Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прочтите слова, обращая внимание на произношение сочетаний согласных звуков.




Угасший, замерзший, восшествие, безжалостный, сжатый, брызжет, наезжать, прожженный, дребезжать, уезжать, просчитаться, подписчик, рассказчик, перебежчик, счет, отчасти, отчаянный, страстный, корыстный, участливый, грустный, праздник, известный, завистливый, советский, братский, солдатский, людской, браться, собираться, говориться, сторонится, добивается.

Распределите приведенные слова по группам в зависимости от особенностей произношения сочетания согласных “чн”.

Только [шн] [чн] и [шн] (вариантное произношение) Только [чн]
Було[шн]ик Копее[шн]ый - копее[чн]ый Зада[чн]ик

Булочная, горчичник, горячечный, дачник, игрушечный, конечно, крошечный, коричневый, молочная, Кузьминична, Никитична, Саввична, ночной, порядочный, пустячный, пушечный, прачечная, речной, скучно, стрелочник, скворечник, шапочный, яблочный, яичница, ячневая.

Е или Ё?

Афера, блеклый, бытие, блестка, вмененный, вычерпывать, вышеприведенный, внаем, гренадер, грубошерстный, двоеженец, дебелый, дареный, двоеженство, ерничать, желоб, запеченный, забеленный, завороженный, зев, заем, иноплеменный, издевка, изведенный, одновременный, новорожденный, киоскер, никчемный, острие, отсеченный, отключенный, осведомленный, преемник, планер, побасенка, поименный, приглушенный, прирученный, свекла, филер, филистер.

Литература

1. Введенская. Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. – Изд.13-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. –С.216-253.

2. Руднев В. Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2012.- С.48-49.

3. Потемкина Т.В., Соловьева Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник.-М.: Гардарики, 2006.- С.21-29.

4. Материалы лекции.

 

Тема 7.

Семинар № 4: Графика и орфография. Орфографические нормы.

Вопросы для обсуждения:

1. Дайте определение следующим понятиям: графика, орфография.

2. Рассказать о позиционных принципах русской графики.

3. Общие принципы русской орфографии. Орфографические нормы. Можно ли без них обойтись?

4. Абсолютно грамотный человек, относительно грамотный человек, безграмотный человек…В чем разница?

5. Пользуясь таблицей, подготовьте сообщение о правописании чередующихся гласных в корне слова.

Зависят Корни с чередованием Примеры Исключения
1. От согласных в корне лаг - // лож раст - // ращ - // рос- скак - // скоч - излагать – изложить растение – выращивать – росли скакать – вскочить Полог, Ростов, росток, Ростислав, ростовщик, отрасль, скачок, скачу
2. От ударения гар - // гор – клан -, клон -,// клон– твар - // твор – зар -, зор - // зар - загар – загореть кланяться, поклон - поклониться тварь – творчество – вытворять зарево, зори – заря Пригарь, утварь.
3. От наличия или отсутствия а кас // кос бер // бир пер // пир дер // дир тер // тир мер // мир блест // блист жег // жиг стел // стил чет // чит а (я) // им а (я) // ин Касаться – коснуться Соберу – собирать Запереть – запирать Раздеру – раздирать Стереть – стирать Блестеть – блистать Замереть – замирать Выжечь – выжигать Расстелить – застилать Вычет – вычитать Пожать – пожимать Начать – начинать Сочетать, сочетание
4. От значения мак – погружать в жидкость мок – становиться мокрым, пропускать жидкость равн – равный, одинаковый ровн – ровный, прямой плов – люди плыв – почва плав - во всех остальных случаях Обмакнуть перо в чернила Вымокнуть под дождем Сравнять счет Выровнять поверхность Пловец, пловчиха Плывун поплавок Равнина, равняйся

 

 

Задание.

1) Пользуясь таблицей, вставьте пропущенные орфограммы.

