Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программа курса для студентов музыкальных специализаций




Министерство культуры РФ

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств

Кафедра теории и истории музыки

УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ КУРСОВ ИСТОРИИ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Санкт-Петербург

 

ББК 74.58

У 91

 

Учебные программы

курсов истории музыки и музыкально-теоретических дисциплин

 

Составители:

В.В.Молзинский

доктор исторических наук, кандидат искусствоведения, профессор,

заведующий кафедрой теории истории музыки,

Р.И.Биркан

кандидат искусствоведения, доцент,

Н.П.Рязанова

кандидат искусствоведения, доцент

 

 

    У 91 Учебные программыкурсов истории музыки и музыкально-теоретических дисциплин /Науч. Ред. - сост. В.В.Молзинский; Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств. – СПб.: СПбГУКИ, 2011.

 

 

Данный сборник – коллективный труд профессорско-преподавательского состава кафедры Теории и истории музыки. В нем представлены программы всех курсов, читаемых коллективом кафедры в соответствии с требованиями современного учебного плана. Программы были разработаны и изданы в 2006 году, переработаны в свете новых требований в 2011 году.

 

© В.В.Молзинский, научный редактор-составитель, 2011

© Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств

 

Данное издание содержит комплекс программ по всему спектру учебных дисциплин кафедры теории и истории музыки. Это история музыки и предметы музыкально-теоретического цикла.

Необходимость подготовки такого материала обусловлена тем, что в последние годы существенно изменились условия обучения в вузе. Студенты музыкальных специализаций имеют разные объемы учебных курсов, ибо на одни направления подготовки принимаются только лица со средним специальным образованием, на другие – с довузовской подготовкой в объеме музыкальной школы. Следовательно, не только протяженность предмета, но и содержательное его наполнение должно быть неодинаковым, но в равной степени полезным всем категориям студентов.

Особую сложность представляет собой необходимая разнородность требований по несопоставимым задачам курсов истории музыки. Этот предмет читается сегодня в течение девяти семестров на музыкальных специализациях, кроме отделения музыкального искусства эстрады. Студенты этого отделения по роду деятельности имеют определенную специфику, вытекающую из профессиональной направленности на те стили и жанры музыкального искусства, что затрудняет освоение истории музыки в том же объеме, что предусмотрен для остальных музыкантов – будущих оркестровых и хоровых дирижеров или исполнителей музыки академических жанров. Отсюда необходимость разработки специальной, более компактной программы истории музыки академических жанров или «художественной музыки» (термин Б.В.Асафьева) за счет иного принципа ее компоновки и сокращения до четырех семестров.

Попыткой решения давно назревших проблем и является труд специалистов кафедры теории и истории музыки по созданию сборника учебных программ, соответствующих сложившимся реалиям современного образовательного процесса. Соответственно, в обновленном виде изложены примерные тематические планы, обзор содержания учебных курсов и зачетно-экзаменационных требований с указанием необходимой для успешного освоения предмета методической и научной литературы.

Программа базового курса истории музыки полностью переработана и в новом виде подготовлена к изданию доцентом Р.И.Бирканом; программа по истории музыки для студентов кафедры Музыкального искусства эстрады, а также программы элективных курсов истории музыки на отделениях Музееведения и экскурсоведения, Режиссуры и мастерства актера, а также массовых театрализованных представлений и праздников разработаны профессором В.В.Молзинским; программы музыкально-теоретических дисциплин составлены доцентом Н.П.Рязановой.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

История музыки для студентов музыкальных специализаций…..…………..……. ИСТОРИЯ МУЗЫКИ для студентов отделений «Музееведение и экскурсоведение», «Режиссура и мастерство актера», «Режиссура массовых театрализованных представлений и праздников»……………… ИСТОРИЯ МУЗЫКИ для студентов отделения «Русское народно-песенное искусство».. Сольфеджио для студентов отделения «Академический хор»………………… Сольфеджио для студентов отделения «Русское народно-песенное искусство»…………………………………………………………….. Сольфеджио для студентов остальных музыкальных отделений……………. Гармония………………………………………………………….. АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ……………….. ПОЛИФОНИЯ……………………………….………………………. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН для студентов отделения «Академический хор»………………… ТЕОРИЯ МУЗЫКИ И АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ФОРМ для студентов отделения «Хореография»………………………... С. 5 С. 46 С. 65 С. 94 С. 103 С. 112 С. 115 С. 126 С. 135 С. 147 С. 154

