Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лексические средства написания научных работ.




Набор средств выражения в сфере специальной лексики столь разнообразен, что не может быть представлен исключительно лингвистическими единицами. Однако основу его составляют вербальные средства (слова, словосочетания, фразеологические единицы). Именно поэтому целесообразно остановиться на тех лексических средствах, которые присущи научному стилю изложения.

 

Речевая функция Лексические средства
Причина и следствие, Условие и следствие (и) поэтому, потому, так как
Поскольку
Отсюда Откуда следует
Вследствие
В результате
В силу Ввиду этого
В зависимости от
В связи с этим, согласно этому
В таком В этом случае
В этих В таких условиях
(а) если (же)…,то
Что свидетельствует
указывает
говорит
соответствует
дает возможность
позволяет
способствует
имеет значение и т.д.
Временная соотнесенность и порядок изложения Сначала Прежде всего, в первую очередь
Первым Последующим Предшествующим шагом
Одновременно, в то же время, здесь же
Наряду с этим
Предварительно, ранее, выше
Ещё раз, вновь, снова
Затем, далее, потом, ниже
В дальнейшем, в последующем, впоследствии
Во-первых, во-вторых и т.д.
В настоящее время, до настоящего времени
В последние годы, за последние годы
Наконец, в заключение
Сопоставление и противопоставление Однако, но, же
Как…так и…; так же, как и…
Не только, но и
По сравнению; если…то…
В отличие, в противоположность, наоборот
Аналогично, также, таким же образом
С одной стороны, с другой стороны
В то время как, между тем, вместе с тем
Тем не менее
Дополнение или уточнение Также и, причем, при этом, вместе с тем
Кроме Сверх Более того
Главным образом, особенно
Ссылка на предыдущее или последующее высказывание Тем более, что…
В том числе, в случае, то есть, а именно
Как сказано выше
показано
упомянуто
отмечено
установлено
получено
обнаружено
найдено
говорилось
указывалось
отмечалось
подчеркивалось
Согласно Сообразно Соответственно этому
В соответствии с этим, в связи с этим
В связи с вышеизложенным
Данный, названный, рассматриваемый и т.д.
Такой, такой же, подобный, аналогичный, сходный Подобного рода, подобного типа
Следующий, последующий, некоторый
Многие из них, один из них, некоторые из них
Большая часть, большинство
Обобщение, вывод Таким образом, итак, следовательно
В результате, в итоге, в конечном счете
Из этого отсюда следует вытекает понятно ясно
Это позволяет сделать вывод сводится к следующему свидетельствует
Наконец, в заключение
Иллюстрация сказанного Например, так, в качестве примера
Примером может служить
Такой, как (например)
В случае, для случая
О чем можно судить, что очевидно
Введение новой информации Рассмотрим следующие случаи
Остановимся подробно на …
Приведем несколько примеров
Основные преимущества этого метода…
Некоторые дополнительные замечания…
Несколько слов о перспективах исследования (1)
         

Образцы «клишированных» фраз:

В работе… рассматривается система…

В введении указывается, что…

Автор считает, что…

В 1-й главе освещается вопрос…

Принцип и формы …исследуются во 2-й главе…

Говоря о соотношении…, автор подчеркивает…

Также обращается внимание на…

Таким образом, автор приходит к выводу о том, что…

В 3-й главе исследуются…, рассматривается роль…

Поддерживается идея…

Подчеркивается необходимость…

В заключение автор пишет: «…»

 

R Задания для самостоятельной работы

Задание №1

1. Составить план прочитанной книги.

2. Составить аннотацию на прочитанную книгу.

3. Подготовьте рецензию на учебное издание. В рецензии отразить:

- все данные об источнике;

- научно-познавательную ценность;

- положительные и отрицательные стороны рецензируемого источника (язык, стиль изложения);

- оценить художественные и технические достоинства (оформление, иллюстрации, чертежи, схемы), их качество и целесообразность;

- отметить, есть ли смысловые ошибки;

- определить круг читателей;

- отметить, насколько источник отвечает запросам и интересам тех, на кого рассчитан;

- сделать выводы и заключения по содержанию;

- дать критическую оценку.

Задание № 2.

1. Выполнить обзор периодических изданий (на выбор) по специальности.

2. Проанализировать достоинства и недостатки данных изданий.

