Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Диффузионизм




 

Основные идеи диффузионизма:

культура является живым организмом, рождающимся и развивающимся в определенных географических условиях; каждый элемент культуры возникает в конкретном регионе и оттуда распространяется по всему земному шару;

основными факторами развития культуры являются заимствования, переносы, смещение культурных элементов; перемещение культур затрагивает не только предметы материального быта, но и духовные явления: мифы, культы, обычаи и пр.;

у каждой культуры есть свой центр зарождения и распространения; найти эти центры культуры – главная задача этнологии;

методом исследования культур является изучение культурных кругов или ареалов распространения, элементов культуры;

каждый элемент культуры возникает только однажды; составив карту его распространения, можно определить первоначальное место зарождения каждого элемента.

Ф. Ратцель (1844-1904). Фридрих Ратцель - профессор этнографии Мюнхенского университета.

Основные научные труды:

«Антропогеография» (1882)

«Народоведение» (1885)

«Земля и жизнь» (1891)

Суть концепции:

Явления культуры – признаки связи народов: расы смешиваются, языки меняются и исчезают, самоназвание народностей меняется и только культурные предметы сохраняют свою форму и ареал бытия, поэтому важнейшая задача этнологии – изучать распространение предметов культуры.

Вызванные природными условиями различия между культурами народов постепенно сглаживаются благодаря пространственным перемещениям этнографических предметов через культурные контакты народов. В процессе взаимодействия происходит пространственное распространение культур. Предметы материальной культуры дольше удерживаются, сохраняют свою форму и ареал своего распространения по сравнению с другими явлениями культуры. Человек – лишь носитель этнографических предметов.

Два способа перемещения элементов культур:

полный и быстрый перенос не отдельных предметов, а всего культурного комплекса в целом (аккультурация);

перемещение отдельных этнографических предметов от одного народа к другому, при этом одни предметы (украшения, одежда, наркотики) легко передаются от народа к народу, а другие (упряжь, изделия из металла) перемещаются только вместе с их носителями.

Л. Фробениус (1873-1938). Лео Фробениус - фольклорист, археолог и этнолог, ученик Ратцеля, создатель концепции морфологии культуры, основоположник теории «культурных кругов», специалист по африканским культурам.

Основные научные труды:

«Происхождение африканских культур» (1898)

Суть концепции:

Культуры – живые организмы, переживают рождение, детство, зрелый возраст, старость и смерть. Культуры не создаются людьми, а растут сами по себе. Человек - продукт или объект культуры, а не ее творец, но без человека культура не может распространяться, т. е. человек – лишь носитель культуры. Каждая культура обладает собственным характером, собственной «культурной душой», существуют культуры мужские и женские.

Ф. Гребнер (1877-1934). Фритц Гребнер - основатель теории диффузионизма в немецкоязычных странах.

Основные научные труды:

«Метод этнологии» (1911)

Суть концепции:

Разрабатывал методы исследования культурно-исторических связей, или самостоятельного происхождения культур, создал теорию культурных кругов, представляющую попытку глобальной реконструкции всей первобытной истории. Культурные достижения всех народов на догосударственной стадии развития объединил в шесть культурных кругов, каждый из которых состоит из 19-20 элементов.

Сходные явления культур, в каком бы круге они не находились, принадлежат определенному культурному кругу и происходят из одного географического центра. Любой культурный факт появляется в истории лишь один раз в каком-то одном месте и принадлежит одной-единственной культуре. Следовательно, в истории человечества нет повторяемости и нет закономерностей. Повторяемость этнических процессов кажущаяся, все явления строго индивидуальны.

К. Уисслер (1870-1947). Кларк Уисслер - представитель теории диффузионизма в США.

Основные научные труды:

«Американский индеец» (1917)

Суть концепции:

Культура представляет собой результат приспособления отдельной группы людей к определенной экологической среде. Материальные и духовные элементы культуры, а также телесные признаки людей распространяются путем диффузии между реально существующими культурными областями.

Общий закон культурной диффузии:

Антропологические черты имеют тенденцию распространяться во всех направлениях от центра своего происхождения, причем распространение культурных явлений и «человеческих черт» осуществляется концентрическим образом, т. е. простые формы занимают окраинное положение, а центральная позиция принадлежит более сложным. Культурная область возникает как зона явления культурного центра. В зависимости от расстояния от культурного центра одно общество всегда имеет более типичную кульуру, чем другое.

У. Риверс (1864-1922). Уильям Риверс - представитель теории диффузионизма в английской этнологии.

Основные научные труды:

«История меланезийского общества» (1914)

Развитие родственных и общественных отношений нельзя рассматривать как простую эволюцию. Образование новых культур происходит путем взаимодействия культур больших групп переселенцев, которые привносят в культуру много новых элементов. Следовательно, появление новых культур возможно путем смешения, а не эволюции, при этом в результате взаимодействия может возникнуть новое явление, которое ранее не встречалось ни в одной из взаимодействующих культур. Таким образом, даже малое число пришельцев, владея более высокой технологией, может ввести свои обычаи в среду местного населения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...