 

 

Р.И.Биркан

ИСТОРИЯ МУЗЫКИ

Программа курса для студентов музыкальных специализаций

 

Пояснительная записка

 

Курс истории музыки занимает важное место в образовании студентов музыкальных специализаций Университета культуры. Он дополняет круг знаний получаемых по специальным и музыкально-теоретическим предметам и вместе с тем служит их необходимым фундаментом. Кроме того, он выступает связующим звеном между дисциплинами музыкального и общегуманитарного профиля.

Прохождение этого курса в Университете культуры должно обеспечить потому решение следующих задач:

изучение музыкальных произведений различных эпох, анализы наиболее выдающихся образцов;

знакомство с основными стилевыми особенностями и жанровыми разновидностями музыки данной эпохи;

рассмотрение упомянутых особенностей в связи с основными принципами стилеобразования в искусстве эпохи, а также и чертами ее культурно-исторических особенностей.

Решение этих задач тем более необходимо, что в настоящее время невозможно мыслить музыканта – исполнителя, руководителя хорового или оркестрового коллектива без достаточно широкого и разнообразного репертуара, чувства стиля и специфических импульсов художественного мышления.

Для обеспечения названных задач представляется необходимым прежде всего особым образом ориентировать строение курса. Здесь следует иметь в виду его многопрофильность, сочетание различных и притом трудно согласуемых задач. Так, курс должен быть достаточно широким по историческому диапазону, стилевой типологии рассматриваемых явлений. В его основу должны быть заложены принципы историзма притом именно в разных проявлениях, демонстрируя в своем роде важность междисциплинарных связей. В данном случае предполагается необходимость сочетания исторических, культурологических и искусствоведческих ракурсов и необходимых данных в освещении всех тем – в первую очередь речь здесь должна идти о характеристиках различных эпох, так и об интерпретации форм их стилевого выражения. Заметим, что отдельную проблему составляют формулировки закономерности их разветвлений или единства, последние же как очевидно нельзя помыслить вне учета градаций их познавательных возможностей, что и требует особенно настоятельно взаимодействия различных аспектов и ракурсов в представлении вопроса. Вместе с тем курс должен быть ограничен по привлекаемому материалу. Ограничения касаются охвата требуемых произведений, притом как демонстрируемых на занятиях так и предлагаемых на самостоятельное изучение. Ограничения относятся также и к методической литературе.

Практическое ведение курса требует тем самым отбора материала – также как и координации его с задействованной применительно к данным условиям проблематикой. Фактически связь теоретической базы – проблематики искусствознания и музыковедения – с изучаемым музыкальным материалом ставит проблему избирательности формулирующих эту проблематику положений (поскольку они берутся в качестве исходных пунктов художественного восприятия и анализа), а также и варьирования форм аргументации, что касается и выбора произведений и ракурсов их рассмотрения.

«Многопрофильность» составляет тем самым важную методическую проблему. С одной стороны преподаватель может и должен поочередно акцентировать разные аспекты, придавать изложению разных тем по своему выбору то или иное освещение, но с другой стороны едва ли не решающее значение получает иная задача, сведение различий к единству. Представляется, что целью курса должно служить оправдание различных подходов, и оно заключается в том, чтобы способствовать воспитанию у студентов основ и элементов исторического восприятия и мышления. Необходимым условием такого воспитания выступает аналитика привлекаемого музыкального материала, которая должна концентрировать и «снимать» всю многообразную теоретическую проблематику. Анализы должны потому раскрывать художественное своеобразие с точки зрения актуальности проблем исторической типологии.

