Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социализации молодежи, находящейся




В ТЖС

 

Программа «Шаг навстречу»: поддержка молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. Проект федерального агентства по делам молодежи [4]

(сокращенный вариант)

Актуальность

Под трудной жизненной ситуацией молодых людей понимается ситуация, при которой у молодого человека нарушен процесс полноценной позитивной интеграции в общество и, прежде всего, в жизнь местных сообществ.

Молодежь объективно является группой социального риска – в силу деструктивных проявлений подросткового возраста и юношеского максимализма, а также отсутствия собственного опыта в начале самостоятельной жизни. Кроме того, в России после неоднократных изменений общественного уклада и накопления культурного разрыва между поколениями ситуация осложнена дефицитом устойчивых навыков общепринятого социального поведения. В отсутствии жизненных ориентиров и в кажущемся отсутствии перспектив у молодежи может сформироваться пренебрежительное отношение к жизни, результатам собственной и чужой деятельности, к интересам государства и общества.

Кроме того, ряд нерешенных социальных проблем также негативно влияет на интеграцию молодежи в общество и ее самоопределение. К числу таких проблем можно отнести:

1. Угрожающее нарастание наркомании и алкоголизма в молодежной среде. В 2008 году в Российской Федерации было зарегистрировано 120.275 больных наркологическими расстройствами подростков в возрасте 15-17 лет (2.153,7 больных на 100.000 подростков). По сравнению с 2007 годом этот показатель увеличился на 3,3%. Большинство зарегистрированных в 2008 г., как и в предшествующие годы, употребляли психоактивные вещества. Их удельный вес составил 94,2%. При этом на потребителей алкоголя пришлось 76,8%, наркотиков – 7,2%, ненаркотических психоактивных веществ – 10,2%. Доля больных подростков, имеющих синдром зависимости (алкоголизм, наркомания, токсикомания), составил 5,8% от общего числа зарегистрированных. В 2008 году число подростков, больных токсикоманией, превышало число больных наркоманией в 2,6 раз.

2. Тенденция к увеличению распространения табакокурения среди молодежи. По информации Роспотребнадзора, в возрасте 15-19 лет курит 40% юношей и 7% девушек, при этом в день они выкуривают в среднем 12 и 7 сигарет, соответственно. Если представить эти данные в абсолютных числах, то окажется, что в России курит более 3 млн подростков.

3. Тенденция к росту доли преступлений, совершаемых молодыми людьми в возрасте до 30 лет. Россия занимает второе место в мире по доле лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. При этом с 2000 года в стране существует устойчивая тенденция к росту доли преступлений, совершаемых молодыми людьми. К настоящему времени, по данным Федеральной службы государственной статистики, она превысила 50% от общего числа зарегистрированных преступлений.

4. Неразвитая система ресоциализации освободившихся осужденных молодежного возраста. Отсутствие программ поддержки освободившихся влечет за собой повторные преступления. В настоящее время в России в воспитательных колониях содержится 6,5 тыс. осужденных в возрасте до 19 лет, 862,3 тыс. человек содержится в учреждениях УИС, причем около 30% из них – в возрасте до 30 лет. Ежегодно из мест лишения свободы освобождаются свыше 50 тыс. человек молодежного возраста. С точки зрения государства, самым важным вопросом здесь является содействие обеспечению занятости освободившихся.

Масштабы социальных проблем, актуальных для молодежи России, таковы, что необходимо кардинальное расширение охвата реабилитационными программами уязвимых групп молодежи, создание специальных программ по профилактике, предупреждению негативных ситуаций в жизни молодого человека, а также по преодолению их последствий.

Именно поэтому Федеральное агентство по делам молодежи выступает инициатором разработок по программе «Шаг навстречу», направленных на поддержку молодежи в трудной жизненной ситуации.

Программа ориентирована на особо уязвимые группы молодежи, нуждающиеся в помощи:

1. Молодые люди, имеющие инвалидность.

