Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Восстание ал-Мухтара




Ал-Мухтар и Ибрахим ал-Аштар договорились начать восстание в ночь с 18 на 19 октября 685 г. О подготовке восстания узнал начальник полиции Ийас ибн Мудариб и стал совершать ночные объезды центра города. Однако восстание началось неожиданно на один день раньше, вечером с 17 на 18 октября. Этим вечером, как всегда, Ибрахим поехал к ал-Мухтару. Его сопровождала сотня соплеменников в кольчугах и с мечами, спрятанными под плащами. Ибрахим поехал через центр города и встретился с разъездом, возглавляемым Ийасом. Ийас остановил его и потребовал поехать к наместнику, объяснить, зачем едет с таким количеством людей ночью. Ибрахим увидел в сопровождении Ийаса, своего приятеля, подозвал его, выхватил у него копье и заколол Ийаса. Стражники разбежались, а Ибрахим с головой начальника полиции приехал к ал-Мухтару и сказал: «Мы договорились выступить в четверг на следующую ночь, но случилось дело, из-за которого мы должны выступить этой ночью». Ибрахим вызвался поехать по городу и собрать своих сторонников.

Всю ночь в отдельных кварталах Куфы шли столкновения между сторонниками наместника и ал-Мухтара. К утру образовались два центра: ал-Мухтара – в ас-Сабахе, на юго-востоке Куфы, и Абдаллаха ибн Мути – вокруг дворца и главной мечети. К ал-Мухтару собралось 3800 человек, в распоряжении наместника было вдвое больше. Первое время восставшим пришлось обороняться, пока Ибрахим ибн ал-Аштар не убил в схватке сына начальника полиции, командовавшего одним из двух основных отрядов наместника. После этого отряд его бежал, а Ибрахим смог прийти на помощь ал-Мухтару; они соединенными силами пробились к центру города и осадили Абдаллаха ибн Мути во дворце.

Осада длилась три дня. Куфийская знать, оставшаяся с Абдаллахом ибн Мути, настояла на сдаче, получила от ал-Мухтара гарантию неприкосновенности и согласилась присягнуть ему. Принимая присягу на следующий день, ал-Мухтар так определил ее условия: «Присягайте мне на условии [следовать] Книге Аллаха и обычаю Пророка, и отмщения за кровь членов его семьи, и сражения с нечестивцами, и защиты слабых, и войны с теми, кто будет воевать со мной, и быть в мире с теми, кто в мире со мной, и быть верными нашей присяге; ни вы, ни мы не расторгнем ее».

Ал-Мухтару досталось в казне 9 млн дирхемов, из которых он тут же вознаградил участников восстания: те, кто сражался с начала, до осады дворца, получили по 500 дирхемов (их было 3800 человек), а те, кто присоединился во время осады, – по 200 дирхемов (таких оказалось 6000). Абдаллах ибн Мути не мог заставить себя принести присягу и до вечера не появлялся на людях. Вечером ал-Мухтар, когда-то бывший в дружбе с ним, прислал 100000 дирхемов со словами: «Я знаю, единственное, что мешает тебе уехать, – отсутствие средств для отъезда». Ибн Мути понял намек и уехал.

Ал-Мухтар сменил наместников округов Ирака, а Абдаррахмана ибн Са‘ида послал наместником Мосула. Это произошло в начале зимы 685–86 г. Когда Абдаррахман ибн Са‘ид подошел к Мосулу, наместник Ибн аз-Зубайра покинул его и уехал в Текрит. Насколько можно судить по ходу событий, Мосул был потерян для Ибн аз-Зубайра. В то же время Абдалмалик послал Урву ибн Унайфа к Медине с шеститысячным отрядом, приказав в Медину не вступать и никого не трогать. Такой странный, на первый взгляд, приказ мог объясняться голодом, царившим в Медине, где пшеница стоила примерно в 50 раз дороже обычного. Наместник Ибн аз-Зубайра, ал-Харис ибн Хатиб, бежал из Медины, и город остался ничейным. Урва по пятницам приходил в Медину и молился со всеми, но в город не вступал. Через месяц он получил приказ возвратиться, тогда в Медину вернулся ал-Харис.

