Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Восстание Алидов




Первые годы после прихода к власти Аббасидов, перехвативших у Алидов главную идею – верховная власть в Халифате должна принадлежать потомкам Пророка, Алиды перестали быть исключительными обладателями права на власть. Они были словно ошеломлены случившимся: мы видели, что представители обоих ветвей Алидов, Хусайниты и Хасаниды, отказались от предложения Абу Саламы принять власть после изгнания умаййадских наместников из Ирака. Лишь по мере того, как Аббасиды теряли ореол восстановителей справедливости, Алиды вновь обрели основание заявлять о себе как единственных истинных носителей справедливости. В какой мере они сами в то время считали себя наделенными особой благодатью, трудно сказать, да это и не важно в данном случае.

Центром алидской оппозиции была Медина, жители которой вообще несколько противопоставляли себя любой верховной власти, чувствуя себя наследниками сподвижников Пророка и носителями истинной веры.

Находившийся там старейшина Хасанидов Абдаллах ибн ал-Хасан ибн ал-Хасан, правнук Али ибн Абу Талиба, претензий на власть не изъявлял и против ас-Саффаха и ал-Мансура не выступал, но его старший сын Мухаммад, прозванный за благочестие ан-Нафс аз-Закийа, (Чистая душа), а вслед за ним и его брат Ибрахим, активно выступали против ал-Мансура, обвиняя его в узурпации власти. Братья скрывались в горах, а в Медине появлялись тайно, хотя эту тайну знали весьма многие и молчали. Ал-Мансур требовал доставить мятежных братьев к нему, но ему отвечали, что не знают, где они. Во время хаджжа 140 г. х. (23–25 апреля 758 г. ) Мухаммад ибн Абдаллах и ал-Мансур временно оказались в Мекке, и знатные курайшиты убеждали Мухаммада явиться к халифу, на что он ответил: «Никогда не отдам кормящую верблюдицу, пока они не отдадут все, что захватили», подразумевая под этим, что не пойдет ни на какие уступки, пока Аббасиды не отдадут захваченную ими власть. Узнав об этом, ал-Мансур приказал немедленно найти Мухаммада и доставить к нему. Наместник Медины пообещал Мухаммаду полную неприкосновенность (аман), если он публично появиться на базаре с открытым лицом. И он появился в Мекке и вместе с наместником проехал по базару, восклицая «ал-Махди», то есть объявлял себя имамом-спасителем, и наместник подтверждал, что это действительно Мухаммад ибн Абдаллах.

Наместник обещание найти Мухаммада выполнил, но вместо ареста вольно или невольно устроил демонстрацию во славу врага халифа. Простить это было нельзя, и в октябре 758 г. посланец ал-Мансура арестовал и увез провинившегося наместника, а в следующем месяце прибыл новый наместник, Мухаммад ибн Халид ал-Касри, ретиво принявшийся за поиски таинственного неуловимого Мухаммада ибн Абдаллаха. Он не жалел денег и дошел даже до такой неслыханной меры как обыск домов – и снова Мухаммад остался неуловим. Было ясно, что он пользуется молчаливой поддержкой мединцев.

Один из приближенных ал-Мансура посоветовал ему поручить поимку Мухаммада кому-нибудь из потомков аз-Зубайра ибн Аввама или Талхи ибн Убайдаллаха, которые были, как говорилось раньше, убиты в сражении с Али ибн Абу Талибом под Басрой (в день «битвы у верблюда»), и в силу этого не должны были питать симпатий к потомкам Али. Ал-Мансур последовал этому совету и назначил наместником Медины в декабре 761 г. Раййаха ибн Усмана ал-Мурри из рода Талхи ибн Убайдаллаха, который показал, что старая вражда между Талхой и Али не забыта и через 100 лет.

Новый наместник, ар-Раййах ибн Усман, прибыв в Медину, арестовал своего предшественника и потребовал отчета о деньгах, которые он вместо поисков врагов халифа потратил на приобретение недвижимости. Его и его родственников и приближенных пытали, пока они не возвратили деньги и имущество, которые, как полагали, были незаконно присвоены. Презумпции невиновности наместников не существовало, и, кажется, ошибок в этом отношении не было.

Главным же для ар-Раййаха, конечно, был арест Мухаммада и Ибрахима, которые по-прежнему оставались неуловимыми. Вышедший из терпения ал-Мансур приказал арестовать Абдаллаха ибн ал-Хасана, трех его братьев и Мухаммада ибн Абдаллаха, внука халифа Усмана, дочь которого была замужем за Ибрахимом, сыном Абдаллаха ибн ал-Хасана.

