Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этнопсихологическая школа




 

Основные идеи:

высказана и обоснована идея о существовании определенных психологических особенностей, характерных для представителей той или иной культуры;

впервые было показано действие психологических защитных механизмов применительно не к индивиду, а к обществу;

были начаты исследования национального характера и национальных культур с психологической точки зрения, в ходе которых было доказано, что национальный характер отражает психологические особенности представителей той или иной нации;

была выдвинута важная для последующего развития этнологии идея о том, что национальный характер может быть описан как особый способ распределения и регулирования внутри культуры ценностей или поведенческих моделей.

А. Кардинер (1891-1981). Абрам Кардинер - психиатр, пытавшийся сформулировать теорию этнопсихологического характера.

Основные научные труды:

«Индивид и его общество» (1937)

«Психологические границы общества» (1937)

Суть концепции:

Личность человека начинает формироваться сразу после рождения, это происходит под воздействием внешней среды, через конкретные способы ухода за младенцами в каждом обществе. Впечатления раннего детства налагают отпечаток на личность, формирование психики происходит первые 4-5 лет жизни, после чего «затвердевает» и остается практически неизменной всю жизнь, определяя судьбу, успехи и неудачи человека. Психика следующего поколения формируется под влиянием тех же первичных опытов, что и у предыдущего поколения, повторяется беспрерывно.

У каждого народа способы ухода за детьми приблизительно одинаковы, но есть различия, каждый народ обладает «средней» психикой, которая проявляется в качестве «базовой» или «основной» личности – центрального понятия этнопсихологии.

«Основная личность» - средний психологический тип, преобладающий в каждом данном обществе и составляющий базу этого общества и его культуры, формируется посредством «первичных общественных институций», которые включают в себя способы жизнеобеспечения, семейной организации, воспитания и социализации – формирование человека в качестве члена определенного общества, усвоения им черт характера, знаний, навыков, принятых в данном обществе. «Первичные общественные институции» различны для разных культур и относительно единообразны в рамках одной культуры, способствуют выработке определенных схожих черт характера, схожих психологических черт у всех членов того или иного общества. Адаптируясь к этим институциям, человеческая психика получает специфическую коррекцию, ее психологическая структура, ее эгоструктура деформируется особым образом. Результатом деформации является «основная личность» данного общества. Перемена хотя бы одной из первичных общественных институций вызовет изменение структуры личности, доминирующей в данной культуре.

Р. Бенедикт (1887-1948). Рут Бнедикт - представительница этнопсихологической школы в этнологии.

Основные научные труды:

«Модели культуры» (1934)

«Конфигурация культур в Северной Америке» (1946)

«Психологические типы культур Юго-Запада» (1953)

Суть концепции:

У каждого народа существует специфическая для него «базовая структура характера», передающаяся из поколения в поколение и определяющая историю данного народа. Каждая культура имеет уникальную конфигурацию внутрикультурных элементов. Эти элементы объединены этосом культуры, определяющим, каким образом элементы культуры соотносятся друг с другом и определяющим содержание культуры.

Религия, семейная жизнь, экономические и политические структуры образуют единую неповторимую структуру, в каждой культуре присутствуют только такие варранты этих элементов, которые соответствуют этосу культуры.

Бенедикт ввела термин «культурная конфигурация», обозначив особый тип соединения (сцепления) элементов культуры, создающих единое целое культуры, разграничила по типам:

аполлонийский – подчинение индивидов традициям группы, воздержание от экстремально-эмоциональных проявлений характера, воплощение идеи меры во всем;

дионисийский – индивидуализм и различные формы насилия;

параноидальный – конфликты, подозрительность, аккумуляция враждебности, вредоносная магия.

М. Мид (1901-1978). Маргарет Мид - представитель изменившегося направления в этнопсихологической школе, доминирующей темой которой становится изучение национального характера.

Суть концепции:

Акцент на изучении национального характера. Культура – конфигурация элементов, определяемая этосом культуры. Три аспекта исследований:

сравнительное описание некоторых культурных конфигураций, характерных для той или иной культуры;

сравнительный анализ ухода за младенцами и детского воспитания;

изучение присущих тем или иным культурам моделей межличностных отношений (между родителями и детьми, между ровесниками).

Национальный характер – особый способ распределения и регулирования внутри культуры ценностей или моделей поведения, детерминированными принятыми в ней способами детского воспитания.

М. Мид выделяла три типа культур:

Постфигуративная культура – классический вариант традиционного общества. Любое изменение протекает медленно и незаметно, прошлое взрослых – схема будущей жизни их детей

Конфигуративная культура – преобладающая модель поведения для людей является поведение их современников. Идеал подражания – не прошлое, а настоящее. Непосредственная передача знаний, навыков от представителей активно действующего поколения. В самом простейшем варианте отсутствует третье поколение – старики, они не проживают вместе с внуками и поэтому нет преемственности. Характерна контркультура и субкультура.

Префигуративная культура – появляется в середине XX века, отличается неопределенностью развития будущего. Способы передачи знаний таковы, что дети передают знания родителям.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...