3. Представить краткий обзор журнала (газеты) аудитории. В обзоре отразить:

- название, специализацию, направленность издания;

- издательство;

- частоту выпусков;

- место издания среди аналогичных выпусков;

- рубрикации, разделы, тематика;

- особенности публикуемых материалов;

- наиболее интересные статьи, их проблематика;

- ваша оценка данного издания.

Задание №3

Подготовьте по 5 библиографических карточек по разным видам каталогов.

Литература.

Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования. – М.: Академический Проект, 2005.

Галагузова Ю.Н., Шатинова Г.Н. Азбука студента. – М., 2000.

Минько Э.В., Минько А.Э. Ускоренное конспектирование и чтение. – СПб., 2003.

Соловьева Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление её результатов. – М., 2006.

 

ТЕМА 5. Организация жизнедеятельности студентов

Организация режима занятий

К вопросам организации режима жизнедеятельности студентов относятся:

1. Показатели умственной работоспособности человека: продуктивность, точность, скорость информационного труда.

2. Динамика и характерные периоды умственной работоспособности: период врабатываемости, период оптимальной работоспособности, период полной компенсации, период неустойчивой компенсации, период прогрессивного снижения работоспособности.

3. Основные факторы и условия эффективности информационного труда.

При организации самостоятельной работы необходимо считаться с объективными свойствами и закономерностями чело­веческого организма. Ни сильная воля, ни самый совершенный самоконтроль не могут их устранить или компенсировать. Подоб­ные попытки всегда кончались неудачами. Единственно правильная позиция - это знание, учет и использо­вание свойств и закономерностей нашего организма для опти­мальной организации учебной деятельности. Практическим спо­собом реализации такой позиции является освоение целесообраз­ных для себя режимов труда и отдыха. При этом следует опи­раться на достоверные научные знания, а не на гипотетические концепции, не имеющие опытного подтверждения.

Режим занятий студента

Студенту не приходится выбирать удобный для него ре­жим аудиторных занятий. Никакие ссылки на то, что вы по при­роде "сова" или "жаворонок" и потому опаздываете на занятия, не являются для преподавателя серьёзным аргументом. В стенах вуза все подчиняет­ся единому порядку.

Время самостоятельной учебной работы студент мо­жет и должен регулировать в соответствии со своими индивиду­альными особенностями. Наиболее значимыми из них являются.

Устойчивое бодрствование с высокой работоспособностью наш организм выдерживает не более четырех часов подряд. Затем необходим отдых продолжительностью не менее 30 минут (например, обеденный перерыв, как на производстве, ужин во время вечерних занятий в библиотеке).

Период устойчивой работоспособности также включает пе­рерывы, провалы активности. Они отнимают около 9% рабочего времени. Кроме того, 4% уходит на личные надобности. Получа­ется, что примерно 10 минут каждого часа непременно расходует­ся на неизбежные паузы. Вот поэтому структура вузовских ауди­торных занятий имеет такой вид: 45 минут занятие, 10 минут пе­рерыв.

Имеет смысл придерживаться такой же структуры занятий и во внеаудиторной самостоятельной работе (дома за рабочим столом, в библиотеке, в рабочей комнате общежития). При этом следует соблюдать дополнительные гигиенические рекомендации: во время перерывов не читать, а стараться смотреть вдаль, на крупные предметы (чтобы дать разгрузку глазным мышцам); делать гимнастические упражнения средней тяжести (в публич­ных местах приемы статической гимнастики); избегать разгово­ров и споров на серьезные темы (чтобы не понизить настрой на занятия).

В организации самостоятельной работы нужно учитывать суточный ритм биологической активности человеческого организ­ма, присущий большинству людей. Максимум активности, со­гласно современным научным данным, выпадает с 6-7 часов утра до 11-12 часов дня. Затем следует спад, особенно резкий с 14 до 15 часов. Последующий подъем приводит ко второму (правда, меньшему) максимуму активности с 18 до 21 часа. Сильный спад начинается с 23 часов, а с 2 до 4 часов ночи наступает самое глубокое снижение работоспособности (до 30% от среднесуточного уровня).

Индивидуальные привычки и особенности, условия быта не так уж редко делают более значимым вечерний пик активности. Поэтому немало студентов считают, что именно в это время удается больше сделать.

Разумеется, нелепо всем придерживаться одного стандартного режима. Однако некоторые общие требования к распорядку занятий нужно принять. Например, резкий спад активности в середине дня целесообразно нейтрализовать обеденным переры­вом, отдыхом и т.п. Совершенно не стоит заниматься в ночные часы. Ночью запоминание слабое, внимание неустойчивое, про­дуктивность работы низкая.

