Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Состав и алгоритмическая схема технологии тренинга




Наиболее эффективное принятие управленческих решений (особенно решений по сложным, многофакторным проблемам, принимаемых группой лиц) достигается на основе использования экспертно-аналитической техноло­гии.

Экспертно-аналитическая технология — это технология работы с экс­пертами в интерактивном режиме с использованием универсальных и специ­ализированных методов (инструментальных средств) подготовки и принятия управленческих решений по проблемам функционирования и развития орга­низации.

Экспертно-аналитическая технология предоставляет возможность группе экспертов на основе анализа текущей ситуации получить ответ на во­прос «существует ли проблема?», смоделировать сценарии ее развития и предложить альтернативные варианты управленческих решений и программы их реализации.

Наиболее характерным примером экспертно-аналитической технологии является тренинг.

Тренинг — это технология работы с экспертами-таможенниками или обучающимися в активном режиме с использованием универсальных и спе­циализированных инструментальных средств в целях подготовки решений по проблемам оперативно-тактического управления деятельностью таможенных органов и развития института таможенного администрирования[84].

Как уже отмечалось ранее (см. тему 3), институт таможенного админи­стрирования (ИТА) может быть представлен в виде системы идей, правовой системы, организации (например, ФТС РФ, ЦА ФТС и т.п.), процесса (функ­ции, процедуры, операции) или в комплексе.

Технология тренинга является одной из наиболее эффективных для принятия управленческих решений по самому широкому спектру проблем таможенного администрирования в условиях неопределенности. Она позво­ляет в интерактивном режиме на основе инструментальной базы: поставить и решить управленческую задачу системного характера, обеспечить доказа­тельность в процессе решения, оценить эффективность решения.


Содержание технологии тренинга и состав применяемых методов опре­деляются уровнем и формой представления института таможенного админи­стрирования, проблемными вопросами, целями и задачами развития (модер­низации) института, а также перечнем программных документов — концеп­ции, стратегии, программы развития (модернизации) и т.п., представляемых по результатам тренинга.

Так, например, такие решения проблемы развития института таможен­ного администрирования, как концепция, стратегия и программа, должны быть сформированы в виде целей, системной идеи, комплекса мероприятий научно-технического, организационно-технологического и социального ха­рактера, механизма их реализации. Они, как правило, должны включать: ха­рактеристику исходного состояния таможенного института (таможенного ор­гана), основные показатели эффективности, проблемы, комплекс целей и ме­роприятий развития (модернизации), потребность в ресурсах и сроки реали­зации мероприятий, технико-экономические оценки, выводы и рекомендации.

Методическую базу технологии тренинга составляют: методы подго­товки и принятия коллективных решений, методики информационного об­следования, методы и инструментальные средства количественного и экс­пертного анализа таможенных систем, методики построения рациональных организационно-функциональной, информационной и других моделей дея­тельности таможенных органов, методики формирования программ их разви­тия или модернизации.

Рассмотрим пример организации и проведения тренинга по формиро­ванию программы развития.

В основу тренинга положен метод мозгового штурма. Основные прин­ципы проведения тренинга:

- методичность — работа на основе методических инструментов;

- технологичность — работа по правилам;

- коллективизм — работа в команде экспертов;

- оперативность — работа в условиях ограничений по времени;

- бесконфликтность — уважительное отношение к любому мнению экспертов.

Ситуационное моделирование в режиме тренинга предполагает актив­ное использование опыта и профессиональных знаний специалистов- таможенников для анализа существующего состояния и формирования кон­цепций, моделей, направлений и мероприятий развития института таможен­ного администрирования, в определении эффекта и в оценке эффективности их реализации.

