Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Козлов В.В., Шоманбаева А.О.




Использование психологической наукой категории ценностей и ценностных ориентаций крайне актуально в осмыслении современных этнических процессов в Казахстане. Это путь формирования национальной идеи и новой модели взаимодействия этносов; понимания процесса трансформации этничности, происходящего на стыке различных культур, и, наконец, создания механизмов предвидения и исключения национальной напряженности и конфликтов.

В контексте нашего исследования ценностные ориентации – это интериоризированные личностью ценности этнических социальных групп в виде жизненных стратегических целей и мировоззренческих ориентиров, образующих этническую картину мира личности. /1-5,7,8/. Процесс интериоризации осуществляется через психологические механизмы, связанные с присвоением общего фонда смысловых образований (концепция Джакупова С.М.) /1-5/, механизм «сдвига мотива на цель» (концепция Леонтьева А.Н.), механизм идентификации, рефлексии и др.

В данной статье изложены результаты исследования ценностей и ценностных ориентаций студенческой молодежи русского и казахского этносов г.Шымкента в процессе обучения. В исследовании нами использовалось теоретическое положение о том, что юношеский (студенческий) возраст является решающим периодом развития этнического самосознания, его упрочения и закрепления (Э.Эриксон, В.Ю. Хотинец, Ж.Т. Уталиева и др.).

Как известно, русские и казахи относятся к народам с выраженной культурной дистанцией. Вследствие этого, мы предположили наличие особенностей в структуре ценностей студентов казахского и русского этносов, обусловленных этническими факторами социализации: опытом межэтнического взаимодействия и характеристикой этноконтактной среды (в нашем случае – полиэтничностью и моноэтничностью состава учебных групп).

Мы исходили из следующих специфических особенностей Южно-Казахстанской области, а именно: 1) Высокая полиэтничность региона 2) Исторический опыт совместного проживания и наибольший удельный вес в общей численности населениия казахов и русских в регионе 3) Тенденция к сокращению русского компонента (выезд за пределы РК), при этом – изменение этничности титульного этноса (за счет миграции оралманов) 4) Значительное численное превосходство титульного этноса над нетитульными этносами (русские в регионе представляют этническое меньшинство, а казахи выступают доминантным этносом -68,7 %). 5) Тенденция к увеличению представленности титульного этноса в этническом составе городов за счет притока сельских жителей.

Вышеизложенное предопределило решение задачи установления сходств и различий в структуре ценностей молодежи казахского и русского этносов в диапазоне размерности "индивидуализм - коллективизм".

В качестве респондентов нашего исследования выступили 402 студента казахской и русской национальности, обучающиеся на русском и казахском отделениях экономического, исторического и психологического факультетов Южно-Казахстанского Государственного Университета им. М. Ауезова (ЮКГУ) и Шымкентских филиалов Казахстанско-Российского института (КРИ) Современной Гуманитарной Академии(СГА), Балтийского Государственного Технического Университета (БГТУ, г. Санкт-Петербург).

Опрошено 240 респондентов казахской национальности, обучающихся в группах с русским и казахским языком обучения, 96 - русской национальности, 66 – других национальностей. Протоколы исследования последних респондентов в исследовании не анализировались. Средний возраст - 20,5 лет. В исследовании приняли участие 223 девушки и 179 юношей.

Выбор именно этих вузов неслучаен. Этносоциологический анализ свидетельствует о численном превосходстве представителей титульного этноса в студенческой аудитории ЮКГУ и значительном перевесе русского этноса и других русскоязычных представителей нетитульных этносов в КРИ, БГТУ, мотивированных перспективой получения диплома «российского образца» при прочих относительно равных с другими вузами города условиях обучения.

Сбор эмпирических данных проходил с помощью опросника, интервью, анкетирования, бесед, включенного наблюдения, с применением методов математической обработки результатов.