Ссылки на успешность работы в ночное время некоторых выдающихся политических деятелей и ученых не дают права па выведение соответствующего общего правила. Сдвиг по времени их индивидуальной активности обычно находит вполне исчерпы­вающие объяснения. Например, выдающийся математик А.Н.Колмогоров приобрел привычку работать по ночам по весьма прозаической причине: в молодые годы ему пришлось жить в неудобной квартире, где невыносимый шум с улицы прекращался лишь в ночные часы.

Практика показывает, что более трудный материал лучше усваивается в периоды максимальной активности, что заучивание информации оказывается прочнее в утренние часы, вскоре после сна, когда голова еще не заполнилась заботами и проблемами.

Таким образом, ритм и темп самостоятельной работы сле­дует устанавливать в соответствии со своими индивидуальными особенностями, психическими и физическими, объективными тре­бованиями программ обучения. При этом полезно учитывать условия высокой продуктивности умственного труда:

1) наличие во всякой деятельности периода постепенного вхождения в эту деятельность ("период врабатываемости");

2) выработка и сохранение привычной последовательности и систематичности в занятиях;

3) систематическое упражнение навыков;

4) обоснованное чередование труда и отдыха;

5) благоприятное отношение окружающих к учебной рабо­те студента.

Сильное воздействие на продуктивность самостоятельной работы оказывает поза тела в процессе занятий. Дело в том, что, во-первых, физическое положение тела рефлекторно вызывает соответствующее психическое состояние, а во-вторых, оно может способствовать или, наоборот, препятствовать утомлению.

Поза должна быть удобной для тела. Сидя за столом, сле­дует опираться обеими ступнями о пол. Спина также нуждается в опоре. Локти должны не свисать со стола, а лежать на нем (иначе ухудшается почерк и быстро устает рука).

Поза должна быть здоровой, т.е. естественной для тела. Чтение лежа и полулежа вредит зрению. Сидеть на стуле, подсу­нув под себя ногу, вредно для суставов и кровообращения. Си­деть скособочившись плохо для позвоночника и осанки. Здоровая поза предполагает:

- возможность опираться на спинку стула частью спины ниже лопаток;

- наличие расстояния от глаз до текста примерно в 33 см (это оптимальное расстояние для бинокулярного зрения);

- доста­точную освещенность рабочего места, наличие источника света слева;

- удобную одежду, которая не сдавливает кровеносные сосуды и живот.

Поза должна быть дисциплинирующей, не расхолаживать, так как слабый тонус мышц снижает внимание и провоцирует сонливость. Поэтому не следует заниматься, особенно заучивать материал и решать задачи, лежа на диване, развалившись в кресле, валяясь на полу и т.п.

Поза должна быть привычной, стереотипной, рефлекторно вызывать готовность к работе.

Учебная деятельность, как и всякая другая, со временем вызывает психическое и физическое утомление. Это неизбежное явление, хотя его наступление можно оттянуть. Прежде всего, правильной организацией труда, регулярным само­контролем, волевыми усилиями. Можно использовать физиоло­гические тонизаторы и стимуляторы - легкую гимнастику, умы­вание лица холодной водой, небольшой самомассаж мышц голо­вы, шеи, рук, усиленное (вентиляционное) дыхание, прохладный душ и т.д.

Не стоит студенту применять фармакологические стимуля­торы: крепкий чай, крепкий кофе, энергетические напитки, разные тонизирующие меди­цинские препараты. У молодого организма и так достаточно ре­зервов для борьбы с утомлением. Например, умственное утомление наступает, когда падает на 4% насыщенность крови кислородом (с 96% до 92%). Малорезультативны и бесперспективны попытки подстегивать работоспособ­ность никотином, кофеином, алкоголем и т.п. Простой, эконо­мичный и здоровый способ - серия интенсивных физических упражнений на свежем воздухе (хотя бы получасовая прогулка быстрым шагом со скоростью 7-8 км в час).

Сколь бы ни была могучей работоспособность организма, со временем все же наступает утомление, которое преодолевается только отдыхом.

Режим отдыха

Тому, кто ставит перед собой задачу быстрого и полного восстановления работоспособности, следует придерживаться определенных правил отдыха. Отдых должен быть периодическим, следовать после каждого периода утомления и иметь доста­точную длительность. Сокращение продолжительности и коли­чества периодов отдыха как будто бы удлиняет время деятель­ности, но зато снижает эффективность труда. Создается лишь иллюзия увеличения работоспособности.