Основу тренинга составляет сценарий. Его компоненты следующие:

- формулируется тема тренинга;

- определяется цель тренинга;

- анализируются проблемные ситуации;

- формулируется общая постановка задачи (проблемы);

- определяются исходные данные;

- даются общие методические указания и рекомендации обучающим­ся (экспертам) по решению задачи (методы, инструменты, правила, индиви­дуальная работа или работа в команде, отведенное время);

- формулируются вопросы и задания обучающимся (экспертам), вы-


полняются задания, дается комментарии и осуществляется предварительная обработка результатов;

- итоговая обработка результатов и оформление соответствующей программы;

- формируются выводы и предложения по теме, выходные результа­ты тренинга.

Алгоритмическая схема технологии тренинга. Тренинг ориентирован на руководителей таможенных органов и их структурных подразделений, на решение проблем управления в самых различных областях таможенной дея­тельности, на исследователей (аналитиков), владеющих методами экспертных оценок, методами аналитической обработки результатов, методами статисти­ческого анализа (оценки точности результатов), а также методами исследова­ния и проектирования сложных социально-экономических, организационных и автоматизированных информационных систем.

Алгоритмическая последовательность (технология) проведения тренин­га предполагает активную совместную работу экспертов, аналитиков и кон- сультантов-тренеров.

Тренер — системный аналитик (технолог-консультант) формулирует тему и цель экспериментального исследования, например, таможни или ФТС России в целом или управления таможенным делом. Проводит предваритель­ный анализ проблемных ситуаций, формулирует постановку задачи и пере­чень исходных данных. При анализе проблемной ситуации системный анали­тик дает характеристику объекта исследования, формирует систему призна­ков и проблем, которые и предлагаются экспертам решить в процессе тренин­га. В качестве системного аналитика может выступить руководитель тамо­женного органа или его структурного подразделения.

Технологию исследования и основные инструменты решения постав­ленных проблем тренер предлагает в виде методических указаний по реше­нию задачи.

В процессе непосредственной работы с экспертами тренер формулиру­ет задание для их индивидуальной работы или для работы в команде, уточня­ет правила работы экспертов, производит обработку результатов экспертного исследования, формулирует выводы, предложения по результатам работы. Экспертам также предоставляется возможность защитить результаты своей работы.

При большом разбросе мнений экспертов некоторые положения могут быть уточнены аналитиками-консультантами.

Обязательным этапом при разработке любого предложения должен быть этап оценки достигаемого эффекта (эффективности результатов).

Последовательность тренинга должна обеспечить получение конечного продукта — альтернатив (проектов) управленческих решений, проекта ком­плексной или целевой программы развития (модернизации) таможенных ин­ститутов. Для однозначности, если при этом не требуется специальных уточ­нений, в дальнейшем будем говорить только о развитии таможенной систе­мы.

В качестве примера рассмотрим алгоритмическую последовательность разработки проекта программы развития таможенного органа. Она представ­лена на рисунке 13.2 и включает следующие этапы.

Этап 1. Определение объекта и предмета анализа (исследования). В ка­честве объектов исследования могут выступать как таможенный орган в це­лом (например, таможенный пост), так и отдельные его подразделения (например, отдел) или направления деятельности. Предметом анализа явля­ются задачи, решаемые в ходе деятельности, ресурсы, обеспечивающие дея­тельность, показатели деятельности и т.п.

Этап 2. Анализ текущего состояния, формирование концепции и выбор направлений развития таможенного органа. В зависимости от условий прово­дится количественный, качественный (экспертный) или качественно- количественный анализ сложившейся ситуации в деятельности таможенного органа. Здесь возможны различные варианты исследований. Наиболее харак­терными и всеобъемлющими являются следующие:

- организационно-функциональный анализ деятельности таможенно­го органа (структурного подразделения);

- информационно-функциональный анализ процессов управления та­моженным органом или его деятельностью;

- сравнительный анализ таможенного органа с аналогичными отече­ственными и зарубежными институтами.

При наличии в деятельности таможенного органа проблем системного характера выдвигаются альтернативные концепции и определяются возмож­ные направления его развития.

Этап 3. Определение рациональной в условиях предлагаемых измене­ний модели управления (например, информационно-функциональной моде­ли). На данном этапе определяются основные направления работ и мероприя­тия, нацеленные на реализацию такой модели (в частном случае — мероприя­тия по реализации оптимальной информационно-функциональной модели).