Методические проблемы прохождения курса концентрируются вокруг организации домашней и стимулирования самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа подразумевает, прежде всего, расширение круга изучаемых произведений, последнее зависит в первую очередь от интересов самого студента. Потому тематическую направленность подобного расширения представляется целесообразным увязывать с опытом профессиональной работы, а также с особенностями изучаемого репертуара в классах по специальности. Навыки самостоятельной работы можно также развивать посредством индивидуальных заданий для семинаров, а в отдельных случаях и рефератов.

Курс разработан для студентов очной формы обучения в объеме 166 часов аудиторных занятий и предполагает прохождение в 1-8 семестрах.

Зачеты проводятся в конце 1, 2, 3, 5, и 7 семестров.

Экзамены – по окончании 4, 6, 8 семестров.

 

Тематический план курса ИСТОРИИ МУЗЫКИ, разработанного для очной формы обучения

 

  Раздел 1. ЗАРУБЕЖНАЯ МУЗЫКА  
  Семестр 1  
Тема 1 Музыкальная культура эпохи Возрождения……… 10 часов
Тема 2 Переходные стилевые течения……………………… 4 часа
Тема 3 Стилевые течения и новые жанровые тенденции в искусстве и музыке XVII в…………………………   8 часов
Тема 4 Творчество Баха и Генделя………………………….. 14 часов
  Повторение…………………………………………….. 2 часа
  Семестр 2   34 часа  
Тема 5 Эпоха Просвещения, черты культуры, положение музыкального искусства……………………………..   2 часа
Тема 6 Венская классическая школа……………………….. 4 часа
Тема 7 Оперы Глюка………………………………………….. 12 часов
Тема 8 Творчество Гайдна…………………………………… 12 часов
  Повторение…………………………………………….. 2 часа
  Семестр 3   36 часов  
Тема 9 Творчество Бетховена………………………………... 12 часов
Тема 10 Романтизм, характеристика эпохи и культуры…... 2 часа
Тема 11 Важнейшие жанровые тенденции в музыке первой половины XIX века…………………………..   2 часа
Тема 12 Вокальные и инструментальные миниатюры……. 4 часа
Тема 13 Становление романтических тем и характерных жанровых особенностей оперы……………………... 6 часов
Тема 14 Жанры симфонической музыки……………………. 8 часов
  Повторение…………………………………………….. 2 часа
  Семестр 4   34 часа
Тема 15 Эволюция эстетики романтизма. Творчество Вагнера…………………………………...   8 часов
Тема 16 Пути развития оперы во второй половине ХIХ в… 12 часов
Тема 17 Жанр симфонии в творчестве поздних романтиков……………………………………………………….   12 часов
Тема 18    
  Повторение…………………………………………….. 2 часа
  Раздел 2. РУССКАЯ МУЗЫКА  
  Семестр 5   36 часов
Тема 19 XVII в. в истории России и русской культуры…… 4 часа
Тема 20 Борьба течений в музыкальном искусстве XVII в……………………………………………………   4 часа
Тема 21 Русская культура XVIII в. и основные направления развития музыкального искусства…   4 часа
Тема 22 Русская опера конца XVIII в………………………... 4 часа
Тема 23 Начало русской музыкальной классики…………... 18 часов
  Повторение…………………………………………….. 2 часа
  Семестр 6   34 часа
Тема 24 Период шестидесятничества в русской культуре и музыке XIX в…………………………………………...   4 часа
Тема 25 Жанрово-тематические направления в русской опере………………………………………………….....   14 часов
Тема 26 Симфоническая музыка, основные тенденции развития………………………………………………...   12 часов
  Повторение…………………………………………….. 4 часа
    Раздел 3. МУЗЫКА XX ВЕКА  
  Семестр 7   36 часов
Тема 27 Стилевые течения в зарубежном и русском искусстве на рубеже ХIХ-ХХ вв……………………………   4 часа
Тема 28 Идеи символизма и творческие идеалы Малера и Скрябина……………………………………………….   10 часов
Тема 29 Проблемы обновления стилевых основ европейской музыки в творчестве Дебюсси………………...   10 часов
Тема 30 Традиции и новаторство; творчество Р. Штрауса, Равеля и Рахманинова………………………………..   10 часов
  Повторение 2 часа
  Семестр 8   34 часа  
Тема 31 Стилевые течения начала ХХ в…………………….. 4 часа
Тема 32 Австрийский экспрессионизм………………………. 10 часов
Тема 33 Тенденции фольклоризма в русской культуре…… 2 часа
Тема 34 Произведения Стравинского «русского периода».. 6 часов
Тема 35 Особые стилевые пути; формы синтеза различных идейно-эстетических устремлений в творчество Бартока и Прокофьева…………………     12 часов
  Повторение…………………………………………….. 4 часа
  Семестр 9   36 часов  
Тема 36 Тенденции стилевой универсализации 20-х начала 50-х гг……………………………………………………   4 часа
Тема 37 Симфония у советских композиторов 20‑ 30 г., эволюция задач и понимания жанра………………..   6 часов
Тема 38 Пути музыкального театра………………………….. 10 часов
Тема 39 Тема войны и мира в произведениях 30-х – 40-х гг……………………………………….   8 часов
Тема 40 Проблемы культуры ХX в…………………………... 6 часов
  Повторение…………………………………………….. 2 часов

