Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Влияние эмоциональной сферы на поведение и деятельность руководителя




Вербина Г.Г. (Чебоксары)

 

Согласно принципу дифференцированности эмоций существует значительное количество отдельных эмоций, которые могут быть дифференцированы в нейрофизиологических терминах, выразительно – мимических комплексах и их переживательно-мотивационных характеристиках. Каждая из таких эмоций, как радость, печаль, гнев, страх, стыд влияет на когнитивные процессы и действия людей специфическим образом. Некоторые исследователи искали объяснение этих различий в особенностях ситуаций, оцениваемой индивидом, другие в характеристиках ответных реакций, а третьи – в субъективном переживании. В любом случае большинство теорий доказывают, что различные эмоции связаны различными перцептивными, переживательными, выразительными, когнитивными и двигательными ответами.

Принцип взаимодействия компонентов можно раскрыть на примере субъективного переживания гнева, руководитель может осознавать ощущение бросившегося в лицо жара, напряжение в мышцах и сердцебиение. Ряд теорий доказывают, что эмоция обладает нервным, выразительным и переживательным компонентом. Любой из этих трех компонентов может влиять на деятельность двух других.

Принцип эмоциональной коммуникации свидетельствует о том, что выразительный компонент эмоций является источником сигналов, необычно важных в социальных взаимодействиях. Социальное воздействие принуждает руковителя подавлять или маскировать спонтанные выражения эмоций.

Принцип облегчения личностного развития с помощью эмоций и эмоциональной привязанности утверждает, что эмоции играют критическую роль в формировании межличностных связей.

Согласно принципу взаимодействия систем, деятельность эмоциональной системы (например, возникновение радости или горя) влияет на функции гомеостатической системы побуждений, перцептивной, когнитивной и двигательной систем руководителя.

Принцип адаптивности показывает, что каждая отдельная эмоция может способствовать адаптивному действию. Это означает, что в некоторых естественно возникающих ситуациях данная фундаментальная эмоция может облегчить адаптивное действие.

Принцип эмоционального заражения. Улыбка одного субъекта остается сильным стимулом для того, кому она адресована. Этот принцип указывает на то, что во многих ситуациях эмоция передается от одного человека к другому.

Принцип саморегуляции демонстрирует то, что любой компонент эмоции или любая подсистема, взаимодействующая с эмоцией, является средством эмоционального контроля.

Очень важна роль эмоций в управлении поведением человека. Особую роль в управлении эмоциями и чувствами играет речь, благодаря которой они становятся осознанными процессами. Лишь с помощью речи возможно формирование высших чувств человека – моральных, интеллектуальных, эстетических.

Для состояния эмоционального напряжения характерны затруднения в формулировании мыслей и выборе слов для их адекватного выражения, которые проявляются в увеличении в устных высказываниях количества и длительности пауз, нерешительности,поисковых слов, семантически нерелевантных повторений, «заполненных» пауз, поисковых и описывающих жестов, сопровождающих речь. Одним из проявлений этих затруднений является также снижение словарного разнообразия речи. В состоянии эмоциональной напряженности активизируются спонтанные речевые проявления; резко возрастает количество привычных слов – «паразитов», клише. Существенно возрастает количество некоммуникативных жестов, сопровождающих речь, факт появления которых не осознается руководителем. Наличие затруднений в выборе слов и в формулировании мыслей, с одной стороны, и активизация спонтанных проявлений, с другой стороны, приводят к резким колебаниям общего темпа речи на отдельных участках речевой цепи, с чем, в известной степени, связаны и колебания частоты основного тона.

Эмоции выполняют роль внутренних сигналов. Они являются внутренними в том смысле, что сами они не несут информации о внешних объектах, об их связях и отношениях, о тех объективных ситуациях, в которых протекает любая деятельность. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией, отвечающей этим мотивам деятельности.

Спонтанная концентрация внимания на эмоциональное событие обеспечивает его опознание и когнитивную оценку. Эта оценка определяет дальнейшее протекание эмоционального процесса. Когда субъективная эмоциональная оценка события не подтверждается объективным познанием, - возникшее эмоциональное переживание более или менее быстро угасает. Если же руководитель убеждается, что возникновение эмоционального переживания вполне оправдано или когда оно достаточно сильно – начавшийся эмоционально-познавательный процесс получает, то или иное развитие.

