Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика. Отработка задания. Обработка результатов




Методика

Сущность корректурного теста состоит в том, что испытуемому дается бланк с набором написанных в строчку букв или других зна­ков; предлагается за определенный отрезок времени просмотреть в каждой строке все знаки, зачеркивая предложенными способами те из них, которые предварительно указаны экспериментатором. В ре­зультате эксперимента получают следующие данные: количество про­смотренного материала, измеряемое либо в строках, либо в отдель­ных символах (буквах), количество пропущенных букв, количество неправильно зачеркнутых букв. По существу эти данные характеризу­ют меру производительности и меру точности работы испытуемого. На их основании выводится обобщенная оценка его работы.

Показатель точности работы А вычисляется по формуле

где I — число правильно зачеркнутых знаков; О — число пропущен­ных.

Если испытуемый не допускает ни одного пропуска, этот показа­тель равен единице; при наличии ошибок он всегда меньше единицы. Показатель производительности, или продуктивности, работы Е вы­числяется по формуле Е = S-A, где S — число всех просмотренных знаков. Он характеризует не только чистую производительность — пра­вильно воспринятые знаки из числа просмотренных, но имеет и не­которое прожективное значение. Например, если в течение 5 мин ис­пытуемый просмотрел 1500 знаков и из них правильно оценил 1350, то с определенной вероятностью можно предсказать его продуктив­ность в течение более длительного времени.

Отработка задания

Опыт состоит из двух серий: проводится коллективно. Между се­риями должна быть 5-минутная пауза. В каждой серии испытуемый заданными способами зачеркивает и обводит кружком определенные буквы. Для того чтобы учитывать динамику продуктивности работы за


каждую минуту, экспериментатор по истечении каждой минуты гово­рит слово «черта».

В каждой серии используется новый вариант бланка. В процессе эксперимента может меняться характер зачеркивания букв, что обычно выражается в изменениях наклона черточек; во второй се­рии опыта испытуемый, например, может начать вычеркивать буквы только после того, как сосчитает определенное число звуков, или будет зачеркивать буквы одновременно с предъявлением каждого звука и т. п.

В первой серии испытуемый должен отметить вертикальной чертой на строчке таблицы то место, которому соответствовал момент про­изнесения экспериментатором слова «черта», и продолжать работу дальше. Конец серии также отмечается вертикальной чертой.

Инструкция испытуемому для первой серии: «Просматривая слева направо каждую строчку корректурной таблицы, вычеркивайте буквы С и К и обводите букву А следующими способами: jЈ, \, (K). После того как экспериментатор произнесет слово " черта", на строчке поставьте вертикальную черту и продолжайте работу».

Во второй серии наряду с вычеркиванием тех же букв испытуемый должен считать звуки высокого тона, которые предъявляются на фоне звуков низкого тона с магнитофона через динамики. При этом после слова «черта» испытуемый кроме вертикальной черты записывает ря­дом число воспринятых им звуков высокого тона и продолжает работу дальше.

Инструкция испытуемому: «Просматривая слева направо каждую строчку таблицы, вычеркивайте или обводите те же буквы и та­кими же способами, что и в первой серии. Одновременно считай­те звуки высокого тона. Как только экспериментатор произнесет слово " черта", поставьте вертикальную черту, а рядом укажите число воспринятых звуков высокого тона и продолжайте работу».

Обработка результатов

1. В каждой серии определить продуктивность работы по минутам и в целом за серию, т. е. подсчитать количество просмотренных букв S, число зачеркнутых букв В и количество ошибок О. Ошибкой считает­ся пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также не­правильное зачеркивание. Результаты этой обработки занести в табли­цу (см. Приложение I).

2. На основании полученных количественных данных построить графики динамики продуктивности работы по минутам для каждой серии (см. Приложение II). При этом для второй серии на графике должна быть представлена кривая, отражающая число воспринятых испытуемым звуков высокого тона по минутам.


     



Такие же графики строятся для показателей 2 и О.


3. По суммарным данным каждой серии вычислить: а) показатель

точности работы Л=   (точность вычислений 0, 01); б) показатель

чистой производительности Е = SA (точность вычислений равна 1) и внести эти показатели в таблицу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...