Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отдел систематизации законодательства.




- осуществление различных видов учета и систематизации нормативных актов;

- разработка проектов кодифицированных актов;

- мониторинговая экспертиза систематизированных нормативных актов;

- создание и поддержание в контрольном состоянии базы данных, составляющих «досье» нормативных актов;

- содействие работе парламентской библиотеке;

- подготовка и издание сборников нормативных актов;

- подготовка словаря официальных юридических терминов.

На начальном периоде количество отделов может быть меньше за счет объединения нескольких функций в одном отделе. Нам представляется обоснованным, чтобы штатные сотрудники Центра были государственными служащими. К мониторинговой работе по разным объектам мониторинга на договорной основе могут привлекаться ученые, практики, эксперты и иные специалисты различных сфер деятельности. По нашему мнению, данный Центр может реально стать научной и методической базой для создания учебного заведения при Федеральном Собрании Российской Федерации.

Содержание:

 

Предисловие………………………………………………………………………...3

Введение......................................................................................................................6

Глава 1. Теория мониторинга нормативных актов…………………………...12

1.1. Понятие и виды мониторинга нормативных актов………..………………....12

1.2. Функции и субъекты мониторинга нормативных актов…...…….……………………………………………………………………….31

1.3. Значение требований нормотворческой техники для мониторинга нормативных актов и их проектов…………………………………………………56

 

Глава 2. Методология мониторинга нормативных актов в процессе правотворчества …………………………………………………………………..73

2.1. Основные принципы и методы, осуществления мониторинга нормативных актов……...…………………………………………………………………………..73

2.2. Современное понимание правотворчества.…………...……….……………..92

2.3.Мониторинг концепций проектов нормативных актов…...………...............102

2.4. Мониторинговая экспертиза проектов нормативных актов………..………121

2.5. Мониторинговая о ценка нормативных актов..……….................….……….143

2.6. Мониторинг нормативных актов, осуществляемый в процессе систематизации законодательства..........................................................................161

Глава 3. Место и роль мониторинга нормативных актов в механизме правового регулирования………………………………………........................182

ГЛАВА 4. Пути повышения эффективности мониторинга нормативных актов……………………………………………….…………………....................202

Приложения……..………………………………………………………...……. 220

 

 


[1] См.: Жужгов И.В. Мониторинг правового пространства Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. – Ставрополь, 2006; Наконечный Я.Е. Мониторинг в правотворчестве (проблемы теории и практики): Дис. … канд. юрид. наук. – Владимир, 2008; Негробов В.Л. Мониторинг российского законодательства как элемент правовой политики: общетеоретический аспект: Дис. … канд. юрид. наук. – Владимир, 2008.

[2] См., напр.: Самощенко И.С. Некоторые вопросы учения о нормативных актах социалистического государства // Правоведение. 1969. № 3. С. 21–32; Шебанов А.Ф. Вопросы теории нормативных актов в советском праве: Дис.... д-ра юрид. наук: В 2 т. М., 1964. Т.1 С. 545, Т. 2 С. 556; Васильев Р.Ф. О понятии правового акта // Вестн. МГУ. 1998. № 5; Поленина С.В. Теоретические проблемы системы советского законодательства. М., 1979; Сильченко Н.В. Научные основы типологии нормативно-правовых актов: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1981; Федосеев А.А. Нормативные акты советского государства и формы их выражения: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1964; Сенчищев В.И. Виды нормативных актов // Журнал российского права. 1998. № 8. С. 116–118; Толстик В.А. Иерархия источников российского права. Н.Новгород, 2002; Бошно С.В. Развитие признаков нормативного правового акта в современной правотворческой практике // Журнал российского права. 2004. № 2; Бошно С.В. Нормативные правовые акты Российской Федерации. Научно-практическое издание. М., 2005; Нормография: теория и методология нормотворчества / Под ред. Ю.Г. Арзамасова. М., 2007; Кучерова Т.Е. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (вопросы общей теории): Дис. … канд. юрид. наук. М., 2006. С. 67–98; Шопина О.В. Теоретические аспекты исследования системных связей правовых актов // Право и государство: теория и практика. 2006. № 6. С.15–20.

[3] Пиголкин. А.С. Теория государства и права. М., 2007. С. 409.