 

 

На заочном отделении курс истории музыки рассчитан на 60 часов аудиторных занятий и проходится на 1 – 4 семестрах.

Зачеты на заочном отделении проводятся во 2 и 3 семестрах. К 4 семестру представляется контрольная работа.

Экзамен в 5 семестре.

 

Тематический план курса ИСТОРИИ МУЗЫКИ, разработанного для заочной формы обучения

  Раздел 1. ЗАРУБЕЖНАЯ МУЗЫКА  
  Семестр 1   16 часов  
Тема 1 Стилевые течения и жанровые тенденции в музыке Возрождения и XVII в……………………   4 часа
Тема 2 Творчество Баха…………………………………… 2 часа
Тема 3 Эпоха Просвещения и венская классическая школа……………………………………………….. 2 часа
Тема 4 Оперная реформа Глюка…………………………. 2 часа
Тема 5 Симфоническое творчество Гайдна…………….. 2 часа
Тема 6 Оперы и симфонии Моцарта…………………….. 2 часа
Тема 7 Творчество Бетховена…………………………….. 2 часа
  Семестр 2   16 часов  
Тема 8 Романтизм, характеристика эпохи и культуры.. 2 часа
Тема 9 Важнейшие жанровые тенденции. Вокальные и инструментальные миниатюры………………….   4 часа
Тема 10 Становление романтических тем и жанровых видов в опере………………………………………..   6 часа
Тема 11 Жанры симфонической музыки………………… 8 часа
  Раздел 2. РУССКАЯ МУЗЫКА  
  Семестр 3 16 часов
Тема 12 Начало русской музыкальной классики. Творчество Глинки и Даргомыжского………….   6 часов
Тема 13 Период шестидесятничества в русской культуре и музыке…………………………………   2 часа
Тема 14 Жанрово-тематические направления в русской опере…………………………………………………   4 часа
Тема 15 Симфоническая музыка, основные направления развития…………………………….   4 часа
    Раздел 3. МУЗЫКА XX века  
  Семестр 4 16 часов
Тема 16 Стилевые течения в искусстве рубежа ХIХ-ХХ вв. и начала ХХ в………………………...   4 часа
Тема 17 Вехи стилевого обновления эпохи; размежевание импрессивных и экспрессивных тенденций в творчестве Дебюсси и Скрябина…     4 часа
Тема 18 Пути симфонизма: произведения Малера и Штрауса……………………………………………..   4 часа
Тема 19 Современность как коллизия стиля и характерных концепций. Современная тема в произведениях Равеля и Рахманинова…………………     2 часа
Тема 20 Ранние произведения Стравинского и Прокофьева………………………………………....   2 часа
  Семестр 5 4 часа
  Повторение 4 часа

 

Содержание курса

Зарубежная музыка

Музыкальная культура эпохи Возрождения. Общественно-исторические предпосылки и идейные основания культуры.