В это время Наджда уже контролировал значительную часть Йамамы, отрезав от Ибн аз-Зубайра Бахрейн, а с ним и связь с Южным Ираном, а азракиты подошли к Басре. Положение Ибн аз-Зубайра значительно осложнилось. Тогда ал-Мухтар решил послать против Ибн аз-Зубайра трехтысячный отряд, который после занятия Медины должен был пойти на Мекку.

В этом отряде под командованием хамданита Шурахбила ибн Варса было только 700 арабов, остальные – плохо вооруженные мавали. Ибн аз-Зубайр разгадал замысел ал-Мухтара и послал навстречу Аббаса ибн Сахла с 2000 воинов. Оба отряда встретились около Медины. Аббас предложил Шурахбилу соединиться и пойти против сирийцев в Вади-л-Кура. Шурахбил ответил, что прежде должен войти в Медину и дождаться приказа своего амира. Аббас узнал, что куфийцы израсходовали все продукты, и прислал им по овце на 10 человек и муку. Куфийцы набросились на еду, потеряли бдительность и не смогли организовать оборону, когда 1000 мекканцев вдруг атаковала их. Шурахбил и 70 человек с ним пали с оружием в руках, около трехсот человек, по-видимому в основном арабы-хамданиты, спаслись бегством, остальные сдались и были казнены. Пресытившись убийствами, мекканцы отпустили около двухсот человек, но большинство из них погибло по дороге в Куфу.

Сложность положения ал-Мухтара заключалась в том, что ему приходилось опираться на две противостоящие и враждебные друг другу силы: арабскую племенную верхушку, поставлявшую лучшую вооруженную силу, и многочисленных бедняков-арабов и особенно мавали и беглых рабов, которым была обещана свобода. На приемах ал-Мухтар окружал себя знатью, что вызывало недовольство основной массы восставших, видевших в нем своего спасителя. На их недоуменные вопросы он отвечал: «Я с вами, я – ваш», а знать требовала возвращения беглых рабов и, как когда-то при Али, возмущалась тем, что мавали получали жалованье из казны, которую считала своим достоянием. Наконец, аристократическая верхушка шиитов возмущалась элементами язычества, возродившегося в верованиях низов.

Ал-Мухтар возглавил восстание как уполномоченный Мухаммада ибн ал-Ханафии, и шиитской верхушке этого было достаточно, а массам был нужен вождь, наделенный сверхъестественными способностями; пойти на верную смерть легче за пророком, чем за чьим-то уполномоченным. Нужна была святыня, наделенная духовной связью с Али. Такой святыней стало подлинное или выданное за него кресло (курси) Али. Украшенное парчой, оно стало священной реликвией, у которой испрашивали победы и дождя (последнее было особенно актуально в засушливом 686 г. ).

Недовольство верхушки накапливалось постепенно и достигло того уровня, когда достаточно небольшого внешнего толчка, чтобы устойчивость нарушилась. Таким толчком явились события, связанные с вторжением Убайдаллаха ибн Зийада в восточную часть Джазиры в начале лета 686 г. Численное превосходство войска Убайдаллаха заставило Абдаррахмана оставить Мосул без боя и отойти в Текрит. Ал-Мухтар послал навстречу Убайдаллаху Йазида ибн Анаса ал-Асади с 3000 кавалеристов, и он дошел до Мосула.