[4] Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 2002. С. 550.

[5] Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федер. закон // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.

[6] Толстик В.А. Иерархия источников российского права: Дис.... д-ра юрид. наук. Н. Новгород, 2002. С. 161.

[7] См.: О нормативных правовых актах в Российской федерации: проект федер. закона. М., 2007. С. 10.

[8] См.: Сборник материалов межрегионального научно-практического семинара по проблемам мониторинга законодательства и правоприменительной практики в субъектах Российской Федерации. М., 2007. С. 21–22.

[9] См.: Словарь иностранных слов. М., 1988. С. 320.

[10] См., напр.: Новый большой англо-русский словарь: В 2 Т. М., 1993. Современный словарь иностранных слов. М., 1992. Толковый словарь иноязычных слов / Под. Ред. Л.П. Крысина. М., 1998.

[11] Жужгов И.В. Мониторинг правового пространства Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. Ставрополь, 2006. С. 48.

[12] См.: Мониторинг законодательства и правоприменительной практики в субъектах Российской Федерации: опыт и пути совершенствования // Материалы межрегиональной научно-практической конференции. М., 2006. С. 69.

[13] См.: Словарь основных понятий, определяющих концепцию мониторинга правового пространства и правоприменительной практики / Мониторинг правового пространства и правоприменительной практики // Программные материалы второй Всероссийской научно-практической конференции. М., 2004. С. 55.

[14] См.: Словарь основных понятий, определяющих концепцию мониторинга правового пространства и правоприменительной практики / Мониторинг правового пространства и правоприменительной практики // Программные материалы второй Всероссийской научно-практической конференции. М., 2004. С. 57.

[15] См.: Словарь основных понятий, определяющих концепцию мониторинга правового пространства и правоприменительной практики / Мониторинг правового пространства и правоприменительной практики // Программные материалы второй Всероссийской научно-практической конференции. М., 2004. С. 55.

[16] Кравченко Л. А. Мониторинг правового поля РФ: состояние и перспективы // Государственная власть и местное самоуправление. 2003. №5. С. 2.

[17] См.: Вопросы ведения комиссии Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации: методология реализации и практические результаты (основные итоги деятельности 2002–2007 гг.). М., 2007. С. 12.

[18] См.: Еремина О.Ю. О правовом мониторинге // Журнал российского права. 2006. № 3. С. 157.

[19] См.: Арзамасов Ю.Г. Обзор международной научной конференции «Инновации. Наука, образование», состоявшейся в Российском университете кооперации // Государство и право. 2008. № 2. С. 114–123.

[20] Тихомиров Ю.А. О мониторинге закона // Президентский контроль. 2004. №8. С. 28.

[21] Тихомиров Ю.А. Управление на основе права. М., 2007. С. 385.

[22] См.: О состоянии законодательства в Российской Федерации // Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2006 года. М., 2007. С. 351.

[23] См.: О нормативных правовых актах в Российской Федерации: проект федер. закона. М., 2007. С. 40–41.

[24] Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для вузов. СПб., 2003. С. 25.

[25] См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1985. С. 317.

[26] Зенков В.Н. Социология права: Учебник / Под ред. В.М. Сырых. 3-е изд. М., 2004. С. 333.

[27] См.: Лапаева В.В. Социология права / Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 2000. С. 34.

[28] См.: Социология права: Учебник / Под ред. В.М. Сырых. 3–е изд. М., 2004. С. 335.

[29] См.: Тихомиров Ю.А. Управление на основе права. М., 2007. С. 379.

[30] См.: Арзамасов. Ю.Г., Наконечный Я.Е. Понятие и функции мониторинга нормативных актов // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. № 10. С 37.

[31] Малько А.В. Правовая жизнь и правовая политика. Государство и право на рубеже веков // Материалы всероссийской конференции «Проблемы теории и истории». Саратов, 2001. С. 118.

[32] Минюк Н.В. Законотворчество как форма выражения правовой политики // Государство и право. 2007. № 6. С. 98.

[33] Минюк Н.В. Законотворчество как форма выражения правовой политики // Государство и право. 2007. № 6. С. 98.

[34] Тихомиров Ю.А. Управление на основе права. М., 2007. С. 385.

