Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обсуждение результатов. 1 Контрольные вопросы. Тема задания. Введение




Обсуждение результатов

Сделать качественное сравнение полученной кривой слышимости со стандартными кривыми, приведенными на рис. 1.

1 Контрольные вопросы

1. Что такое аудиограмма? Как она изображается графически?

2. Какие классические психофизические методы могут быть использова­ны в аудиометрии?


 

3. От каких факторов зависит величина абсолютного слухового порога?

4. Почему в аудиометрии используется логарифмическая шкала?

5. Чем вызвана необходимость статистической обработки данных при измерении чувствительности?

Литература: 71, с. 590-595.

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

  Образец i фотокола      

Дата:                                             Испытуемый:

 

 

Самочувствие испытуемого до опыта:

 

 
Стимул и частота/(Гц) (дБ затухания) / (мВ) а v   '  тел (мВ/бар)     Р (бар)

Примечание: В отличие от рабочей таблицы в протоколе в графе «Стимул» должен быть представлен весь порядок предъявленных звуков различной частоты.

р         2

,                   |: ,                                       дел

ВОСПРИЯТИЕ

„       Задание 2. Метод кратковременных экспозиций

«?            и объем восприятия

Тема задания

Знакомство с методикой определения объема зрительного вос­приятия. Анализ зависимости воспроизведения от степени осмыс­ленности предъявляемого материала.

Введение

Одна из традиционных проблем экспериментальной психологии ™гтгутт в^ ппрппрении того, как много объектов может воспринять


человек за короткий промежуток времени, т. е. практически одномомен­тно. Исторически эта проблема ставилась в контексте проблемы со­знания. Психологическая литература содержит много эксперименталь­ных исследований объема зрительного восприятия, который интер­претировался авторами как объем внимания или объем сознания.

Одним из первых психологов, экспериментально исследовавших этот вопрос, был В. Джевонс (1871). В качестве «аппаратуры» он ис­пользовал тарелку, помещавшуюся посередине' черного подноса. На тарелку бросалась горсть одинаковых черных бобов, и их количество на ней оказывалось неопределенным. Испытуемый должен был на­звать это количество без сосчитывания.

Естественно, что методика страдала многими недостатками. В бо­лее поздних экспериментах для исследования объема зрительного вос­приятия стал использоваться специальный прибор — тахистоскоп. С его помощью можно было предъявлять зрительные объекты с коротким регулируемым временем экспозиции. Обычно в тахистоскопических опытах используются экспозиции порядка нескольких десятых или нескольких сотых долей секунды и лишь в некоторых случаях — по­рядка нескольких секунд.

Известно несколько видов тахистоскопа.

Тахистоскоп Вундта с падающей шторкой. Принцип действия этой самой первой конструкции тахистоскопа состоял в том, что падаю­щая шторка с «окном» открывала карточку (находящуюся на заднем плане) на время прохождения «окна» мимо нее.

Тахистоскоп с электромеханической заслонкой. При помощи специ­ального проектора объекты проецируются на экран; перед проекто­ром помещается электромеханическая заслонка. При нажатии кноп­ки, соединенной с реле, заслонка открывает объектив проектора, и на экране появляется изображение объекта. Реле задает время экспо­зиции.

Тахистоскоп-проектор с безынерционным источником света. Время экспозиции регулируется длительностью свечения лампы.

Многоканальный электронный тахистоскоп. Основным его элемен­том является электронно-лучевая трубка. Изображение может предъяв­ляться в любом месте экрана на необходимое время в соответствии с составленной заранее программой.

В экспериментах на определение объема восприятия с помощью тахистоскопа (при любой конструкции) должны соблюдаться следу­ющие условия:

♦ Доэкспозиционное поле должно быть той же яркости, что и экспозиционное (стимульное) поле, тогда к моменту экспозиции глаз оказывается адаптированным к нужной яркости. Послеэкспозицион-ное поле в зависимости от задачи может быть темным, серым, свет­лым. При темном поле за счет положительного последовательного об-


ойное поле, напротив, стирает на сетчатке последовательный образ. Применяются также послеэкспозиционные поля с «забивающими», или «шумовыми», изображениями.