Периодизация. Развитие искусств в Италии. Особенности самосознания эпохи. (Петрарка об историческом положении современности; Альберти о новом принципе изобразительности; новое понимание человека, стремление к выработке целостного мировоззрения в платоновской академии, трактат Пико; связь нового понимания с основами изобразительности.)

Своеобразие Северного Возрождения. Особенности тематической и жанровой направленности, формы их выражения в различных видах искусства, место музыки среди них.

Стилевые течения и национальные школы в музыке (ars nova, франко-фламандские полифонисты, распространение строгого стиля в Европе). Особенности строгого стиля (характерные жанры, специфика языковых норм и их значение для европейской музыки последующих веков). Переход от принципа c. f. к имитационности и мотетности.

Творчество Жоскена, Лассо, Палестрины.

Переходные стилевые течения. Тенденции выразительной полифонии, ее представители (Вилларт и его школа; Габриели А. и Д.) Преобразования мотетности в роли истока стилевых течений Нового времени.

Инструментальные жанры, их разновидности и композиционные особенности в сравнении с хоровой музыкой. Возникновение оперы. Флорентинская камерата и ее теории (драма как синтез искусств; роль античности; соотношение музыки и драмы), поиски выразительных средств, формы синтеза драмы и музыки.

«Орфей» Монтеверди. Черты Возрождения и барокко в сюжете и музыкально-драматургическом решении оперы.

Стилевые течения и новые жанровые тенденции в искусстве и музыке XVII в. XVII в. как начало Нового времени, важнейшие исторические события (буржуазные революции, Тридцатилетняя война). Многообразие стилевых течений в искусстве (барокко, классицизм, реализм или «живопись реальности»).

Синтетическая роль барокко в музыке, сочетание противоречивых стилевых импульсов (церковное и светское, общинное и индивидуальное, традиции и новаторство, полифония и гомофония).

Периодизация барокко в музыке. 1 этап (1600 – 1640): переосмысление и преобразование позднеренессансных жанровых типов (мотет и мотетные формы – концерт, антем, священное песнопение; жанровые разновидности органного творчества Фрескобальди и Свелинка; оперы Монтеверди). 2 этап (1640 – 1670 – 1700): сложение жанровой классики барокко (соната, сюита, ранние формы фуги; духовная кантата; номерная структура в операх Скарлатти). 3 этап – первая половина XVIII в.

Жанры хоровой музыки в творчестве Шютца.

Формирование цикла в инструментальной музыке; жанры творчества Корелли.

Национальные оперные школы в Германии, Франции, Англии. «Дидона и Эней» Перселла.

 

Творчество Баха и Генделя. Первая половина ХVIII в. как высший и завершающий этап барокко; влияние Просвещения.

Размежевание стилевых и жанровых тенденций в творчестве Баха и Генделя. Особенности трактовки жанров оперы и оратории в творчестве Генделя. «Самсон» Генделя.

Взаимообусловленность традиций и новаторства в творчестве Баха как предпосылка особой синтетичности его мышления. Периодизация творчества Баха. Жанры хоровой музыки – пассионы, оратории, кантаты. Черты синтетичности в трактовке жанровой типичности пассионов и кантат. Сходство и различия: пассионы и оратории; кантаты и мотеты.

Клавирная музыка. Замысел ХТК. Темперация и ее роль для тонально-гармонического мышления в гомофонии. Особенности синтеза гомофонии и полифонии. Типы клавирных фуг у Баха. Сборники сюит, их стилевые особенности и композиционные различия.

Оркестровая музыка, своеобразие жанров. Камерно-ансамблевая, концертирующая полифоническая основа барочной симфоничности. Барочный концерт, его специфика (отличие от классицистского).

Эпоха Просвещения, черты культуры, положение музыкального искусства. Границы эпохи, вклад отдельных стран. Отделение церкви от государства, распространение форм городской, «буржуазной» культуры. Раскол культуры.