Очень часто исходное эмоциональное явление порождает сложный эмоциональный процесс, состоящий из целого ряда взаимосвязанных и взаимодействующих переживаний.

Существенные изменения в протекании эмоционального процесса способны внести познание причины обусловленности непосредственно эмоциогенного воздействия.

Любая эмоция всегда имеет несколько составляющих. Одна из них распознается как субъективное переживание. Вторая составляющая - это реакция организма. Третья составляющая есть совокупность мыслей, сопровождающих эмоцию. Четвертая составляющая – это особое выражение лица. Пятая составляющая связана с генерализованными эмоциональными реакциями. Шестая составляющая - это склонность к действиям, которые ассоциированы с данной эмоцией, т.е. тенденция вести себя так, как обычно ведут себя люди при переживании определенной эмоции.

При возникновении определенной эмоции все составляющие проявляются одновременно. Более того, каждая составляющая может влиять на другие составляющие.

Сама сущность жизни требует, чтобы сигнал об особой жизненной значимости предмета, выражению которого служит эмоция, был для субъекта сигналом «Внимание».

Каждое “плохое чувство” - результат действия негативных мыслей. Настроение полностью соответствует тому, что думает человек. Во время любого периода депрессии или стресса важно установить суть негативных мыслей (см. рис. 1).

 

Рис. 1. Взаимоотношение мыслей и чувств

 

Эмоции могут предвосхищать ситуацию и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее ситуациях или воображаемых ситуациях.

«Отрицательные» эмоции, по мнению Б.И.Додонова, играют более важную биологическую роль по сравнению с «положительными» эмоциями. «Отрицательные» эмоции – это сигнал тревоги, опасности для организма. «Положительные» эмоции – это сигнал возвращенного благополучия. И последнему сигналу нет необходимости звучать долго, поэтому эмоциональная адаптация к хорошему наступает быстро. Сигнал же тревоги должен подаваться до тех пор, пока опасность не устранена. Вследствие этого застойными могут оказаться только отрицательные эмоции. При этих условиях здоровье человека действительно страдает. Отрицательные эмоции вредны лишь в избытке, как вредно, все, что превышает норму (в том числе и положительные аффекты). Страх, гнев, ярость повышают интенсивность обменных процессов, приводят к лучшему питанию мозга, усиливают сопротивляемость организма перегрузкам, инфекциям и т.д.

К.Изард отмечал, что эмоциональная система редко функционирует независимо от других систем. Некоторые эмоции или комплексы эмоций практически всегда проявляются во взаимодействии с перцептивной, когнитивной и двигательной системами. И эффективное функционирование личности зависит от того, насколько сбалансирована и интегрирована деятельность различных систем.

Познавательные процессы отражают, прежде всего, объективные свойства среды, реальные ее связи и отношения, обеспечивая приспособление к ней деятельности руководителя. Эмоциональные переживания, всегда направлены на некоторое познавательное содержание: отвечают за недостающую функцию оценки, отражаемого объективного со стороны руководителя. Другая функция – это функция побуждения (такие специфические явления, как желание, стремление, влечение и т.д.).

Автором данной работы предлагается классификация эмоциональных типов руководителей, основанная на социально-психологическом исследовании эмоциональной сферы руководителей («Чувашнефтепродукт» - 60 испытуемых) в современных условиях экономической деятельности. Психологическая эмоциональная характеристика руководителя это его общий тон и настрой на восприятие и оценку действительности.

Классификация эмоциональных типов руководителей:

Оптимисты – пессимисты

Толерантные - обидчивые/мстительные

Любознательные – презрительные, снобы

Эмпатийные – гневливые/агрессивные

Самореализующиеся – тревожные/подозрительные

Оптимисты имеют пропорциональное развитие всех психических процессов. Оптимизм обеспечивает руководителю жизнерадостное восприятие окружающей действительности, веру в людей, их силы и возможности, уверенность в прогрессе общества, веру в свои силы и возможности как субъекта деятельности.