♦ На предэкспозиционном поле обычно помещается фиксацион­ная точка; она дает возможность экспонировать объекты в области центрального зрения, а также способствует концентрации внимания испытуемого.

♦ Экспозиция должна быть достаточно большой, чтобы испытуе­мый мог ясно увидеть объект или прочитать какой-то текст, и доста­точно короткой, чтобы можно было говорить об одноактном воспри­ятии объекта3.

Приведем некоторые результаты, полученные в исследованиях объема и свойств зрительного восприятия методом кратковременных экспозиций.

1. Если предъявляются однородные объекты (например, точки) с задачей испытуемому определить их количество, объем восприятия оказывается равным 8-9 объектам. При этом в зависимости от количе­ства объектов и их сгруппированное™ испытуемые применяют три раз­личные тактики для выполнения задачи: это — непосредственная оцен­ка (при количестве объектов от 1 до 4), группировка (5—6 объектов) и пересчет (при больших количествах, если позволяет время экспозиции). Если объекты сгруппированы (например, 5 групп по 5 элементов), ис­пытуемый может одномоментно воспринять все 25 элементов. В этом случае в качестве действительного «элемента» выступает группа.

2. При восприятии набора, состоящего из различных букв, объем восприятия несколько меньше, чем при определении количества оди­наковых объектов, и составляет примерно 5-7 элементов. Однако если буквы образуют слова, то одномоментно могут быть восприняты два коротких несвязанных слова или одно длинное слово из 10-12 букв, или 4 связанных слова, образующих фразу. Таким образом, в осмыс­ленном тексте буквы являются лишь формальными единицами: в ка­честве действительных единиц восприятия здесь выступают слоги и слова.

3. С помощью тахистоскопического метода делались попытки ис­следовать процесс формирования образа восприятия во времени.

В опытах И. Уивера, опубликованных в 1927 г., предъявлялась чер­ная фигура на белом фоне. При очень коротких экспозициях (менее 0, 010 с) дифференцировка фигуры и фона отсутствовала и возникало впечатление гомогенной картины. При экспозиции в 0, 011 с испыту­емый начинал видеть некоторые различия в поле: появлялись «пятна» или «кляксы», которые он назвал фигурами на фоне. При более дли­тельной экспозиции — 0, 014 с — хорошо очерчивался контур фигуры. При экспозиции в несколько сотых секунды фигура принимала вид экспонируемого объекта, и этот вид оставался устойчивым.

2*


Еще более отчетливо влияние времени коротких экспозиций на качество зрительного восприятия было показано в 60-х годах XX в. в опытах В. Д. Глезера и И. И. Цуккермана, использовавших сюжетные картинки. На одной из них было изображение лисы, поднявшей сачок, козленка и бабочки. Испытуемый должен был сказать, что изображено на картинке. При экспозиции в 0, 04 с испытуемый ничего не видел, при экспозиции в 0, 08 с ответ был таков: «Кто-то поднял что-то на кого-то». При экспозиции про­должительностью 0, 16 с испытуемый различал сачок и «какое-то животное», а для опознания лисы понадобилось 0, 32 с.