Основные идеи (культ природы, новая роль науки, взгляд на человека и общество, антиисторизм и историзм).

Новое соотношение искусств, преобладающее влияние литературы. Стилевые тенденции и течения в искусстве ХYIII в. (классицизм, рококо, тенденции реализма, симптомы преромантизма). Музыкальные течения эпохи Просвещения.

 

Венская классическая школа. Особое положение венских классиков в музыке: первое явление последовательно светской музыкальной культуры. Жанровые опоры классицизма – симфония и опера. Признаки классицистской нормативности стилистики: системность, «центрированность» жанров инструментальной музыки; единство генезиса и взаимосвязь ее композиционных структур. Черты стилевого синтеза в основании венского классицизма (гомофония классицизма как снятие противоположностей «галантного» и «высокого», то есть «церковного» стилей предшествующего исторического этапа).

Оперы Глюка. Творчество Глюка и идеи Просвещения. Жанровые разновидности дореформенных произведений (итальянские сериа и французские комические оперы; балеты). Лозунги реформы в сравнении с теориями камераты. Характерные жанровые черты реформаторских произведений. «Орфей и Эвридика».

Творчество Гайдна. Периодизация творческого пути. Этапы его эволюции как симфониста. Симфонии 60-х гг. и особенности жанровых и композиционных процессов в предклассической музыке. Размежевание стилевых и жанровых тенденций в симфониях 70-х гг. Зрелые симфонии, «Парижские» и «Лондонские» – переход от характерного для ранних произведений стремления к многообразию в трактовке жанра, поисков его «модели», к утверждению типических черт жанра ‑ тем самым и единообразия в выявлении его «модели». Основа устойчивости жанра в традиции – установление взаимосвязи жанрово-драматургических контрастов и композиционных функций частей (как и их разделов), отнесение этой взаимосвязи к выявлению основополагающих семантических функций; значение последних в качестве порождающих импульсов.

Жанры хоровой музыки Гайдна. Своеобразие трактовки традиционных разновидностей (духовных жанров). Тематика и стилистика ораторий Гайдна. Особые пути традиций в Девяти хорах (открытие необычного направления эволюции жанров и стиля посредством претворения черт старинной жанровости – бытовой музыки английских мадригалистов; полифонизация гомофонии – фактуры и формообразования).

Творчество Моцарта. Периодизация творческого пути. Оперы Моцарта. Жанровые разновидности ранних произведений (итальянские сериа и буффа, немецкий зингшпиль), смешение жанровых признаков в зрелых операх как признак обогащения мышления. Новаторские черты оперной драматургии: многосторонность в обрисовке персонажей, преодоление типовых оперных амплуа посредством сочетаний их признаков; черты социальной типичности как характеристик, так и конфликта сюжета («Свадьба Фигаро»). Особенности просветительского реализма в операх Моцарта. Обогащение просветительских представлений о человеке в «Дон Жуане» (использование «готового сюжета» ‑ предания, по форме и смыслу подобное «Фаусту» Гете). Различия в трактовке оперного действия у Глюка и Моцарта.

Четыре последние симфонии. Тенденция к индивидуализации драматургических типов (в отличие от Гайдна); особенности жанрово-стилевых истоков для каждого произведения. Формы решений цикла. Типы драматургии и их отражение в последующих этапах эволюции симфонии.

Фортепианные концерты. Установление «канона» жанра, специфика трактовки формы: черты симфоничности, полифоничности, концертирования.

Хоровая музыка. Особенности претворения в них гомофонии и полифонии.

Творчество Бетховена. Особенности периода рубежа ХYIII – ХIХ в. и своеобразие классицизма Бетховена; распространение классицистских тенденций в искусстве ХIХ в.

Периодизация творчества, стилевая эволюция.

Симфонии. Симфонизм, его важнейшие свойства. Характерные для эпохи признаки симфонического мышления у Бетховена.

Характерные черты в трактовке симфонии, основные контрасты жанровых типов, особенности решений цикла в них (значение стилистического строя произведения и обусловленных им жанрово- образных сопоставлений; формы и способы построения сквозного действия).