[35] Арзамасов Ю.Г. Обзор международной научной конференции «Инновации. Наука, образование», состоявшейся в Российском университете кооперации // Государство и право. 2008. № 2. С. 114–123.

[36] См.: Мониторинг законодательства и правоприменительной практики в субъектах Российской Федерации: опыт и пути совершенствования // Материалы межрегиональной научно-практической конференции. М., 2006. С. 71.

[37] Ю.А. Тихомиров. Управление на основе права. М., 2007. С. 378.

[38] Ю.А. Тихомиров. Управление на основе права. М., 2007. С. 379.

[39] См.: О нормативных правовых актах в Российской Федерации: Проект федер. закона. М., 2007. С. 43.

[40] См.: О состоянии законодательства в Российской Федерации / Доклад Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации 2007 года // Электрон. адрес: www.council.gov.ru/lawmaking/report/index.html.

[41] См.: Там же.

[42] Бачило И.Л. Функции органов управления: правовые проблемы оформления и реализации. М., 1976. С. 27.

[43] См.: С.И. Ожегов. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1985. С. 805.

[44] Розенфельд В.Г. Прокуратура в системе органов власти Российской Федерации: цели и функции // В кн.: Служение истине. Научное исследование / Под ред. Л.Д. Кокорева. Воронеж, 1997. С. 181–182.

[45] См.: Философский словарь / Под ред. М.М. Розенталя. М., 1972. С. 448.

[46] Атаманчук Г.В. Управление: сущность, ценность, эффективность. М., 2006. С. 145.

[47] Рохлин В.И. Прокурорский надзор и контроль. СПб., 2003. С. 167.

[48] Застрожная О.К. Функция контроля в деятельности местных советов депутатов трудящихся и их аппарата. Воронеж, 1973. С. 9.

[49] Титов А.С. Формы, методы, виды налогового контроля и их юридическое содержание. М., 2005. С. 17.

[50] См.: Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации: Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 // СЗ РФ. 1997. № 33. Ст. 3895; Об утверждении разъяснений о применении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации: Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 4 мая 2007 г. № 88 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. № 23.

[51] Беляев В.П. Контроль и надзор в Российском государстве: монография / Под. ред. А.В. Малько. М., 2002. С. 66.

[52] Марков К.В. Государственный контроль. М., 2004. С. 23.

[53] Кудрявцев Ю.В. Нормы права как социальная информация. М., 1981. С. 31.

[54] Ивлиев Г.П. Экспертно-правовое сопровождение законодательного процесса в Государственной Думе // Юридическая мысль. 2007. № 5. С. 43.

[55] См.: Некрасов Е.Е., Жужгов И.В. Мониторинг как способ повышения эффективности правового регулирования // Сб. научных трудов юрид. фак-та Сев. Кав. ГТУ: Выпуск 4. Ставрополь, 2004. С. 27.

[56] Тихомиров Ю.А. Управление на основе права. М., 2007. С. 379.

[57] См.: Теория управления / Под ред. Ю.В. Васильева, В.Н. Парахиной, Л.Н. Ушвицкого. М., 2005. С. 274; Прогнозирование и планирование экономики / Под ред. Г.А. Кандауровой, В.И. Борисевича М., 2005. С. 5–6.

[58] См.: Меркулов Д.М. Понятие и значение экологического прогнозирования и планирования как функции управления // Право и государство: теория и практика. 2007. № 10. С. 35.

[59] См.: Лапаева В.В. Социология права / Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 2000. С. 63.

[60] См.: Там же.

[61] См.: Поленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996. С. 196.

[62] Лаврик А.Ю. Основные подходы к классификации правотворческой политики // Право и государство: теория и практика. 2008. № 1. С. 16.

[63] О типах (видах) юридической деятельности см.: Правотворчество в СССР / Под ред.А.В. Мицкевича. М., 1974; Теория юридического процесса / Под ред. В.М. Горшенева. Харьков, 1985; Карташов В.Н. Юридическая деятельность: сущность, структура, виды. Ярославль, 1989; Еременко В. И. Юридическая работа в условиях рыночной экономики: Дис. … канд. юрид. наук. Новосибирск, 2000; Назаров С.Н. Теоретико-правовые основы юридической деятельности надзорно-контрольных органов в условиях формирования правового государства: Дис. … канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2000; Шагиев Б.В. Юридическая деятельность в современном российском обществе: теоретико-правовой аспект: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2003; Социология права: Учебник / Под ред. В.М. Сырых. М., 2004; Амирбеков К.И. Правообеспечительная юридическая деятельность: проблемы теории и практики: Дис. … д-ра юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2006; Арзамасов Ю.Г. Ведомственное нормотворчество как тип юридической деятельности // Государство и право. 2006. № 9. С. 11-17; Арзамасов Ю.Г. Юридическая деятельность // Основы государства и права. 2007. № 2. С. 2-11.

