Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы государственного (политико-территориального) устройства




 

Форма государственного (политико-территориального) устройства — это порядок взаимоотношений между госу­дарством и его отдельными частями. Различают унитар­ные, федеративные, конфедеративные, регионалистские го­сударства.

Унитарное государство — это единое государство, со­стоящее из административно-территориальных единиц (об­ластей, провинций, губерний). К признакам унитарного государства относятся:

1) наличие единого центра и единой системы органов власти и управления;

2) наличие единой системы права.

В настоящее время большинство государств мира — унитарные государства (Болгария, Венгрия, Греция, Польша). Во многих унитарных государствах (Испания, Украина, Финляндия) имеются автономные образования.

Разновидности унитарных государств:

1) централизованные. Региональные органы этих го­сударств формируются путем назначения сверху (Нидер­ланды, Казахстан, Франция);

2) децентрализованные. Региональные органы обра­зуются независимо от центра, как правило, при помощи выборов (Великобритания, Новая Зеландия).

Федерация — союзное государство, состоящее из госу­дарств-членов или государствоподобных образований (субъектов федерации). Признаки федерации:

1) наличие нескольких правовых систем, из которых одна (система федерального права) обладает верховенством по отношению к праву субъекта федерации;

2) наличие двух уровней государственной власти. Фе­деральная власть (власть государства в целом) обладает всей полнотой внешнего суверенитета и значительной ча­стью внутреннего суверенитета. Власть субъекта федера­ции обладает внутренним суверенитетом.

Разновидности федераций: территориальные (США, Германия, Бразилия); национальные (Бельгия, Индия); смешанные (Россия).

В настоящее время в мире существует 24 федератив­ных государства, большинство из которых — крупные и средние по территории и численности населения (Индия, Мексика, Нигерия, Россия, США, Германия).

Конфедерация — это временный союз государств, со­зданный для достижения конкретной цели (например, за­воевание независимости). В данном случае государства объединяют лишь отдельные направления своей деятель­ности (например, оборона, внешняя политика, внешняя торговля). Развитие конфедерации подчинено «железно­му закону»: конфедерация либо распадается на отдель­ные государства, либо эволюционирует в федерацию.

Черты федерации и/или конфедерации имеют некото­рые международные объединения, например, Содружество наций (во главе с британским монархом), Европейский Союз.

Специфической формой государственного устройства является регионалистское государство. Конституирует­ся оно как унитарное, но имеет некоторые черты федера­ции в виде более широкой, чем в унитарном государстве компетенции местных властей (Италия, Испания, Шри Ланка, ЮАР).

 

Формы государственного режима

 

Форма правления и форма государственного устрой­ства дают представление об организации государства, его внешней форме. Реальная же сущность институтов госу­дарства, действительное состояние демократии находят выражение в понятии государственного режима.

Форма государственного режима — совокупность при­емов, методов, форм и способов осуществления государ­ственной власти.

Государственный режим является функциональной характеристикой власти, которая никогда прямо не опре­деляется в конституциях государств (не считая весьма распространенных указаний на их демократический ха­рактер), однако всегда самым непосредственным образом отражается на содержании конституции.

Государственный режим — наиболее подвижный, из­менчивый элемент формы государства. Характер государ­ственного режима определяется не только правовыми нормами, но и существующей в стране политической сис­темой, уровнем политической и правовой культуры населения. Однако определяющим фактором служит характер государственной власти.