Степень близости ценностных структур сознания студентов казахского и русского этносов изучалась на основе методического инструментария «Культурно – ценностный дифференциал» (КЦД), разработанного Т.У. Солдатовой, И.М. Кузнецовой и С.В. Рыжовой /6/ (см. табл. 1)

 

 

Таблица 1 - Коэффициенты выраженности качеств, полученных по методике «Культурно-ценностный дифференциал» (%)

 

  РМ о себе А1 КМ о себе А2 РМ о казахах Г1 КМ о русских Г2 РП о себе А3 КП о себе А4 РП о казахах Г3 КП о русских Г4
Ориентация друг на друга – на себя
1. Взаимовыручка   88,3   51,1 77,8 73,3 73,3 63,3
2. Разобщенность 56,7 50,1   51,1 55,5 66,7 40,1 56,7
3. Подчиненность 58,3 60,7   58,8 44,4 66,7 75,5 63,3
4. Самостоятельность 71,7 53,9   63,7 46,8 66,7 57,9 63,3
5. Верность традициям   90,2   55,9 77,8   66,8 66,7
6. Разрушение традиций   49,1   50,9 37,9 53,3 31,1 43,3
Ориентация на изменения
7. Открытость 56,7 85,4   48,1 75,6 73,3 62,3 63,3
8. Замкнутость 21,7 46,2   63,9   53,3 57,9  
9. Устремленность в будущее   72,6   68,6 48,9 73,3 55,6 63,3
10. Устремленность в прошлое 48,3 55,1   52,9 66,7 66,7    
11. Склонность к риску 81,2 72,7     57,8 53,3 68,9 46,7
12.Осторожность   62,8   74,6 53,3   46,7 73,3
Ориентация на взаимодействие
13. Миролюбие 68,3 79,6   68,8 68,9 82,3 57,7  
14. Агрессивность 48,3 46,1     54,5 61,2 46,6 56,7
15. Сердечность   82,4     55,5   46,7 76,7
16. Холодность 31,7 44,3   46,1   46,7 60,1 56,7
17. Уступчивость 43,3 59,9   45,1 44,5 86,7 84,4 76,7
18. Соперничество 68,3 62,8   52,9 71,2 66,7 64,5 66,7
Ориентация на власть
19. Дисциплинированность   58,9   55,9   66,7 57,9 66,7
20. Своеволие 68,3 67,7   59,8 68,9 46,7 42,2 46,7
21. Законопослушность   54,9   56,9 79,9 66,7 44,5  
22. Анархия       44,1 51,1 53,3 44,4  
23. Уважение власти 48,3 79,4   58,3 62,3 73,3 57,7 66,7
24. Недоверие к власти 76,7 28,5     53,3 53,3 57,8  

 

Нами отмечена тенденция к проявлению различий культурно-ценностных характеристик у казахов и русских в диадах: казахи моно- и полиэтнических групп (Км- Кп), русские моно- и полиэтнических групп (Рм-Рп), казахи – русские моноэтнических групп(Км-Рм).

Оценивая результаты по шкале «Ориентация на группу – на себя», можно сказать, что казахи в большей степени ориентированы на группу, нежели русские.

Объясняется это тем, что в Мы – образах казахов (моноэтнических и полиэтнических групп) высоко стереотипными оказались такие качества, как - взаимовыручка (88,3% и 78,3%), верность традициям (90,2% и 98,9%). Они реже, по сравнению с русскими, оценивают свою группу как разобщенную.

Высокой степенью выраженности у русских моноэтнических групп обладает самостоятельность – 71,7% (однако, русские полиэтнических групп оценивают это качество в своем авто стереотипе – на 46,8%). Соответственно, подчиненность характеризуется русскими моноэтнических групп на 48,3%; русскими полиэтнических групп – 44,4%. При этом, несколько большую выраженность этого качества русские приписывают казахам (73% и 75,5%) по сравнению с тем, как казахи обнаруживают подчиненность у самих себя (60,7% и 66,7%). Другие рассогласования в образах между притязаниями членов той или другой группы к проявлению определенных качеств у представителей своей и чужой группы мы наблюдаем у русских моноэтнических групп в оценке ими казахского этноса и у казахов полиэтнических групп в оценке ими русских. Следует отметить, что среди высокостереотипных характеристик, превысивших 70% планку внутригрупповой согласованности, у русских полиэтнических групп оказались взаимовыручка и верность традициям (что, впрочем, не подтверждается гетеростереотипами казахов). Подобное «заимствование» русских может быть объяснено формированием общего фонда смысловых образований у русских и казахов полиэтнических групп в процессе совместной учебной деятельности.