[64] Из осуществленного обзора мнений и подходов к пониманию юридической деятельности следует, что понятие юридической деятельности неоднократно исследовалось теоретиками права, однако данная тема еще не закрыта, поскольку существуют различные взгляды на понятие юридической деятельности, на природу этого феномена. Вероятно по этому, данная тема не всегда находит место в учебниках по теории права и государства.

[65] См.: О состоянии законодательства в Российской Федерации // Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2006 года. М., 2007. С. 276–277.

[66] Абрамова А.И. Законодательный процесс в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития: Научно-практическое пособие. М., 2005. С. 73.

[67] См.: О Правительстве Российской Федерации: Федер. конст. закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.

[68] См.: О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 1995 г. № 550 // Российская газета. 1995. № 111.

[69] См.: Мониторинг правового пространства и правоприменительной практики // Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. М., 2007. С. 29.

[70] См.: Там же. С 15.

[71] См.: Кравченко Л. А. Мониторинг правового поля Российской Федерации: состояние и перспективы // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 5. С. 3–4.

[72] См.: Лысков А. Г. Взаимодействие политики и права как один из факторов обеспечения мониторинга единого правового пространства: Мониторинг правового пространства и правоприменительной практики:методология и мировоззрение // Материалы всероссийской научно-практической конференции. М., 2003. С.84–86, 89, 190–191.

[73] Еремина О.Ю. О правовом мониторинге // Журнал российского права. 2006. № 3. С. 157.

[74] Бессарабов В.Г. Винокурова Е.А. Жидких А.А. Участие прокуратур субъектов Российской Федерации и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах в правотворческой деятельности законодательных органов субъектов Федерации // Право и политика.. 2006. № 4. С. 36.

[75] См.: Там же. С. 39.

[76] См.: О Счетной палате Российской Федерации: Федер. закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 167.

[77] См.: О формировании системы правового мониторинга в городе Москве и внесении изменений в отдельные правовые акты города Москвы: Постановление Правительства Москвы от 13 марта 2007 г. № 164-ПП // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 03.2007. № 18.

[78] См.: Мониторинг законодательства и правоприменительной практики / Материалы V Всероссийской научно-практической конференции // Электрон. адрес: www.council.gov.ru/inf_ps/chronicle/2007/06/item6307.html.

[79] См.: Там же.

[80] См.: См.: Мониторинг законодательства и правоприменительной практики / Материалы V Всероссийской научно-практической конференции // Электрон. адрес: www.council.gov.ru/inf_ps/chronicle/2007/06/item6307.html.

[81] См.: Система мониторинга законодательных актов Ставропольского края. Ставрополь, 2007. С.2.

[82] См.: Мониторинг законодательства и правоприменительной практики в субъектах Российской Федерации: опыт и пути совершенствования // Материалы межрегиональной научно-практической конференции. М., 2006. С. 74.

[83] См.: Мониторинг законодательства и правоприменительной практики / Материалы V Всероссийской научно-практической конференции // Электрон. адрес: www.council.gov.ru/inf_ps/chronicle/2007/06/item6307.html.

[84] См.: Мониторинг законодательства и правоприменительной практики в субъектах Российской Федерации: опыт и пути совершенствования // Материалы межрегионального научно-практического семинара. М., 2007. С. 83–87.

[85] См.: Там же.

[86] См.: О Центре мониторинга законодательства и правоприменительной практики (Центр мониторинга права) при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 ноября 2007 г. № 496-СФ // СЗ РФ. 2007. № 48. Ч. II. Ст. 5853.

[87] См.: О состоянии законодательства в Российской Федерации / Доклад Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации 2007 года // Электрон. адрес: www.council.gov.ru/lawmaking/report/index.html.

