Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Неоэволюционизм




 

Основные идеи неоэволюционизма:

культура является результатом адаптации общества к окружающей среде;

культурная адаптация – процесс непрерывный, поскольку ни одна культура не приспособилась к природе, чтобы превратиться в статичную;

основу любой культуры составляет ее ядро, которое определяется особенностями природной среды, в которой происходит культурная адаптация;

ядро любого «культурного типа» включает в себя социальные, политические и религиозные институты, тесно взаимодействующие с производством средств существования;

культурная среда является непременным условием для осуществления духовной жизни человека, привязанности его к родным местам и следованию заветам предков.

Л. Уайт (1900-1975). Лесли Элвин Уайт - представитель теории неоэволюционизма в США.

Суть концепции:

Три вида процессов (и их интерпретации) в культуре:

временные процессы – хронологическая последовательность уникальных событий (изучает история);

структурные и функциональные аспекты развития культуры (функциональный анализ);

формально-временные процессы (эволюционный метод).

Культура – независимая система, функция и цель которой – делать жизнь безопасной и пригодной для человечества. Культура имеет собственную жизнь, управляется собственными принципами и законами. На протяжении веков культура окружает индивидов с рождения и превращает их в людей, формируя их убеждения, модели поведения, чувства и отношения. Любое культурное поведение требует расхода энергии, определяющим фактором и критерием развитости культуры является ее энергонасыщенность. Эволюция культур – рост количества используемой энергии.

Символическое поведение – один из самых важных признаков культуры, главная особенность человека. Символ – идея, сформулированная словами, делает возможным распространение и продолжение человеческого опыта, символ преобразовал человека от простого животного к «человеческому животному».

Д. Стюарт (1902-1972). Джулиан Стюард - представитель теории многолинейной эволюции.

Основные научные труды:

«Теория культурных изменений» (1902-1972)

Суть концепции:

Каждая культура – особая система, эволюция которой определяется потребностью адаптации к специфическим для каждой природы природным условиям. Общества, находящиеся в сходных природных условиях и примерно на одинаковом уровне технологического развития, эволюционируют сходным образом. Этот феномен «параллельной эволюции» объясняет совпадение процессов развития обществ, географически расположенных далеко друг от друга и не контактирующих между собой. Чтобы объяснить происхождение тех или иных культурных форм, необходимо проанализировать взаимосвязи между культурным окружением, уровнем технологического развития общества и его функционированием.

Чем проще культура, тем сильнее влияние географической среды, и наоборот, но не все черты культуры можно объяснить с позиции экологической адаптации. Каждая система может изменяться лишь в определенных пределах, иначе люди не выживут. Общество с развитой технологией имеет большую свободу от ограничений окружающей среды, более широкий культурный диапазон.

М. Харрис (р. 1922). Марвин Харрис - представитель неоэволюционизма.

Суть концепции:

Сходство и различия культур объясняются удовлетворением потребностей людей с помощью технологий, которые соответствуют данным условиям окружающей среды в данный момент времени. Каждая технология предполагает оптимальную эксплуатацию имеющихся ресурсов при возможно малом применении труда и энергии.

Подобным образом возникают равновесные системы, остающиеся устойчивыми до тех пор, пока не изменяются их отдельные показатели.

Таким образом, за многими обычаями, которые мы считаем абсурдными и иррациональными, стоит экономический расчет, а культура и окружающая среда оказывают взаимное влияние друг на друга.

В России интерес к этническим проблемам появился во второй половине XVIII в., когда впервые в русской общественной мысли были поставлены вопросы о месте и роли России среди других народов, об исторических корнях-русского народа, об особенностях русской культуры и т. д. Значительную роль в постановке и решении этнических проблем в русской культуре сыграло движение славянофилов. Исходя из идеи мессианской роли России в мире, они считали своей задачей развитие национального самосознания русского народа, сохранение его национальной самобытности.