Увертюры. Специфика жанра: связь с театром и симфонией, преобразование увертюры у Глюка и Моцарта; своеобразие симфоничности: программность и изобразительность, тенденции композиционной индивидуализации.

Опера «Фиделио», особенности сюжета и жанрового решения, связи с Глюком и Моцартом, специфика театральности и симфоничности.

Проблемы последнего периода. Новые аспекты используемых жанровых форм, различия в направленности их преобразований. Новое значение традиции в последних произведениях, возрождение признаков старинных форм, обновление полифонии.

Особенности замысла Девятой симфонии как симптом нового типа. Влияние ее концепции на последующие этапы эволюции симфонии.

 

Романтизм, характеристика эпохи и культуры. Исторические условия и границы. Идеи и темы искусства романтиков. (Проблема человека, его расположение в бытии, человек и природа, личность и социум; идея народности.) Историзм романтиков. Проблема единства культуры (Вагнер, Толстой). Утопии романтизма.

Соотношение искусств в эпоху романтизма. Проблема стилевой эволюции романтизма и стилевых размежеваний в нем. Романтизм и другие течения (классицизм, реализм и проч.). Обобщающее (собирательное) значение романтизма в музыке. Национальные школы.

Важнейшие жанровые тенденции в музыке первой половины ХIХ века. Преемственность и отличия романтической системы жанров по отношению к жанрам венских классиков. Роль оперы и симфонии как опоры жанровой системы и решающего фактора преемственности. Распространение малых жанров, вокальных и инструментальных, их значение для системы в целом. Влияние импульсов программности на особенности жанрообразования. Эволюция в применении жанровых форм: стремление к обновлению в первой половине века и стремление к углублению преемственности во второй.

Вокальные и инструментальные миниатюры. Связь с бытовой музыкой и формами бытового музицирования. Черты новой трактовки человека в миниатюрах (исходный кругозор «приватного» мира романтической лирики, динамизм, переменчивость состояний индивидуального сознания, скрытая программность «психологической аналитики»). Тенденция циклизации в вокальной и инструментальной музыке. Вокальные циклы Шуберта и Шумана. Особенности жанровых форм в фортепианных произведениях романтиков (Шуберта, Мендельсона, Шопена, Шумана).

Становление романтических тем и характерных жанровых особенностей оперы. Новая социальная роль оперы (Стендаль об итальянской опере).

Комические оперы Россини и их связь с традициями итальянского театра (фольклорными корнями амплуа персонажей, гротесковой образностью). «Севильский цирюльник».

Значение оперы в формировании национальных школ. Народно-национальная тематика и особенности ее претворения в «Вольном стрелке» Вебера. Большая опера, роль представителей разных национальных школ в ее формировании. Особенности сюжета и драматургического построения. «Вильгельм Телль» Россини и «Гугеноты» Мейербера.

Жанры симфонической музыки. Симфонии Шуберта, их классицистские и романтические черты. Драматургические типы двух последних симфоний (C-dur и h-moll), их значение для становления норм романтического симфонизма.

Два направления эволюции симфонии: программная симфония Берлиоза и Листа, лирико-жанровый симфонизм Мендельсона и Шумана. Эволюция в трактовке симфонии у Берлиоза (жанровая картинность «Фантастической» и «Гарольда», прикладное значение жанровости в «Траурно-триумфальной», обращение к слову в «Ромео»; ораториальность «Фауста»). Противоречие сюжетной конфликтности и жанровой изобразительности. Симфонии Шумана, истоки их типа у Бетховена, варьирование типа. Новые черты в трактовке цикла (во Второй и Четвертой симфониях).

Программные жанры. Увертюра, ее новое значение. Важнейшие разновидности, вызванные различиями заданий:

произведения, стремящиеся передать подробности сквозного действия (ведут от типа «попурри» в опере – «Вольный стрелок» Вебера);

выражающие строй сюжета в целом («Сон в летнюю ночь» Мендельсона);

ограничивающиеся «зарисовкой ситуации» (тяготеют к жанровой картине – «Римский карнавал» Берлиоза).