[88] См.: Там же.

[89] См.: О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации: Федеральный закон от 7 июля 1993 г. № 5340-1 // Российская газета. 1993. № 154.

 

[91] См.: Спирин М.Ю. Теоретические проблемы законотворческой деятельности в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. Самара, 2000. С. 156–157.

 

[92] См.: Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1995. С. 162.

[93]. См.: Теория государства и права: Учебник для вузов. 3-е изд. / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2004. С. 291.

[94] См.: Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М., 1990. С. 81.

[95] См.: Мониторинг правового пространства и правоприменительной практики // Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. М., 2007. С. 5.

[96] См.: Мониторинг правового пространства и правоприменительной практики // Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. М., 2007. С. 17.

[97] См.: С.И. Ожегов. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1985. С. 220.

[98] Поленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996. С.134.

[99] См.: Ведяхин В.М. Правовое регулирование научно-технического прогресса: теоретико-правовой аспект. Куйбышев, 1990. С. 127.

[100] См.: Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 2000. С. 269.

[101] Поленина С.В. Качество закона и эффективность законодательства. М., 1993. С. 7.

[102] Бастрыкина О.А. Системообразующие связи внутреннего содержания права: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Волгоград, 2006. С. 7.

[103] Надеев Р.К. Правовое обеспечение законопроектной деятельности Государственной Думы. М., 1997. С. 4.

[104] Карташов Н.Н. Технологии нормотворчества: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2004. С. 18–19.

[105] См.: Концепция создания системы мониторинга законодательства и правоприменительной практики в Российской Федерации / О состоянии законодательства в Российской Федерации // Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2006 года. М., 2007. С. 347.

[106] См. Словарь основных понятий, определяющих концепцию мониторинга правового пространства и правоприменительной практики / Мониторинг правового пространства и правоприменительной практики // Программные материалы второй Всероссийской научно-практической конференции. М., 2004. С. 51.

[107] Жужков И.В. Мониторинг правового пространства в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. Ставрополь, 2006. С. 51.

[108] См.: Васильев А.В. Предмет, объект и методы теории права и государства // Право и государство: теория и практика. 2007. № 9. С. 6.

[109] См.: О состоянии законодательства в Российской Федерации // Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2006 года. М., 2007. С. 355.

[110] См.: Концепция создания системы мониторинга законодательства и правоприменительной практики в Российской Федерации / О состоянии законодательства в Российской Федерации // Доклад Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации 2006 года. М., 2007. С. 350.

[111] Шувалов И.И. Правотворчество в механизме управления обществом: необходимость комплексного исследования. М., 2005. С. 21.

[112] См.: Самощенко И.С. О правовых формах осуществления функций Советского государства // Советское государство и право. 1956. № 3. С. 86.

[113] См.: Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., 1994. С. 115; Спирин М.Ю. Теоретические проблемы законотворческой деятельности в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. Самара, 2000. С. 27.

[114] См.: Проблемы общей теории государства и права / Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 1999. С. 309.

[115] См.: Степанов И.М. Демократические основы правотворчества в СССР // Советское государство и право. 1960. № 10. С. 86–87.

[116] См.: Поленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996. С. 4.

[117] Горшенев В.М. Участие общественных организаций в правовом регулировании. М., 1963. С. 40.

[118] См.: Сапун В.А. Теория правовых средств и механизм реализации права. СПб., 2002. С. 43.

[119] Марченко М.Н. Источники права: Учеб. пособие. М., 2005. С. 463.

[120] Законотворчество в Российской Федерации (научно-практическое и учебное пособие) / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 2000. С. 69.

[121] Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 1999. С. 228.

[122] См.: Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 1997. С. 289.

[123] См.: А.Б. Венгеров. Теория государства и права. М., 1998. С. 504.

[124] См.: Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 1999. С. 228.

[125] См.: Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 1997. С. 297–298.

[126] См.: Общая теория государства и права: Академ. Курс. Т. 2 / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1998. С. 157.

[127] См.: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Мутузова, А.В. Малько. М., 2000. С. 412.

[128] См.: Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева. М., 1999. С. 320.

[129] Пиголкин А.С. Теоретические проблемы правотворческой деятельности в СССР: Автореф. Дис. … д-ра юрид.