Началом русской этнологии можно считать учреждение в 1846 г. Русского географического общества. Оно было создано для выполнения не только научных, но и прикладных заданий. В программу общества входило всестороннее изучение России: ее географии, природных богатств и народов. Государственные интересы требовали также сведений о народах Сибири, Средней Азии, Кавказа. Для этого внутри общества было создано этнографическое отделение, главная задача которого состояла в исследовании «умственных способностей русского народа», его способов жизни, нравов, религии, предрассудков, языка, сказок и т. д. Тогда же была принята программа «Об этнографическом изучении народности русской», в соответствии с которой проводились все этнографические исследования.

На рубеже XIX-XX вв. значительный вклад в развитие отечественной этнологии внесли труды известного философа Г. Г. Шпета по этнической психологии. В своей книге «Введение в этническую психологию» Шлет высказал мысль, что национальную психологию народа нужно исследовать через постижение смысла объективных культурных явлений, в которых запечатлеваются типические субъективные чувства народа. В соответствии с этим ключом к пониманию психологии народа являются его культура, история, конкретная социальная действительность, в совокупности определяющие содержание коллективного духа нации. «Дух народов», по мнению Шпета, символизирует смысл и идею «народа», которые раскрываются в типологических изображениях его состава и изменений во времени. «Дух» в этом смысле есть собрание характерных черт «поведения» народа. В совокупности с постоянством «диспозиций» он представляет собой народный характер. Этот субъективный характер следует понимать как совокупность реакций народа на обстоятельства, в которых он сам участвует, на объективно данные ему отношения.

В 40-50-х гг. XIX в. русские ученые К. М. Бэр, Н. И. Надеждин, К. Д. Кавелин сформировали основные принципы этнографической науки, которые и стали проводиться в жизнь Русским географическим обществом. На одном из заседаний общества, в 1846 г. Н. И. Надеждин выступил с программой «Об этнографическом изучении народности русской», в которой призывал описывать: 1) быт вещественный, 2) быт житейский, 3) быт нравственный и 4) язык. Нрав-ственный быт включал в себя все явления духовной культуры, и среди них — «народную характеристику». Сюда же входило описание умственных и нравственных способностей, семейных отношений и особенностей воспитания детей.

Особое место в истории русской науки о народах занимает научная деятельность Н. Н. Миклухо-Маклая, который стремился доказать единство человеческого рода, физическую и психическую равноценность всех рас и народов, обосновать идею о том, что все различия между народами вызваны природными и социальными условиями их жизни. Исследование материальной и духовной культуры, психологии и социальных отношений папуасов Новой Гвинеи и народов Океании позволили ученому обоснованно отрицать сущность расистских теорий. И хотя в трудах ученого не исследуются собственно теоретические проблемы этнологии, они тем не менее содержат богатые наблюдения и материалы для таких обобщений.
Этнографическая деятельность Н. Н. Миклухо-Маклая

(1846-1888)

1. 1871-1874 – Новая Гвинея и Папуа-Кавиай. Его именем назван С-В берег Новой Гвинеи. Побывал и на Ю-З берегу. Затем – Малаккский полуостров. Западная Микронезия. Плавал с торговыми судами.

2. 1875-1877 – острова Океании. Назад в Гвинею.

3. 1879-1881 – Австралия. Меланезия.

4. За это время был несколько раз в Европе и России. Не прекращал планировать новые экспедиции и писать статьи, отчеты, доклады.

5. Метод. Комплексный подход. Собирал наблюдения на самые разные темы, сводил их в систему. Никаких личных впечатлений и показаний туземцев – только то, что видел своими глазами. Умел находить необычные и оригинальные решения. Все пробовал на себе. Главная особенность метода Маклая – взгляд изнутри. Хотя даже при этом методе нельзя исключить влияния исследователя на исследуемую среду.

6. Цель – развенчание стереотипов и подлинное изучение народов. Все это – на фоне активной колонизации, так что еще одна цель: доказать, что папуасы – не низшая раса, и прекратить их истребление, эксплуатацию.

7. С этим связана утопия Маклая – Папуасский союз, который он попытался создать под своим руководством с целью сплотить папуасов перед неизбежным европейским вторжением, законсервировать этнос. Ненаучный шаг: пытался предотвратить межплеменные конфликты. Вообще прославился как борец за права папуасов перед лицом колонизаторов. Иногда специально публиковал свои доклады с опозданием, чтобы они не могли принести колонизаторам пользы.