Ориентация на изменение. Русские и казахи демонстрируют выраженную ориентацию на открытость переменам. Но больший радикализм показывают – казахи и русские студенты моноэтнических групп (76,6% и 72,2%, соответственно). Более выраженное сопротивление переменам характерно для русских студентов полиэтнических групп.

Результаты, полученные по шкале «Ориентация друг на друга» говорят о том, что на уровне образов перцепции, студенты казахского этноса (по сравнению с русской выборкой) оказались более настроенными на взаимодействие. Как видно из данных таблицы 1, они назвали большую степень выраженности у себя качеств, способствующих лучшему пониманию друг друга и взаимодействию: миролюбие, сердечность и уступчивость, и меньшую степень выраженности качеств, препятствующих взаимодействию и взаимопониманию: агрессивность, холодность и соперничество. Высокостереотипная выраженность ориентации друг на друга характерна для казахов полиэтнических групп. В меньшей степени она представлена у русских полиэтнических групп. Но следует отметить, что представители русского этноса (обеих групп) считают казахов менее миролюбивыми и сердечными, чем казахи думают о себе сами. А казахи полиэтнических групп воспринимают русских несколько более склонными к соперничеству, чем это присутствует в самопредставлениях русских.

Сравним результаты, полученные по шкале «Ориентация на власть». Они рассмотрены в диапазоне: сильный социальный контроль - слабый социальный контрол ь. В структуре ценностных ориентаций русские студенты моноэтнических групп показали меньшую зависимость от социального контроля, чем другие исследуемые группы. Они отметили у себя высокостереотипную выраженность показателя недоверия к власти (76,7%), тогда как казахи моноэтнических групп указали на слабую выраженность у себя этого качества, на уровне 28,5%, а качество уважения к власти оценили на 79,4%.

Таким образом, в континууме психологической универсалии "индивидуализм – коллективизм", при рассмотрении четырех типов ориентации, можно сделать следующие выводы: на уровне образов восприятия казахи по сравнению с русскими представляют коллективистскую культуру. Причем, отличия наиболее акцентированы в диадах: казахи и русские моноэтнических групп, казахи моно- и полиэтнических групп, а также русские полиэтнических и моноэтнических групп.

Ядром семантической конфликтогенной зоны между русскими и казахами моноэтнических групп (коэффициент совпадения: 0,68) являются ориентация на группу и ориентация на власть. Казахский народ демонстрирует образ дисциплинированного, законопослушного, предсказуемого гражданина с высокими показателями ассоциированности с группой и уровнем этнической солидарности. В то время как русские (по их собственному мнению и по мнению титульной группы) не очень соответствует такому стилю поведения. Они не так послушны, не так уступчивы и предсказуемы, как этого хотелось бы титульному этносу (зато - открыты, самостоятельны и энергичны). Возможно, это- сопротивление социальному контролю, олицетворяемому в республике, главным образом, властью титульного этноса.

Русские полиэтнических групп выглядят более уступчивыми и ориентированными на группу, что является, по-видимому, способом адаптации в условиях активного межэтнического взаимодействия.

В то же время, между этносами существует широкая база взаимопонимания, выражающаяся в высоком показателе коэффициента совпадения самопредставлений исследуемых этнических групп. Большую выраженность интеграционных тенденций наблюдаем в диаде: русские и казахи полиэтнических групп (коэффициент совпадения: 0,89), для которых характерна более широкая и взаимопроникающая граница семантической зоны, состоящая из характеристик, превысивших 70% планку внутригрупповой согласованности. Это – взаимовыручка, верность традициям, открытость, миролюбие и законопослушность.

Таким образом, методика КДД подтвердила существование межнациональных и межкультурных различий в структуре ценностных ориентаций студенческой молодежи русского и казахского этносов, обусловленных этническими факторами социализации (в нашем случае – моно- и полиэтничностью составом учебных групп). Кроме того, выяснено, что в рамках одной культуры возможны разные ценностные ориентации. Основу для этого создает поликультурная среда – открытая и терпимая к разнообразным этнокультурным ценностям.

