Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эдуард Мане, Клод Моне, Камиль Писсаро, Огюст Ренуар, Альфред Сислей, Берта Моризо, Жорж Сёра, Поль Синьяк, Эдгар Дега




Символизм

направление в европейской художественной культуре концам 19 – начала 20 века.

живой реальности символизм противополагал мир видений и грёз.

универсальным инструментом постижения тайн бытия считался символ, порождённый поэтическим прозрением и выражающий потусторонний, скрытый от обыденного сознания смысл явлений.

Художник-творец рассматривался как посредник между реальным и сверхчувственным, везде находящий «знак» мировой гармонии, пророчески угадывающий признаки будущего, как в современных явлениях, так и событиях прошлого.

В целом символизм был весьма неоднородным и противоречивым явлением.

Не обладая собственной ярко выраженной стилистикой, он является скорее «идейным» движением, привлекавшим самых разных по манере мастеров.

Доктрина символизма предполагала

-всё сущее, всё видимое тайными знаками и шифрами вечных вневременных идей

-искусство – их интуитивное постижение сквозь внешние покровы

Форма художественного произведения должна намекать на эту таинственную, метафизическую сущность вещей, непостигаемую разумом, внушать её.

Потому натуралистичные, приземлённые изображения не пригодны.

В поэзии, где символизм развился раньше, «внушение» осуществлялось самой музыкой стиха, а также многозначностью поэтического слова, несущего некий подтекст, окружённого облаком смутных ассоциаций.

Колыбель символизма – французская поэзия середины века – Бодлер, Верлен, Маларме.

Они были предтечи символизма.

В 80-х гг. их последователи опубликовали манифест – теоретическое обоснование символизма

-главный тезис сводился к тому, что искусство призвано выражать и облекать в плоть невыразимое и бесплотное – тот таинственный смысл, ту Идею, которую чует поэт и по отношению к которой все вещи, все явления представляют лишь условные её знаки-символы.

Символизм породила -

-потребность вырваться из пут пошлой обыденности и найти по ту сторону её новые духовные горизонты

-символизм – новое художественное течение, ведущее искусство в мир мечты и фантазии, видений и грёз

-в основе творчества должно лежать не рабское следование реальной форме, а стремление проникнуть в то, что скрывается за этой формой

-искусство – это идеи, облачённые в форму символов, т. о. художественный символ служит средством выражения и изображения смысла, выходящего за пределы обыденного опыта, который художник открывает интуитивно.

Стиль модерн.

Конец 19 века – это декадентские настроения и неоромантические течения. Они продолжались в 20 веке – строгих хронологических рамок здесь не существует.

Эти течения существовали в разных национальных вариантах, но были более однородны, чем реалистическое искусство, которое всегда было привязано к конкретным реалиям.

Декадентские настроения конца века были настолько сильны, что на основе их сложился художественный стиль, который быстро распространился и завоевал даже широкую публику – стиль модерн, который в разных странах назывался по-разному:

-в Англии и Франции – ар нуво – от франц. «новое искусство» - по названию магазина «Maison de L Art Nouveau» - «Новое искусство» - который был открыт английским антикваром Сэмюэлом Бингом. Во Франции ещё – «Fin de siècle» - буквально «конец века». В Англии «Модерн стайл» - «Modern stail» - буквально «современный стиль».

-в Германии – это был «югендстиль» - от названия мюнхенского журнала «Югенд» - «молодой» - пропагандировавшего новое искусство.

-в США – «Тиффани» - по имени Л. К. Тиффани

- в Италии «Стиль Либерти»

-в Испании «Модернизмо»

-в Голландии – «Niuwe kunst»

-в Швейцарии «Еловый стиль» - «Stail sapin»

-в Австро-Венгрии - это сецессион – от лат. «secession»- «уход» - творческое объединение венских художников, архитекторов и дизайнеров.

В европейских странах начали создаваться различные художественные ассоциации, работающие в новом стиле.

«Выставочное общество искусств и ремёсел» - 1888 год – в Великобритании

«Объединённые художественно-ремесленные мастерские» - 1897 и «Немецкие мастерские художественных ремёсел» - 1899 год – в Германии.

«Венские мастерские» - 1903 год – в Австрии

«Нансийская школа» во Франции

«Мир искусства» - 1890 год – в России.

Распространению модерна способствовало проведение Всемирных выставок, на которых демонстрировались достижения современных технологий и прикладного искусства.

