Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В чём же сущность импрессионизма?




-импрессионисты вообще сказали новое слово и в пейзажной и в фигуративной живописи, не проводя между ними резкой грани и добиваясь органического объединения фигур с пейзажем (тот «камень преткновения» в картине Э. Мане в «Завтраке на траве»)

-главная работа – на пленэре, за исключением Э. Дега

-для импрессионистов типичны далевые пейзажи

-импрессионисты стремились передать в своих произведениях непосредственное впечатление от окружающей среды – impression

-впечатление, прежде всего, от современного города с его подвижной, импульсивной, разнообразной жизнью

-это впечатление стремились воплотить на полотне, создав живописными средствами иллюзию света и воздуха, богатой световоздушной среды

-для этого они разложили цвет на весь спектр, стараясь писать чистым цветом, не смешивая его на палитре и используя оптическое восприятие глаза, сливающего на определённом расстоянии отдельные мазки в общий живописный образ

-они хотели быть максимально приближёнными к тому, как тот или иной предмет видит человек в натуре на пленэре

-импрессионисты стали по-новому воспринимать дополнительные цвета – по принципу контраста – Сёра писал прибрежный песок в тени – синим цветом

-растворив цвет в свете и воздухе, лишив предметы материальности формы, импрессионисты разрушили материальность мира

-импрессионисты заменили картину со всеми её законами законченности, завершённым этюдом

-«Сюжет ради живописного тона, а не ради сюжета» - в этом Ренуар видел отличие художников его группы от других

-импрессионизм вывел живопись на пленэр – барбизонцы, создавая этюды на воздухе, завершали картины в мастерской

-импрессионистам знакома высокая культура этюда

Импрессионисты не мнили себя ни разрушителями старого, ни создателями чего-то совершенно нового -

-они всячески подчёркивали свою связь с исконно французскими традициями

-если сравнивать романтиков с импрессионистами – то романтики тоже восставали против искусственных разграничений натуры на «благородную» и «неблагородную», но на деле они такой отбор проводили: писали арабских скакунов, но не извозчичьи пролётки, алжирские гаремы, но не парижские кабачки.

-Курбе – реалист – сознательно предпочитал натуру «низкую»

-для импрессионистов же она не более низкая, чем всякая другая

-в круг поэтического внимания импрессионистов вышла не только сельская природа, как у барбизонцев, но вся современность и повседневность

-толпа на парижских бульварах, поток экипажей, скачки, рынки, продавщицы, прачки, уголок кафе, репетиции балета и др.

-какой-нибудь переулочек не менее ценен для живописи, чем эффектные итальянские руины или готический собор – эти объекты равноправны перед живописцем, так же как женщина, которая моется в тазу, ничуть не хуже Венеры, выходящей из морской пены

-импрессионизм довёл до предельной тонкости живописное восприятие и уловил в отношениях света, воздуха и цвета нечто такое, чего раньше не замечали

-ключ к этому был простой – пленэр

- импрессионисты отказались от традиционного писания картин, которое начиналось с подмалёвка, оканчивалось лессировками и протекало в четырёх стенах мастерской

-они начинали и заканчивали работу на открытом воздухе, алла прима, сняв, таким образом, различие между картиной и этюдом

Кто были предшественниками и вдохновителями импрессионистов?

-Отчасти Делакруа – теоретически исследовал законы цвета – дополнительных цветовых контрастов, цветных рефлексов в тени.

-отчасти Курбе и Милле

-более всего Коро и барбизонцы

-английская пейзажная живопись – Констебль и, в особенности, Тёрнер

Образ человека.

-погружают фигуру в свето-воздушную среду

-передают атмосферу общения или труда людей

-не изображают классическую красоту, показывают людей такими, какие они есть

-у Дега, например, ироническая усмешка над шаблонными нормами красоты и разведка красоты там, где её видеть не привыкли, также трактует обнажённую натуру.

Ещё один источник, питавший импрессионистическую живопись – японская цветная гравюра – в 1867 году в Париже на Всемирной выставке она была широко представлена (в 1854 году в Париже выставка К. Утамаро, К. Хокусая и А. Хиросиге (доселе неизвестное в Европе искусство – расположение на листе изображения – смещённая композиция или композиция с наклоном, схематическая передача формы, склонность к художественному синтезу)

Японская гравюра –

-в японских гравюрах не было линейной геометрической перспективы, которой учила европейская Академия, но зато в них была воздушная перспектива

-японцы первые, своим великим инстинктом, поняли, что природа – не совокупность тел, а нескончаемая цепь вечно меняющихся явлений

-они первые стали изображать целые серии одного и того же пейзажа при различном освещении и в разное время года

-академия учила строить композицию так, как будто художник созерцал изображаемую им сцену сидя в балконе театра и видя её в горизонтальных линиях

-японцы же трактовали композицию так, будто художник был действующим лицом изображаемой сцены

-вот почему у них преобладают наклонные линии над горизонтальными

-на примере японцев французы поняли всю красоту асимметрии, всё очарование неожиданности, всю магию недосказанности

-начиная с импрессионизма, возникает известное сближение, взаимопонимание искусства Запада и Востока

-правда, исконное различие всё же остаётся – японцы никогда не пишут с натуры, а импрессионисты приходили к передаче впечатлений, работая с натуры.

Характеристика японской гравюры –

-плоскостной характер композиции японских гравюр «укиё-э»

-контуры изображений людей и пейзажей обведены тонкой чёрной линией

-активный орнаментальный контур

-чистый цвет

-плоский силуэт

Из японской живописи в ксилографию перенесены –

-способ передачи пространства, которое можно объяснить приёмом контраста размеров фигур переднего и дальнего планов

-точка зрения в японской гравюре динамична, горизонт, как правило, вынесен за верхний край листа

Асимметричность композиции всегда сочетается в японской гравюре с ощущением внутренней уравновешенности. Гравюра обычно построена по принципу так называемого динамического равновесия, основанного на перекрёстном ритме форм, на соответствии масс, размещённых не на привычных нашему глазу горизонталях, а на пересекающихся диагоналях

До изобретения цветной печати – главным изобразительным средством в японской гравюре была линия. Оставаясь основной и в цветной гравюре. С появлением цветной ксилографии в японской гравюре усилилась тенденция к живописности, но, как и прежде, каждая фигура, каждая деталь композиции имела чёткий чёрный контур. Ритм линий даже внутри одной композиции различен – плавные текучие линии фигур первого плана контрастируют с мелким, более статичным орнаментальным характером изображения дальнего плана. Совершенно особый ритм линий характерен для рисунка лиц героев – он зависит от замысла автора передать эмоциональное состояние героев изображения. Обращение к сюжету простому, незамысловатому, изображению обычных людей – путников на дороге, монахов, рыбаков, гейш и т. д. изображение одного и того же мотива в различных состояниях, в различное время суток, года. Изображение сценок с участием людей, в которых люди – явно не главные персонажи, но и не лишние. Художники «укиё-э» впервые в Японии заинтересовались бытом и образами горожан.

Представители:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...