Пессимизм – мрачное мироощущение, при котором руководитель не верит в будущее, во многом видит лишь унылое и плохое.

Сноб – человек, считающий себя носителем высшей интеллектуальности и изысканных вкусов.

Толерантность – отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Например, толерантность к тревоге проявляется в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, а внешне - в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятные воздействия без снижения адаптивных возможностей.

Обидчивость как эмоциональное свойство личности определяет легкость возникновения эмоции обиды. У отдельного человека могут иметься особо чувствительные пункты обидчивости, с которыми он связывает наибольшую ущемленность чувства собственного достоинства и при задевании которых может дать бурную аффективную реакцию.

Мстительность – это склонность человека к мести, т.е. к агрессии в оплату за причиненное зло. Мстительность больше выражена у лиц, склонных к автократическому стилю руководства.

Когда объектом эмоциональной восприимчивости руководителя становятся переживания других людей, у него проявляется свойство, называемое эмпатией. Эмпатия означает такое духовное единение личности, когда один человек настолько проникается переживаниями другого, что временно отождествляется с ним, как бы растворяется в нем.

Понятие «эмпатия» впервые ввел в психологию Э.Титченер (1909г.).

По данным Васильковой А.П. (1999), для высокоэмпатийных характерны мягкость, доброжелательность, общительность, эмоциональность, высокий интеллект, а для низкоэмпатийных – замкнутость, недоброжелательность.

Тревожность - это выраженное эмоциональное свойство личности, предрасполагающее к частым проявлениям состояния тревоги в самых различных жизненных ситуациях.

К.К. Платонов определяет любопытство как свойство личности, выражающееся в нецеленаправленной эмоционально окрашенной любознательности. Любознательность проявляется как положительное отношение и целенаправленное стремление к приобретению новых знаний, как пытливость. Человек испытывает потребность в положительных эмоциях именно от получения новых знаний.

Любознательность как устойчивая черта личности, отражает и эмоциональную, и мотивационную сферу личности руководителя в их единстве, образуя своеобразный эмоциональо-мотивационный комплекс.

Эмоция презрения связана с чувством превосходства. Ситуации, активирующие гнев, зачастую одновременно активируют эмоции отвращения и презрения. Комбинацию этих трех эмоций можно рассматривать как триаду враждебности.

Самоактуализация по А.Маслоу – желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих способностей, талантов и потенциала личности.

Таким образом, главная функция эмоций – их участие в управлении поведением и деятельностью человека. Эмоциональные реакции являются спутником и советчиком, как мотивационного процесса, так и всего процесса произвольного управления. Для того чтобы понять, какое место занимает эмоциональная сфера в управлении поведением и деятельностью человека, нужно, во-первых, учитывать, какой своей стороной (субъективной, физиологической или экспрессивной) она участвует в этом управлении и, во-вторых, на какой стадии управления (на стадии мотивации, инициации, мобилизации, оценке результата) происходит ее вмешательство. Этим определяется и различная роль эмоционального реагирования в управлении: отражательно-оценочная (сигнальная), побудительная или энергетическая.

 

Литература:

1. Авдеев В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. - М., 1994.

2. Акопов Г.В., Макеева Л.В. и др. Эмоциональная саморегуляция. – Самара. 2002. 167с.

3. Анохин П.К. Эмоции. Психология эмоций: Тексты. – М., 1984. – 216 с.

4. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М., 1996. - 460 с.

5. Бреслав Г.М. Психология эмоций. – М., 2004. – 534с.

6. Василюк Ф.Е. Психология переживания. – М., 1984. - 200 с.

7. Вартанян Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение. – Л., 1989.

8. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных состояний. – М., 1976. - 142 с.

9. Вилюнас В.К. Психология эмоций. – СПб., 2006. – 496с.

10. Гиппенрейтер Ю.Б., Фаликман М.В. Психология мотивации и эмоций. – М., 2002.- 751с.

11. Додонов Б.И. В мире эмоций. – Киев, 1987. - 139 с.

12. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб., 2000. – 464 с.

13. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб., 2001. – 749 с.

14. Карпов А.В. Психология управления. - М., 2000. – 584 с.

15. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М., 1983.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...