2. Сироты и выпускники интернатных учебных заведений.

3. Молодые люди, покидающие воспитательные колонии и специальные учебно-воспитательные учреждения (а также несовершеннолетние, состоящие на учете в органах внутренних дел).

4. Молодые люди, живущие с ВИЧ-инфекцией (ЛЖВС).

5. Молодые люди – мигранты, беженцы и вынужденные переселенцы.

6. Молодые люди, злоупотребляющие психоактивными веществами.

7. Молодые матери или отцы-одиночки.

О проекте

Цель программы: Оказание помощи при интеграции в общество молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (ТЖС).

Задачи программы:

проведение общественной экспертизы качества среды жизнедеятельности молодых людей, испытывающих трудности в интеграции;

выявление типичных и вновь складывающихся групп молодежи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

развитие моделей и направлений адресной мобильной социальной работы с молодыми людьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;

развитие групп самопомощи и взаимоподдержки молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;

распространение программ развития навыков и умений самостоятельной жизни для молодых людей, испытывающих трудности в интеграции;

поддержка молодежных проектов, направленных на вовлечение молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в общественную, социально-экономическую и культурную жизнь и улучшение их положения в обществе.

Целевая группа программы – молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет.

Этапы программы

Подготовительный этап – 2007 год

Федеральный уровень

Информационно-методическая поддержка интеграционной работы с молодежью, пропаганда толерантного отношения к молодежи в ТЖС и оказания ей помощи.

Проведение всероссийского конкурса проектов общественных организаций и молодежных объединений, направленных на интеграцию молодежи в ТЖС в жизнь общества.

Создание системы мониторинга и оценки эффективности реализации проекта.

Конкурсный отбор регионов России, результатом которого является право получения субсидий из федерального бюджета на проекты по интеграции молодежи в ТЖС в жизнь общества.

Региональный уровень

Конкурсный отбор региональных проектов, результатом которого является право получения субсидий из федерального бюджета на проекты по интеграции молодежи в ТЖС в жизнь общества.

Создание информационных банков по молодежи, оказавшейся в ТЖС, органами местного самоуправления.

Первый этап – 2008 год

Федеральный уровень

Информационно-методическая поддержка интеграционной работы с молодежью, пропаганда толерантного отношения к молодежи в ТЖС и оказания ей помощи.

Реализация проектов, направленных на интеграцию молодежи в ТЖС в жизнь общества, на федеральном уровне.

Проведение мониторинга и оценка эффективности хода реализации проекта, подготовка отчетных материалов.

Региональный уровень

Поддержка проектов региональных и местных общественных организаций и молодежных объединений, направленных на интеграцию молодежи в ТЖС в общество.

Второй этап – 2009 год

Федеральный уровень

Информационно-методическая поддержка интеграционной работы с молодежью, пропаганда толерантного отношения к молодежи в ТЖС и оказания ей помощи.

Реализация проектов, направленных на интеграцию молодежи в ТЖС в жизнь общества, на федеральном уровне.

Проведение мониторинга и оценка эффективности хода реализации проекта, подготовка отчетных материалов.

Региональный уровень

Поддержка проектов региональных и местных общественных организаций и молодежных объединений, направленных на интеграцию молодежи в ТЖС в общество.

Конкурсный отбор новых регионов России, результатом которого является право получения субсидий из федерального бюджета на интеграцию молодежи в ТЖС в жизнь общества.

Третий этап – 2010 год

Федеральный уровень

Информационно-методическая поддержка интеграционной работы с молодежью, пропаганда толерантного отношения к молодежи в ТЖС и оказания ей помощи, информирование общества о результатах проекта.

Реализация проектов, направленных на интеграцию молодежи в ТЖС в жизнь общества на федеральном уровне.

Проведение мониторинга и оценка эффективности хода реализации проекта, подготовка итогового отчета.

Региональный уровень

Поддержка проектов региональных и местных общественных организаций и молодежных объединений, направленных на интеграцию молодежи в ТЖС в жизнь общества.

