Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правила подбора литературы




1.Этап — составление первоначального списка источни­ков. Основой поиска могут стать списки литературы, предло­женные преподавателем на лекциях, в планах семинарских и практических занятий, а также в учебниках, где, как правило, указываются наиболее значительные источники по каждой теме. Для удобства работы рекомендуем вам составлять собственную картотеку отобранных источников.

Для этого все необходимые сведения о произведении (фами­лии авторов, заглавие, характеристики издания) записывайте на отдельный листочек небольшого размера (1/4 или 1/8 части стандартного листа) и сразу расставляйте карточки в алфавитном порядке. На обороте такой карточки в дальнейшем, при изучении работы, можно писать аннотацию произведения или делать ка­кие-то другие пометки, касающиеся его содержания. Если в ва­шем распоряжении есть персональный компьютер, то такую «картотеку» можно завести в одном из файлов.

Картотека имеет большие преимущества, так как она позво­ляет добавлять источники, заменять при необходимости одни на другие, убирать те, которые оказались не соответствующими тематике, и т. д.

2. Этап — работа с библиографическими источниками. Чтобы дополнить первоначальный список литературы, от­правляйтесь в библиотеку, где есть библиографический от­дел. Самостоятельно сориентироваться в большом количестве разнообразных библиографических пособий, конечно, труд­но. Поэтому лучше обратиться за консультацией к работни­кам отдела, которые объяснят вам, как нужно пользоваться библиографическими указателями, окажут помощь в отборе тех из них, в которых легче всего найти интересующую вас литературу. Если в библиотеке имеется электронный ката­лог, вам расскажут, как пользоваться им. Не стесняйтесь об­ратиться за помощью — это обязанность работников библио­графического отдела;

Просматривая библиографические указатели, будьте внима­тельны, вдумывайтесь в названия работ, обращайте внимание на фамилии авторов, сразу выделяя тех, кто занимается данной проблемой (чьи работы уже есть в вашем списке), учитывайте год издания и другие данные. Заинтересовавшие вас работы вы­писывайте на отдельные карточки со всеми необходимыми све­дениями. Эти новые карточки сразу же по­ставьте в свою картотеку в соответствии с алфавитом.

В дальнейшем при знакомстве с самими источниками обра­щайте особое внимание на списки литературы, которые приво­дятся в монографиях. Они помещаются обычно в самом конце книги и содержат достаточно полный перечень работ по пробле­ме, которой она посвящена. При этом надо только обязательно учитывать год издания книги: если она достаточно старая, то очевидно, что за годы, прошедшие со времени ее выхода в свет, появилось много других работ.

Такие тематические списки литературы — очень важный библиографический источник, позволяющий с минимальными зат­ратами усилий дополнить вашу картотеку нужными работами. Для поиска журнальных статей лучше всего использовать последние за каждый год номера тех научных журналов, где печатаются материалы из интересующей вас области знания. В этих номерах всегда помещается систематизированный по рубрикам журнала перечень всех материалов, опубликованных в течение года.

3. Этап — поиск самих источников. Начинать его, рекомен­дуем, с той библиотеки, пользоваться которой вам удобнее все­го. В первую очередь, речь идет, конечно, о библиотеке вашего вуза, а может быть и факультета. Кроме того, на многих кафед­рах есть свои кабинеты, где собрана узкоспециальная литерату­ра. Познакомьтесь с фондами этих библиотек и проверьте со­ставленный вами список по алфавитному каталогу.

Если книга есть в библиотеке, сделайте на карточке своей картотеки отметку об этом и выпишете библиотечный шифр, чтобы можно было, когда понадобится брать книгу, заполнить формуляр, не обращаясь снова к каталогу. Журнальные изда­ния обычно можно почитать в зале периодики; там же можно узнать, какие журналы имеются в фонде библиотеки.

Те книги, которые вы не нашли в своей библиотеке, можно поискать в библиотеках других вузов, где есть родственные ваше­му факультеты, а также в центральной, самой крупной библио­теке города. При этом не забывайте делать соответствующие пометки на карточках обнаруженных там книг, чтобы знать, где какую книгу можно найти.

Вам следует также знать, что в стране действует единая общегосударственная обменная система — Межбиблиотечный або­немент (МБА), которая позволяет получать те книги, которые отсутствуют в данной библиотеке, из других библиотек, где они есть. Поэтому, пользуясь системой МБА, отделы которой есть во всех крупных библиотеках, вы имеете возможность ознакомить­ся даже с некоторыми работами, отсутствующими в городе, где вы учитесь (2).