Этап 4. Выбор приемлемой альтернативы по достижению поставленных целей развития таможенного органа и обоснование ее эффективности.

В качестве отдельных могут быть выделены следующие этапы работ по проектированию программы развития таможенного органа:

- оценка эффекта, достигаемого в ходе реализации мероприятий по развитию таможенного органа (или оценка экономической эффективности проекта) — этап 5;

- системная аналитическая обработка результатов анализа и проекти­рования (при наличии нескольких направлений развития) — этап 6;

- формирование аналитического и программного разделов проекта в окончательном виде и его оформление — этап 7.

В общем случае методологическая схема проведения работ по форми­рованию проекта программы развития отражает все этапы подготовки и при­нятия управленческого решения по проблеме развития таможенного органа. Она включает: определение объекта и предмета развития; анализ объекта, включая и сравнительный анализ с объектами-аналогами; синтез объекта и построение его рациональной структуры; формирование мероприятий по реа­лизации программы развития; оценку ожидаемых результатов (эффекта и эф­фективности).

Основные компоненты технологии тренинга. В обобщенном виде тех­нологическая последовательность решения задачи по проектированию про­граммы развития и основные компоненты тренинга сведены в таблице 13.1. В состав компонентов тренинга включены: задачи, решаемые на каждом эта­пе формирования программы, эксперты, привлекаемые для их решения, ис­пользуемые в процессе решения инструменты, а также результаты проекти­рования программы, получаемые инструментально в ходе тренинга (рис. 13.3).

Технология проведения тренинга объединяет Рис. 13.3. Основные компоненты тренинг-технологии

 

Основные компоненты технологии тренинга (решаемые задачи, исполь­зуемые инструментальные средства, и результаты тренинга) представлены в таблице 13.1.

Таблица 13.1
задачи тренинга инструменты тренинга результаты тренинга
1. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ИНСТИТУТА ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ 1.1. Формулирование системной задачи; 1.2. Определение проблем; 1.3. Анализ факторов; 1.4. Определение сильных и слабых сто­рон; 1.5. Формирование цели развития (модернизации) Экспертное проектирова­ние («метод мозговой атаки») Метод парных сравнений Метод балльных оценок Наименование си­стемной задачи Проблемы Сильные и слабые стороны Цель развития института таможенного администрирования
2. ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗ­ВИТИЯ ИНСТИТУТА ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ 2.1. Задачи деятельности таможенных органов; 2.2. Информационный анализ деятельности; 2.3. Коммуникационный анализ деятельности; 2.4. Организационно-функциональный анализ деятельности 2.5. Определение главных направлений развития (модернизации) института тамо­женного администрирования 2.6. Определение ресурсного обеспече­ния развития (модернизации) института та­моженного администрирования 2.7. Формирование цели программы раз­вития института таможенного администри­рования Информационное обсле­дование Метод информационно- функционального анализа Метод организационно- функционального анализа Экспертное проектирова­ние Бостонская матрица Метод балльных оценок Главные направления развития (модерниза­ции) Ресурсное обес­печение развития (мо­дернизации) Цель программы
3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ 3.1. Проектирование целевых программ; 3.2. Проектирование подпрограмм; 3.3. Проектирование комплекса мероприятий Девятимерная линейка Экспертное проектирование Комплекс целевых программ Комплекс подпрограмм Комплекс мероприятий
4. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРО­ГРАММЫ И МЕХАНИЗМ ЕЕ РЕАЛИЗА­ЦИИ 4.1. Оценка эффективности программных мероприятий и программы в целом; 4.2. Формирование организационно- финансового механизма реализации про­граммы; 4.3. Формирование механизма для кон­троля результатов внедрения программных решений Девятимерная линейка Бостонская матрица Оценка эффективно­сти программы Организационно- финансовый механизм Механизм контроля
Компоненты тренинга


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...