Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Моделирование социализации подростков с отклоняющимся поведением




По мере того, как подросток приспосабливается к общественным требованиям, и в какой последовательности происходит его социализация, выделяются следующие уровни:

Пассивный уровень: подросток не отождествляет себя со сверстниками; обладает низким уровнем коммуникации; отсутствуют трудовые установки; низкая социальная ориентация; познавательные способности выражены слабо; происходит частичное или полное отрицание жизненно важных ценностей; нежелание придерживаться норм и правил поведения в обществе; неумение отстаивать свою точку зрения; отсутствие оценки происходящих в социуме социальных, политических, экономических, культурных процессов; отсутствие мотивации самоутверждения, личностного самоопределения.

Уровень социальной и личностной привлекательности: постепенно происходитосознание подростком принадлежности к группе (трудовому коллективу); частичное отождествление себя со сверстниками; умение отстаивать свою точку зрения; средний уровень коммуникабельности; повышается успеваемость по учебным предметам; формируется трудовая мотивация, избирательная ориентированность в общечеловеческих ценностях; желание быть полезным и значимым для других, стремление к самосовершенствованию и самореализации.

Активный уровень: полное отождествление себя в коллективе сверстников; развитая трудовая доминанта; исполнение прав и обязанностей, диктуемых коллективом; высокая коммуникабельность; принятие традиционных ценностей; активное участие в жизни социума; активное отстаивание своей точки зрения; наличие идей и умение их отстаивать; наличие высокого уровня мотивации самовыражения, самореализации, личностного утверждения, самоопределения; умение легко приспосабливаться, проявлять эрудированность.

Этапы динамичного и противоречивого процесса социализации определяются, исходя из того, что его движущей силой является личностное развитие и самоопределение реализуемое в рамках осуществления общественно полезной трудовой деятельности в социально однородном коллективе. Условно таких этапов можно выделить три, каждый из которых вытекает из предыдущего, взаимодополняя друг друга, и показывая насколько успешно, либо неуспешно для личностного становления и развития подростка проходит сложный и противоречивый процесс социализации.

1. Диагностический этап предполагает формирование начального этапа социализации, позволяющего определить степень включенности подростка в коллектив и в усвоениедействующих в общности норм и правил; ознакомление с новыми способами и формами взаимодействия ; усвоение предъявляемой к подростку информации; принятие собственной позиции. Данный этап сопряжен с обязательным психодиагностическим исследованием и определением специфики личностных свойств подростков и возможных перспектив его поведения в трудовом коллективе в плане индивидуальной совместимости (Рис. 4.).

Комплексная программа комплектования трудовых коллективов с учетом психологической совместимости включает диагностику ведущих личностных качеств подростков: «тревожность-адаптивность» и «лидерство-подчинение»; на основе которых осуществляется комплектование равномерных по степени психологической совместимости трудовых бригад.

В данную модель воходят, с одной стороны, социальные функции, реализация которых необходима для эффективного взаимодействия подростков во внепрофессиональной сфере, а также факторы, обеспечивающие такое взаимодействие. Ведущими социальными функциями являются взаимодействие и оказание-принятие социальной поддержки. При этом первая группа исследуемых факторов обеспечивает психологическую совместимость «по горизонтали», а вторая – «по вертикали» (рис.5). В рамках психодиагностики также осуществляется исследование: эмоциональной удовлетворенности подростков выбранной бригады относительно других коллективов (индекс социометрической экспансивности (ИСЭ)); эмоциональной удовлетворенности подростков данной производственной бригады без связи с другими коллективами (индекс социометрического статуса (ИСС)).

2. Коррекционно-развивающий этап предполагает возможность приобщения подростка к постоянно меняющейся жизни трудового коллектива, путем включения в разнообразные, жизненно важные виды и формы трудовой деятельности, расширении его мировоззрения, реализации интересов и способностей, проявления индивидуальности через самовыражение.

Этап включает значительную коррекционную работу сопровождающих служб (психологической, медицинской, службы социальных работников), осуществляющих вспомогательную функцию в процессе интеграции подростка в трудовой коллектив и привитию подростком положительных ценностей коллектива (Рис. 7).

3. Этап профилактическая работа, сопровождается формированием наивысшего этапа социализации и личностного самоопределения. Именно на нем происходит закрепление социально приемлемых стереотипов поведения; формирование смысло-жизненной ориентации, соотнесение своих желаний, приобретенных личностных и социальных качеств, возможностей и требований, предъявляемых социумом (я могу, я хочу, я есть).

Системный подход, реализуемый на базе специализированного предприятия «Новое Поколение», претворяется в жизнь используя следующие технологии:

Социальные и педагогические технологии:

· формирование трудовой мотивации;

· активация приспособительных вариантов преодолевающего поведения;

· формирование социально-поддерживающего поведения и стратегии поиска социальной поддержки в просоциальных сетях.

Психологические технологии:

· преодоление барьеров осознания эмоциональных состояний;

· осознание наличия личностных проблем;

· развитие эмоциональных, когнитивных и поведенческих стратегий проблем преодолевающего поведения (стратегии разрешения проблем, поиска и принятия социальной поддержки, распознавание и модификация стратегии избегания);

· анализ, осознание и развитие личностных и средовых ресурсов преодоления проблемы кризиса Я-концепции.

· Развитие коммуникативных ресурсов, социальной компетентности, ценностных ориентации когнитивного развития, интернального локуса контроля;

· принятие ответственности за свою жизнь, свое поведение и его последствия; восприятие социальной поддержки;

· изменение стереотипов поведения и ролевого взаимодействия в семье; формирование психологической резистентности к давлению делинквентной среды

Успешность процесса социализации зависит во многом от самого подростка, от его стремления и желания быть принятым и понятым социумом, занять достойное положение в нем, проявить свою индивидуальность, достичь социальной зрелости.

Выявленные нами структурные компоненты, уровни и этапы социализации личности подростка взяты за основу построения модели.

Построение модели социализации подростков в условиях личностно ориентированной системы воспитания предполагает выполнение определенной последовательности проектных действий: определение цели; выделение структурных компонентов, этапов и уровней социализации; выделение педагогических условий, при которых данный процесс будет протекать наиболее успешно; определение содержательной деятельности педагогов; разработка методов, форм и средств, при помощи которых может осуществляться процесс социализации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...