Дополнительно были использованы данные, полученные при проведении «Диагностического теста отношений» (ДТО) Г.У. Солдатовой в изучении этнических стереотипов студентов моно- и полиэтнических групп при пересечении ролевых позиций я-образа, образа представителя казахской этнической группы, образа представителя русской этнической группы (таблица 2), а также эмоционально-оценочные показатели автостереотипов исследуемых групп по методике С.М. Джакупова (таблица 3).

Таблица 2 - Матрица интеркорреляции ролевых позиций образа русского и казаха

  РМ Я-образ КМ Я-образ РП Я-образ КП Я-образ
Образ казаха 0,21 0,74 0,37 0,59
Образ русского 0,71 0,19 0,68 0,21

Таблица 3 – Эмоционально-оценочные показатели автостереотипов казахского и русского этносов (коэффициент направленности - Дср)

РМ КМ РП КП
0,68 0,75 0,61 0,48

Представленные данные свидетельствуют о том, что образ-Я в моноэтнических по составу группах (РМ, КМ) высоко коррелирует с образами типичного казаха или типичного русского, что свидетельствует о выраженной моноэтнической идентификации со своей этнической группой.

Что касается самовосприятия респондентов полиэтнических групп, то для них наряду с выраженными коэффициентами корреляции с этническими образами своих групп характерна также идентификационная связь с образами других этносов, означающая амбивалентность этнической самоидентификации студентов. Это позволяет предположить наличие двойственной биэтнической идентификации, незначимой этнической идентичности, а также идентификации с чужой этнической группой в среде студентов, обучающихся в полиэтнических по составу учебных группах. Таким образом, полиэтническая индивидуальность со стороны своего содержания выступает в качестве своеобразного психологического наполнителя понятия «маргинальный этнический статус личности» (С.М. Джакупов, Ж.Д. Жукешева).

Заметим, что эмоционально-оценочный показатель автостереотипа казахов моноэтнических групп значительно позитивнее эмоциональной оценки автостереотипа русских моно- и полиэтнических групп. Эти данные расходятся с результатами исследования функциональной природы этнических стереотипов казахов и русских, проведенных на базе Алма-Атинского Государственного университета (АГУ им. Абая) в 1998 году, когда автостереотип русских был более позитивен, чем автостереотип казахов. Эта ситуация объясняется изменениями в потенциале казахского этноса, происходящими на нынешнем историческом этапе, когда у казахов сложились новые ценностные представления о своей самодостаточности и важности большей самостоятельности. Феномен снижения позитивности эмоциональной оценки автостереотипа этнических групп в полиэтнической среде известен науке и описан в литературе (Г.У. Солдатова) /6/.

Анализируя данные по субъективной культурной дистанциированности, степенью идентификации со своей этнической группой, а также эмоционально оценочным компонентом автостереотипов исследуемых этнических групп, формулируем следующую закономерность: чем выше уровень идентификации со своей этнической группой, тем положительнее оценивает себя представитель данного этноса, тем большую культурную дистанцию они склонны отмечать со своими народами-соседями.

Литература:

1. Джакупов С.М. Психологическая структура процесса обучения.-Алматы.Казак университеты, 2004, - 312с.

2. Kluckholn C., Strodtbeck F.L. Variationsin value orientations. Evanston, IL: Row Peterson, 1961.

3. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М.: Изд-во Ключ – С,1999

4. Лебедева Н.М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре//Психол. журнал.- 2001.- Т.22, №3. - С.47-51

5. Лебедева Н.М. Базовые ценности русских на рубеже 21 века//Психол. журнал.2000.-Т.21, №3.- С.67-71

6. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М.: Смысл, 1998.- С.165-194

7. Шадрин Н.С. Психология личностных ценностей. - Павлодар: Павлодарский государственный университет им. С Торайгырова.-2003.-103 с.

