходимой обороны либо крайней необходимости, в целях пресечения тяжкого или особо тяжкого преступления принимать участие в совершении преступлений на второстепенных ролях.

Нельзя не считаться и с тем, что в общественном сознании оценка деятельности лиц, оказывающих содействие правоохранительным органам, остается неблагоприятной. Освещение в средствах массовой информации роли конфидентов, как правило, негативное. Им навешивают незаслуженные ярлыки («стукачи», «доносчики»), дают отрицательную социально-правовую характеристику, формируя тем самым неприглядный облик этих лиц.

Все это объективно обусловливает применение совокупности защитных мер компенсационного характера в виде выплат денежных средств, мер по освобождению от уголовной ответственности, обеспечению безопасности, необходимость закрепления на законодательном уровне сохранения конфиденциальности их сотрудничества. Именно на основе негласности, применения иных мер защиты базируются эффективность действий и безопасность конфидентов.

В Законе об ОРД меры защиты занимают главенствующее положение по отношению к мерам по охране прав. При этом их реализация носит характер активных действий со стороны органа, осуществляющего ОРД, и является его обязанностью. Эти действия направлены на обеспечение такого порядка вещей, при котором создаются условия и обстановка, максимально благоприятствующие обеспечению прав конфидентов. Это представляется правильным, целесообразным и обоснованным, поскольку отражает специфику защиты в ОРД. Когда, например, речь идет о причинении ущерба защищаемому лицу или его смерти, то восстанавливать нарушенное право крайне сложно, если возможно вообще, и тогда применимы только меры компенсации.

Лица, содействующие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, находятся под защитой государства, однако гарантии их защиты дифференцированы применительно к лицам, оказывающим содействие на контрактной и бесконтрактной основе. Для лиц, сотрудничающих на бесконтрактной основе, гарантии социальной и правовой защиты усечены. Согласно Закону им гарантируется государственная защита, предотвращение в отношении их, членов их семей и близких противоправных посягательства на жизнь, здоровье или имущество, выплата вознаграждений за помощь в раскрытии преступления или установление лиц, их совершивших, и другие выплаты.

Ряд прямо предусмотренных Законом об ОРД прав на лиц, сотрудничающих на бесконтрактной основе, не распространяется, хотя тяжкие последствия (смерть, травмы) могут наступить в отношении обеих категорий негласных сотрудников в связи с их участием в подготовке или проведении оперативно-розыскных мероприятий: законодатель не разграничивает степень их участия в ОРД, и они могут выполнять идентичные или схожие функции с теми, которые выполняют конфиденты-контрактники.

Это объясняется тем, что заключение контракта является правом лица, оказывающего содействие органам - субъектам ОРД, соответственно, при отсутствии его согласия на подписание контракта он самостоятельно избирает не только меру своих обязательств и ответственности перед органом - субъектом ОРД, но и фактически отказывается от обязательств, предлагаемых государством по его социальной и правовой защите и вытекающих из контрактной формы сотрудничества.

Хотя частные лица оказывают содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в соответствии с комментируемым Законом эти лица находятся под защитой государства, а не субъектов ОРД. Именно государство гарантирует лицам, изъявившим согласие содействовать по контракту органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, выполнение своих обязательств, предусмотренных контрактом, в том числе правовую защиту, связанную с правомерным выполнением указанными лицами общественного долга или возложенных на них обязанностей. Именно государство выступает гарантом выполнения обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным конфидентом с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

С контрактной основой сотрудничества с органами - субъектами ОРД, напрямую связана реализация ряда мер социальной и правовой защиты конфидентов. В частности, от заключения контракта зависит выплата единовременных пособий в случае травмы, ранения, контузии, увечья либо смерти контрактника, включение периода сотрудничества по контракту в трудовой стаж, пенсионное обеспечение этих лиц.

Закон об ОРД, предусматривая возможность заключения оперативными подразделениями с отдельными лицами соглашения в виде контракта, определяет его заключение, с одной стороны, в качестве условия применения норм Закона, а с другой - открывает возможности включения в контракт обязательств сторон, относящихся в числе прочих и к мерам защиты.

При заключении контракта орган, осуществляющий ОРД, обязуется выплачивать ежемесячное денежное содержание либо разовые денежные вознаграждения, пособия и иные выплаты; принимать меры к обеспечению правовой защиты конфидента и членов его семьи, выполнять иные обязательства, закрепленные в Законе об ОРД и предусмотренные контрактом.

Несмотря на заключение контракта, объем прав и гарантий, предоставляемых конфидентам, является усеченным по сравнению с гарантиями, предусмотренными трудовым законодательством. И это не является случайным, поскольку контракт в ОРД по своей правовой сути не идентичен трудовому соглашению, а конфидент соответственно рассматривается как субъект не трудовых, а оперативно-розыскных отношений.