З..ря, заг..релый, оз..рено, з..рница, пл..вучий, пл..вун, разг..раться, оз..ренный, дог..рающий, приг..реть, попл..вок, подг..рать, пл..вец, заг..рающий, з..рянка, жук-пл..вунец, г..рящий, к..саться, к..снуться, пол..жить, пол..гать, тв..рец, скл..няться, ск..чок, ск..кать, выск..чить, ур..внение, выр..внять, разр..стаются, выр..сли, пром..кать, м..кать, пл..вучий, ра..чет, ра..читывать, ум..реть, ум..рать, бл..стеть, бл..стать, бл..снуть, расст..лается.

6. Пользуясь таблицей, подготовьте сообщение о правописании приставок.

Неизменяемые приставки Приставки на -з, -с Приставки Приставки, зависящие от ударения
пре при
в- (в-), вне-, до-, за-, вы-, меж-, между-, на-, над-, наи-, о-, об- (обо-), от-(ото-), по-, под-(подо-), пред-, про-, противо-, с-(со-), сверх-, у- из- (ис-) воз- (вос-) раз- (рас-) низ- (нис-) через- (черес-) без- (бес-) Перед глухим согласным – с, перед звонким – з. воспеть - воздать 1. пре = очень пребольшой 2. пре = пере преградить 1.приближение, присоединение, (приехать, приклеить) 2.близость к чему-либо (пришкольный, приморский) 3.неполнота действия (прилечь, приоткрыть) 4.сопутствующие действие (говорим присвистывая, шел прихрамывая) 5.доведение действия до конца (придумать, пристрелить) 6.совершение действия в собственных интересах (припрятать, прикарманить) 1. роз – раз розвальни – развалиться 2. рос – рас россказни – рассказать 3. не – ни некогда - никогда

 

Запомнить!

Написание зависит от контекста:

преемник (продолжатель) – приемник (аппарат)

привратник (сторож) – превратный (ложный)

презирать (ненавидеть) – призирать (опекать, приютить)

предать (выдать) – придать (форму)

преступить (перейти) – приступить (начать)

претворить (воплотить) – притворить (прикрыть)

пребывать (находиться) – прибывать (приезжать)

преходящий (проходящий) – приходящий (вовремя) и т.д.

Задание 1) Раскройте скобки, вставьте пропущенные орфограммы:

(з,с)шить, (з,с)жать, (з,с)бить, бе..лошадный, бе..семейный, во..поминания, и..портить, во..рождать, и..дать, ни..вергнуть, чре..мерный, ни..ходить, чере..чур, ра..свирепеть, ра..громить, р..списка, р..спустить.

2) Вставьте необходимые буквы (и или е)

пр проводить пр ступить закон

пр сечение пр зреть сироту

пр бывать в неведении пр вратное понятие

пр емлемый вариант пр дать гласности

пр творить в жизнь пр ступить к работе

пр ходящий момент пр ватизация

пр ткновение пр бывать на отдых

пр скорбный факт пр дать форму

пр подать урок пр вратник стар

пр дань старины глубокой пр клонить колено

7. Пользуясь материалами учебника, заполните следующую таблицу:

Н и НН в суффиксах

Прилагательных полные краткие Наречий Причастий полные краткие
нн 1. 2. 3. н 1. 2.    

 

9) Составьте памятку, как различать данные части речи.

10) Расскажите о правописании н и нн в суффиксах существительных.

 

Задание.

1) Вставьте н и нн:

Листве...ица, нефтя…ик, утре...ик, промышле...ик, песча…ик, избра...ик, разброса…ые вещи, глаже...ое мамой белье, лома...ая линия, пута...ые следы, критикует основа...о, написа…ое письмо, соле...ые грибы, поджаре...ые овощи, фарширова...ый перец, пече...ые с луком пироги, придума...ая история, неглаже...ый костюм, тисне...ый золотом переплет, сожже...ый документ, задача реше...а, лакирова...ые туфли, незва...ые гости, уже ноше...ая вещь.

2) Если причастие образованно от глаголов на –ить, то пишется суффикс енн.

