Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Захват хариджитами священных городов




Восстание Абу Муслима долгое время могло не привлекать внимания халифа, воспринимаясь как одно из многочисленных и привычных шиитских и хариджитских восстаний. По сравнению с недавно подавленным восстанием хариджитов в Ираке мятеж в Мерве, в дальней провинции, мог показаться малозначительным. На противоположном конце империи положение было даже хуже: ал-Андалус, раздираемый борьбой различных этнических группировок мусульман, фактически не контролировался ни из центра, ни из Кайравана. Власть над западной частью Магриба тоже была шаткой из-за частых восстаний хариджитов. Очередное восстание хариджитов-суфритов произошло осенью 746 г. Оно было быстро подавлено, а вождь его убит и распят, но сразу же произошло другое восстание, на этот раз хариджитов-ибадитов, возглавленное неким Абдалджаббаром ибн Ма‘ном в сафаре/22. Х-19. XI. 746 г. Выступивший против него Йазид ибн Сафван был убит, а войско бежало. Так же плачевно окончилось для правительственных войск столкновение с мятежниками из Тлемсена. Войско, посланное из Кайравана, понесло большие потери и отступило, а мятежники отошли в Тлемсен.

Конечно, события в Магрибе, не затрагивавшие территории восточнее Ифрикийи, не могли сильно отвлечь внимание Марвана от того, что началось в Хорасане, но, когда к концу лета 747 г. восстание в Мерве набрало такую силу, что Наср ибн Саййар запросил о помощи, в Йемене и Хиджазе сложилась обстановка, непосредственно угрожавшая Палестине и Сирии.

В восточной половине Аравии, от Бахрейна до Хадрамаута, со времени второй гражданской войны было сильно влияние хариджитов. После их разгрома на рубеже VII–VIII вв. они распались на отдельные группы и не представляли опасности для Халифата. В описываемое время вождем хариджитов-ибадитов в Хадрамауте был Абдаллах ибн Йахйа ал-Кинди. В августе 746 г. он находился в Мекке, где вел проповедь своих идей среди паломников. Здесь с ним познакомился Абу Хамза Халид ибн Ауф ал-Азди, не первый год призывавший в Басре к свержению Марвана и Умаййадов вообще. Проповеди Абдаллаха ибн Йахйи, прозванного его последователями Талиб ал-хакк («Стремящийся к правде»), произвели на Абу Хамзу такое впечатление, что он стал его последователем и присягнул ему как халифу.

Талиб ал-хакк убедил Абу Хамзу вместе поднять восстание в Хадрамауте. По-видимому, Абу Хамза возвратился в Басру, которая в то время была центром ибадитского движения и какое-то время вел там антиумаййадскую пропаганду, а затем ушел в Хадрамаут с большой группой сторонников, которых было несколько сотен. С приходом Абу Хамзы Абдаллах ибн Йахйа получил возможность открыто выступить против существующей власти. Наместник Хадрамаута не смог противостоять объединенным силам мятежников, они завладели его резиденцией в Даммуне, что по соседству с Таримом, а его самого заключили в тюрьму, но затем отпустили. Этот успех придал убедительности пропаганде Абдаллаха ибн Йахйи и привлек новых последователей, что позволило ему решиться напасть на столицу Йемена. Он разослал послания с призывом к походу на Сан‘а и вышел с Абу Хамзой во главе двухтысячного отряда. Имеющиеся источники не сообщают даты овладения Хадрамаутом, ни продолжительности пребывания в нем, ни даты похода на Сан‘а. Во всяком случае, поход вряд ли мог состояться ранее середины весны 747 г.

Наместник Йемена встретил ибадитов перед городом, в заранее подготовленном лагере, окруженном рвом, с более многочисленным войском, чем у Абдаллаха ибн Йахйи. Не смущаясь численным превосходством противника, ибадиты ночью напали на лагерь и разгромили застигнутое врасплох войско. Воины, бежавшие в город, и горожане не оказали сопротивления, и ибадиты беспрепятственно вступили в него. Абдаллах ибн Йахйа милостиво обошелся с жителями и роздал беднякам часть денег из захваченной казны.

Абдаллах ибн Йахйа пробыл в Сан‘а несколько месяцев до наступления времени хаджжа (20–22 августа 747 г. ). Для участия в нем он послал Абу Хамзу и Балджа ибн Укбу ал-Азди во главе с двумя или десятью тысячами человек, среди которых были и басрийцы.