Симфоническая поэма. Специфика жанра, связь с симфонией и увертюрой, отличие от них. Своеобразие программы (философская направленность, образная символика). Своеобразие формы: черты цикла в одночастности, признаки синтетичности формы как проявление тенденций ее «универсализации» – сочетание единого композиционного стереотипа с его варьированием сообразно отдельным замыслам; значение монотематизма и вариационности.

Влияние новаторства Листа на современников и последующие поколения (поэма как увертюра – Сметана, Балакирев; поэма на новом этапе – Р. Штраус; поэма как симфония – Скрябин).

Эволюция эстетики романтизма. Творчество Вагнера. Периодизация (переломный момент пути – замысел «Кольца» и начало разработки теории искусства). Романтизм и особенности сюжетов Вагнера, «Тристан» и «Мейстерзингеры» как полюса. Замысел тетралогии как критика современности. Главная черта своеобразной позиции композитора ‑ роль мифа как основы сюжета; черты его трактовки.

Особенности оперной драматургии, взгляды композитора на своеобразие основных ее элементов и их соотношение, теория и практика.

Теория искусства как одна из принципиальных утопий романтизма и симптом его перерождения. Роль искусства для социума в понимании композитора, миф как проблема истории – новое состояние бытия или принцип культуры; искусство (драма в особенности) и общественный уклад древних греков как предлагаемый образец. Искусство и религия.

Историческая типичность теории Вагнера, аналогии с современниками (Толстой и Достоевский). Влияние на символистов и последующие поколения художников.

Особенности стиля композитора, значение импрессивных и экспрессивных черт и связанных с ними тенденций стилевого обновления.

Пути развития оперы во второй половине ХIХ в. Творчество Верди, периодизация. Особенности тематики и жанровых форм по периодам. Сквозное значение полюсов – исторических опер (национально –освободительной, народной тематики) и психологической драмы. Значение сюжетов Гюго, Шиллера и Шекспира для принципов оперной драматургии композитора.

Романтические и реалистические тенденции в решении драмы («Риголетто» и «Травиата»). Преобразование типа большой оперы, связанное с синтезом обеих тематически-жанровых полюсов (от «Сицилийской вечерни» к «Дон Карлосу»). Отход от исторической проблематики в позднем периоде (начиная с «Аиды»). Черты романтизма и реализма в последних шекспировских операх.

Опера во Франции. Лирическая опера и ее представители. Особенности драматургии (конфликт герой ‑ общество; герой и героиня, формы идеализации; обрисовка среды: требование «локального колорита»). Эволюция типа. «Фауст» Гуно.

«Кармен» Бизе. Черты сходства и отличия с типом лирической оперы. Сюжет Мериме и решение Бизе. Особенности обрисовки народных сцен, их соотношение с характеристиками различных действующих лиц. Выдвижение народной темы и черты реализма оперы. Значение народной темы для замысла произведения.

Жанр симфонии в творчестве поздних романтиков. Проблемы стиля в позднем романтизме. Новое значение традиции в творчестве Брамса. Особенности претворения старинных жанров у Брамса и Брукнера. Черты синтеза гомофонии и полифонии, пути полифонизации формообразования.

Симфония в творчестве Брамса и Брукнера. Различия жанровой направленности. Их истоки в творчестве классиков и романтиков.

Главенство лирико-драматического типа у Брамса и его эволюция. Характерные для типа особенности драматургических решений (в сопоставлении с симфониями Чайковского).

Трактовка романтического симфонизма в роли синтеза многообразных в стилевом плане приемов и средств тематического развития. Роль вариационности. Черты синтетичности формы в качестве следствия обогащения средств. Сходство и различия с устремлениями Листа.

Своеобразие симфонической концепции Брукнера. Основная «модель» симфонии в трактовке композитора, ее варьирование.

Проблема сквозного действия в цикле, жанровая типичность частей и формы ее преодоления, особенности тематических связей.

Стил<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...