Существует множество классификаций государственного режима. По характеру органов, определяющих политику государства, различают гражданские и военные режимы. В зависимости от взаимоотношений между государством и церковью различают светские и теократические ре­жимы. На наиболее широко распространенной является классификация, основанная на уровне защиты прав и сво­бод граждан и степени допуска населения к управлению государством. По данным признакам различают:

1) демократический режим, для которого характер­ны: реальность политических прав и свобод граждан; по­литический и идеологический плюрализм; формирование органов власти путем свободных всеобщих выборов; раз­деление властей; деятельность и власти, и оппозиции в строго конституционных рамках;

2) авторитарный режим. Его характерными призна­ками являются: ограничение объема политических прав и свобод; ограниченный политический и идеологический плюрализм (например, дозволено существование только двух партий); фактическое, а порой и формальное отсут­ствие разделения властей; недемократический характер выборов (отсутствие у избирателей реальной возможности выбора);

3) тоталитарный режим. Его характерные черты: принципиальный отказ от идеи прав человека и гражда­нина; приоритет партии или государства в системе соци­альных ценностей; однопартийная политическая система и запрет на существование оппозиции; наличие общеобя­зательной государственной идеологии; формальность и декоративный характер выборов; принципиальное отвер­жение разделения властей; вождизм.

 

Глава 4.

 

Механизм государства

Государство и демократия

 

Древнегреческое слово «демократия» переводится как «власть народа», «народовластие». Как современный юри­дический и политический термин оно означает:

1) особую форму организации государственной влас­ти, при которой власть принадлежит всем гражданам, пользующимся равными правами на управление государ­ством;

2) устройство любой организации, основанное на прин­ципах равноправия ее членов, периодической выборности органов управления и принятии в них решений по боль­шинству;

3) мировоззрение, основанное на идеалах свободы, ра­венства, уважения прав человека и меньшинств, народного суверенитета и др.;

4) социальное движение с целью воплощения в жизнь идеалов демократии.

Однако в любом случае демократия как социальное явление неразрывно связана с властью. Демократия есть способ организации власти, и означает, прежде всего, при­знание права на равное участие всех членов того или ино­го человеческого коллектива в осуществлении функцио­нирующей в этом обществе власти.

Общие принципы демократии:

1) народный суверенитет, т.е. признание народа выс­шим источником власти;

2) выборность основных органов государства;

3) равноправие граждан;

4) подчинение меньшинства большинству при приня­тии решений.

Современные концепции демократии восприняли цен­ности либерализма и дополняют эти традиционные прин­ципы новыми. В частности, современная демократическая система предполагает: уважение прав человека, их при­оритет перед правами государства; конституционное огра­ничение власти большинства над меньшинством; уважение права меньшинства на собственное мнение иего сво­бодное выражение.

В современных государствах осуществляется переход от демократии большинства к демократии консенсуса. Иначе говоря, управление производится по воле большин­ства, но с учетом интересов меньшинства.

В современном государстве используются различные формы демократической организации органов государ­ственной власти, в частности непосредственная и предста­вительная демократия.

Под непосредственной демократией понимается пря­мое волеизъявление народа или его части, непосредствен­ное решение гражданами вопросов государственной и об­щественной жизни или выражение мнения по этим вопро­сам. Институты непосредственной демократии:

1) выборы — форма непосредственного участия граж­дан в управлении государством путем формирования выс­ших представительных органов, органов местного самоуп­равления, их персонального состава;

2) референдум (плебисцит) — это всенародное голо­сование по законопроектам, действующим законам и дру­гим важным вопросам общегосударственного значения, затрагивающим интересы народа. Институт референду­ма широко используется в качестве законодательного механизма большинством демократических государств мира;

3) народная законодательная инициатива — озна­чает предоставление права установленному числу изби­рателей вносить проект закона на рассмотрение предста­вительного органа, который в обязательном порядке дол­жен его рассмотреть. Она не получила столь широкого распространения как выборы и референдум. Этот инсти­тут предусмотрен в Австрии, Италии, Испании, Швейца­рии и др.

Представительная (репрезентативная, парламен­тарная) демократия означает осуществление власти на­родом через представительные органы, которые избира­ются непосредственно народом, состоят из его полномоч­ных представителей — депутатов и призваны выражать волю народа. Большое значение в осуществлении власти народа имеют избираемые им должностные лица госу­дарства, например, всенародно избираемый президент. Любое демократическое государство строится на принципе сочетания непосредственной и представительной де­мократии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...