наук. М., 1972. С. 5.

[130] См., напр.: Соловьева О.В. Нормотворчество органов муниципальной власти (вопросы теории и практики): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. С. 7.

[131] См.: Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2001. С. 171–199.

[132] См.: Общая теория государства и права: Академ. Курс. Т.2 / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1998. С. 156.

[133] Иоффе О.С. Основы авторского права. Авторское право, изобретательское право и право на открытие. М., 1969. С. 3–6.

[134] См.: Нашиц А. Правотворчество (теория и законодательная техника). М., 1974. С. 236.

[135] См.: Нормография: теория и методология нормотворчества: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.Г. Арзамасова. М., 2007. С. 34.

[136] См.: Малько А.В., Шундиков К.В. Цели и средства в праве и правовой политике. Саратов, 2003. С. 102.

[137] См.: Там же. С. 94–114; Сапун В.А. Теория правовых средств и механизм реализации права. СПб., 2002. С. 34.

[138] Наибольший научный интерес представляют следующие работы, посвященные механизму правового регулирования: Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966; Фарбер И.Е. Вопросы эффективности правового регулирования // Сов. государство и право. 1967. № 4; Явич Л.С. Об исследованиях механизма действия права // Сов. государство и право. 1973. № 8; Малько А.В. Механизм правового регулирования // Правоведение. 1996. № 3; Бобылев А.И. Механизм правового воздействия на общественные отношения // Государство и право. 1999. № 5; Ленчик В.А. Механизмы действия права: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2001; Сапун В.А. Теория правовых средств и механизм реализации права. СПб., 2002; Лукьянова Е.Г. Теория процессуального права. Изд. 2-е перераб. М., 2004; Арзамасов Ю.Г. Концепция механизма правового регулирования и ведомственное нормотворчество // Право и государство: теория и практика. 2006. № 12. С. 4–23; Субочев В.В. Законные интересы в механизме правового регулирования. М., 2007.

В юридической литературе понятие механизма правового регулирования рассматривается и применительно к отдельным отраслям права. См., напр.: Лучин В.О. Ответственность в механизме реализации Конституции // Право и жизнь. 1992. № 1. С. 30–49, № 2. С. 9–29; Грошев А.В. Функции правосознания в механизме уголовно-правового регулирования: Дис.... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 1997; Кожевников В.В., Марфицин П.Г. Уголовно-процессуальный аспект механизма правового регулирования: Учеб. пособие. Омск, 1998; Зусь Л.Б. Механизм уголовно-процессуального регулирования. Владивосток, 1976; Давеева Н.И. Общеправовые средства в механизме правового регулирования трудовых отношений // Правоведение. 2002. № 3. С. 27.

[139] См.: Халфина Р.О. Научные основы советского правотворчества. М., 1981. С. 7.

[140] Платонов В.М. Законодательный процесс в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1999. С. 28–29.

[141] Ухина С.В. Локальное нормотворчество (вопросы теории и практики): Автореф. Дис. … канд. юрид. наук. Волгоград, 2005. С. 10.

[142] См.: Ковачев Д.А. Проблемы конституционного права. М., 2003. С. 173–174.

[143] См.: Антонова Л.И. О стадиях правотворческого процесса в СССР // Правоведение. 1966. № 1. С. 10.

[144] Абрамова А.И. Законодательный процесс в Российской Федерации: Научно-практичекское пособие. М., 2005. С. 22.

[145] Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков) Изд. 2-е, доп. М., 2005. С. 237.

[146] Шебанов А.Ф. Форма советского права. М., 1968. С. 73–74.

[147] Дрейшев Б.В. Правотворчество в советском государственном управлении. М., 1977. С. 62.

[148] См.: Наконечный Я.Е. Правовая природа мониторинга нормативных актов и его роль в правотворчестве // Право и образование. 2008. № 4. С.71–72.

[149] Дрейшев Б.В. Правотворчество в советском государственном управлении. М., 1977. С. 62–63.

[150] Платонов В.М. Законодательный процесс в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1999. С. 28–29.

[151] См.: Чехарина В.И. Парламентское право России / Под ред. И.М. Степанова, Т.Я. Хабриевой. М., 2000. С. 95–96.