К настоящему времени в рамках данной Программы реализуются следующие направления:

- молодежные добровольческие инициативы в сфере охраны порядка;

- профилактика правонарушений в молодежной среде;

- профилактика употребления психоактивных веществ;

- ресоциализация освободившихся осужденных молодежного возраста.

Выявлен и предложен к широкому тиражированию ряд успешно реализуемых региональных программ поддержки молодежи в трудной жизненной ситуации. Анонсы

Северо-Кавказский молодежный образовательный форум «Машук-2011» пройдет в июле в Пятигорске на подножье горы Машук. В форуме примет участие молодежь в возрасте от 18 до 30 лет, представляющая все регионы СКФО,число участников составит порядка 2400 человек

Достигнутые результаты

1. Реализация проектов, направленных на поддержку молодёжи, оказавшейся в ТЖС (осуждённые, профилактика употребления ПАВ, несовершеннолетние правонарушители, толерантность)

Межрегиональный трудовой палаточный лагерь социальной адаптации несовершеннолетних и молодежи, склонных к совершению правонарушений и преступлений. В работе межрегионального трудового палаточного лагеря «Новое поколение» приняли участие более 200 несовершеннолетних из 6 регионов Российской Федерации. Изучили опыт проведения трудовых лагерей 18 специалистов органов по делам молодежи из 12 субъектов РФ.

Семинар по проблемам социальной адаптации несовершеннолетних и молодежи, склонных к совершению правонарушений и преступлений. Цель семинара - знакомство специалистов по работе с молодежью из регионов с эффективными современными методиками работы с подростками в трудной жизненной ситуации. В нем приняли участие 56 специалистов по работе с молодежью из 20 субъектов Российской Федерации.

При поддержке молодежных общественных организаций ("ЗдравМол") осуществляется первичная профилактика алкоголизма и табакокурения, основанная на принципе "равный-равному", а также распространяется специальная литература. Количество молодых людей вовлечённых в мероприятия - 2000 человек. Количество молодых людей вовлечённых в профилактическую работу - 3000 человек (антинаркотический интернет-портал «НеЗависим» и серия фильмов «Черное и белое» об опасности употребления наркотиков)

Ресоциализация осуждённых молодого возраста. Фестиваль творчества осуждённых «Амнистия души»- участники из 60 ВК. Цикл телепередач для осуждённых в возрасте до 30 лет. Аудитория - 100 000 осуждённых и околостоящие социальные группы (родители, близкие, специалисты, работающие в сфере ресоциализации осуждённых). Профориентационные буклеты для осуждённых- 15 000 штук.

2. Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи. Проект «Новое поколение» (социальная адаптация «трудных» подростков)

В настоящее время перед системой профилактики безнадзорности и правонарушений в России стоят задачи, которые требуют новых форм, технологий и системного подхода в работе с несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации. Одним из наиболее успешно действующих проектов данного направления является «Новое поколение». Главная задача проекта – социальная адаптация и реабилитация подростков, совершивших правонарушения и преступления, через создание и функционирование специальных постоянных рабочих мест (включая обучение специальности, официальное трудоустройство, социальное обслуживание).

«Новое поколение» – долгосрочная программа, работающая на принципах частичной самоокупаемости. Одна площадка предприятия рассчитана на 200 постоянных специализированных рабочих мест для несовершеннолетних и молодежи, совершивших правонарушения и преступления, не учащихся и не работающих, в возрасте от 14 до 19 лет. Результатом работы «Нового поколения» является устойчивое положительное изменение в поведении воспитанников, их социализация, психологическая адаптация, приобретение трудовых навыков и отсутствие повторных преступлений и правонарушений.

Реализация проекта «Новое поколение» в регионе позволит существенно повлиять на такие показатели как уровень криминогенности и доля преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, в общем числе зарегистрированных в регионе преступлений.

3. Профилактика употребления психоактивных веществ

Проект комплексного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних и молодежи, злоупотребляющих психоактивными веществами «Город Мастеров».