Во всех остальных случаях перед -нн- сохраняется суффикс неопределенной формы глагола.

Например: изранить – израненный, сломать – сломанный

Пользуясь данным правилом, вставьте пропущенные буквы:

Завеш...нная стена, выкач..нная из подвала бочка, выкач..нная из трюма вода, развеш..нные по стенам картины, развеш..нный по пакетам сахар, хорошо пристрел..нное ружье, пристрел..нная дичь, замеш..ный в преступлении человек, хорошо замеш..нное тесто, обвал..нная в сухарях котлета, обвал..нная стена.

1. Подготовьте сообщение о правописании наречий.

2. Будьте готовы к составлению на занятии таблицы «Слитное и раздельное написание наречий»

Задание

1) раскройте скобки:

(в)кратце, (во)свояси, (не)вдомек, (не)взначай, (на)цыпочках, (на)запятках, (на)рысях, (на)скоро, (на)всегда, (до)ныне, (поза)вчера, (без)умолку, (без)устали, (без)удержу, пришлись (в)пору, (на)силу выдержал, поля прошла (на)вылет, готовиться (в)тайне, нести книгу (под)мышкой, смотреть (в)верх, (в)низ, (в)даль, (в)рукопашную, (в)рассыпную, (на)мировую, (в)крутую, (на)попятную, (в)троем, (на)трое, (по)трое, (еле)еле, (по)русски, (во)первых, холодно (по)зимнему.

1. Подготовьте сообщение:

- о слитном написании НЕ со всеми частями речи;

- о раздельном написании НЕ со всеми частями речи.

2. Будьте готовы к составлению алгоритма определения написания НЕ со всеми частями речи.

Задание

1) Раскройте скобки:

Поступил (не)по-товарищески. Ушел (не)надолго. (Не)много старше. Листья уже (не)зеленые. Было вовсе (не)весело. Шел, (не)обращая ни на что внимания. (Не) достает всего двух рублей. (Не)достает до потолка. Небо сегодня (не)голубое. Дом (не)выше нашего. Произошло (не)счастье. Задача (не)труднее предыдущей. Сказано (не)по-русски. (Не)торгово-промышленное предприятие.

Культура письменной речи: Тренинг по орфографии.

Формы работы: доклад, сообщение, тренинг, терминологический диктант.

Литература

1. Введенская. Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. – Изд.13-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. – С.265-311.

2. Руднев В. Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2012.- С.129-136.

3. Потемкина Т.В., Соловьева Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник.-М.: Гардарики, 2006.- С.76-79.

Тема 8.

Семинар № 5: Морфемика. Словообразовательные нормы.

Вопросы для обсуждения:

1. Морфемика. Морфема как единица языка и речи.

2. Типы морфем по характеру выражаемого ими значения (корни и аффиксы).

3. Способы словообразования в современном русском языке: морфологический (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, сложение); переход из одной части речи в другую.

4. Орфографические нормы, связанные со способами словообразования.

5. Грамматические нормы, связанные со словообразованием.

Литература

1. Введенская. Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. – Изд.13-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. – С.312-316.

2. Руднев В. Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2012.- С.116-118.

3. Потемкина Т.В., Соловьева Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник.-М.: Гардарики, 2006.- С.46-49.

4. Материалы лекции.

 

Тема 9.

Семинар № 6: Грамматические нормы. Морфология. Грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке; морфологические нормы. Нормы употребления имен существительных.

Вопросы для обсуждения:

1. Грамматические нормы. Что это такое?

2. Кодификация нормы. Что это такое?

3. Морфологические нормы. Что это такое?

4. Морфологические нормы. Типичные ошибки в употреблении рода имен существительных.

5. Особенности употребления имен существительных:

5.1. Употребление форм рода имен существительных.

5.2. Употребление форм числа имен существительных.

5.3. Употребление падежных форм имен существительных.

Культура письменной речи: Тренинг по пунктуации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...