Ар-Раййах вызвал Абдаллаха к себе, вновь потребовал сказать, где скрываются его сыновья и пригрозил выломать ворота и обыскать дом. Но старик, гордо вскинув голову, сказал: «Барана вожака не зарезать, как овцу». Ар-Раййах приказал заковать его в кандалы и заметил: «Теперь я могу зарезать тебя, как овцу».

Ал-Мансур в это время направлялся в хаджж и приказал доставить арестованных в ар-Рабазу, селение в трех переходах от Мекки по дороге из Ирака. Заодно туда отправили еще четыре сотни арабов из племен джухайна и музайна, вина которых, видимо, заключалась в том, что их подозревали в укрывательстве.

Возвращаясь в начале апреля из хаджжа, ал-Мансур проехал через ар-Рабазу, куда привезли арестованных. Абдаллах ибн ал-Хасан просил разрешения предстать перед халифом, но получил отказ. Один из арестованных, которого Иса ибн Муса принял за Абдаллаха, был высечен за то, что сказал, что не знает, где Мухаммад ибн Абдаллах (сам он утверждал, что получил 400 ударов), а Мухаммад ибн Абдаллах, тесть Ибрахима ибн Абдаллаха, получил 100 ударов. Потом Абдаллаха ибн ал-Хасана и его близких привезли в ал-Хашимийу, где Абдаллах вскоре скончался.

В это время Мухаммад ибн Абдаллах скрывался в горах севернее Медины в районе Йанбу‘ (на современных картах – Янбу) с небольшим отрядом своих сторонников. Узнав о смерти отца в халифской темнице, Мухаммад ибн Абдаллах не мог больше прятаться в горах – он должен был открыто выступить с оружием в руках, чтобы отомстить убийце. Вероятно, тогда же он отослал своего брата Ибрахима в Басру, чтобы нанести удар сразу с двух сторон. Его намерение стало известно ар-Раййаху, и он не только расставил посты на возможных путях прибытия, но и собрал городскую верхушку и предложил готовиться к отпору. Кади Медины он велел выступить перед народом и объяснить, что если Мухаммад завладеет городом, то всех перебьет. Однако призыв наместника не у всех нашел отзыв. Один из знатных курайшитов прямо заявил: «А я тебя не слушаю и не повинуюсь». Все меры предосторожности оказались напрасными. Мухаммад, обойдя посты, неожиданно появился с небольшой группой сторонников в ночь на 22 сентября 762 г. Он открыл дверь тюрьмы и выпустил всех арестованных, а затем вошел в резиденцию Раййаха, чтобы арестовать его. Тот пытался укрыться в максуре мечети, но был вытащен оттуда и заточен в тюрьму, из которой только что был выпущен посаженный им предшественник Абдаллах ибн Халид ал-Касри.

В первый день раджаба, 25 сентября Мухаммад выступил в мечети. Он помянул незаконность власти ал-Мансура и осудил его политику, сказав, между прочим: «Вам что, лучше от того, что он строит дворец с зеленым куполом? » – и призвал присягнуть себе как самому достойному власти в мусульманской общине. Признание его было не единодушным, главное, что присягнуть ему отказались потомки Джа‘фара ибн Абу Талиба, старшего брата Али ибн Абу Талиба, пользовавшегося любовью Пророка. Их авторитет, несомненно, повлиял на многих колебавшихся. Во всяком случае, число сторонников Мухаммада ибн Абдаллаха оказалось меньше, чем хотелось бы. Это быстро стало очевидно всем, и Абдаллах ибн Халид ал-Касри вместо благодарности Мухаммаду за освобождение из тюрьмы, поспешил известить ал-Мансура о слабости мятежника. Гонец так спешил, что тысячу километров до Куфы одолел за шесть суток и, подъехав ко дворцу ночью, стал стучать в запертые ворота, крича, что у него неотложное дело. Ему открыли, письмо прочитали, но ал-Мансур не стал реагировать опрометчиво. Ввести войска в священный город и убивать его жителей было нежелательно. Предпочтительней было уладить дело мирным путем.

В ряде источников приводятся тексты посланий, которыми обменялись ал-Мансур и Мухаммад ибн Абдаллах. Насколько они достоверны, судить трудно, да и содержание нам не очень интересно, если не заниматься этой темой специально – они сводятся в основном к доказательству своих прав на власть. Ал-Мансур сулил мятежнику не только помилование, но и выплату миллиона дирхемов, но тот был непреклонен. И халифу пришлось отправить войско во главе с неизменно выручавшим его двоюродным братом Исой ибн Мусой. Тот тоже не спешил и с дороги писал влиятельным мединцам, предлагая покинуть город.