<…>Реабилитационный центр «Город мастеров» – первый в России центр, работающий на хозрасчетной основе, в котором, что очень важно, сами молодые люди зарабатывают деньги на свое обеспечение. Это лучше любых методик и психотехник приучит ребят к честному, профессиональному труду, выработает привычку и навык рассчитывать на свои силы и знания, даст профессию и уверенность в себе.

В результате реализации проекта сотни юношей и девушек избавятся от зависимости от психоактивных веществ, найдут себя в жизни, получат образование и профессию, научатся дружить и работать в команде. Кроме того, данный проект наглядно показывает, как можно организовать взаимодействие на благо детей, решать важнейшие социальные задачи и экономить бюджетные средства.

По итогам стажировки российских специалистов в соавторстве с участниками европейской программы был составлен проект Центра социальной реабилитации и психолого-педагогической коррекции потребителей наркотиков «Освобождение». Открытие Центра «Освобождение» планируется в 2010 году в Подмосковье.<…>

4. Ресоциализация освободившихся осужденных молодежного возраста.

В России 5,8 тыс. осужденных воспитательных колоний, свыше 800 тыс. осужденных исправительных колоний; порядка 30% из них – в возрасте до 30 лет. Ежегодно эти трудоспособные молодые люди освобождаются и, не найдя себе эффективного применения, не видя альтернативных жизненных моделей, снова становятся на путь преступлений, совершают рецидивы.

Отсутствие программ индивидуального сопровождения освободившихся, несистемность и некомплексность проводимых мероприятий препятствуют возврату молодых людей в общество. Необходимо отметить и несформированность методической базы по работе с освободившимися.

На западе на каждого вышедшего на волю осужденного приходится по пять и более волонтеров, представляющих разные организации, которые способны обеспечить полноценный возврат в общество. В России таких практик сегодня не существует, добровольческие инициативы и волонтерские проекты представлены слабо. Тем не менее, такая общественно-полезная деятельность должна являться неотъемлемой частью процесса ресоциализации и возвращения в общество осужденных молодых людей..

Проект «Специализированная биржа труда»

Ежегодно из мест лишения свободы освобождается около 140 тыс. трудоспособных молодых людей (возраст до 30 лет), из них 67% не находят в течение первого полугодия постоянного заработка и места работы, около 40% совершают преступления повторно.

Системно, комплексно социализацией и реадаптацией освободившихся осужденных в настоящее время в России не занимается НИКТО. НИКТО не работает над проблемой их полноценного возвращения в общество – выявлены лишь отдельные программы, попытки работать с этим трудным контингентом.

Проект «Специализированная биржа труда» с полным комплексом услуг (мобильные профориентационные центры, с возможностью выезда в колонии, психологическая помощь, правовая поддержка, временное и постоянное трудоустройство, социальная гостиница) – это, по сути, компиляция всех действующих постпенитенциарных программ, которые позволят эффективно использовать кадровый потенциал, социализировать и адаптировать освободившихся подростков и молодых людей.

При выходе на проектную мощность «Специализированная биржа труда» сможет пропускать через себя до 2 тыс. освободившихся осужденных и предоставлять услуги социальной гостиницы для 300 человек в год. Предполагаемая эффективность проекта в случае выполнения всех мероприятий в рамках программы позволит значительно снизить уровень рецидива в выбранном регионе.

Совместная работа с ФСИН.

В ходе рабочей встречи представителей ФСИН и Росмолодежи под председательством заместителя руководителя федерального агентства Дениса Борисовича Кравченко были достигнуты договоренности о сотрудничестве в рамках реализации мероприятий, направленных на полноценное возвращение в общество осужденных молодых людей.

