Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания к проведению




СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Семинар – форма организации занятия, при которой студенты самостоятельно изучают программный материал по различным источникам, выполняют различные задания с последующим коллективным обсуждением и оценкой преподавателя. Методическая ценность семинара состоит в том, что он дает возможность студентам активно использовать информацию, полученную по различным каналам. В дискуссиях они углубляют свои знания, учатся аргументировать свои выводы. В ходе таких занятий легко обнаруживаются и устраняются пробелы в изученном материале. Участие в семинаре формирует самостоятельность мышления, вырабатывает активность в процессе овладения знаниями, что особенно актуально для студентов I курса.

Выбор темы семинара определяется рядом факторов. Вопросы, выносимые на обсуждение должны быть не просто ключевыми с точки зрения их познавательно - воспитательного потенциала, но и посильными для студентов, вызвать у них интерес. Для эффективной работы на таких занятиях необходим и определенный уровень умений и навыков самостоятельной работы: конспектирование, умение делать выписки и анализировать литературу, изучать ее содержание в кратких сообщениях или более развернутых рефератов, выступать в ходе обсуждения.

Рекомендации к каждому занятию построены по единому принципу. Вначале предполагаются возможные варианты организации опроса группы по пройденному материалу – это: вопросы для устных сообщений студентов, задания тестового или творческо-поискового характера. В зависимости от творческо-поискового характера. В зависимости от творческо-поискового характера. В зависимости от наличия времени и уровня группы можно использовать и все три варианта.

Для активации познавательной деятельности студентов предлагаются задания, на основе которых можно организовать дискуссии, обсуждение и закрепление вновь полученных знаний. В качестве домашнего задания, выполняемого письменно, предполагается выразить свое отношение к определенному положению в форме эссе. Это задание направлено не только на простое воспроизводство учебного материала, но и на самостоятельную работу с дополнительными источниками.

Французское слово «эссе» можно буквально перевести как опыт, проба, очерк, набросок. К его основным признакам принято относить:

1. Наличие конкретной темы или вопроса.

2. Личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления. (Эссе – жанр субъективный, оно интересно и ценно именно тем, что дает возможность увидеть личность студента, своеобразие его позиции, мышление, отношение к миру).

3. Небольшой объем (1-2 страницы).

4. Свободная композиция на основе произвольных ассоциаций.

5. Парадоксальность (отправной точкой для размышления является афористичной, яркой высказывание, буквально сталкивающее, на первый взгляд, бесспорные, но взаимно исключаюшие друг друга утверждения, характеристики, тезисы. Например, «Кто щадит виновного, тот наказывает невиновного»).

6. Успешно написать эссе может лишь студент, который способен применить знания в новой ситуации, имеет собственную позицию по ключевым проблемам курса и умеет ее убедительно аргументировать, формулировать целостные, внутренние непротиворечивые высказывания. Критериями оценки эссе являются: самостоятельность, проявление индивидуальности, глубина раскрытия темы, оригинальность решения проблемы, аргументация.

Жанр эссе допускает не только написание текста, но и устное выступление с ним на семинарском занятии. При этом оценивается как содержание эссе, так и стиль его преподнесения.

В случае если по каким-то причинам выступить на семинаре не удалось, эссе должно быть сдано в письменном виде преподавателю, ведущему семинарские занятия. В этом случае рекомендуемый объем эссе – 5-6 страниц текста.

Предлагаемые темы для эссе не является исчерпывающими. Студент вправе выбрать тему для эссе самостоятельно, согласовав ее с преподавателем. При этом можно ориентироваться на рубрику «вопросы для дискуссии» планов семинарских занятий.

- Реферат (от лат. refero - докладываю, сообщаю) - краткое изложение в письменном виде содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Цель написания реферата – осмысленное систематическое изложение крупной научной проблемы, темы, приобретение навыка «сжатия» информации, выделения в ней главного, а также освоение приемов работы с научной и учебной литературой, приобретение практики правильного оформления текстов научно-информационного характера.

- Рекомендуемый объем реферата – 10-12 страниц (за исключением библиографического списка литературы).

- Культура оформления текста – неотъемлемая составная часть учебной работы, поэтому следует обратить внимание на правильное оформление текста реферата, ссылок, цитат, списка литературы и нормативных правовых актов.

- Студент вправе выполнить вместо реферата творческую работу. Сданная преподавателю и принятая им творческая работа заменяет написание реферата.

Творческие задания – разнообразные работы научного, методического или учебно-практического характера, связанные с поиском, оформлением, систематизацией, необычным представлением знаний о государстве и праве. Творческие задания носят заведомо нестандартный характер и оцениваются в каждом случае индивидуально. Содержание творческого задания должно быть согласовано с преподавателем, ведущим семинарские занятия. По решению преподавателя выполненные творческие задания могут быть засчитаны взамен реферата или эссе.

Примеры творческих заданий:

 

Представление пакета статистических данных (таблиц, графиков) по одной или нескольким темам теоретико-исторических дисциплин.

Написание комментария (аналитического обзора) к пакету статистических таблиц, графиков по темам Теории государства и права.

Разработка базы данных по темам Теории государства и права.

Разработка доклада в форме электронной презентации Microsoft PowerPoint.

Подготовка серии задач или ситуаций (не менее 5) по темам Теории государства и права.

Подборка серии афоризмов (не менее 10) по темам Теории государства и права.

Представление видеодокумента или видеосюжета по темам Теории государства и права.

Представление аудиодокумента или аудиосюжета по темам Теории государства и права.

Проведение микросоциологического исследования (анкетирование, интервьюирование, контент-анализ и т.п.) по проблемам теории государства и права, сравнительного правоведения, правовой информатики, правового сознания и правовой культуры – индивидуальное или коллективное творческое задание.

Результаты выполнения творческих заданий оцениваются индивидуально, в зависимости от объема и сложности проделанной работы.

В курсе теории государства и права предусмотрено проведение деловых игр. Практика проведения деловых игр выявила несколько недостатков, о которых необходимо предупредить.

Во-первых, часть студентов воспринимает игру как «чистую развлекуху», свободное легкое времяпровождение. Это не так. Игра – один из способов освоения сложного, внутренне противоречивого теоретико-исторического материала. Игры продумываются и тщательно готовятся преподавателями. Соответственно, игра – полновесная часть учебного процесса, в которой фигурируют вполне полновесные оценки. Веселое слово «игра» в этом смысле не должно никого дезориентировать: деловая игра – это серьезно.

Во-вторых, некоторые студенты не считают необходимым готовиться к играм, полагаясь на озарение, экспромт или способность «затоптать» в споре любого оппонента. Выдающиеся демагогические способности – это, конечно, второе счастье, но полагаться только на них глупо. Деловая игра предполагает активную творческую работу с содержанием и победа присуждается не тому, кто громче всех орет или наглее всех себя ведет, а тому, кто лучше других владеет содержанием темы.

 

МЕТОДИКА ТЕСТИРОВАНИЯ

 

Тестирование проводится по темам, пройденным в рамках курса. Цель тестирования – проверка качества усвоения учебного материала, наличия определённого программой объёма знаний. При подготовке необходимо обратиться к учебной литературе, материалам лекций, основным нормативным актам. Приведённые вопросы представляют собой примерный перечень, который будет корректироваться в связи с обновлением законодательства. Формулировке вопросов конкретны. Задание сводится к выбору одного из предлагаемых вариантов ответов. Для получения положительной оценки необходимо правильно ответить на 50% вопросов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...