Убайдаллах ибн Зийад выслал навстречу ему два отряда по 3000 человек, которые были разгромлены. Йазид к этому моменту тяжело заболел, судя по скоротечности – чумой, но, руководил боем до победного конца. Перед смертью он успел приказать казнить 300 пленных. Преемник Йазида не имел его боевого духа и, посовещавшись с верхушкой, решил отступить. В Куфе никто не мог понять, в чем дело и решили, что Йазид убит (мавлами? ), и предъявили все свои претензии ал-Мухтару: он назначает командующих, не советуясь с ними, приблизил к себе их мавлов, позволил им ездить на конях, дает им жалованье и пропитание из их, арабов, собственности (фай), их рабы восстали против них, и все это повредило сиротам и вдовам. Он выслушал их представителя и спросил: если он вернет им их мавлов и их долю жалований, будут ли они сражаться вместе с ним против Умаййадов и Ибн аз-Зубайра? Тот ответил, что надо посоветоваться, и больше не появился. Куфийская знать решила избавиться от ал-Мухтара, воспользовавшись тем, что из Куфы ушел Ибрахим ибн ал-Аштар. Когда Ибрахим дошел до Сабата (три или четыре дня пути), в Куфе началось восстание.

Восставшие потребовали, чтобы ал-Мухтар явился к ним. Он вступил в переговоры и послал гонца за Ибрахимом с приказом вернуться назад. Шесть дней, прошедшие до возвращения Ибрахима, были бесполезно потрачены мятежниками – племенные и личные амбиции не позволили им объединиться и покончить с ал-Мухтаром. С возвращением Ибрахима 22 июля 686 г. началось их подавление.

Мятежники сконцентрировались в двух местах: мудариты – в ал-Кунасе, а йеменцы – в квартале ас-Саби. Ал-Мухтар взял на себя подавление собратьев Ибрахима, а тот расправился с мударитами. Все завершилось в один день. Сопротивление было подавлено сравнительно легко. Затем начались казни. Казнили не за восстание, а во имя осуществления мести за кровь ал-Хусайна. Таких набралось 250 человек. Один из главных конкретных виновников трагедии в Кербеле, Шамир Зу-Джаушан, успел убежать, его выследили и убили позже; Умар ибн Са‘д ибн Абу Ваккас участия в восстании не принимал, но, как враг ал-Хусайна, был убит в своем же доме начальником полиции, посланным ал-Мухтаром. Головы главных виновников были посланы Ибн ал-Ханафии.

После расправы с мятежниками ал-Мухтар отправил Ибрахима на Мосул. В 30–35 км от города его встретил Удайдаллах ибн Зийад. Исход упорного сражения решила гибель Убайдаллаха, после которой сирийское войско обратилось в бегство. Ибрахим остановился в Мосуле и послал своего брата Абдаррахмана далее на запад. Он подчинил всю территорию до Дары и избрал своей резиденцией Нисибин. Здесь события приняли неожиданный оборот. Значительную часть войска Ибрахима ибн ал-Аштара составляли мавлы и беглые рабы. Плохо вооруженные, иногда с одними дубинками, они считали себя истинными борцами за божественную справедливость и называли себя «шуртой Аллаха». Понимать слово «шурта» в прямом смысле как «полиция» или «охрана» было бы неверно, они воспринимали себя как охранителей порядка, установленного Аллахом. И этот порядок в их понимании отличался от того, который устанавливал ал-Мухтар или Ибрахим. Следуя своему пониманию, они совместно с жителями Нисибина изгнали брата Ибрахима и его воинов и избрали своим главой Абу Кариба. Какой порядок они установили и как жил Нисибин почти два года, не сообщают ни мусульманские, ни христианские источники. Утвердившись в Мосуле, Ибрахим ибн ал-Аштар фактически порвал с ал-Мухтаром, что во многом предрешило исход восстания.

