Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политическая система общества и государство




 

Политическая система общества — это система госу­дарственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функ­ции. К основным функциям политической системы от­носятся: 1) определение целей и задач общества; 2) мо­билизация ресурсов на достижение поставленных целей; 3) интеграция элементов общества с помощью пропаган­ды общих целей и ценностей; 4) распределение ценно­стей в обществе.

Существует множество подходов к типологии поли­тических систем: в зависимости от типа общества — традиционные, демократические и тоталитарные; по ха­рактеру взаимодействия со средой — открытые и закры­тые; по характеру политического режима — демократи­ческие, авторитарные и тоталитарные.

В зависимости от способов осуществления функций политической системы различают командные, соревнова­тельные и социопримирительные системы. Для команд­ной системы характерны: бюрократический централизм; внутренняя и внешняя бесконтрольность; наличие едино­го центра принятия решений, не подлежащих критике; отсутствие обратной связи между властью и подвластны­ми. Для соревновательной системы свойственны: проти­воборство различных политических сил; наличие разных центров принятия решений; давление на власть снизу с целью добиться наиболее выгодных для себя условий. Социопримирителъная система только начинает склады­ваться в условиях перехода человечества от конфронта­ции к сотрудничеству на основе признания общечелове­ческих ценностей. Для нее характерны поиск компромисса между правящими группами и оппозицией, принятие ре­шений на основе взаимных уступок и консенсуса.

Выделяются четыре компонента политической сис­темы:

1) институциональный блок — политическая струк­тура, включающая партии, общественные организации и движения, государство;

2) нормативный блок — политические нормы;

3) функциональный блок — политические отношения;

4) идеологический блок — политическое сознание и политическая культура.

Среди институтов политической системы важнейшим институтом является государство. Во-первых, государ­ство организует и формализует политическую систему. Конституционному регулированию подвергается либо вся политическая система, либо как минимум главный ее элемент — государство. Во-вторых, оно создает условия для обеспечения верховенства политической системы по отно­шению к экономической и духовной системам общества. В-третьих, государственная власть является центром, вок­руг которого вращается мир политических явлений. Со­временное государство есть одновременно и арена полити­ческой борьбы за власть и цель этой борьбы. В-четвертых, государство представляет собой политическую самоорга­низацию всего общества. Если партии и общественные организации представляют интересы отдельных соци­альных групп, то государство выражает всеобщий инте­рес.

 

Государство и местное самоуправление

Местное самоуправление — это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по реше­нию вопросов местного значения. Оно представляет собой самостоятельную негосударственную форму народовластия на местах, иначе говоря, это власть местной территориаль­ной общины. Органы местного самоуправления автоном­ны, то есть не подчинены ни друг другу, ни государству.

Существует два основных теоретических и практичес­ких подхода к взаимоотношениям государственной влас­ти и местного самоуправления.

Государственная теория и практика местного са­моуправления исходят из того, что местное самоуправле­ние порождено государством и неразрывно с ним связа­но. В частности, выборные главы органов местного само­управления утверждаются государством и действуют как представители государственной власти. Кроме того, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями государственных органов с передачей им при этом необходимых ресурсов для их осуществления.

Общинная теория и практика местного самоуправ­ления базируется на независимости органов местного са­моуправления от государства. Выборные органы местного самоуправления обладают самостоятельностью по от­ношению к центральной власти и образуют систему мест­ного самоуправления (муниципальную систему). Местное самоуправление включает как выборные органы, так и ад­министративные службы, находящиеся в их ведении. Эти службы именуются коммунальной (муниципальной) адми­нистрацией и содержатся за счет средств местного бюд­жета.

При любой из названных моделей система местного самоуправления является более демократичной, в сравне­нии с государственным управлением на местах. Она по­зволяет полнее учитывать проблемы развития террито­рии, интересы различных групп населения, эффективнее управлять образованием, поддержанием порядка, содер­жанием дорог и т. д. К тому же государственный бюджет освобождается от расходов на содержание местной адми­нистрации.

В компетенцию органов местного самоуправления включаются полномочия в области коммунального хо­зяйства и благоустройства, охраны окружающей среды, развития местного транспорта и дорожного строительства, канализация, очистка улиц, водо-, газо- и электроснабже­ние и т. д. В социальной сфере органы местного самоуп­равления оказывают помощь малоимущим, строительство жилья, муниципальных школ, больниц, детских садов и т. п. Среди полномочий в области охраны общественного порядка: установление правил поведения в обществен­ных местах, издание предписаний по пожарной охране, санитарному надзору, создание местных полицейских сил, на которые возлагается несение патрульной и охранной службы. В ряду финансовых полномочий важнейшим является принятие местного бюджета, который склады­вается из собственных доходов (налоги и сборы с населе­ния) и дотаций из государственного бюджета.