8. Ядов В.А. Социальная идентичность личности. - М.,1994

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ГОД ЗА ГОДОМ – ОБЪЕДИНЯЕМ НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ!  
Новиков В.В. (Ярославль) ПСИХОЛОГИЯ, ВОСТРЕБОВАННАЯ ВРЕМЕНЕМ, ИЛИ 15 ЛЕТ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ    
В.В.Козлов (Ярославль) ПРЕЗУМПЦИЯ ИНТЕГРАТИВНОСТИ  
Новиков В.В. (Ярославль) Раченкова И.Я. (Астана) К ПРОБЛЕМЕ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОНФЛИКТОВ  
Абрамов В.В., Калюжный А.А. (Казахстан, Актобе) СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ аспекты БрендА учителя    
Абрамов Д.И.(Ярославль) КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД К ТРАКТОВКЕ ФЕНОМЕНА ТВОРЧЕСТВА  
Агапов Д.А., Акопов Г.В. (Самара) СОЗЕРЦАНИЕ КАК ЛАТЕНТНАЯ СТОРОНА КАТЕГОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
Акуленко А.Н. (Минск) ВЗАИМОПОНИМАНИЕ В ПОЛУСТРУКТУРИРОВАННЫХ ИНТЕРВЬЮ КАК ДИАЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС    
Алексеев В. Е. (Самара) УГЛУБЛЕННОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ КАНДИДАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ    
Анисимова М. М. (Нижний Новгород) КАТЕГОРИИ ЭВОЛЮЦИИ И СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЯХ П. Д. УСПЕНСКОГО    
Аристархова О. А. (Кострома) ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПТУ К РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ  
Артемьева О. А. (Иркутск) БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД В ИССЛЕДОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕТЕРМИНАЦИИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ    
Артфельдер Д.В. (Чебоксары) ВОСПРИЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ И САМОВОСПРИЯТИЕ КАРДИОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ    
Балгимбаева З.М. (Алматы) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕГРАТИВНОГО МЕТОДА В ГЕНДЕРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ    
Барамохина Е.А. (Ярославль) СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА    
Безрукова М. О. (Ярославль) ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПЕРЕМЕН    
Белан Е.А. Логика построения типологии жизненных ситуаций  
Беседина Е.В. (Тюмень) ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ТОЛЕРАНТНОСТИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДЕФОРМАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ    
Богданова Е.Е., Флоровский С.Ю. (Краснодар) ДИНАМИКА ЛИЧНОСТНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ  
Богданчиков С.А. (Саратов) Советская психология как объект историко-методологического исследования    
Борисова А.А. (Тверь) ЗНАЧЕНИЕ ТРЕТЬЕЙ БАЗОВОЙ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ МАТРИЦЫ В ВЫЯВЛЕНИИ ИСТОКОВ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И САМОРАЗРУШИТЕЛЬ-НЫХ ТЕНДЕНЧИЙ КРИЗИСНОЙ ЛИЧНОСТИ  
Бредихин Г.А. (г. Москва) СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКА ПРОКУРАТУРЫ    
Бутенко Г.П., Белавина И.Г. (Москва) СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОГРАММЫ «ПЛАНЕТА – НАШ ДОМ»    
Бызова Л.В. (Иркутск) АНАЛИЗ СМЫСЛОВОГО СОДЕРЖАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН  
Вайберт М.И., Вайберт Э.В. (Чебоксары) ОСОБЕННОСТИ ДЕЛО-ВЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ  
Вербина Г.Г. (Чебоксары) НЕВЕРБАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ КОММУНИКАЦИИ  
Вербина Г.Г. (Чебоксары) ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ НА ПОВЕДЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ  
Веремеенко Н.А. (Москва) ИНТЕГРАТИВНАЯ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ  
Винарчик Е.А. (Владимир) ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ-СИРОТ  
Волканевский С.В., Карпов А.В. Рефлексивность как де-терминанта «психического выгорания» личности  
Волобуева Н.В. (Курск) К ВОПРОСУ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ СПОСОБНОСТИ К САМОРЕГУЛЯЦИИ В ПРОЦЕССЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ    
Голубев А.А. (г. Тверь) ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ. ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕКТОР    
Гирфанова М.С., Акопов Г.В. РИСУНОК «СЕМЬИ НЕСУЩЕСТ-ВУЮЩИХ ЖИВОТНЫХ» КАК ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ МЕТОД ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА    
Грачева Е. М. КОГНИТИВНАЯ СЛОЖНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА    
Грего О.Е. ПРОЯВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
