Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Логика построения типологии жизненных ситуаций




Белан Е.А.

 

Вопрос о необходимости психологической теории ситуаций для современной науки обсуждается достаточно часто. Ситуационный подход к анализу поведенческих стратегий человека, значительно расширяющий возможности научного объяснения процесса организации жизнедеятельности, вызывает особый интерес как зарубежных, так и отечественных теоретиков.

Характеризуя ситуацию как «многослойное и многодименсиональное» явление, Л.Ф. Бурлачук и Н.Б. Михайлова (Бурлачук Л.Ф., Михайлова Н.Б., 2002) указывают, в частности, на определённые трудности систематизации жизненных ситуаций. Не вдаваясь в анализ достоинств и недостатков существующего множества вариантов типологии жизненных ситуаций, рассмотрим возможную логику построения такой типологии.

Первым шагом построения типологии жизненных ситуаций должно стать определение теоретической модели, позволяющей устанавливать какие-либо взаимные соответствия между субъектом и конкретной жизненной ситуацией. В качестве базовой модели может выступать антропологическая модель взаимодействия «человек – окружающий мир», где человек понимается как субъект собственной жизнедеятельности, организующая и формообразующая подсистема обозначенной модели. Механизм функционирования данной модели как модели взаимодействия предполагает постоянное взаимоотношение субъекта и окружающего мира. Так, субъект «различим» только в соотношении с объектом, т.е., с тем, что непосредственно субъектом не является. Граница между субъектом (Я) и объектом (не-Я) разделяет пространства внешнего и внутреннего. Субъект познаёт себя во взаимоотношении с объектом и через не-Я познаёт собственное Я. Тем самым, можно говорить о том, что субъект самоопределяется через объект и, что объективное, познаваемое субъектом, вполне условно, ибо отражено в индивидуальном сознании и, соответственно, носит черты самого субъекта.

Познавая окружающее его не-Я, субъект различает в течении жизнедеятельности отдельные, вполне содержательно ограниченные единицы – ситуации.

Логика построения типологии ситуаций в первую очередь должна основываться на взаимоотношении субъекта и ситуации, т.е. не на состояниях, эмоциональных и других реакциях субъекта в результате воздействия ситуационных переменных, не на условно объективных измерениях самой ситуации, а именно на взаимоотношении, во время которого происходит взаимная подстройка субъектных и ситуационных параметров. Выделяя ситуацию в своём сознании, субъект принимает её как нечто ему внеположенное, и соответственно категоризирует её каким-либо способом, т.е. относится к ней некоторым образом. Следовательно, результатом взаимодействия субъекта и ситуации выступает категоризация и интерпретация ситуации субъектом. Можно правомерно утверждать, что субъект определяет и регламентирует ситуацию и ситуация в отношении к субъекту также индивидуальна, как и он сам.

Если система «субъект – ситуация» воспринимается как гомеостатическая (тяготеющая к динамическому равновесию), то одним из основных критерием взаимоотношения субъекта и ситуации будет степень сбалансированности данного взаимодействия. Следовательно, основанием для типологии жизненных ситуаций может служить степень нарушения баланса во взаимодействии и, в частности, переживаемое субъектом давление ситуации, которое выступает в индивидуальном сознании субъекта в качестве уровня значимости той или иной жизненной ситуации. Таким образом, первичной оценкой, базой интерпретативного процесса можно признать уровень значимости конкретной ситуации для субъекта.

Типология жизненных ситуаций должна быть многоуровневой. Процесс интерпретации ситуации складывается из достаточного множества дифференцирующих оценок, и данные оценки могут принадлежать как одному уровню, так и быть выстроены иерархически. Наиболее общий – первичный – уровень должен основываться на наиболее общих же взаимодействиях, и в качестве индикатора здесь целесообразно использовать систему повышения-снижения уровня активности субъекта в отношении ситуационных переменных.

Достаточно распространённым является мнение, что уровень активации субъекта повышается соответственно повышению уровня значимости для него той или иной ситуации (качественные характеристики такой зависимости не установлены и требуют соответствующих исследований).

Используя в качестве основания для типологии ситуаций степень воздействия ситуационных параметров на субъекта, можно выделить класс повседневных ситуаций (когда баланс взаимодействия субъекта и ситуации не выходит за пределы обычного адаптивного потенциала субъект – динамическое равновесие) и класс ситуаций, выходящих за пределы повседневности (когда воздействие ситуации требует дополнительной активации субъекта для достижения гомеостатического взаимодействия).

Поскольку степень превышения адаптивных возможностей субъекта во взаимодействии с ситуационными параметрами может быть различной по интенсивности и силе, то ситуации, выходящие за пределы повседневности целесообразно подразделять. Так, можно выделять значимые ситуации, трудные ситуации и экстремальные ситуации.

Представляется обоснованным различать собственно значимые ситуации и ситуации жизненных трудностей, поскольку между данными классами ситуаций имеется важное различие. Взаимодействуя с жизненными трудностями, субъект защищается от их воздействия, используя различные стратегии совладающей активности. Взаимодействие с собственно значимыми ситуациями, напротив, не предполагает защиты, субъект во взаимодействии с ситуациями данного класса, проявляет активную адаптацию (приспособление). В отличие от совладающего поведения, активная адаптация имеет в качестве основной не защитную функцию, а функцию приспособления.

Класс экстремальных ситуаций имеет собственные закономерности организации жизнедеятельности субъекта. Уровень значимости экстремальных ситуаций можно обозначить как предельный, поскольку данные ситуации несут в себе угрозу жизни, целостности и безопасности субъекта. Поведение субъекта в таких ситуациях можно классифицировать как реактивное, основанное на витальных базовых потребностях самосохранения.

Таким образом, выстраивается определённая последовательность ситуаций в пространстве значимости их для субъекта: повседневные ситуации, значимые ситуации, трудные ситуации, экстремальные ситуации.

Основанием для отнесения непосредственной конкретной ситуации к тому или иному классу может быть только субъективная категоризация, т.к. только субъект может определить, что данная ситуация является для него значимой, трудной или повседневной. Так, например, ситуация оценки, которая многими психологами относится к жизненной трудности, может и не являться таковой для субъекта. Приписывание извне (вне субъекта) той или иной ситуации к тому или иному классу заведомо будет содержать высокую вероятность ошибки.

Обсуждаемая логика построения типологии жизненных ситуаций позволяет установить наиболее общие закономерности организации субъектом своей активности в конкретных жизненных ситуациях. Дальнейшая логика типологизации жизненных ситуаций должна дифференцировать ситуации внутри каждого класса соответственно качественным характеристикам взаимодействия субъекта с определёнными жизненными ситуациями. Проблематика исследований вариативности индивидуального поведения субъекта во взаимодействии с жизненными ситуациями требует дальнейшей разработки и представляется весьма перспективной областью научных исследований.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...