Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика. Основные признаки. Реализм как метод, направление, движение.




Романтизм

Романтизм и его основные признаки.

Романтизм в западноевропейском искусстве – это литературно-художественное направление.

В романтизме отсутствуют присущие стилю единые визуальные признаки (в композиции).

Термин «романтизм" появился в Германии и был введён Фридрихом Шлегелем – философом, критиком, писателем.

Теоретическое обоснование романтизму дано Вильгельмом Генрихом Вакенродером – монахом – в книге «Сердечные излияния монаха – любителя искусств». Эта книга стала манифестом романтизма в изобразительном искусстве. Книга провозглашала решительный отказ от любых правил красоты, основой искусства являются искренние чувства.

Романтизм – это особое чувствование мира.

Впервые термин был введён во Франции к работе Теодора Жерико «Плот Медузы» - через 5 лет после смерти художника.

Основные признаки романтизма.

Антипросветительская направленность.

Романтизм – это реакция на просветительскую эпоху, опирающуюся на разумное объяснение мира. Поколебала эту уверенность французская революция. Реальность оказалась неподвластной разуму, носила явно иррациональный характер. Разочарование в силе разума.

Пессимистическая направленность.

Идеи мировой скорби

Мир, лежащий во зле

Тема рока

Вера в судьбу

Литература Байрона, Шато Брийена, Э. А. По, Маларме.

Культ стихии – невозможности её контроля.

В роли стихии выступают – судьба, революция, война, любовь, природная стихия

Вера во всемогущество человеческого духа.

Открыли глубину, сложность человеческой индивидуальности. В центре – сильная, цельная, но разочарованная, исключительная личность, противостоящая природе и обществу.

Отсутствие героя в романтизме. Человек сильного духа, но он не герой.

Двоемирие – разделение мира на реальный и идеальный (имманентный и трансцендентный).

Творческое озарение, духовное вдохновение – возможность переходить из реального в иррациональный мир.

Право художника на создание собственного, другого мира.

(в недрах романтизма зарождается реализм, т.к. романтики изображают то, что видят)

Местный колорит» -

Поиск необычного в привычной действительности.

Противостоящий обществу человек находит гармонию в природе.

Увлечение восточным миром, новыми культурами, экзотическими странами.

Отличия классицизма и романтизма.

-отказ от античных сюжетов в романтизме

-привлекает окружающая действительность, но в ситуациях, из ряда вон выходящих

-романтики не пользуются композиционными схемами, подчиняют их замыслу

-важны сама живопись, цвет, мазок, яркие но приглушённые цвета, активный мазок, эффекты освещения, динамика, что не нравится классицистам (отвергается ими).

Романтизм в странах западной Европы.

Франция.

Для французского романтизма характерны патетика, порыв, противостояние стихии, местный колорит.

Жан Антуан Гро – предтеча романтизма.

Теодор Жерико

Эжен Делакруа

Германия.

Немецкий романтизм – характерен темой поиска гармонии между миром, богом и человеком; поиск внутренних миров; большую роль играют портрет и пейзаж.

Филипп Отто Рунге

Каспар Давид Фридрих

Назарейская школа – Фридрих Иоганн Овербек, Франц Пфорр, Питер фон Корнелиус.

Дюссельдорфская школа –

Бидермейер – Морис Швинд, Карл Шпицвег, Людвиг Рихтер.

Англия – смесь больше французского и немецкого + местный колорит; велик интерес к средневековой культуре; культ природы и чувства.

Уильям Тёрнер

Уильям Блейк

Прерафаэлиты

Данте Габриель Россетти

Уильям Холмен Хант

Дж. Э. Миллес

Уильям Моррис

Форд Медокс Браун

Эдуард Берн-Джонс

Реализм.

Общая характеристика. Основные признаки. Реализм как метод, направление, движение.

В середине 19 века складывается могучее художественное движение – реализм.

Появление реализма в искусстве связано с господствующей ролью науки, с преобладанием материалистических взглядов, с победой прагматизма в общественном сознании.

Основное требование этого художественного течения – обращение к современности во всех её проявлениях с опорой на точную науку – так провозгласил Эмиль Золя.

На смену «музыкальному», но смутному и зыбкому языку романтиков приходит чёткий, ясный язык реализма.

Искусство шире используется как средство агитации и пропаганды. Отсюда развитие самого мобильного вида искусства – графики станковой и иллюстративно-журнальной.

Художники активно втягиваются в бурный ход общественной жизни.

Новый герой, которого выдвигает жизнь – а это трудовой человек – становится героем и в искусстве.