Тем временем Ибрахим ибн Абдаллах кружным путем пробирался в Басру. Некоторые эпизоды из этой поездки могли бы стать хорошим сюжетом для исторического романа. Путь его лежал сначала через Сирию. В Киннасрине его заметили, и амир, готовившийся уже отправить завершенное послание ал-Мансуру, после обычного «Благополучия тебе» сообщил о приезде Ибрахима. Секретарь халифа не обратил внимания на приписку и Ибрахим спокойно миновал Мосул, затем ал-Анбар, очутился в Багдаде и одновременно с ал-Мансуром пришел посмотреть на новый мост через ас-Сарат. Ал-Мансур увидел Ибрахима, но схватить его не успел, тот мгновенно растворился в толпе. Наконец, через ал-Мадаин и Васит Ибрахим оказался в Басре. Чтобы проделать такой путь длиной без малого в 3000 км обычному путнику, старающемуся не обращать на себя внимания спешкой, потребовалось бы не менее двух месяцев. Выехав незадолго до появления Мухаммада в Медине, примерно в середине сентября, Ибрахим прибыл в Басру в середине ноября, как раз, когда решался вопрос о подавлении восстания в Медине.

За это время Мухаммад назначил наместника Мекки и даже Йемена. Но новый наместник пробыл в Мекке лишь несколько дней и получил приказ вернуться в Медину в связи с приближением армии Исы ибн Мусы. Отряд, возглавленный наместником Мекки и неудавшимся наместником Йемена в районе ал-Кудайда (в 130 км от Мекки) столкнулся с каким-то отрядом Исы ибн Мусы и был разгромлен. Оба наместника бежали в Басру к Ибрахиму. Мухаммад ибн Абдаллах созвал совет, чтобы решить, что делать дальше. Были два варианта: выйти навстречу и дать бой в поле или укрепиться в Медине. Мухаммад избрал второе и распорядился подновить ров Пророка, чтобы обороняться за ним.

Иса ибн Муса появился 12 рамадана (4 декабря 762 г. ) Он предоставил еще одну возможность для переговоров, не начиная битвы, и, как это нередко делали в таких случаях, поставил так называемое «знамя амана», придя к которому противник получал пощаду, и объявил, что всякий, кто бросит оружие тоже будет прощен.

Утром 6 декабря Иса начал атаку. Преодолеть ров и стену за ним оказалось делом не простым. На прорыв был послан отряд из сотни отборных воинов под командованием Хумайда ибн Кахтабы. Ему удалось прорваться за укрепление, но воины Мухаммада ибн Абдаллаха держались стойко, и только после того, как жители одного из кварталов пропустили Хумайда ибн Кахтабу через свой квартал в тыл Мухаммада, судьба защитников города была решена. Большинство воинов Мухаммада разбежались, но он остался с тремя сотнями самых верных сторонников, которым он напомнил, что у Пророка при Бадре тоже было 300 воинов, и он одержал победу. Но аналогии не получилось. Отчаянно сражавшийся Мухаммад, будто бы поразивший своим мечом 70 человек, в конце концов, был пронзен копьем Хумайда ибн Кахтабы и голова его была доставлена Исе ибн Мусе.

Иса не преследовал мединцев, наказаны были лишь самые активные сторонники Мухаммада ибн Абдаллаха. Он не стал задерживаться в Медине, так как к этому времени к нему должно было прийти известие о восстании Ибрахима в Басре.

Ибрахим объявился в торжественный день, в ночь на 1 рамадана (23 ноября) с дюжиной всадников на кладбище племени йашкур. Выбору такого места для начала восстания не нужно удивляться – в городе, плотно застроенном закрытыми жилыми кварталами, запиравшимися на ночь, не было иных свободных мест. Сюда стали собираться заранее оповещенные сторонники Ибрахима. К утру число их стало столь внушительным, что наместник Басры Суфйан ибн Муавийа, внук почитаемого в Басре Йазида ибн ал-Мухаллаба, не решился оказать сопротивление и закрылся с родичами в своей резиденции. Ибрахим прошел в соборную мечеть, где собирался народ на праздничную молитву по случаю начала поста, и провел моление, а затем стал принимать присягу своему брату как халифу. Наместник не стал испытывать судьбу, вступил в переговоры и сдался под гарантию сохранения жизни. Жизнь ему была сохранена, но продолжать ее пришлось в тюрьме.

Узнав о событиях в Басре, ал-Мансур послал туда трехтысячный отряд под командованием двух своих двоюродных племянников, но басрийцы дали им бой в юго-западном пригороде и заставили ретироваться.

Ибрахим не терял времени и послал три сотни воинов в Юго-Западный Иран, в Ахваз. Наместник Ахваза встретил его в миле от столицы с превосходящими силами, но был разгромлен. Вероятно, войско просто разбежалось. Затем наступила очередь Фарса. И там наместнику ал-Мансура не удалось отстоять свою власть. Разгромленный, он пытался спрятаться на кухне в большую печь для выпечки хлеба, таннур, но был легко найден, извлечен оттуда и отправлен в тюрьму в кандалах.