Существенное изменение в классический способ изучения объема зрительного восприятия с помощью коротких экспозиций было вне­сено Дж. Сперлингом в 1960 г. Еще в старых опытах по исследованию объема восприятия почти все испытуемые отмечали, что фактически они воспринимают объектов больше, чем могут воспроизвести в сло­весном отчете: называя первые элементы, они забывают остальные. В связи с этим возникло предположение, что при обычной процедуре измеряется в действительности не объем восприятия, а объем крат­ковременной памяти. Для проверки этого предположения Дж. Спер-линг применил методику частичного отчета. Он исходил из предпо­ложения, что для исключения влияния мнемических процессов на определение количества информации, полученной при коротких экс­позициях, нельзя требовать от испытуемого отчета о материале, пре­вышающем объем кратковременной памяти. Поэтому, если количе­ство букв (знаков) в стимуле превышает этот объем, следует требо­вать лишь частичный отчет о содержании предъявленного стимула. Но для того чтобы на основе отчета о части стимула можно было судить о восприятии стимула в целом, инструкция, определяющая ту часть объекта, о которой испытуемому предлагается сообщить в отчете, должна даваться только после предъявления раздражителя. При этом инструкция должна выбираться случайным образом из всей совокуп­ности инструкций, исчерпывающих содержание всего объекта. По­вторив такую процедуру несколько раз, можно получить ряд «случай­ных» ответов о различных частях стимула и на основе этих данных вывести оценку общей информации, полученной испытуемым.

При помощи кодирования можно давать инструкцию до, во время и через различные интервалы времени после предъявления стимула. Таким образом, можно не только получить сведения о той информа­ции, которая имеется у испытуемого сразу же по окончании действия стимула, но и выявить непрерывную функциональную зависимость количества полученной информации от момента начала отчета.

Эксперименты Дж. Сперлинга проводились по следующей схеме. В пер­вых сериях у всех испытуемых определялся объем мгновенного запоми­нания, который, как оказалось, представляет собой постоянную вели­чину для каждого испытуемого. В третьей серии использовалась методи-20


ка частичного отчета для решения вопроса, получает ли испытуемый информации больше, чем он может обнаружить в своем отчете, огра­ниченном объемом мгновенного запоминания. Во всех сериях экспери­менты проводились с объектами, состоящими из нескольких (двух-трех) строк по три-четыре буквы в каждой строке. От испытуемого требова­лось воспроизвести одну из строк, величина которой не превышала объема его мгновенного запоминания. Инструкция, сообщавшая испы­туемому, какую строку он должен воспроизвести, была закодирована; она подавалась в виде звукового тона сразу после предъявления стимула. Высокий тон соответствовал верхней строке, средний — средней, низ­кий — нижней строке. Испытуемый должен был удерживать взгляд на фиксационной точке и быть готовым к любому тону. Угадать, какой тон прозвучит, испытуемый не мог, так как тоны подавались в случайном порядке. Громкость тона была достаточно большой, но не вызывающей неприятных ощущений, длительность его составляла 0, 5 с.

Для сравнения результатов опытов с полным и частичным отчета­ми необходимо рассматривать частичный отчет как случайный обра­зец того набора букв, который испытуемый воспринял и может вос­произвести. Так, если испытуемый дает правильные ответы в 90% слу­чаев воспроизведения трех букв из девяти, то можно сказать, что он воспринял к моменту подачи тона-инструкции 90% из девяти букв (т. е. примерно восемь букв) и способен дать о них отчет.

В первых опытах с частичными отчетами результаты испытуемых относительно быстро улучшались и достигали достаточно стабильного уровня после нескольких десятков проб. При этом для всех объектов и всех испытуемых полученная информация, выявленная методом час­тичных отчетов, оказалась больше той, которая содержалась в полных отчетах. Так, по данным Сперлинга, число букв, воспринятых испыту­емыми при коротких предъявлениях объектов, состоящих из трех строк по четыре буквы в каждой, равнялось в среднем 9, 1 (от 8 до 11 букв). В пересчете на единицы информации это составило 40, 6 дв. ед. из 53, 6 возможных. Следует всегда иметь в виду, что результаты, полученные в опытах с частичными отчетами, представляют собой нижний предел количества тех букв, которые испытуемый может воспроизвести после прекращения экспозиции. Верхний же предел в этих опытах получен быть не может, так как нельзя доказать, что данные условия опыта (количество элементов в стимуле, их пространственная организация, способ разбиения стимула на части) являются оптимальными.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...