И если раннее этот образ носил анекдотически-жанровый характер, то теперь в искусстве начинаются поиски обобщённого, монументального его образа.

Слово «реализм» в переводе с латинского означает «вещественный», «действительность».

-реализм опирается на веру в постигаемость мира (гностицизм) и адекватное отражение его в искусстве; реализм носит жизнеутверждающий характер;

-искусство в реализме является средством познания человека и мира;

-познание осуществляется посредством типизации;

-типизация осуществляется через правдивость деталей – типизация-это собирательный образ наиболее характерных черт;

-реализм предполагает узнаваемость форм и связей;

-узнаваемость выражается (достигается) посредством художественного языка;

-задача реализма – максимально объективно подойти к отображению мира

-позднее сложился критический реализм, в котором не только отображается действительность, но и даётся ей оценка;

-здесь следует различать реализм от натурализма

 

Что касается самого термина – «реализм»-

-реализм рассматривается как художественный метод, направление, движение.

Реализм как метод основан на реалистическом художественном языке, опирается на художественные средства:

-художественный язык включает в себя передачу объёма, соблюдение пропорций и передачу пространства – воздушная и линейная перспектива

-реализм как направление определяется степенью распространённости метода;

-направление, получающее распространение и теоретическое обоснование, становится движением;

Эмиль Золя так определил суть реализма в искусстве: «Обращение к современности во всех её проявлениях с опорой на точную науку».

Признаки реализма.

  1. Реализм опирается на гностицизм (познаваемость мира) и адекватное отражение его в искусстве, имеет жизнеутверждающий характер.
  2. Изображение жизни в образах, адекватных сути явлений самой жизни.
  3. Литература и искусство в реализме являются средством познания человека и окружающего мира
  4. Познание осуществляется через типизацию фактов, характеров; изображение типичных характеров в типичной обстановке, Выраженные через правдивость и конкретность; типизация в реализме предполагает социальную обусловленность.

Реализм как метод существует давно. Впервые черты реализма как метода появляются в античном искусстве. Это древнегреческая скульптура, передающая правильность, красоту, пропорциональность форм человеческого тела. Но здесь имеет место идеализация. Также античная скульптура не передаёт внутреннего мира человека, что необходимо в реализме, т. е. не только правдивое изображение, но и передача внутренней сущности изображаемого.

В эпоху Возрождения – в центре внимания художника – человек, но не во всех его проявлениях. Присутствует больше мифологический или религиозный жанр. Очень редко обращение к бытовому жанру.

В 17 веке, в эпоху естествознания, реализм становится направлением, т. к. распространяется в определённых кругах. Эпоха естествознания – 17 век, и Просвещения – 18 век – обращаются к жизни и быту человека, что делает и художник. Поэтому реализм в это время – направление.

С середины 19 века реализм определяется как художественное движение, став давлеющим и достигнув полного раскрытия в критическом реализме – 2 половина 19 века.

В 20 веке реализм вновь становится направлением.

Представители:

-черты реализма присутствуют в работах художников буржуазной Голландии

-во Франции – Шардена, скульптора Гудона,

-в Великобритании – Хогарта

Особое место в становлении реалистического художественного языка занимает творчество Франсиско Гойи – беспощадный анализ и вскрытие социальных противоречий.

-также черты реализма прослеживаются в работах Жерико, Делакруа – романтики, их обращение к натуре, к действительности.

Здесь же Оноре Домье, Джон Констебль, Камиль Коро и живописцы барбизонской школы – своими завоеваниями в области пленэра во многом определили дальнейшее развитие реалистического пейзажа.

В России в 1 половине 19 века тенденции реализма присущи портретам Карла Брюллова, Ореста Кипренского, В. Тропинина; картинам на темы крестьянского быта Венецианова, пейзажам Щедрина.

Родоначальником русского критического реализма является Павел Федотов.

В Германии и Австрии реализм предвосхищён работами мастеров бидермейера.

 

Натурализм

 

Стремится к объективно точному и бесстрастному воспроизведению наблюдаемой реальности; противостоящий реализму, художественный метод, выражается во внешне жизнеподобном воспроизведении реальности, но без её идейного осмысления, художественного обобщения, критической оценки и отбора.

Черты поверхностного изобразительства, пассивного копирования второстепенных подробностей, которые проявляются уже в 1820-1830-х годах – особенно у французских живописцев Делароша и Верне – легко сочетались с академической идеализацией, порождая многочисленные разновидности салонного искусства.

Подобное искусство, безыдейное, намеренно «приземлявшее» традиционную возвышенность исторического, религиозного и аллегорического жанров, широко распространилось с середины 19 века.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...