Сторонами трудового договора являются работник и работодатель. Применительно же к сотрудничеству на конфиденциальной основе орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, не является работодателем, поскольку не создает рабочих мест и не обеспечивает постоянную занятость конфидентов, а привлекает их к сотрудничеству в связи с их разведывательными возможностями, при утрате которых соглашение о сотрудничестве прекращается или приостанавливается. Исключение в данном случае (в смысле занятости) может составлять лишь использование отдельных категорий негласных сотрудников.

В качестве одной из мер защиты комментируемая статья закрепляет обязанность органов, осуществляющих ОРД, принимать необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае возникновения реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим ОРД, а равно членов их семей и близких.

Действие данной нормы связывается с возникновением угрозы, т.е. выраженного вовне намерения лишить потерпевшего жизни, причинить вред его здоровью или нанести ему имущественный ущерб. Способы угрозы могут быть при этом разнообразными и выражаться как письменно, так и устно, в т.ч. по телефону и т.д. Она может быть высказана непосредственно тому, к кому обращается виновный, а также передана через третьих лиц.

Необходимым условием при этом является реальность угрозы. Она считается реальной, если имелись основания опасаться ее осуществления. Реальность угрозы связывается прежде всего с наличием объективных оснований опасаться приведения ее в исполнение. Такими основаниями могут служить расшифровка негласного сотрудника, возникновение подозрения о его сотрудничестве с правоохранительными органами, противоречия между действиями лица и интересами преступной группы.

Возможность возникновения опасности диктуется складывающейся ситуацией, конкретной обстановкой. При этом наступление вредных последствий существует лишь в предположении, а поэтому затруднено применение соответствующих мер защиты: неясно, перерастет ли данная ситуация в выражение угроз или конкретные действия, в какой отрезок времени возможно посягательство, а также его место, способ и исполнитель, существует ли реальность возникновения опасности вообще и возникновения угрозы в частности, т.е. не является ли угроза мнимой (в уголовно-правовом смысле). Учитывая это, оперативные работники должны постоянно анализировать состояние зашифровки конфидентов, прогнозировать возможность возникновения угроз их безопасности и принимать меры нейтрализации грозящей (возможной) опасности жизни, здоровью конфидентов и членов их семей, а в отдельных случаях осуществлять за ними негласный контроль, обеспечивать физическую охрану или отказаться от привлечения конкретного лица к подготовке или проведению конкретных оперативно-розыскных мероприятий.

В целях обеспечения безопасности таких лиц допускается проведение оперативно-розыскных и иных специальных мероприятий по их защите, в том числе временное переселение в безопасное место, смена места жительства, замена паспортов с изменением фамилий, прослушивание телефонных переговоров по их заявлению, обеспечение физической охраны, выдача специальных средств защиты и др.

В соответствии с прямым законодательным предписанием органы, осуществляющие ОРД, обязаны принимать защитные меры не только по отношению к лицам, оказывающим им содействие, но и по отношению к членам их семей и близким.

К членам семьи следует отнести близких родственников: супругов (лиц, находящихся как в фактическом (гражданском), так и официальном браке), родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и родных сестер, дедушку, бабушку, внуков вне зависимости от того, проживают они вместе или отдельно.

Близкие лица рассматриваются законодателем как иные лица, состоящие в свойстве с конфидентом, а также лица, жизнь, здоровье и благополучие которых ему дороги в силу сложившихся личных отношений. Исходя из этого определение понятия близких лиц характеризует объективные отношения свойства, а также субъективные, эмоциональные отношения между людьми.

Свойство характеризует отношения близости между людьми, возникающие из брачного союза одного из родственников, т.е. отношения между супругом и кровными родственниками другого супруга, а также между родственниками супругов.

К лицам, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги конфиденту в силу сложившихся личных отношений, могут относиться те, кто поддерживает с ними тесное личное общение (близкий друг, подруга, жених, невеста, любовник, любовница), участвующие либо участвовавшие в воспитании ребенка (отчим, мачеха, не являющиеся усыновителями, неродные дедушка, бабушка, брат, сестра и др.) и иные лица, эмоционально близкие конфидентам, с которыми их связывают настоящие, глубокие чувства.

Наличие правовых положений о принятии необходимых мер защиты создает возможность их применения. Реально их осуществление в силу объективных причин не всегда эффективно, а в отдельных случаях и невозможно, поэтому не всегда удается избежать тяжких последствий - наступления смерти, причинения травм, ранений, увечий. В этой связи в к

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...