В рамках развития сотрудничества между Росмолодежью и ФСИН в состав Общественного совета при ФСИН вошли А.С. Павлов (начальник отдела социальных программ и проектов в сфере молодежной политики Росмолодежи) и А.Ю. Татаринов (член Общественной палаты РФ, член политического совета «Молодой гвардии Единой России»). В круг их задач будет входить реализация добровольческих инициатив и волонтерских проектов актива молодежных общественных организаций. Для этих целей в ближайшее время с привлечением экспертного пула Росмолодежи и ФСИН по данной проблематике будет подготовлен методический сборник.

Фестиваль творчества осужденных воспитательных колоний «Амнистия души»

Фестиваль «Амнистия души» проводится с 2007 года. В 2008 и 2009 г.г. он проводился при поддержке Росмолодежи.

В 2009 г. Фестиваль стартовал в начале года. 49 воспитательных колоний со всей России представили в оргкомитет видеозаписи своих работ. Члены жюри отобрали победителей в семи номинациях: драматический театр, кукольный театр, вокальное искусство, хореографический номер, оригинальный жанр, телестудия, авторская песня.

Оценивало юные таланты компетентное жюри фестиваля: народные артисты СССР: Армен Джигарханян и Иосиф Кобзон, народные артисты России Юрий Куклачев, Тереза Дурова, актриса театра и кино Оксана Мысина, художник Никас Сафронов, руководитель «Ералаша» Борис Грачевский и писатель Владимир Вишневский.

Победители, отбывающие наказание в самых разных уголках страны, смогут выйти на большую сцену в столице.

Деятельность по реализации проекта «Новое Поколение»

Федеральным агентством по делам молодежи в соответствии с планом Росмолодежи на 2010 год в период с 17 мая по 19 мая и с 24 мая по 26 мая 2010 года на базе специального предприятия «Новое поколение» был проведен семинар по проблемам социальной адаптации несовершеннолетних и молодежи, склонных к совершению преступлений и правонарушений, в соответствии с исполнением государственного контракта от 23 апреля 2010 г. № 9-ОК-ГМП.

Семинар проходил по заказу Федерального агентства по делам молодежи и при поддержке Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями г. Санкт-Петербурга для специалистов органов государственной молодежной политики и специалистов учреждений органов государственной молодежной политики из регионов Российской Федерации. В нем приняли участие 56 специалистов по работе с молодежью из 20-ти субъектов Российской Федерации.

Цель семинара - знакомство специалистов по работе с молодежью из регионов с эффективными современными методиками.

Семинар состоял из двух равнозначных смен длительностью 3 дня. Программа семинара предусматривала проведение практико-ориентированного обучения, включающего теоретическую и практическую подготовку для работы с несовершеннолетними и молодежью, склонными к совершению правонарушений и преступлений; изучение основ психолого-педагогического сопровождения, психодиагностики и методов психологического тестирования подростков с делинквентным поведением. В каждую смену семинара участники посетили четыре функционирующие производственные площадки предприятия по социальной адаптации несовершеннолетних и молодежи, склонных к девиантному поведению.<…>

________________________________________________________________________________________________________

Справка:

 

Специальное предприятие «Новое поколение» было создано в Санкт-Петербурге в 1993 и является прямым наследником Санкт-Петербургской и Ленинградской педагогической школы трудового воспитания. Со дня основания предприятия, его возглавляет к.п.н. Михаил Георгиевич Дмитриев. Имея тридцатилетний опыт работы с подростками, Дмитриев М.Г. разработал педагогическую методику по социальной адаптации и реабилитации молодёжи сложных категорий, которая была признана одним из самых эффективных средств для профилактики девиантного и делинквентного поведения среди несовершеннолетних и молодежи в России.

 

 

С.В. Березин, К.С. Лисецкий.

Последовательность формирования психофизиологической зависимости [5]

Последовательное изучение того, как формируется психофизиологическая зависимость, позволит понять всю неоднозначность проблемы наркомании и алкоголизма среди подростков. Это может представлять интерес для тех, кого волнуют проблемы наркомании и алкоголизма среди детей раннего возраста. К тому же, предлагаемая классификация позволит дать наиболее полный ответ на вопрос подростка о степени его алкогольной или наркотической зависимости.

