Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обсуждение результатов. Контрольные вопросы. Программа случайной последовательности звуковых тонов-инструкций. Экспериментальный матепиалк опыту 1




Обсуждение результатов

При сравнении показателей объема восприятия, полученных по методикам полного и частичного отчета, обнаруживается, какой объем материала «стирается» в кратковременной памяти испытуемых при попытке дать полный отчет.

В выводах студенты должны указать, свидетельствует ли получен­ное различие в пользу гипотезы о преимуществах методики частично­го отчета.

Контрольные вопросы

1. Что такое тахистоскоп? Каковы были его назначения в психологи­ческих исследованиях?

2. Каковы основные условия проведения тахистоскопических опытов?

3. Что обозначает понятие объем восприятия?

4. В чем заключается зависимость объема восприятия от характера объек­тов, пространственной организации экспонируемого материала, перцеп­тивного опыта наблюдателя и т. п.?

5. Как зависит качество восприятия от длительности экспозиции?

6. В чем заключается методика частичного отчета?

Литература: 13, с. 232-245; 290-301; 58; 71, с. 484-488.

ПРИЛОЖЕНИЕ I Образцы протоколов к опыту 1

Дата: _______________     Испытуемый: __________________

Экспериментатор (он же протоколист): __________________


Фразы

 

 

 

Предъявленный Ответ Количество правильно Примечание
кадра материал испытуемого воспроизведенных букв  
   

 

 

   
     
    м2=  

Результаты подсчета средних арифметических: объем восприятия при предъявлении бессмысленных сочетаний букв М{ =. Объем вос­приятия при предъявлении фраз М2 =.

 

   

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

., ■.... ■,. . - ■ ■................................

ПРИЛОЖЕНИЕ III

 

Программа случайной последовательности звуковых тонов-инструкций

   

Вариант А

Вариант Б

 

кадра

звуковой тон

№ кадра

звуковой тон

   

низкий

средний

     

высокий высокий

2 -

средний

     

низкий

    _  

средний

высокий

   

высокий

низкий

   

средний

средний

   

низкий

низкий

   

средний

низкий

   

О

средний

высокий

   

высокий

высокий

   

и

средний

низкий

   

средний

12 13

низкий

   

высокий

средний высокий

   

низкий

  ________ а.

высокий

высокий

   

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ IV

 

Экспериментальный матепиалк опыту 1

.

Вариант А

   

 

   

----------------------------------------------------------------------------------------------

Условия опыта 1

 

Бессмысленные сочетания букв

Фразы

 

объекты

объекты

 

СБКШЖХРГ

Класс, ожидая, молчал Книги покрыла пыль

 

ПТГАЕРСК

 

МЖЭРКФШЦ

Берег порос травой

 

ЯЩРУВХОЛ

Зерно дает всходы

 

РЦХНМКСИ

Скоро будет гроза

 

ОИРГНЛФМ

Мама купила сумку

 

ТБШАЕНЛФ

Дом покрашен краской

 
 

ЖЦСПМГТШ

Время меняет моды

 
 

СМНЗЮИТА

Вдали виден бе

   
  per  
 

ЕРЗКНЩАГ

Делать было нечего

 
 

ЗЕВМХБНЫ

Матрос подал трап

 
 

ШЧЮТНДЗА

Завтра новая опера

 
 

УЛФХЩКЦИ

Тучи застлали небо

 
 

14 15

КУФЮПГМН ХНЩФАТБМ

14 15

Хочу смотреть кино

 
 

Самолет меняет курс

 
                 

 

 

 

      Вариан тБ        

Условия опыта 1

   

Бессмысленные сочетания букв

Фразы

   

объекты

объекты

   

ЛЦНОПТРБ

Работа идет споро

   

ЛМКШВЕИН

Адрес указан верно

   

ВТГПОРБА

Жизнь бьет ключом

   

5 6

НХБЯВЭЧШ

Вожак бросил клич

   

ФОСЫПГМЧ

Дитя укутано шалью

   

ДГЖМОТКА

Цирк зажигает огни

   

ИПЕРСЛДТ

Надо говорить тихо

 

ПКНГТРБЦ

Переход был труден

   

БДЖАМЧЕК

Капитан забил гол

   

АНРТГОГЕ

Ялик наполнен водой

   

ГБАДШЖЧЕ

Роль сыграна плохо

   

АПТНВЗЖГ

Пуля достигла цели

   

БКИРДЕТФ

Хлеб продан оптом

   

ХИКЖДОФМ

Ночь окутала город

   

НЯРПАЕЭШ

Мне подарили куклу

.  

ПРИЛОЖЕНИЕ V

 

Экспериментальный материал к опыту 2

 

(даны бессмысленные наборы букв)

 

Вариант А

 

 

   

1-я серия

2-я серия

   
№ кадра Объекты

№ кадра Объекты

N° кадра Объекты № кадра Объекты  
АГЕИ КОЦШ ШЖНТ ^КЖА ЦЕПР ТРОК АЛВО ЗРХС РИПЖ ВБЖШ ОТЛМ ШЩГС  
МНОР ПТХЛ АСГИ ИПНХ ГТБЕ ДАИС ОБШВ ЕКПР ЖНГД БРЦД ЖТКА НВИМ  
ПЩИА РСЕГ ТЛБВ ЮЩРГ НПКЖ ОГМР АГЕМ ПСШТ НРИК ЕШНТ БОВА КГЗЛ  
ГМКЛ ОРТЦ БЕНП ВМФШ игцо лвхс ОГТК МПЛЕ ДШНР БСЖШ НИКА ОХГС  
ГЖРЧ ЕИЛК МПТВ ] АРКМ люно щпгс НЩЕР МКБФ ХЖНС ЕИПЛ РХШИ КЖТП  