В то же время Ибрахим решительно принялся за овладение Ираком. Он послал семнадцатитысячное войско на Васит. Одного его приближения оказалось достаточно, чтобы горожане изгнали халифского наместника. Не дожидаясь решения Ибрахима, горожане выбрали своим главой угодного им человека, которого Ибрахим вскоре заменил своим ставленником.

Примерно в это время, на вершине успеха, Ибрахим должен был получить известие о гибели брата в Медине. До Ибрахима оно дошло в первый день разговения, 23 декабря, в момент, когда он, находясь на минбаре, обращался к молящимся с проповедью. Средневековые историки излагают дело так, будто сразу после получения известия о гибели брата, Ибрахим обратился к басрийцам с призывом готовиться к походу на Куфу, чтобы отомстить ал-Мансуру.

Одновременно с этим, возможно, как ответ на гибель Мухаммада, стало готовиться восстание шиитов в Египте, где знаменем шиитов был сын Мухаммада ибн Абдаллаха, Али. Возглавил восстание некий Йазид ибн Халид, дед которого был в ближайшем окружении Али ибн Абу Талиба. В ночь на 5 шаввала (27 декабря 762 г. ) он с небольшой группой сторонников вошел в мечеть Амра в Фустате и пытался захватить казнохранилище, расположенное по соседству, но там его встретила полиция, предупрежденная перебежчиком. Произошла схватка на мечах, которой, собственно говоря, и закончилось восстание. Восставшие в темноте ночи стали отступать в жилые кварталы. Йазид ибн Халид был убит, а с ним еще 13 человек. Али ибн Мухаммад некоторое время скрывался в имении одного из своих сторонников в Дельте, заболел там и умер. Подавление восстания в самом зародыше свидетельствует об отсутствии в Египте значительного числа сторонников Алидов.

Видимо, еще до открытого выступления Мухаммад ибн Абдаллах послал своего сына Абдаллаха по прозвищу ал-Аштар с группой зайдитов в далекий и беспокойный Синд, наместник которого, Умар ибн Хавс известен был симпатией к Алидам. Под влиянием успеха Ибрахима в Басре Хавс позволил Абдаллаху и его сторонникам открыто проявить себя и надеть белые одежды, символизировавшие чистоту, в противовес черным одеждам Аббасидов. Но этой демонстрации не суждено было перерасти в восстание – в те же дни из Басры прибыл посланец от жены Умара ибн Хавса с известием о гибели Мухаммада ибн Абдаллаха. Умар, арестовал Абдаллахха, получил от ал-Мансура приказ прислать его, но вместо этого казнил пленного. По другой версии, Абдаллах пал в бою с новым наместником Синда, а его малолетнего сына от невольницы отослали к ал-Мансуру, и тот с почетом отправил его к родственникам в Мекку с документом о том, что он действительно сын Абдаллаха ибн Мухамада.

Иначе обстояло дело в Ираке. Узнав о гибели Мухаммада, Ибрахим начал сбор войска для решительного удара на Куфу. На это ушло не менее месяца.

На совете, который Ибрахим держал со своим окружением, многие советовали ему оставаться в Басре и послать войско с другим командующим и, если это войско потерпит поражение, иметь возможность собрать новое. Но Ибрахиму хотелось самому возглавить этот поход, а тут еще один из куфийцев, присутствующий на совете, рассказал, как ждут его прихода куфийцы, и это окончательно убедило Ибрахима в своей правоте. Десятитысячное войско выступило из Басры не раньше начала января 763 г. Под Куфой его встретил все тот же Иса ибн Муса, которого ал-Мансур назвал в этом случае своей правой рукой.

Сражение началось 4 февраля и было упорным. Не раз воинам Исы приходилось откатываться назад, и однажды Ибрахим пробился до лагеря Исы. Исход битвы решила стрела, вонзившаяся в верхнюю часть его груди. Ибрахим свалился с лошади, просил помочь встать. Иса заметил необычное скопление людей, помогавших подняться Ибрахиму, и нанес удар в этом направлении. Ибрахим был убит, ядро его войска распалось, и больше ни о каком серьезном сопротивлении сторонников Мухаммада и Ибрахима мы ничего не знаем.

Волнения горожан в Медине после ухода оттуда Исы ибн Мусы, имели совершенно иной характер и причину. Мединцы не вытерпели наглости негритянских воинов из охраны нового наместника, которые отбирали у торговцев товары, не платя, и даже просто отбирали кошельки, подняли бунт и изгнали насильников.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...