Отдых следует начинать не с первых симптомов утомления. Имеет смысл руководствоваться несколькими критериями. Во-первых, в случае явного, очевидно­го падения продуктивности умственных усилий. Например, не удается запомнить и половину того, что обычно запоминается за аналогичный промежуток времени (например, количество вы­ученных иностранных слов). Во-вторых, при наступлении ощу­щения сильного переутомления, когда начинают нарушаться при­вычные навыки, затрудняется речь, болит голова. В-третьих, с появлением непреодолимой сонливости. В-четвертых, в соот­ветствии с принятым режимом деятельности, в котором перерывы на отдых заранее строго запланированы.

Лучшим средством для преодоления умственного утомле­ния является сон. По его организации (как ни странно это зву­чит) имеется целый ряд рекомендаций. Одни из них рассчитаны на повседневное применение, исполнение других - скорее рос­кошь. К числу заурядных, банальных рекомендаций относится стародавний совет докторов: засыпать не позже 24 часов, ибо лучший сон - это тот, который начинается до полуночи.

Согласно современным данным медицинской науки, спать следует число часов кратное полутора, т.е. 3 часа, 4,5 часа, 6 ча­сов, 7,5 часов и т.д. Дело в том, что сон протекает циклами, при­мерно по 80-100 минут и включает две основные фазы: медлен­ный сон и быстрый, или парадоксальный, сон. Хотя быстрый сон составляет не более 20-30% общей продолжительности сна и в каждом цикле продолжается около 20 минут, однако его роль неизмеримо значительнее его арифметического удельного веса. Он является необходимым средством разгрузки и отдыха мозга от периода активного бодрствования. Без этой фазы самый про­должительный сон не производит оздоровляющего действия, что бывает, например, при регулярном приеме снотворных препара­тов. Для полноценного отдыха необходимо соединение обеих фаз в каждом цикле. Особенно важна фаза быстрого сна, во время которого человек видит сновидения. Сокращение, перерыв, а тем более лишение человека этой фазы приводит к состоянию разбитости и усталости на весь последующий день, к появлению со­стояния тревожности, к ухудшению возможностей запоминания, к обвальному забыванию выученною материала.

Имеет смысл позаботиться о благоприятных условиях сна, одинаково важных для любого организма. Это удобная поза (поменьше спать на левом боку), тишина и темнота в помещении, чистый воздух (без сквозняка), невысокая подушка, достаточно жесткое ложе, наличие будильника (чтобы не мучаться всю ночь боязнью проспать).

Надо иметь в виду, что хроническое недосыпание (типичная черта студенческого быта!) не восполняется ничем, кроме сна - ни вкусной и питательной пищей, ни фармакологическими средствами, ни крепким чаем или кофе.

Эффективным средством преодоления утомления является кратковременный дневной сон. Достаточно и середине дня 10-15 минут сна даже в позе сидя за столом или полулежа в кресле, чтобы восстановить работоспособность.

Для отодвигания, уменьшения и снятия утомления можно использовать физические упражнения. Во-первых, чередование умственной и физической деятельности значительно повышает работоспособность и увеличивает резервные возможности орга­низма за счет регулярной тренировки. Во-вторых, нельзя забы­вать, что мышцы достигают 45% веса тела человека и нуждаются в регулярном и продолжительном упражнении. В третьих, со­гласно эффекту И.М.Сеченова, отдых психики достигается быстрее при физической нагрузке, а отдых телесный - при упражнении других, ранее бездействовавших групп мышц.

Поэтому в борьбе с утомлением следует применять раз­личные по сложности и тяжести физические упражнения в пере­рывах между занятиями, в паузах отдыха во время самостоятель­ной учебной работы. Кроме того, необходимо регулярно зани­маться спортом для поддержания здоровья в целом. Обязатель­ным элементом отдыха были и будут развлечения и праздники. Их выбор и способы проведения глубоко индивидуальны и вряд ли нуждаются в назидательных рекомендациях. Нужно только иметь в виду, что они объективно необходимы каждому живому деятельному человеку. Отказ от развлечений и праздников во имя непрерывной и неуемной умственной деятельности не ведет к достижению каких-то особо высоких результатов, но вызывает многие жизненные трагедии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...