Итак, формирование психофизиологической зависимости происходит в следующей последовательности:

I этап – эксперимент

II этап – периодическое потребление

III этап – регулярное употребление

IY этап – навязчивая идея

V этап – психофизиологическая зависимость.

Этап I – Эксперимент.

На этом этапе подростки изучают, как можно поднять себе настроение при помощи наркотических веществ. Они на собственном опыте определяют воздействие алкоголя, марихуаны и других наркотиков, о которых подростки, возможно, знают уже не понаслышке.

Наиболее часто эксперимент начинается с алкоголя.

Начальный этап – это та самая стадия потребления, когда молодые люди исследуют изменения своего настроения в зависимости от наркотического вещества. Они пытаются поднять настроение при помощи алкоголя или марихуаны.

Экспериментирующие устанавливают зависимость между дозой и силой воздействия наркотического вещества. Некоторые платят за такие знания дорогую цену. Подчас эксперименты подобного рода заканчиваются головной болью или болезненным состоянием. Полученные неприятные ощущения могут стать на некоторое время препятствием, и некоторые молодые экспериментаторы могут вообще решить никогда на принимать наркотические вещества. Однако многим удается испытать приятные чувства от дозы алкоголя или наркотика, которые могут оказаться более яркими и смогут пересилить неприятные ощущения. Тогда подростки решают продолжать принимать алкоголь и наркотики и "переходят" на этап периодического потребления.

Этап II – Периодическое потребление.

Этап периодического потребления порой называют стадией контролируемого приема или социального алкоголизма. Прием наркотического вещества осуществляется в связи с какими–либо обстоятельствами. Причины, которые побуждают подростка принимать наркотическое вещество, могут быть самыми различными. Как правило, тип наркотического вещества определяется социальным контекстом.

Периодическое потребление характеризуется известной степенью самоконтроля за частотой потребления и дозировкой. Подросток пока еще способен решать принимать ему наркотики или алкоголь или отказаться в том или ином случае. Если подросток решает принять дозу наркотика, он/она в состоянии контролировать его количество.

Большой процент учащихся, которые потребляют алкоголь, потребляют его слишком много.

Будет справедливо предположить, что подростки могут превышать дозировку наркотического вещества, допустимого на этапе периодического потребления... К примеру, подросток может выпить пять порций алкогольного напитка кряду. Пять порций и более уже нельзя отнести к количеству алкоголя, которое соответствует допустимому объему алкоголя на этапе социального алкоголизма.

Этап III – Регулярное потребление.

Следующим этапом формирования наркотической зависимости является регулярное потребление, которое возникает из потребности принять дозу алкоголя или наркотика.

На этапе эксперимента или периодического приема подростки стремятся получить приятные ощущения или чувство эйфории. Разумеется, мотивы к тому, чтобы выпить вино или принять наркотик могут быть различными, но, как правило, подростков привлекает возможность менять свое настроение в надежде чувствовать себя по–особенному.

Начиная с III этапа, наблюдается явление, которое можно назвать "самолечение". Подросток больше не принимает наркотик только для того, чтобы получить положительные эмоции, теперь он/она пытаются избавиться от плохих чувств, переживаний, состояний.

К примеру, представьте девушку, которая поссорилась с родителями. Она сердится на родителей, наверно, сердится на себя.

Вполне возможно, что она переживает другие отрицательные эмоции. Она взволнована тем, какие последствия будет иметь эта ссора. Возможно, она чувствует себя беспомощной, возможно, – виноватой. Наконец, она просто может давать себе низкую оценку как личности. Столкнувшись с таким набором отрицательных эмоций, девушка могла использовать ссору с родителями в качестве повода выпить или принять дозу.

Она пытается справиться с отрицательными эмоциями "накачиваясь" алкоголем в надежде "стереть" из памяти неприятные чувства, получая на некоторое время приятные ощущения и успокаиваясь.

