Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Синтаксические нормы и культура речи.




Студент должен

иметь представление:

- о принципах русской пунктуации;

- о синтаксической синонимии как источнике богатства и выразительности речи;

знать:

- смысл понятий «синтаксическая норма», «актуальное членение предложения», «инверсия», «бессоюзие», «многосоюзие», «парцелляция»;

- основные синтаксические единицы;

- виды подчинительной связи в словосочетании;

- правила построения простых и сложных предложений;

уметь:

- различать простые и сложные предложения, обособляемые обороты, прямую речь и слова автора, цитаты;

- пользоваться вариативными и факультативными знаками препинания;

- исправлять синтаксические ошибки.

 

Понятие синтаксической нормы. Трудности в системе словосочетания: падежная форма управляемого слова. Виды подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Колебания и нормы в системе предложения: согласование главных членов предложения, нормы сочетания однородных членов, причастного и деепричастного оборотов. Ошибки в построении сложных предложений. Порядок слов в предложении. Принципы русской пунктуации. Выразительные возможности русского синтаксиса (инверсия, бессоюзие, многосоюзие, парцелляция и др.)

 

Тема 17. Русская пунктуация. Пунктуационные нормы.

Студент должен

з н а т ь:

- содержание понятий «пунктуация», «простое предложение», «сложное предложение», «пунктуационные нормы».

- группы знаков препинания по функции: отделительные знаки препинания, выделительные, разделительные;

у м е т ь:

- правильно употреблять знаки препинания в простом и сложном предложениях.

 

Знаки препинания в осложнённом простом предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Знаки препинания при прямой речи и диалоге. Правила введения цитаты.

 

Тема 18. Лингвистика текста. Коммуникативные нормы. Культура общения. Законы общения. Речевой этикет.

Студент должен

иметь представление:

- о гендерных особенностях речевого этикета;

знать:

- смысл понятий «речевая ситуация и ее компоненты»;

- содержание понятий «текст»;

- смысловые типы текстов;

- лингвистические особенности речевого этикета;

- смысл понятий «коммуникативная норма», «принципы целесообразности, структурирования, гармонизации общения и кооперации»;

- о социальных и речевых ролях партнеров по общению;

 

уметь:

- создавать тексты, учитывая их смысловую направленность;

- соблюдать нормы русского речевого этикета;

- уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

- составлять варианты формул речевого этикета с учетом социальных, возрастных, психологических факторов, а также профессиональной сферы общения.

 

Понятие о тексте. Текст. Диалог. Монолог. Предложение – минимальная единица текста. Стилевое единство как важнейший лингвистический признак текста. Заглавие.

Смысловые типы текстов. Повествование. Описание. Рассуждение.

Понятие коммуникативной нормы. Коммуникативная ситуация. Деловое общение. Речевой этикет. Национальные особенности речевого этикета. Формулы речевого этикета. Эвфемизмы. Гендерные особенности речевого этикета. Невербальный этикет. Профессиональная этика и речевое поведение юриста.

 

Тема 19. Итоговое занятие.

Тематический план семинарских занятий

Тема семинара Количество часов
  Лексические нормы. Фразеология. Типы фразеологических единиц; их использование в речи.  
  Лексикография. Основные типы словарей.  
  Фонетика и орфоэпия.Орфоэпические и акцентологические нормы.  
  Графика и орфография. Орфографические нормы.  
  Морфемика. Словообразовательные нормы.    
  Грамматические нормы. Морфология. Грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке; морфологические нормы. Нормы употребления имен существительных.    
  Грамматические нормы. Внутрисеместровая аттестация.  
  Нормы употребления имен прилагательных, числительных и местоимений. Нормы употребления глагола и глагольных форм.  
  Итоговое занятие. Зачёт  
Всего    

Планы семинарских занятий

Тема 3. Семинар №1 Лексические нормы. Фразеология. Типы фразеологических единиц; их использование в речи.

Вопросы для обсуждения

1. Что такое культура речи? Каковы ее аспекты? Кратко охарактеризуйте их.

2. Функциональное стили современного русского языка. Специфика и жанры каждого стиля

3. Какие пласты лексики находятся за границами нормативного русского языка?

4. В чем заключается стилистическая функция лексики пассивного запаса?

5. Что такое профессионализмы? Приведите примеры профессионализмов из юридической сферы.

6.Употребление заимствованных слов в современной речи.

7. Каковы фразеологические средства русского языка, основные типы фразеологических единиц?

8. Выражения, восходящие к библейским и евангельским источникам.

7. Ошибки в употреблении фразеологизмов.

8. Юридические клише и штампы.

Практическое задание:

1) выпишите из фразеологического словаря 4 фразеологизма, укажите их историю появления и современное значение.

2) определите принадлежность подчеркнутых слов:

1) Сегодня я понял, главное – не ударить лицом в грязь. –– В этом случае главное – не попасть пальцем в небо. 2) Девочка надела маскарадный костюм – Девочка одела куклу. 3) Если друг оказался вдруг и не друг, и не враг, а так … 4) Сегодня я очень спешу и, к сожалению, не смогу вам помочь. –– Я тороплюсь на презентацию известной косметической фирмы. 5) Последовали бурные аплодисменты. –– Концерт произвел и на на- ших гостей неизгладимое впечатление. 6) Я заметил брак не сразу. –– Их брак был очень прочным. 7) Обвиняемый, встаньте! –– Вы обвиняетесь в хищении государствен- ного имущества в особо крупных размерах. 8) Мы бабки зарабатывать хотим, а не базары разводить.   1.синонимы; 2.антонимы; 3.фразеологизмы; 4.паронимы; 5.речевые штампы; 6.омонимы; 7.жаргонизмы; 8.термины.

3) исправьте нарушение лексической нормы (напишите только исправленное слово или словосочетание):

· Он облокотился спиной о дверной косяк.

· Появление Андрея причинило Наташе много радости и новых впечатлений.

· После гибели Клайда Джени все-таки решила жениться на Майкле.

· При обнаружении забытых вещей укажите об этом водителю.

· Оплатите за проезд, пожалуйста.

· Рост преступности вырос.

4) замените данные ниже слова и словосочетания клишированными построениями (записать только клише):

1. Запрет на выезд. 2. Рассказать о случившемся. 3. Пьяный. 4. Побои. 5. С целью хулиганства. 6. Вещи, свидетельствующие о виновности. 7. Договоренность преступников.

5) найти нарушения лексической сочетаемости и объяснить их причину: три единственные дочери, большая или меньшая половина, облокотиться спиной, страшная красавица, сломать стеклянную вазу, отменный негодяй, зайтись легким детским смехом, ужасно удобная обувь.

6) Объясните значение фразеологических оборотов, в состав которых входят юридические термины: вступить в свои права, на птичьих правах, на равных правах, закон не писан, для отвода глаз, замести следы, след простыл, пока суд да дело, буква закона.

Культура письменной речи: Диктант.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...