Григорьева Н.В., Петунова С.А. (Чебоксары) ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ОБЛИКА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ    
Гришин Е.В., Новиков В.В., Чудайкин А.М. (Ярославль) ЕЩЕ РАЗ О ПСИХОЛОГИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЧИНОВНИЧЕСТВА    
Грицай А. О. (Ярославль) НЕЙРОЛОГИЧЕСКИЕ УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ  
Гусева Т. (Ярославль) КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТ-НОСТЬ И КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА РУКОВОДИТЕЛЕЙ ГРУППЫ    
Грязнов А.Н. (Казань) ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ТЕРЦИАРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ БОЛЬНЫХ АЛКОГОЛИЗМОМ И НАРКОМАНИЙ    
Густова Л. В., Шемет С. С., Шемет И. С. (Москва) ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕГРАТИВНЫХ ПСИХОТЕХНОЛОГИЙ    
Дудорова Л.Ю. (Москва), Кондрат Е.Н. (Санкт-Петербург) СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЙ ГЕНДЕРНЫХ ДЕВИАЦИЙ В МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ    
Дулина Г.С. (Ярославль) СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ    
Дырин С.П.(Набережные Челны) О СОДЕРЖАНИИ ТЕРМИНА «МЕНТАЛИТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ОБЩНОСТИ»  
ЖалагинаТ.А. (г.Тверь) МОТИВАЦИЯ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА  
Елизаров С.Г. (г.КУРСК) МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНАЯ ВКЛЮЧЕННОСТЬ ГРУППЫ КАК ФОРМА ПСИХОЛОГИ-ЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТА-ЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ  
Ефимова О.Н. (Чебоксары) ОТНОШЕНИЕ ГРАЖДАН К ПРИРОДЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ПРОБЛЕМАМ  
Ефремов Р.А. (Иваново) ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ В НОВЫХ ОБЩЕСТВЕННО СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ  
Ефремов Р.А.(Иваново) НЕОБХОДИМОСТЬ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ  
Жижин С. В. (г. Москва), Жижина М. В. (г. Саратов) ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ АУДИТОРИИ К ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПОП-МУЗЫКЕ    
Жижина М. В. (г. Саратов) СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОДВИЖЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОЕКТА НА РЫНОК    
Журавлева Н. А. (г. Москва) КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С РАЗНЫМИ ЛИЧНОСТНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ    
Заостровцева М.Н. (Котлас) НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ И ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ    
Зозуля А. (Челябинск) СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВСТУПЛЕНИЯ В НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ    
Иванович М.И. (Иркутск) ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СТРАХА СМЕРТИ  
Качанова Н. (Минск) ЧЕТЫРЕ ВОЗРАСТА – ЧЕТЫРЕ ОПОРЫ  
Карпов А.А. (Ярославль) МУЗЫКАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК РЕСУРСНОЕ (ПОТОКОВОЕ) СОСТОЯНИЕ  
Карпов А.В., Овченкова А.Н. (Ярославль) УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТА КАК ФАКТОР СТРУКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТАКОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ  
Карпов А.В. (Ярославль) ПАРЦИАЛЬНОСТЬ КАК СВОЙСТВО РЕФЛЕКТИВНОСТИ  
Карпова Е.В. (Ярославль) МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ    
Клейман М.Б. (Иваново) РОЛЬ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА ГОРОДА  
Клименко С.А. (Ярославль) ПСИХОЗАЩИТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ АДВОКАТА  
Клюева Н. В. (Ярославль) ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ УСПЕХ В БИЗНЕСЕ? (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)  
Кашапов М.М. (Ярославль) О ТВОРЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ РУКОВОДИТЕЛЯ В УПРАВЛЕНИИ КОНФЛИКТОМ  
Кобзев Ю.В., Мудров С.Н., Новолоака В.С. (Ярославль) ИМИДЖ ФЕРДИНАНДА ПОРШЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЕГО МЕЖДУНАРОДНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УСПЕХА    
Козлов В.В. (Ярославль), Присяжная Е.Э. (Казахстан) КРИЗИС СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ: КОРРЕКТИВЫ ЖИЗНЕННОГО ЗАМЫСЛА    
Козлов В.В. (Ярославль), Кузубова М.В. (Алматы) ИССЛЕДОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ ЭМОЦИЙ    
Козлов В.В., Шоманбаева А.О. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК ФАКТОР ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ  
СОДЕРЖАНИЕ  

 

 

ПСИХОЛОГИЯ XXI СТОЛЕТИЯ. Т. 1 /

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...