 

Поколения прав человека

 

В первобытном обществе права и обязанности челове­ка практически полностью совпадали. Человек не вос­принимал себя и не воспринимался другими как индиви­дуальность: он был всего лишь членом родовой общины. На аграрно-традиционном этапе развития цивилизации проблема прав человека ставилась только в идейно-тео­ретическом плане. Лишь немногие мыслители, достаточно обеспеченные материально и обладавшие досугом для раз­мышлений, понимали ценность свободы, равенства, досто­инства человека. Право, наоборот, фиксировало и защи­щало неравенство людей, доходя до утверждений о том, что в «рабе все человеческое умирает», или: «крепостные крестьяне находятся вне общества». Права трактовались как привилегии, дарованные властью отдельным соци­альным группам: феодалам, горожанам, — а то и отдель­ным лицам.

Понимание прав человека как свойств, зависящих от человеческой природы, а не от милости властителя, при­шло только в эпоху Просвещения и раннебуржуазных революций (ХУИ-ХУШ вв.). Тогда впервые юридически были закреплены отдельные права человека. Так, англий­ский Билль о правах 1689 г. — акт, в основном посвя­щенный деятельности парламента, — содержал положе­ния о запрете пыток и о праве индивидуальных петиций к королю.

Первые систематизированные своды прав человека содержали французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.) и Конституция США, которая в 1789-1791 гг. была дополнена первыми 10 поправками, получившими общее название Билль о правах. Эти акты гарантировали свободу и неприкосновенность личности, нерушимость частной собственности, право на самозащи­ту и сопротивление угнетению. В XIX в. личные, эконо­мические и политические права получили формально-юридическое закрепление в большинстве действующих конституций. Тем самым завершился этап формирова­ния первого поколения прав человека.

С середины XIX в., в условиях индустриальной рево­люции и возрастания численности и значения армии на­емного труда, постепенно складывается группа социальных и культурных прав человека. Так, Конституция Франции 1848 г. фиксировала право на свободный труд, на соци­альную помощь по случаю безработицы, старости, сирот­ства, инвалидности; во Франкфуртской Конституции Германии (1849 г.) закреплялось право на бесплатное начальное образование.

Конституционное закрепление обширной группы со­циальных и культурных прав: на труд и отдых, бесплат­ное образование, материальное обеспечение по случаю потери трудоспособности, на охрану материнства и дет­ства — является одной из немногочисленных заслуг пе­ред человечеством СССР и других стран марксистского социализма. В большинстве стран Западной Европы и Северной Америки социальные права человека получи­ли признание после Второй мировой войны. Этот комплекс прав принято называть вторым поколением прав человека.

Личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные права человека подтверждены и гарантированы Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. и Международной хартией прав человека (состоит из ряда международных пактов и протоколов к ним, от­крытых для подписания в 1960-х гг.). Они признаны боль­шинством стран мира.

Вторая половина XX в. была отмечена, с одной сторо­ны, ростом национально-освободительного движения, по­влекшим распад колониальных империй. С другой сто­роны, на повестку дня встал вопрос об охране прав наибо­лее слабо защищенных, а иной раз и дискриминированных слоев населения. Так сформировалось третье поколе­ние прав человека, или коллективные права: право на­ции на самоопределение, право народа на развитие, права женщин, детей, беженцев, национальных меньшинств.

В конце XX в. обострились глобальные проблемы: тер­роризм, наращивание вооружений, загрязнение окружаю­щей среды и грозящее исчерпание природных ресурсов, бедность, голод, неизлечимые болезни. Человечество все более осознает себя как целостное явление, приходит к пониманию того, что преодоление кризисных явлений зависит от общих усилий народов. Юридическим выра­жением процесса глобализации стало формирование чет­вертого поколения прав человека. К ним относят зак­репленные в международных документах права на мир и безопасность, на здоровую окружающую среду, на доступ к экономическому, научному и культурному потенциалу человечества, в том числе — информационные права.

Четыре поколения прав человека взаимосвязаны и нив коем случае неотменяют друг друга. Коллективные права не должны ущемлять права и свободы личности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...