"Самолечение" может начаться на более раннем этапе формирования психофизиологической зависимости – на этапе периодического потребления. Вот пример того, как, на первый взгляд, безобидно и просто подросток может начать лечение алкоголем.

Юноша собирается пойти на вечеринку, где будет много незнакомых ему людей, среди которых будут и девушки. Он хочет произвести хорошее впечатление. Молодой человек, возможно, чувствует беспокойство по этому поводу, нервничает или просто стесняется, т. е. в данной ситуации переживает негативные чувства. Хотя это совершенно нормальные чувства, которые каждый из нас переживает в повседневной жизни, он решает справиться с ними просто – немного выпить перед тем, как отправиться на вечеринку, или сразу по приходу туда, или он может решить выкурить сигарету с марихуаной вместо бокала вина. Так он начинает лечить себя. Подросток принимает наркотические вещества, чтобы справиться с нервозностью, чувством беспокойства или робости.

Если он поступает таким образом изредка, то это не сформирует у него пагубной привычки. Однако, если он постоянно решает возникающие проблемы подобным образом, у него может сформироваться определенный отрицательный поведенческий стереотип в ответ на неприятные эмоции. В этом случае такая частота потребления наркотических веществ дает право говорить о нем, как о человеке, у которого начинает формироваться регулярное употребление как навязчивая идея.

Этап IY – Навязчивая идея.

На этапе навязчивой идеи подростки в значительной степени полагаются прежде всего на алкоголь и наркотики как средство избавления от негативных эмоций. Такова аномальная реакция на проявление совершенно естественных чувств.

Подростков на этапе формирования навязчивой идеи можно также назвать ситуативно потребляющими алкоголиками или наркоманами, так как их действия во многом предопределены ситуацией, в которой они оказываются.

Здесь подростки начинают терять контроль над собой. Ситуации служат оправданиями их действий. Эти ситуации или причины, побуждающие подростков, можно разделить на внешние и внутренние. К числу внутренних относятся волнение, беспокойство, которые толкают подростка выпить вина или принять наркотик. В этом случае решение прибегнуть к помощи наркотиков может возникнуть почти автоматически.

Примером внешних факторов может служить вечеринка. Некоторые подростки не могут прийти на вечеринку не выпив или не приняв наркотик. Для них понятие "вечеринка" становиться равным по значению понятиям "выпить" или "словить кайф".

Другим примером внешнего фактора является "тусовка" в компании друзей после школьных занятий. Если частью обычного досуга подростка является "покайфовать" с друзьями, то их общение вне стен школы может вполне подойти для приема наркотиков. Иногда подростку трудно представить свое общение с друзьями без наркотиков. Это говорит о том, что он/она не может полностью контролировать свое поведение и принимать решения самостоятельно.

Подростки на стадии формирования навязчивой идеи начинают строить самооценку, связывая себя с проведением вечеринок, застолий.

Молодые люди на этапе формирования навязчивой идеи начинают идентифицировать себя с увеселительными мероприятиями. На этом этапе увеличивается доза наркотика. Подростки чаще прибегают к наркотикам, а во время приема, как правило, увеличивают дозу.

Подростки могут начать зарабатывать свой авторитет за счет количества алкоголя, который он/она выпьет. Иногда они начинают хвастать, что "перепьют" любого из друзей или гордиться тем, что могут выпить 6 банок пива, целую упаковку. Хотя для того, чтобы "зазвенело" в голове достаточно пары банок пива.

Ключевым моментом является формирование навязчивой идеи, человек начинает идентифицировать себя с приемом алкоголя и наркотиков.

Подростки, которые стремятся утвердить собственный авторитет любым путем, очень часто начинают идентифицировать свою личность с "таинственным" и "загадочным" миром наркотиков.

