Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задача управления развитием института




Таможенного дела

Таможенная служба как институт в данном случае рассматривается как социально значимая организация, возникновение и развитие которой обу­словлено объективными предпосылками, отражающими интересы общества и государства. Данный институт является системообразующим элементом сфе­ры ВЭД страны, поскольку он упорядочивает экономические, политические, правовые, энергетические, информационные и другие коммуникации в сфере внешнеэкономических отношений как внутри страны, так и с мировым сооб­ществом, обеспечивая тем самым устойчивость и предсказуемость взаимо­действий между торговыми партнерами.

Под таможенными институтами в широком смысле предлагаем пони­мать системные образования, регулирующие взаимодействие участников эко­номических отношений в сфере ВЭД и объединяющие деятельность людей для достижения общественно значимой цели — защиты экономической безопасно­сти России.

Под таможенными институтами в узком смысле предлагаем понимать целостную совокупностью идей, правил и механизмов определяющих, форми­рующих или развивающих определенную организацию, или же саму организацию (таможенная служба) как открытую эволюционирующую систему.

Таким образом, Федеральная таможенная служба в России представ­ляет собой особый государственный институт, формирующийся и разви­вающийся в специфических условиях в рамках присущих только ей инсти­туциональных изменений. В связи с этим институционализация в сфере тамо­женного дела представляет собой, на наш взгляд, процесс гармонизированных концептуальных, правовых, организационных, технологических и других систем­ных изменений прогрессивного характера Федеральной таможенной службы как института государственного управления.

Эволюция таможенной службы как социально-экономического государст­венного института на всем протяжении ее существования неразрывно связана с развитием внешней торговли и интересами национальной экономики страны: уровень развития таможенной службы России определяется сложившейся на конкретный момент времени институциональной средой, а также уровнем разви­тия экономики и потребностями государства и общества. Важно отметить, что таможенная служба как институт государства «развивалась в российских землях по своим специфическим законам, соответствующим характеру и умострою народа, цивилизация которого формировалась на своих, свойственных только для

России политических и экономических основаниях»[64]. На всем протяжении раз­вития таможенного дела и таможенной службы усилия государства, как правило, были направлены на поддержание баланса интересов субъектов международной торговли, с одной стороны, общества и конкретного государства — с другой. Та­моженная служба как социально-экономический институт государства на протя­жении более двух тысячелетий, выполняя возложенные на нее функции, оказыва­ет услуги государству, обществу и участникам внешнеэкономической деятельно­сти.

При изучении таможенных органов и таможенной службы на основе мето­дологии институционального подхода целесообразно выделить два возможных направления исследования — с точки зрения феноменологии и с точки зрения функционализма (рис. 10.1).

Идентификация таможенной службы на основе институционального под­хода позволила выявить ряд признаков, которые предлагаем классифицировать на базовые (характерные для всех организаций) и специфические (отражающие особенности таможенной службы как государственного института).

Рис. 10.1. Направления исследования таможенной службы как института

 

Таможенная служба как организация обладает следующими базовыми признаками:

1. Наличие общественно значимых статуса, функций и целей, выража­ющих конкретные социальные потребности.

2. Наличие материальной, финансовой и ресурсной базы для осуществ­ления своей миссии.

3. Реализация в структуре и деятельности таможенной службы институци­ональных норм, которые не противоречат принятым институциональным стандар­там и упорядочивают ролевые функции, права и обязанности персонала.

4. Устойчивость социальных связей и отношений в рамках социальной структуры общества[65].


Специфические признаки таможенной службы как социально- экономического института государства отражены на рисунке 10.2.

Представляется важным уточнить, что таможенная служба России являет­ся социально-экономическим институтом" государства^ Экономический аспект в данном случае подразумевает систематически осуществляемое взаимодействие таможенных органов с внешними для них объектами, экономически заинтересо­ванными в эффективности такого взаимодействия, выражающегося в обеспече­нии и поддержании на оптимальном уровне трансакционных издержек. Так, у каждой функции таможенной службы как социально-экономического института есть внешний «потребитель» или реципиент.

Таким образом, в настоящее время можно утверждать, что таможенная служба России — сложный и масштабный эволюционирующий институт обеспе­чения экономической безопасности государства, наделенный статусом ведущего государственного института, выполняющего комплекс значимых функций, свя­занных с регулированием внешнеэкономической деятельности.

Организационно таможенная служба представлена системой таможенных органов, которые составляют единую федеральную централизованную систему и представляют собой одну из важнейших подсистем институциональной системы России. В структуре таможенной службы можно выделить две системообразующие институциональные группы, представленные на рисунке 10.2 и отображающие ос­новные составляющие элементы таможенной службы как института.

На современном этапе таможенная служба России находится в активной стадии институциональных преобразований: формируются новые подходы к та­моженному администрированию, внедряется новая философия таможенного дела — «контроль в виде сервиса». Трансформация таможенной системы в систему та­моженных услуг становится ключевым фактором вхождения России в Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли[66] — это главный вектор развития таможенной службы, ориентирующий ее на совершенствование суще­ствующих и создание новых типов организационно-экономических и технологиче­ских инструментов качественной и эффективной реализации политики государства в развитии экономики и внешнеторговой деятельности России.


Институционально- организационный аспект
Таможенные органы
_1_
образуют право­вое поле функци­онирования тамо­женных органов и регламентируют их взаимодей­ствие с потреби­телями
ФТС
организуют и направляют поведение таможенного персонала
Таможни
Таможенные посты
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...