Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Значение третьей базовой перинатальной матрицы в выявлении истоков деструктивного поведения и саморазрушительных тенденчий кризисной личности.




Борисова А.А. (Тверь)

 

Актуальность обращения к концептуальным основам трансперсональной психологии и психотерапии продиктована необходимостью более полного, всестороннего изучения предпосылок возникновения различных по характеру и проявлению индивидуальных психологических расстройств, личностной дезинтеграции, некоторых форм массовых социальных недугов, феноменология которых не может быть полностью объяснена без должного внимания специалистов по оказанию психологической помощи к базовым теоретическим и практическим разработкам этих областей знаний о человеке.

В данной работе мы опираемся на результаты научных исследований, проводимых в течении нескольких десятилетий признанным лидером трансперсональной психологии и психотерапии С. Грофом [1]. Исследования С. Грофа убедительно обосновывают положение о том, что последующие события биографической истории личности находятся во взаимосвязи с травмой биологического рождения, а наиболее опасные, нарушавшие в прошлом гармонию внутриутробного существования элементы перинатального опыта, продолжают оказывать влияние на многие сферы жизни человека и во многом предопределяют характер его отношения к самому себе, окружающему миру, партнерам по межличностному взаимодействию. Иными словами, травма рождения, играет важную роль во всей последующей жизни индивида, прежде всего потому что «человек был рожден только анатомически, но не завершил этот процесс эмоционально и не интегрировал его психически» [1;227].

Цель статьи – показать наиболее значимые моменты динамики третьей базовой перинатальной матрицы (БПМ III), влияющие на организацию психической сферы, а так же описать негативные аспекты проявления БПМ III, фиксация личности на которых создает предпосылки формирования эмоциональных, психосоматических нарушений и некоторых форм психопатологии.

В этом плане обширными информативными возможностями для выявления и анализа психологом истоков кризисных состояний личности обладает расширенная картография психики, предложенная С. Грофом и включающая в себя добиографические (перинатальные от греч. «peri» - около, вокруг, и «–natalis» - относящийся к рождению) и трансперсональные (надличностные) уровни психики [1]. Картография психики, разработанная С. Грофом открывает новые перспективы в изучении глубинных механизмов, влияющих на формирование деструктивного поведения, суицидальных тенденций, возникновения различного рода зависимостей, и этот факт на сегодняшний день, имеет многочисленные научные подтверждения.

В авторской трактовке термином «Базовые Перинатальные Матрицы» (БПМ), обозначены структуры сопоставимые с анатомическими, физиологическими и биохимическими аспектами определенных клинических стадий рождения, организующие важный эмоциональный и психофизиологический материал внутриутробного опыта, хранящиеся в сфере индивидуального бессознательного, эмпирически доступный личности в процессе глубинной терапии и самоисследования.

События третьей базовой перинатальной матрицы соответствуют второй клинической стадии родов – началу прохождения плода через родовой канал. На биологическом уровне эта стадия представляет собой серьезные испытания для ребенка, поскольку интенсивные маточные сокращения вызывают сильнейшее механическое сдавливание, боль, провоцируют высокую степень нехватки кислорода. В работах С. Грофа эта стадия родов обозначается метафорой «опасное прохождение», а соответствующие ей физические ощущения плода в этот период по своей интенсивности определяются как титанические – «из-за того, что ребенок в процессе рождения полностью ограничен, не имеет никакого способа выражать противоречивые эмоции, память об этом событии остается психологически не усвоенной и не проработанной» [2; 134].

Атмосфера столкновения и противоборства третьей матрицы запечатлевается на уровне бессознательного как ощущение того, будто весь мир (а для ребенка миром его привычного существования является материнский организм) стал недружелюбен и чрезвычайно опасен по отношению к нему. Негативные аспекты второй клинической стадии родов представляют собой некий сплав единовременно возникающих деструктивных сил: это давление и сжатие со стороны материнского организма, действию которых плод подвергается в родовом канале, яростная биологическая реакция плода в ответ на удушье, боль. Тем не менее, ситуация данной матрицы не является уже столь безнадежной (выход обозначен), и переживающий ее ребенок не так беспомощен, поскольку при отсутствии внутриутробной патологии развития, он принимает активное участие в процессе, его стремления приобретают определенную направленность – выжить, освободившись от стесняющих обстоятельств. Активность ребенка в процессе собственного рождения проявляется на весьма неспокойном эмоциональном фоне и может иметь два вектора направленности: «вовне» и «вовнутрь».

