Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Чтение при подготовке к экзамену




Для успешного усвоения учебного материа­ла в ограниченное расписанием экзаменов время рекомендуются следующие приемы и этапы работы с конспектом или учебной литературой.

1. Беглый просмотр конспекта (учебного пособия) с целью об­щего обзора содержания и объема материала, его ком­плектности и полноты, структурирования и уточнен­ной рубрикации путем сравнения с выданным препо­давателем составом подлежащих изучению вопросов
по дисциплине.

На этом этапе необходимо дополнить конспект недо­стающими материалами по отдельным темам дисци­плины, без которых невозможен полноценный ответ, с использованием конспекта своего коллеги и реко­мендованной учебной и монографической литера­туры. Кроме того, нужно структурировать время подготов­ки к экзамену, разделить весь материал на части с уче­том их сложности, составить оперативный план под­готовки к экзамену, режима труда и отдыха, подго­товить рабочее место для занятий. Целесообразно составить оглавление конспекта с приближением его к предложенным преподавателям вопросам.

2. Чтение материала конспекта (учебного пособия) с пси­хологической установкой на его понимание. Это наи­более интеллектуально и эмоционально насыщен­ный и напряженный этап. Его успех во многом зави­сит от характера и систематичности работы в течение
семестра, регулярности посещения лекций и практи­ческих занятий, эффективности самостоятельной ра­боты, частоты и глубины обращения к рекомендован­ной литературе, от мотивации выбора и получения
профессии и квалификации. Особое внимание следу­ет уделить цветовым выделениям в конспекте и при их отсутствии или недостаточности дополнить ими конспект.

На этом этапе мобилизуются интеллектуальные, пси­хологические и физические возможности студента, выявляется потребность общения с коллегами-сту­дентами, консультаций у преподавателя для понима­ния некоторых трудно воспринимаемых частей изуча­емого материала.

3. Повторное чтение с установкой на понимание, но с про­пуском или беглым чтением частей материала, кото­рые были усвоены на предыдущем этапе. Особеннос­тью этого этапа является понимание с привлечением дополнительных информационных источников, помощи коллег, преподавателей. Результатом должно стать полное понимание всего материала, составляю­щего содержание учебной дисциплины и выносимого на экзамен. По некоторым вопросам может быть вы­работана самостоятельная позиция, не противореча­щая принятой и изложенной в изучаемом материале.

4. Чтение с установкой на запоминание материала. Первоочередными объектами запоминания являются: терминология, основные определения — дефиниции понятий, законы, принципы, теоремы, аксиомы, свой­ства изучаемых явлений и процессов, основные влия­ющие факторы, их взаимосвязи в смысловом или сим­волическом (формульном) виде. Запоминанию значи­тельно способствуют цветовые выделения в конспекте и шрифтовые — в учебной литературе, а также другие мнемонические приемы, ибо они при правильном ис­пользовании и составляют смысловой «стержень» текста.

При этом важно иметь в виду, что запоминать необ­ходимо не текст дословно, а его смысл, что и составляет цель конспектирования. Воспроизведение мате­риала дисциплины в виде его пересказа, а не дословного изложения всегда лучше воспринимается и экза­менатором, снимает подозрения в несанкционирован­ном использовании студентом на экзамене некоторых материалов (списывание), то есть в проявлении несамостоятельности на экзамене.

5. В последний день подготовки к экзамену следует мыс­ленно (или вслух) кратко ответить на предложенный преподавателем состав вопросов к экзамену и, убедив­шись в том, что знаете, как на них ответить, еще раз вернуться лишь к тем вопросам, которые вызывают некоторые сомнения, и повторить их. В последний вечер накануне дня экзамена, но не по­зднее, чем за три часа до привычного времени сна или утром накануне экзамена можно пролистать конспект, останавливая внимание только на рубрикации и вы­деленных цветом местах текста.

При выполнении приведенных рекомендаций вероят­ность успешной сдачи экзамена весьма высока (3).

 

 

Ведение записей при работе с учебной и научной литературой.

Аннотация, выписки, цитаты, ссылки, рецензия, отзыв как тексты, создаваемые на материале другого исходного текста.

 

Аннотация – краткая информация о каком-либо издании; характеристика документа, его части или группы документов с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей.

Назначение аннотации:

· дает ответ на вопрос, о чем говорится в первичном документе;

· помогает продумать и обобщить содержание прочитанной работы;

· внесение аннотаций в список литературы (картотеки) делает его содержательным, позволяет легче ориентироваться в нем;

· текст аннотации не стандартизирован!

Аннотация — очень краткая характеристика содержания работы, отраженная в нескольких предложениях. Если вы со­ставляете картотеку источников по теме своего научного иссле­дования, то старайтесь на каждую изученную работу написать аннотацию и занести ее на соответствующую карточку. Состав­ление таких аннотаций хотя и не обязательное, но очень полез­ное занятие, поскольку при этом необходимо тщательно проду­мать и мысленно обобщить содержание прочитанной работы, что способствует его закреплению и лучшему усвоению. Кроме того, внесение аннотаций в список литературы делает его более содержательным, позволяет легче ориентироваться в нем.

Виды аннотаций

 
 


 
 


               
   
 
 
   
 
   
 


Структура аннотации

       
   


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...