 

Чтение и правила работы с научными текстами

 

Чтение – это сложный вид речевой деятельности, в котором есть техническая сторона – выработка навыков чтения и скорочтения – и творческая – извлечение из текста необходимой информации.

Чтение научной литературы включает:

- мотивационную часть → получение научной информации;

- аналитико-синтетическую часть → восприятие и понимание информации;

- исполнительную часть → критическое осмысление (анализ, обобщение) полученной информации.

1. Чтение должно быть основательным и вдумчивым;

2. Необходимо анализировать прочитанное, выяснять значение неизвестных терминов и понятий, искать ответы на значимые для вас вопросы;

3. Важно делать выписки всего, что может вам пригодиться в вашей работе: интересные мысли, факты, цифры, различные точки зрения;

4. По прочтении необходимо оценить полученную информацию, подойдя к ней критически, а также с позиции значимости для ваших исследований.

Основные способы чтения

В зависимости от поставленной цели различают и ис­пользуют различные способы чтения, среди которых ос­новными являются следующие.

Углубленное — при котором обращается внимание на детали, производится их анализ и оценка. Обычно такое чтение называют аналитическим, критическим, творческим, и оно считается лучшим при изучении учебных дисциплин. Обучающиеся при этом читают текст, опираясь на свой макроконтекст и приобретенные ранее зна­ния, и на этой основе творчески осмысливают прочи­танное, находят в нем новое для себя, самостоятельно; формулируя выводы, что позволяет легче воспринять и запомнить прочитанный новый материал.

Быстрое чтение — это сплошное чтение текста, обес­печивающее полное и качественное усвоение прочитанного и выполняемое нетрадиционными методами, значи­тельно ускоряющими процесс чтения при достаточно полном понимании прочитанного текста. Быстрое чтение — не поверхностное чтение «по диагонали», как его иногда ошибочно трактуют те, кто не знаком с его сущ­ностью и механизмом, а активный созидательный поня­тийный процесс, в ходе и в результате которого читатель анализирует факты, суждения, производит синтез отдель­ных понятий, закладывая фундамент нового знания.

Профессиональные (научные, технические, экономи­ческие и др.) тексты строятся, как правило, по законам логики. Методы быстрого чтения потому и обеспечива­ют высококачественное усвоение прочитанного, что ис­пользуют эти законы при извлечении смысловой инфор­мации из исходного текста. Быстрое чтение при высоком уровне его освоения частично переходит в углубленное чтение.

Панорамное быстрое — это результат дальнейшего со­вершенствования техники быстрого чтения. Используя специальные тренировочные упражнения со стерео - таблицами (цифровыми, буквенными или графическими), обучающийся добивается значительного увеличения опе­ративного поля зрения. Возникает эффект так называе­мой фузионной дивергенции, т. е. разведения зрительных осей глаз, за счет чего значительно повышаются скорость чтения и качество усвоения прочитанного.

Выборочное чтение — это разновидность быстрого чте­ния, при котором читаются избирательно отдельные раз­делы текста. В этом случае читатель как бы видит все и ничего при этом не пропускает, но фиксирует внимание только на тех аспектах, которые ему необходимы. Этот метод часто используется при вторичном чтении инфор­мационного источника после его предварительного про­смотра. При этом скорость такого чтения значительно выше скорости быстрого чтения, поскольку страницы листают до тех пор, пока не отыщется нужный раздел, ко­торый и читают углубленно.

Чтение-просмотр используется для предварительно­го ознакомления с источником информации. При таком чтении этот источник берется в руки, бегло просматри­вается предисловие, по оглавлению отыскиваются наи­более важные положения автора, по которым можно предположительно судить об основном содержании ис­точника, просматривается заключение, и на основании этих действий делается общий вывод о полезности и ценности для читателя этого источника информации и целесообразности более подробного ознакомления с ним.

Чтение-сканирование — это быстрый просмотр источ­ника информации с целью поиска фактографической информации (фактов, цифр, слов, фамилий и т. п.). Че­ловек, умеющий читать быстро, выполняет этот поиск в 2-3 раза быстрее читающего традиционно. Этот способ требует тренировки зрительного аппарата и особенно периферического зрения, что позволяет при беглом взгляде на страницу текста быстро увидеть нужные сведения.

Таким образом, рассмотренные способы чтения иллюстрируют их многообразие и необходимость не только свободного владения ими, но и возможность каждый раз выбирать соответствующий способ в зависимости от цели чтения, характера текста и бюджета времени.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...