[152]. См.: Научные основы советского правотворчества / Под ред. Р.О. Халфиной. М., 1981. С. 49.

[153] См.: Законотворчество в Канаде / Отв. ред. С.В. Кабышев (пер. с англ.). М., 2006. С. 10.

[154] См.: Законотворчество в Канаде / Отв. ред. С.В. Кабышев (пер. с англ.). М., 2006. С. 11.

[155] Баранов В.М. Концепция законопроекта и ее роль в повышении эффективности принятия закона / Материалы международного семинара // Электрон. адрес: www.duma.gov.ru/index.jsp?t=pravupr/ocenka_zak/6.html.

[156] Баранов В.М. Идея законопроекта: сущность, практическая ценность, технико-юридическое оформление // Журнал российского права. 2008. № 2. С. 9.

[157] См.: Там же. С. 10.

[158] См.: Исаков В.Б. Приемы юридической техники на начальных стадиях законодательного процесса // Законодательная техника. 2007. № 1. С. 172–178.

[159] О состоянии законодательства в Российской Федерации / Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2007 года // Электрон. адрес: www.council.gov.ru/lawmaking/report/index.html.

[160] См.: Об утверждении основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов: Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2001 г. № 576 // СЗ РФ. 2001. № 32. Ст. 3335.

[161] Магнуссон С. Шведский опыт / Материалы международного семинара // Электрон. адрес: www.duma.gov.ru/index.jsp?t=pravupr/ocenka_zak/6.html.

[162] О состоянии законодательства в Российской Федерации // Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2006 года. М., 2007. С. 352.

[163] Керимов Д.А. Методология права: Предмет, функции, проблемы философии права. Изд 3-е, перераб. и доп. М., 2003. С. 351.

[164] Шувалов И.И. Правотворчество в механизме управления обществом: необходимость комплексного исследования. М., 2005. С. 40–41.

[165] Малинова И.П. Философия правотворчества. Екатеринбург, 1996. С. 27.

[166] Спенсер Г. Личность и государство. СПб., 1908. С. 78.

[167] Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. 7-е изд. СПб., 2004. С. 228–229.

[168] См.: О состоянии законодательства в Российской Федерации // Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2006 года. М., 2007. С. 352.

[169] См.: С.И. Ожегов. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1985. С. 787.

[170] См.: Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 2002. С. 942.

[171] См.: С.И. Ожегов. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1985. С. 787.

[172] См.: Юридический энциклопедический словарь / Под ред. Сухарева А.Я. М., 1987. С. 522.

[173] См.: О нормативных правовых актах в Российской федерации: Проект федерального закона. М., 2007. С. 34.

[174] Примак Т.К. Совершенствование законодательства как средство обеспечения законности: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1998. С. 44–48.

[175] Наконечный Я.Е. Мониторинговые экспертизы законопроектов // Право и государство: теория и практика. 2007. № 12. С. 8.

[176] См.: Дэвид Элдер. Экспертный анализ законопроектов Законотворчество в Канаде // Законотворчество в Канаде / Отв. ред. С.В. Кабышев (пер. с англ.). М., 2006. С. 21.

[177] Ралдугин Н.В. Правовая экспертиза проектов федеральных законов. М., 2001. С. 11

[178] См.: О нормативных правовых актах в Российской федерации: проект федерального закона. М., 2007. С. 35.

[179] Поленина. С.В. Итоги законодательной деятельности в РФ и определение задач перспективного планирования законопроектной работы // Материалы научно-практической конференции. М., 1995. С. 67

[180] См.: Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 2002. С. 322.

[181] См.: Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 2002. С. 322.

[182] См.: Ралдугин Н.В. Правовая экспертиза проектов федеральных законов. М., 2001. С. 14.

[183] Ралдугин Н.В. Правовая экспертиза проектов федеральных законов. М., 2001. С. 13.

[184] См.: Комаров С.А. Оптимизация правотворческой деятельности в современной России (вопросы теории и практики). СПб., 2005. С. 27; Поленина С.В. Качество и эффективность законодательства. М., 1993; Пиголкин А.С., Рахманина Т.Н., Абрамова А.И. Законопроекты должны проходить проверку на зрелость // Журнал российского права. 1997. № 10. С. 16; Ралдугин Н.В. Правовая экспертиза проектов федеральных законов. М., 1998. С.10; Зелепукин А.А. Проблемы эффективности российского законодательства: Дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2000. С. 147.