Наибольшую известность модерн получил на Всемирной выставке 1900 года в Париже.

После 1910 года значение модерна стало угасать.

Буржуазное общество эпохи модерна с быстроразвивающейся экономикой, предъявляющее требования к форме даже промышленных изделий, в области живописи отдаёт предпочтение природно-органическим мотивам. Они находят своё воплощение в новом соотношении линии и поверхности, в арабесках, прочерченных прямыми и изогнутыми линиями, в холодной и прозрачной цветовой гамме. Создаются композиции с асимметричным, извилистым ритмом, с силовыми линиями по типу «удара хлыста», повторяющимися более или менее часто в зависимости от энергетического заряда, который предполагается вложить в изображение. Стиль модерн, легко вычленяемый благодаря своей однородной морфологии, оказал влияние на многих выдающихся художников постимпрессионизма, работавших в последнее десятилетие века.

Общие черты стилистики модерна:

-художественный язык модерна – плоскостной. Сохраняя узнаваемость внешних форм, модерн делает их бесплотными, превращает в орнамент на плоскости

-художественные средства, используемые модерном, это, прежде всего, линия, язык которой более условный, чем язык цвета и светотени, так как в природе линии как таковой не существует. Цвет играет второстепенную роль – расцветка внутри контуров, почти без оттенков и модуляций. Или в некоторых вариантах живописи модерна – тающие расплывы нежных приглушённых тонов, независимых от реальной окраски предметов.

-в модерне господствует вкус к рафинированной изысканности:

-изогнутые, вьющиеся формы, сложная узорность, асимметрия, нарушением естественных пропорций, вертикальный взлёт по спирали, ажур.

Художники модерна проявили большую изобретательность в декоративной разработке природных форм, которые отвечали их идеалу.

Излюбленные мотивы декора –

-лебеди и павлины

-бабочки и стрекозы

-ирисы и лилии

-водоросли

-стилизованные очертания облаков и волн

-струящиеся волны женских волос

-удлинённые, манерно изогнутые абрисы нагого женского тела

-фигуры наяд – нимфы рек ручьёв и озёр – и нимф

Модерн густо замешан на эротике, но эротике изысканной.

Модерн тяготел к синтезу искусств. Деятели модерна часто были одновременно архитекторами, скульпторами, графиками, дизайнерами, декораторами и многое умели делать собственными руками.

В модерне очень сильно стремление романтически декорировать повседневность эстетически преобразить её.

Художники модерна хотели облагородить быт, внеся в него красоту, но здесь таилось противоречие

-красота понималась как приподнятость над обыденностью, уход в царство мечты, т. о. её союз с обыденностью оказывался искусственным.

-бытовая обстановка лишалась естественных достоинств - простоты и целесообразности, а красота, погружённая в быт, заражалась суетностью.

Отчётливей просматривается стиль модерн в декоративных изделиях, украшениях, виньетках, светильниках, в модном покрое одежды.

Стилевые формы модерна прижились в афишах и рекламах, в почтовых открытках, в журнальных иллюстрациях.

Убранство жилищ и общественных зданий включались панно, витражи, декоративная скульптура, керамика, ткани – всё выдерживалось в одном стиле в отличие от эклектизма прежних интерьеров.

Архитекторы модерна, используя новые возможности строительной техники, отказываются от традиционной фасадности зданий, придавая им свободную, прихотливую конфигурацию, особенно изощряясь в области декора. Здесь также культивируются извилистые волнистые линии – т. н. «удар бича» - по определению архитектора Орта – он впервые применил эту линию и считал её основой стиля.

«Фантазийность» стилистики модерна открывала изобразительному искусству новые перспективы: на основе её оно могло создавать образы сказок и народного эпоса, снимая противоречие, неизбежное при их реалистической трактовке, которая предполагает одномоментное восприятие действия, совершающегося в конкретной среде, а в сказке это неуместно, у сказки свои законы пространства и времени, условный язык модерна им более подходит.

Век модерна был недолог. Его стилевые формы легко разменивались на мелкую монету, приобретали чисто украшательский характер, поверхностный, виньеточный.