I. Направленность вовне представлена противоборством рождающегося и «агрессией» со стороны женской репродуктивной системы. Здесь необходимо учитывать, что борьба в родовом канале – первый для человеческого существа опыт серьезного противостояния, конфликтного взаимодействия с другим биологическим организмом. Кинестетический опыт, приобретаемый ребенком на этом этапе родов, представляет собой комбинацию механического сдавливания, боли и удушья, являясь чрезвычайно травматичным. При этоминтенсифицируется работа эндокринной системы, усиливается выработка адреналина, подсознание запечатлевает картину мира, который потенциально опасен и требует агрессивных ответных действий. В последующие годы индивидуальной эволюции личности подавленные агрессивные импульсы этой стадии рождения могут стать скрытым и неосознаваемым источником постоянного беспокойства, психологического дискомфорта, бурных неадекватных поведенческих реакций, направленных на устранение как самого возможного ситуативного ограничения некоей свободы проявления индивида, так и на совершенно другие заместительные объекты. Подобные состояния способны модифицироваться на более поздних этапах онтогенеза в поведенческую стратегию «борьбы против всех». Гипертрофированные случаи реализации стремления индивида к борьбе с естественными ограничениями природной и социальной среды обитания вполне сопоставимы, по мнению автора, с такими формами психических расстройств как паранойя, маниакально-депрессивый синдром.

II. Другой вектор направленности биологически обусловленных стремлений ребенка (стремление к выживанию и сохранению целостности организма) может возникнуть в ситуации противоборства с материнским организмом на финальных этапах родовой деятельности, когда боль и удушье достигают эскалации. В состоянии паники и безысходности, агрессивные импульсы плода могут быть направлены вовнутрь т.е. на самого себя. При этом срабатывает не осознаваемый психологический механизм диссоциации с той частью себя, которая наиболее вовлечена в этот травматичный процесс (в данном случае такой частью являются подавляемые эмоциональные реакции плода). Ситуация жесткого ограничения возможности движения в родовом канале, провоцирует по мнению С. Грофа, эмоциональную отстраненность ребенка от всего происходящего с ним и задает дезадаптивную цель на будущее: «выжить не чувствуя». В этом случае, фиксация индивида на данном аспекте перинатального уровня может быть представлена наличием эмоционально-когнитивного диссонанса, переживаемого личностью из-за постоянно существующего внутреннего эмоционального напряжения, дисфории, раздражительности, недовольства собой, собственными действиями, заниженной самооценкой.

Резюмируя содержание статьи, отметим, что информация перинатального уровня существования индивида, должна учитываться практическим психологом в процессе работы с кризисной личностью по следующим причинам:

1. Основой аффективного реагирования индивида, фиксированного на негативных аспектах проявления третьей базовой перинатальной матрицы становиться экстериоризация внутреннего процесса вовне то есть тенденция к отреагированию психологического дискомфорта, связанного с депревацией физиологических или эмоциональных потребностей индивида в ситуациях более или менее сходных по своим показателям с обстоятельствами первоначальной травмы.

2. Фиксация индивида на негативных аспектах третьей базовой перинатальной матрицы является своеобразной биологической предпосылкой для снижения уровня адаптации личности в социуме, формированию деструктивного поведения, аутоагрессивных тенденций личности, манифестация которых в переломные, кризисные моменты развития создает реальную опасность психическому здоровью.

3. Находясь под влиянием третьей базовой перинатальной матрицы, человек переживает значительное физическое и эмоциональное напряжение и, как правило, сталкивается с проблемой неумения контролировать разрушительные импульсы.

4. Эмоционально сильно заряженный материал, относящийся к околородовому уровню бессознательного может быть спонтанно активизирован психикой в кризисные моменты онтогенетического развития индивида, либо приходить в движение всякий раз, как только жизненная ситуация начинает превосходить адаптивные возможности организма и начинает субъективно расцениваться личностью как угрожающая, что в конечном счете ведет к сокращению диапазона конструктивных форм поведения индивида, к непредсказуемым реакциям на естественные ограничения микро- и макро- среды и, в целом, к ограничению и торможению личностного развития.

Таким образом, знания практикующим специалистом феноменологии перинатального уровня индивидуального сознания, наряду с навыками адекватного применения методов глубинной эмпирической работы с кризисной личностью для высвобождения и десенсибилизации травматического материала этого уровня индивидуальной истории клиента, с целью дальнейшей интеграции его психики – являются, по нашему мнению, важными шагами на пути к решению глобальных социально-психологических проблем современности.

Литература:

1. Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. М.: Изд-во Института трансперсональной психологии, 2001. – 336 с.

2. Гроф С. Холотропное сознание. М.: Изд-во Института трансперсональной психологии,1996. – 248 с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...