Видимо, с самого начала подразумевалось, что это не столько паломничество, сколько поход для расширения власти ибадитов на всю Аравию и далее на Сирию, потому что отряд Абу Хамзы прибыл не к началу обряда паломничества, а к середине. Паломники уже собрались у Арафата, и наместник Медины и Мекки Абдалвахид ибн Сулайман ибн Абдалмалик, руководивший хаджжем, приступил к проповеди, как на дороге из Таифа показалась колонна ибадитских всадников, остановившихся в стороне от остальных паломников, что не предвещало ничего доброго. Паломники забеспокоились и обратились к Абдалвахиду с просьбой что-то предпринять против ибадитов. Но он не стал вмешиваться. Тогда к Абу Хамзе пошел Абдаллах ибн Хасан, внук Хасана ибн Али, прося не нападать на паломников. Абу Хамза спокойно дождался ухода Абдалвахида с сопровождавшим его отрядом к Мине, после чего провел собственное моление и прочитал проповедь. Абдалвахид во избежание кровопролития на священной территории поспешил покинуть Мекку, оставив Абу Хамзу хозяином положения. Он сообщил халифу о потере Мекки. Получив ответ из Харрана недели через три, Абдалвахид направил против Абу Хамзы Абдаллаха ибн Абдал‘азиза, правнука халифа Усмана. Значительную часть его восьмитысячного войска составляли курайшиты и мединцы, потомки ансаров.

Поход с самого начала омрачило дурное предзнаменование: командующий уронил копье с прикрепленным к нему знаменем, и оно сломалось, а это не могло не повлиять на боевой дух мединцев.

Абу Хамза пошел им навстречу и столкнулся с ними у Кудайда, примерно в дне пути от Мекки 19. Х747 г. Силы противников были примерно равны, и сражение было очень упорным, но в конце концов понесшие большие потери мединцы были обращены в бегство. По одному сообщению только курайшитов погибло 300 человек, среди которых было 12 потомков аз-Зубайра ибн ал-Аввама, праправнук халифа Усмана, и потомки многих сподвижников Мухаммада.

Абу Хамза не стал терять времени и быстрым маршем за четыре дня дошел до Медины (23. Х). Этот разгром и захват Медины были еще хуже, чем потеря Мекки, и Марван сместил Абдалвахида и назначил Абдалмалика ибн Мухаммада ибн Атийу ас-Са‘ди, предоставив в его распоряжение не малоопытное курайшитско-ансарское ополчение, а закаленных непрерывной службой на византийской границе воинов (рабита) из кайситских племен. Эти 4000 всадников были хорошо экипированы и получили дополнительное жалование. Это войско стало на пути Балджа, отправившегося завоевывать Сирию, в Вади-л-Кура. На этот раз ибадиты были разгромлены, и Балдж в этом бою погиб. Голова его была вздета на копье и остатки его войска откатились к Медине, но удержаться там, среди враждебного населения, не могли. Лишь небольшая группа во главе с Саббахом ибн Хамданом держала оборону в горах около Медины три дня, а потом с несколькими сотнями горными дорогами он ушел в Мекку, где с 15000 воинов находился Абу Хамза. Описанные события не могли произойти ранее конца ноября 747 г.

Из Медины Ибн Атийа направился в Мекку, где находился Абу Хамза. Описание хода сражения в городе не очень ясно. Абу Хамза имел укрепленный лагерь, который, понятно, не мог находиться внутри города. Бой шел весь день. Абу Хамза был убит, в руки сирийцев попало 400 пленных, которых Ибн Атийа обезглавил и распял вместе с Абу Хамзой, а остатки хариджитского войска отошли на юг, в Йемен. Теперь Абдалмалику ибн Атийе предстояло подавить мятеж на его родине, в Йемене и Хадрамауте. Абдаллах ибн Йахйа встретил сирийцев около Табалы. Бой был упорным, в нем погиб Абдаллах ибн Йахйа, и разгромленные хариджиты отступили в Сан‘а. Йеменские ибадиты избрали своим халифом Йахйу ибн Абдаллаха ал-Химйари и отошли к Адену. Узнав об этом, Марван разрешил воинам из Джазиры, как и обещал, возвратиться в родные края. Через некоторое время Ибн Атийа, пополнив свое войско жителями Сан‘а, сам возглавил поход на Аден. Он разгромил мятежников, Йахйа был убит, остатки йеменских ибадитов бежали в Хадрамаут.

Овладение Аденом не означало установления контроля над югом Аравии, пока Хадрамаут оставался в руках ибадитов, а они снова сопротивлялись, выбрали нового халифа и готовы были сражаться. Ибн Атийа вторгся в Хадрамаут, после двухдневного сражения захватил Шибам и жестоко расправился с его жителями. Но завершить овладение Хадрамаутом ему помешал приказ Марвана возвратиться в Мекку, чтобы возглавить хаджж. Ибн Атийа заключил с хадрамаутцами мирный договор и поспешно выехал в Мекку в сопровождении десяти человек. По дороге какой-то разбойный отряд напал на него около Шибама и убил. Это случилось примерно в середине зу-л-ка‘да 130/середине июля 748 г.

Как мы видим, у Марвана в середине 130 г. х. /начале 748 г. были серьезные основания ответить Насру ибн Саййару, что у него нет войск, чтобы идти ему на помощь.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...