[185] См.: Пиголкин А.С. Как готовить законы: Научно-практическое пособие. М., 1993. С 15.

[186] См.: Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 801.

[187] См.: О совершенствовании законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2000 г. № 347 // СЗ РФ. 2000. № 17. Ст. 1877.

[188] Рагозин В.Ю. Правовая экспертиза законопроектов в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1998. С. 125.

[189] См.: Ричард Томпсон. Канадский опыт оказания услуг и возможности его адаптации к Российским условиям // Законотворчество в Канаде / Отв. ред. С.В. Кабышев (пер. с англ.). М., 2006. С.17–18.

[190] См., напр.: Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономий, области, автономных округов РФ: Сборник. Вып. 4. М., 1997; Законодательство о местном самоуправлении субъектов Российской Федерации. М, 1997; Устав Балашихинского района Московской области. Балашиха, 2006.

[191] См.: Ухина С.В. Локальное нормотворчество (вопросы теории и практики): Дис. …. канд. юрид. наук. Волгоград, 2005. С 144–145.

[192] См.: Пиголкин А.С. Язык закона. М., 1990; Власенко Н.А. Язык права. Иркутск, 1997; Губаева Т.В. Словестность в юриспруденции. Казань, 1995; Шугрина Е.С. Техника юридического письма. М.,1997; Хабибулина Н.И. Язык закона и его постижение в процессе языкового толкования права: Дис. канд. юрид. наук. М., 1996.

[193] См.: Головкин Р.Б., Петрова С.М., Юсипова И.В. Юридические и лингвистические основы обеспечения реализации основных прав человека. Владимир, 2008. С. 45–46.

[194] См.: Рагозин В.Ю. Правовая экспертиза законопроектов в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1998. С. 125.

[195] См. Меркурьев В.В. Создание академии – ответ на вызов времени // Вестник Владимирского юридического института. 2007. № 4. С. 6.

[196] См.: О Счетной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 167.

[197] См.: Кучерова Т.Е. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (вопросы общей теории): Дис. … канд. юрид. наук. М., 2006. С. 147.

[198] См.: Об экологической экспертизе: Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4556.

[199] См.: Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ // Российская газета. 2002. № 6.

[200] См.: О концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 – 2008 годах: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р // СЗ РФ. 2005. № 46. Ст. 4720.

[201] См.: Талапина Э.В. Правовые способы противодействия коррупции // Право и экономика. 2006. № 6. С. 9.

[202] См.: Южаков Е.Н. Методика первичного анализа (экспертизы) коррупциогенности нормативно-правовых актов. М., 2007.

[203] См.: Гуринович А.Г. Правовое обеспечение деятельности в Республике Беларусь // Представительная власть -XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2006. № 3. С. 69.

[204] См.: Об общественной палате Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ // СЗ РФ. 2005. № 15. Ст. 1277.

[205] См.: Законодательное обеспечение деятельности общественных палат и других форм взаимодействия между органами государственной власти и институтами гражданского общества в Российской Федерации и за рубежом // Отчет о научно-исследовательской работе. М., 2007. С.125.

[206] См.: Мониторинг правового пространства и правоприменительной практики // Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. М., 2007. С. 20.

[207] См.: Мониторинг законодательства и правоприменительной практики в субъектах Российской Федерации // Материалы Межрегионального научно-практического семинара. М., 2006. С. 17.

[208] См.: Там же. С. 44.

[209] См.: Об утверждении рекомендаций по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации: Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 29 октября 2003 г. № 278 // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2003. № 11.

[210] См.: О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.

[211] См.: О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.

[212] О.Ю. Еремина. О правовом мониторинге // Журнал российского права. 2006. № 3. С. 157.

[213] См.: О состоянии законодательства в Российской Федерации // Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2006 года. М., 2007. С. 346.

[214] См.: О состоянии законодательства в Российской Федерации / Доклад Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации 2007 года // Электрон. адрес: www.council.gov.ru/lawmaking/report/index.html.

[215] См.: Мониторинг правового пространства и правоприменительной практики // Материалы 2 Всероссийской научно-практической конференции. М., 2005. С. 174, 176.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...