 

Продолжение варианта А

 

1-я серия

 

2-я серия

№ кадра Объекты № кадра Объекты № кадра Объекты

№ кадра

Объекты

ФЦХН ХЕСЗ ЕКРХ

ШЛСЖ

  ГКМА   ЛПТА   ЖТГБ

 

АПИЗ

  ДШОС   ЦНБИ   МПСЧ

 

ГЕДТ

СИХР ВКПБ ТХМЛ

БТШР

  ЖКГА   ХРОТ   БРСЧ

 

НЦФМ

  БНОЕ   МСЗЦ   АЗОП

 

ВОЩК

ПШТМ     ЗИГХ

 

 

  ЕРКГ       НЩЕР

 

 

  ИХЖЦ     ТФДК

 

 

           

 

 

 

 

Вариант Б

 

 

 
 

1-я серия

   

2-я серия

 
№ кадра Объекты № кадра Объекты № кадра

Объекты

№ кадра

Объекты
АЛВО ВБЖП

АГЕИ

СКЖА
  ЗРХС   ОТЛМ  

КОЦЩ

 

ЦЕПР
  РИПЖ   ШЩГС  

ШЖНТ

 

ТРОК
ОБШВ БРЦД

МНОР

ИПНХ
  ЕКПР   ЖТКА  

ПТХЛ

 

ГТБЕ
  ЖНГД   НВИМ  

АСГИ

 

ДАИС
АГЕМ ЕШНТ

ПЩИА

ЮЩРГ
  ПСШТ   БОВА  

ТЛБВ

 

НПКЖ
  НРИК   КГЗЛ  

РСЕГ

 

ОГМР
ОГТК БСЖШ

ГМКЛ

ЕМФШ
  МПЛЕ   НИКА  

ОРТЦ

 

ИГЦО
  ДШНР   ОХГС  

БЕНП

 

ЛВХС
НЩЕР ЕИПЛ

ГЖРЧ

АРКМ
  МКБФ   РХШИ  

ЕИЛК

 

ШЮНО
  ХЖНС   КЖТП  

МПТВ

 

ЩПЗС
ЕКРХ ШЛСЖ

ФЦХН

ХЕСЗ
  ЖТГБ   АПИЗ  

ГКМА

 

ЛПТК
  ПМСЧ   ГЕДТ  

ДШОС

 

ЦНБИ
ТХМЛ БТШР

СИХР

ВПКБ
  ВРСЧ   НЦФМ  

ЖКГА

 

ХРОТ
  АЗОП   ВОЩК  

БНОЕ

 

МСЗЦ
ЗИГХ НЩЕР ТФДК    

ПЩТМ

ЕРКГ

ИХЖЦ

 

 
      - ■  

 

 
                   

 

Раздел 3 ВНИМАНИЕ

Задание 3. Исследование закономерностей распределения внимания

> гж*ч'              Тема задания

Проследить особенности деятельности в ситуации распределения внимания, познакомиться с процедурой определения свойств вни­мания.

Введение

В данном задании мы кратко остановимся на характеристике од­ного из свойств внимания — его распределении. Распределение внима­ния означает одновременное сосредоточение его на двух различных видах деятельности.

Человек часто вынужден распределять свое внимание между дву­мя или несколькими видами деятельности или быстро переключать его с одной деятельности на другую. Этого требуют многие современ­ные профессии. Например, оператор, управляющий движущимся объектом, должен одновременно наблюдать за показаниями прибо­ров, изменяющейся окружающей обстановкой, осуществлять управ­ление и т. п.

Первые эксперименты по изучению распределения внимания от­носятся к 1887 г., когда французский психолог Ф. Полан обнаружил у себя способность, декламируя знакомое стихотворение, писать одно­временно другие стихи. Он мог декламировать поэму, производя также простое умножение чисел, и, по его словам, ни одна из операций при этом не замедлялась. Естественно, выполнение одновременно двух дея-тельностей может приводить и нередко приводит к частичному, а иног­да и к полному нарушению одной из них. Так, если испытуемый выпол­няет простые арифметические действия и одновременно слушает рас­сказ с тем, чтобы его воспроизвести, то продуктивность его работы снижается до 57—60%. Обычно при исследовании распределения внима­ния испытуемому предлагается выполнять раздельно и одновременно две задачи. Предлагаемые задачи могут быть либо однородными, либо разнородными и иметь различную степень сложности. Необходимо подбирать задачи, допускающие численное выражение степени ус­пешности их выполнения. В эксперименте сравнивается эффективность одновременного и раздельного выполнения задач, на основании чего делается вывод об особенностях распределения внимания.


 




Обычно используется корректурный тест, предложенный в 1895 г. французским психологом Б. Бурдоном. Результаты, получаемые с его помощью, легко поддаются количественной обработке. В данном за­дании для изучения распределения внимания применяется другой ва­риант корректурной пробы (Приложение III).

Корректурная таблица Б. Бурдона содержит 30 строк по 30 букв в каждой. В таблице восемь наименований букв: а, в, е, и, к, н, с, х. В каждой серии испытуемый, просматривая корректурную таблицу строчку за строчкой, должен в течение 5 мин как можно быстрее разными спосо­бами зачеркивать буквы 0и^, а букву (X) обводить кружком.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...