8. Оказалось, что контакт с европейцами для папуасов всегда гибелен. Нарушается первородный баланс. Эксплуатация. Неравноценный обмен. Рабство. Истребление. Падение нравов.

9. Во время второй экспедиции Маклай оказался в вынужденной изоляции, без еды, патронов, спичек, сахара, медикаментов Но – не терял хорошего настроения, полностью окунулся в объект своего изучения, «взглянул изнутри».

В советский период развития отечественной этнологии особой сферой исследований были межнациональные отношения. Как правило, они изучались на основе статистических данных повседневного поведения и конкретных поступков людей. Так, дружба народов оценивалась по количеству участников представителей различных национальностей в крупных общесоюзных стройках или по количеству межнациональных браков. В целом исследования этнических проблем этого периода носили политически-заказной характер и не раскрывали всех процессов этнического развития. Вне поля зрения этнологов того времени оставались кардинальные проблемы этнологии: этническая идентичность, этническое сознание, межэтнические конфликты и т. д.

Наконец, на рубеже 70-80-х гг. XX в. заметным явлением в развитии отечественной этнологии стала теория этногенеза Л. Н. Гумилева, в которой автор дает объяснение механизма появления и развития этносов.

В настоящее время основным научно-исследовательским центром отечественной этнологии является Институт этнологии и антропологии Российской академии наук, руководителем которого является В. А. Тишков.
Конечно, сегодняшняя этнологическая наука значительно обогатилась по сравнению с прошлым. В сферу ее профессиональных интересов теперь входят не только «отсталые» этнические группы, но и народы современных индустриальных обществ. Возникло много смежных дисциплин на пересечении этнологии с другими науками: этносоциология, этнопсихология, этнолингвистика, этнодемография и т. д. В этнологии все явственнее вырисовываются черты новой социальной науки, синтезирующей разнообразные знания о человеке и его культуре.

За время своего существования этнология обогатила человечество знаниями о культурном разнообразии мира. Так, тропическая, или Черная Африка долгое время была «белым пятном» в географическом и этнографическом отношении. Однако многочисленные экспедиции и исследования путешественников и ученых разных стран, такие как англичанин Д. Ливингстон (с 1840), американец Г. Стэнли (с 1871), немец Л. Фробениус (с 1903), англичанин Б. Дэвидсон (с 1940 –х гг. ) и других, открыли древние и современные африканские культуры.

Сложную задачу в течение длительного времени представляла расшифровка древней письменности народа майя, потомки которого до сих пор живут на полуострове Юкатан в Центральной Америке. Этой письменностью, известной в памятниках начиная с первых веков н. э., индейцы майя пользовались до 16 в. В ее расшифровке ученые продвинулись благодаря трудам ряда исследователей, среди которых видное место принадлежит российскому этнологу Ю. В. Кнорозову.

Экспедиционные работы, научные дискуссии по многим вопросам продолжаются и в настоящее время, что служит одним из необходимых условий развития всякой науки. В результате этого создаюся новые теории, помогающие человечеству точнее познать свою историю и современную жизнь.

Обобщая сказанное, следует отметить, что в течение XX в.. в рамках этнологии был сконцентрирован богатейший эмпирический и теоретический материал, источником которого стали научное переосмысление и переоценка многочисленных и разнообразных исторических данных, а также результаты многочисленных полевых исследований. Стоит отметить, что в первой половине XX в. исследования носили в основном академический характер и определялись стремлением сохранить информацию об уходящих в прошлое «примитивных» культурах; со второй половины XX в. ситуация коренным образом меняется: стала очевидной прагматическая ценность этнологических знаний. Сегодня рекомендации и знания этнологов по самым разным сферам общественной жизни необходимы для решения политических, экономических и социальных проблем, они эффективно используются в массовых коммуникациях, международной торговле, дипломатии и т. д. При этом в последние десятилетия XX в. этнологические исследования стали лучше финансироваться, что способствовало активизации полевых, теоретических и методологических исследований.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...