Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Зависимость объема выручки от эластичности спроса по цене.




Значение эластичности Тип Взаимосвязь цены и QD. Зависимость объема продаж от изменения цены
P↓ P↑
ED(P) = 0   абс. неэласт. Q не зависит от P
ED(P) <1   неэласт. ∆Q2 на рис.
ED(P) = 1 един. эл-ть в % отношении изменение QD и изменение P равны не изм. не изм.
ED(P) > 0 эласт. спрос в % отношении изменение QD больше, чем изменение P (∆Q1 на рис.)
ED(P) = ∞ абс. эласт. P не зависит от Q
при неизм. Q

 

Тема 4. ЦЕНА И ПОЛЕЗНОСТЬ ТОВАРОВ

Полезность товара и ее показатели. Количественная и порядковая полезность, предельная и общая.

Закон убывающей предельной полезности и его виляние на цены.

Потребительский оптимум и его определение при количественном измерении полезности

1. В соответствии с тем, какой способ измерения используется, существуют теории: кардиналистический подход (количественное измерение полезности), ординалистический подход (порядковое измерение).

 

Первый основывается на введении искусственных условных единиц − ютилей (от сл. ulitity). Второй подход использует соотношение товаров. Происходит упорядочивание набора товаров по предпочтительности.

 

Математический подход к порядковому способу: он базируется на аксиомах о свойствах отношений предпочтения и безразличия:

1) сравнимость наборов: хуже (<), лучше (>), все равно, безразлично (=);

2) транзитивность отношений: если х1>х2, х2>х3 => х1>х3;

3) ненасыщенность: > лучше, чем <.

 

Общая и предельная полезность

Общая (совокупная) полезность TU (total utility) − суммарная полезность, которую получает потребитель от использования всех купленных единиц товара.

 

Предельнаяполезность MU (margin utility) − дополнительная полезность, которую получит потребитель при использовании одной дополнительной единицы товара.

 

 

Количество товаров TU MU
     
     
     
     
5    

 

В основе формирования спроса, его описания, ценообразования с учетом спроса лежит теория потребительского выбора: потребитель ведет себя так, чтобы максимизировать полезность при ограниченном доходе (при своей шкале предподчительности). Это гипотеза о рациональности поведения потребителя. Полезность, извлекаемая из каждой дополнительной единицы блага, называется предельной полезностью, и она уменьшается в соответствии с количеством потребленного блага.

 

2. Отсюда вытекает закон убывающей предельной полезности: с увеличением количества приобретаемого товара падает его предельная полезность, но при этом совокупная полезность от всей массы приобретенных товаров увеличивается.

 

 

Правила:

1) полезность, приносимая последующей единицей товара, всегда меньше полезности предыдущей. МUi+1 < MUi;

2) потребитель стремится к получению максимума общей полезности TUmax.

 

Потребительский оптимум

 

P = 2 д.е./шт.

1 руб. = 2 ед. полезности

 

Количество товаров TU (руб.) MU (руб.)
     
     
     
     
     

 

Спрос индивидуального покупателя

P Qd приобретенная полезность потери полезности
       
    5 + 4 4 + 4 (2 шт. по одной и той же цене)
    5 + 4 + 3 3 + 3 + 3
    5 + 4 + 3 + 2 2 + 2 + 2 + 2
    5 + 4 + 3 + 2 + 1 1 + 1 + 1 + 1 + 1

 

Оптимум потребителя:

· потребитель израсходует весь свой доход;

· общая полезность будет максимальна.

 

PA = 1 д.е./шт.

PВ = 2 д.е./шт.

Д (доход) = 10 д.е.

 

 

N Возможный выбор MU Решение Остаток дохода
  перв. А или перв. В   перв. В 8 = 10 − 2
  перв. А или втор. В   перв. А + втор. В 5 = 8 − 3
  втор. А или тр. В   тр. В 3 = 5 − 2
  втор. А или четв. В   втор. А + четв. В 0 = 3 − 3
  TU =      

Оптимальное соотношение: 2А + 4В = Д

 

Условие потребительского оптимума при количественном способе измерения полезности:

 

Правило максимальной полезности:

максимальное удовлетворение потребностей наступает при таком распределении дохода, когда последняя денежная единица, затраченная на приобретение каждого вида товара, приносила бы одинаковую предельную полезность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...