Хотя, многие искания и открытия модерна имели выход в будущее, а именно:

-стремление к синтезу искусств

-расширение возможностей декоративного искусства

-новые методы книжной графики и оформления книги

-принципы свободной планировки в архитектуре

Но в качестве ведущего стиля модерн просуществовал недолго. Уже в 1-ом десятилетии 20 века начался его распад. Причин тому было много, но, видимо, главная была в том, что новое время требовало новых песен. Наступал век мощной индустрии, функционализма, массового производства с неминуемой стандартизацией изделия. Возрождение ремёсел, культ ручного труда, на котором базировалась эстетика модерна, никак с этим не согласовывался. Модерн замыкался в своих эстетических изысках, которые, к тому же вырождались в легковесные эстетические стереотипы, опять-таки не отвечавшие новой «эстетике прямого угла». Мечтательность и прихотливая фантазия переставали цениться в условиях нового века – уже не железного, а железобетонного. Правда, кубизм, фовизм, футуризм и другие авангардистские течения начала 20 века были по-своему ещё более экстравагантными, но без всякой элегичности и чувствительности, без всяких претензий на мистическую символику. Только экспрессионизм сохранял какие-то преемственные связи с символизмом и модерном.

В целом, и символизм, и модерн не были вступлением в новую художественную эпоху, они завершали эпоху 19 столетия.

Новейшие авангардисты питали к этой эпохе глубокую неприязнь, они презирали модерн. И на Западе, и у нас модерн долго считали как бы синонимом плохого вкуса, направлением упадочным, слащавым, эклектичным. Только в 60-е годы 20 столетия началась его переоценка.

Стилистические особенности стиля модерн:

-отказ от прямой линии в пользу естественных природных линий;

-интерес к новым технологиям – в особенности в архитектуре;

-расцвет прикладного искусства;

Общая характеристика

-в 1860-1870 годах в Европе главенствовал стиль эклектики, который заключался в цитировании и повторении предыдущих художественных стилей.

-в 1880-е годы в работах ряда мастеров стал вырабатываться новый стиль, который противопоставлял эклектизму новые художественные приёмы

-Уильям Моррис – 1834-1896- создавал предметы интерьера, вдохновлённые растительными орнаментами,

-а Артур Макмёрдо – англичанин – 1851-1942 года – использовал элегантные, волнистые узоры в книжной графике.

-«Визитной карточкой» этого стиля стала вышивка Германа Обриста «Удар бича»

-модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполнены в одном ключе

-отсюда рост интереса к прикладным искусствам: дизайну интерьеров, керамике, книжной графике.

Модерн является именно стилем, а не художественным направлением или течением т. к. охватил все виды искусств – и живопись, и графику, и скульптуру, и архитектуру, а особенно дпи. К тому же модерн обладал определённой общностью художественного языка, общей системой выразительных средств и приёмов, чего не было в романтизме – сравнить Делакруа, Блейка, Фридриха – их язык различен.

При этом нельзя считать стиль модерн значительней, чем романтизм или другие течения. Если модерн локализовать в пределах определённых стилевых признаков, то окажется, что он выдвинул не так много больших мастеров.

Дело в том, что почти все художники конца 19 – начала 20 века так или иначе соприкасались с этим стилем, но для больших мастеров было слишком тесно в рамках только модерна. Вообще, 19 век – эпоха великих индивидуальностей.

Модерн не был великим стилем, как готика или ренессанс, но он отвечал на каком-то этапе духу времени.

Модерн вышел из эстетики символизма, стилистика модерна с её принципами плоскостности, орнаментальности, изысканности – воплощалась в формах символизма, но не несла его символического содержания.

В архитектуре модерн породил так называемый «каталонский модернизм» Антонио Гауди, а в Скандинавии и России - специфический «северный модерн».

При существовании в разных странах и соответственно лишь им присущих чертах, художников модерна объединяет общее, хотя это общее и содержит в себе «соединение несоединимого»: утончённый эстетизм, изысканность изобразительных средств, высочайший профессионализм – в самых разных сферах, где, как правило, всё делал один художник, от архитектурного проекта, до дверной ручки и костюма для обитателей проектируемого жилища, выдерживая всё в едином ансамбле - и неистребимое ощущение духовной и душевной усталости, опустошённости, иронии, скепсиса, а иногда и откровенной пошлости.

В поисках «большого стиля» подчас утрачивалась та тонкая грань, которая отделяла высокое искусство от салонных эпигонских вариаций, присущих массовому искусству.

Но это уже другая проблема, которой предстояло стать одной из главных проблем искусства следующего столетия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...