Другой характерной чертой этапа формирования навязчивой идеи является тенденция проводить меньше времени с теми друзьями, которые не пьют и не принимают наркотики. На ранних этапах, экспериментальном и регулярного потребления, подросток, принимающий наркотики, может иметь равное количество друзей наркоманов и ведущих здоровый образ жизни. Но на этапе формирования навязчивой идеи они тяготеют к людям, которые как и они пристрастились к наркотикам, окружают себя подобными людьми.

Все больше и больше такие подростки думают о вине, наркотиках, придумывая способы, как их получить.

Итак, те, у кого формируется навязчивая идея, все больше и больше времени, душевных сил начинают затрачивать на то, чтобы отыскать и заполучить наркотик. Их главной целью становится всегда иметь для себя дозу под рукой. Они могут задаться целью сделать запасы алкоголя или наркотиков. Поэтому, находясь на вечеринке, они постараются убедиться, что выпивки или наркотиков приготовлено достаточное количество.

Подростки, тратя много сил на то, чтобы обеспечить себе доступ к наркотическим веществам, "обезопасив" себя таким образом. Поэтому понятие "навязчивая идея" наиболее полно характеризует это состояние.

Этап V – Формирование психофизиологической зависимости.

Итак, последним этапом в формировании пристрастия к алкоголю или наркотикам является психофизиологическая зависимость. Для него характерным является потеря контроля. Об этом говорилось уже на этапе формирования навязчивой идеи.

Однако. это не означает, что человек, со сформировавшейся психофизиологической зависимостью будет принимать наркотическое вещество до тех пор, пока либо вино, любо деньги, либо наркотик не кончатся. Все выглядит несколько иначе.

Многие психофизиологически зависимые алкоголики и наркоманы временами могут контролировать дозу вина или наркотика, т. е. ведут себя так, как это происходит на этапе регулярного потребления. На самом деле такое поведение дается им с большим трудом, а делают это они для того, чтобы "прилично" выглядеть в глазах друзей, или чтобы убедить родственников, что у него/нее нет проблем с алкоголем или наркотиками.

Важно заметить, что в таких ситуациях невозможно предположить, какая доза и каким образом повлияет на того или иного человека.

Другой характерной чертой психофизиологической зависимости является самолечение. Возникая на этапе навязчивой идеи, здесь оно становится главным поведенческим мотивом.

Начинают сказываться последствия длительного и избыточного приема алкоголя и наркотиков, что влечет дальнейшую деградацию личности. Это проявляется в различного рода физических болях и хронических эмоциональных переживаниях. На этапе психофизиологической зависимости становится трудно воспроизвести положительные моменты, моменты эйфории, которые прежде мотивировали поведение алкоголика.

Вместо эйфории психофизиологически зависимый алкоголик или наркоман получает лишь непродолжительную передышку от физических и душевных страданий. Теперь их главной задачей становится стремление получить возможность чувствовать себя нормально.

Хотя мы рассматриваем проблему алкоголизма и наркомании среди подростков, последовательность формирования психофизиологической зависимости у взрослых происходит аналогично подростковой.

Выделенные этапы формирования пристрастия к наркотикам очень пластичны, порой очень трудно определить стадию, на которой находится тот или иной человек. Порой они просто не соответствуют какой–то одной категории. Допустим какая–то группа учащихся была отнесена вами к категории экспериментирующих. Однако, спустя некоторое время вы обнаруживаете, что они недостаточно откровенно поделились с вами данными о приеме наркотиков и исказили часть информации. Они могут оказаться регулярно потребляющими или даже находиться на этапе навязчивой идеи.

Многие подростки с изменением обстоятельств значительно меняют свои пристрастия. Например, в течение учебного года подростки не принимают наркотики. Однако с наступлением каникул, когда характер их деятельности меняется, появляется больше свободного времени, можно наблюдать совершенно другую картину. Потребление наркотиков может сильно возрасти, порой свидетельствуя о том, что характер приема отличен от экспериментирования.

Большая часть потребляющих алкоголь и наркотики как подростков, так и взрослых может долгое время находиться на первых двух этапах формирования пристрастия к алкоголю и наркотикам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...