Боязнь новых преследований заставила многих куфийцев, даже не участвовавших в мятеже, бежать в Басру к Мус‘абу ибн аз-Зубайру, недавно назначенному ее наместником. Рассказы о жестокой расправе над знатными и почтенными людьми вызвали негодование басрийской верхушки, которая прежде только посмеивалась над призывами ал-Мухтара присягнуть ему. Вожди пяти басрийских племенных объединений призвали Мус‘аба выступить против ал-Мухтара. Мус‘аб не решался брать на себя организацию похода, если им не будет командовать ал-Мухаллаб. Последний, увлеченный успехами в борьбе с азракитами, хотел сначала довести дело до конца и с трудом согласился принять командование. Узнав о подготовке басрийцев и куфийских беглецов к походу на Куфу, ал-Мухтар стал готовить ответные действия и направил к Басре войско во главе с Ахмаром ибн Шумайтом. Мавлы в нем составляли отдельный отряд. Оба войска встретились около Мазара. Среди куфийцев не было прежнего единства, некоторых арабов возмущало, что мавлы пойдут в бой наравне с ними верхом на конях, и они настояли, чтобы те спешились якобы для того, чтобы сражались упорнее и имели бы меньше соблазна обратиться в бегство.

Сначала бой шел на равных. Исход сражения решило обманное бегство конницы ал-Мухаллаба, заманившей куфийцев в окружение. Куфийцы обратились в бегство. Пленных не брали, особенно последовательны в этом были куфийцы, укрывавшиеся в Басре от от преследований ал-Мухтара.

Басрийская конница пошла по суше, а пехота на судах по каналам добралась до Куфы. Ал-Мухтар отошел к ал-Харура, укрепился там и дал бой; он длился до вечера, и только выдержка ал-Мухаллаба, пустившего в ход свой свежий отряд в самый критический момент, помогла переломить ход боя и обратить мухтаровцев в бегство. На узких улицах Куфы схватки продолжались всю ночь, наутро ал-Мухтар укрылся в резиденции. В этих схватках погиб Мухаммад ибн ал-Аш‘ас.

Ал-Мухтар с несколькими сотнями последних сторонников оказался осажденным в центре города без всякой надежды на помощь извне, лишенным доставки продовольствия и воды. Первое время жены осажденных проносили мужьям еду и питье. Потом и этот путь был пресечен. Осада затянулась на четыре месяца. 3 апреля 687 г. ал-Мухтар предложил всем выйти и погибнуть почетной смертью с оружием в руках. На его призыв откликнулось только 19 или 29 человек. В завязавшейся схватке ал-Мухтар был убит. Оставшиеся во дворце вступили в переговоры с Мус‘абом. Он не дал гарантии сохранения жизни и предложил сдаться не торгуясь. Осажденные согласились. Среди победителей возник спор об их участи. Все кончилось тем, что все, за редким исключением, были казнены.

Противникам ал-Мухтара мало было уничтожить его физически, его надо было опорочить и как идеолога движения. С этой целью жен ал-Мухтара заставили засвидетельствовать, что он объявлял себя пророком. Одна из них подтвердила это и была отпущена с миром, вторая сказала, что он был праведным мусульманином, и угодила за это в тюрьму, а Ибн аз-Зубайру было направлено письмо с утверждением, что они обе засвидетельствовали, что ал-Мухтар выдавал себя за пророка. Это не смогло задушить идею, выдвинутую ал-Мухтаром, об имамате Мухаммада ибн ал-Ханафии, нашедшую страстного проповедника в лице мавлы Кайсана и слепых поклонников среди забитых, отверженных и чающих спасения от божественного избавителя. Эти почитатели Мухаммада ибн ал-Ханафии получили наименование кайсанитов (кайсанийа).

Мус‘аб ибн аз-Зубайр, получивший теперь власть над всем Ираком, предложил Ибрахиму ибн ал-Аштару присягнуть Абдалаху ибн аз-Зубайру с сохранением за ним наместничества Джазиры, а после победы над Абдалмаликом ибн Марваном предлагалась власть над всей западной частью Халифата. Письмо с противоположным предложением получил он и от Абдалмалика. После некоторых колебаний Ибрахим присягнул Ибн аз-Зубайру. После гибели ал-Мухтара, объявлявшего себя защитником Мухаммада ибн ал-Ханафии, Ибн аз-Зубайр стал настойчивее требовать от последнего принесения присяги, но тот решительно отказывался принять чью-либо сторону до единения общины.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...