Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программа профилактики наркозависимости «Сталкер»




(разработана центром «Амалтея», адаптирована к условиям работы учреждения) [7]

 

Актуальность

Проблема недостаточной информированности подростков по вопросам ПАВ значительна и актуальна, так как первые пробы ПАВ часто связанны с желанием узнать об их действии и отсутствии представлений о том, к каким неблагоприятным воздействием на организм это может привести. Недостаточная информированность порождает в подростковой среде массу мифов, старательно поддерживаемых потребителями и распространителями ПАВ, о возможной безвредности или даже о полезности наркотиков, их распространенности в обществе. На представления подростков влияет и реклама, пропагандирующая употребление алкоголя и табачных изделий, связывающая их с личностной и карьерной успешностью.

Учитывая недостаточное внимание, уделяемое образовательными программами этим вопросам, можно сказать, что подростки зачастую оказываются в ситуации информационного дефицита о проблемах, связанных с потреблением ПАВ, или в условиях искаженной информированности и неопределенного социального отношения к потреблению наркотиков.

Цель: Создание адекватного информационного поля, формирующего установку на неприятие употребления ПАВ.

Задачи:

1) Обеспечение подростков адекватной и актуальной информацией о проблеме ПАВ.

2) Выявление и разрушение мифов о ПАВ, существующих в подростковой среде.

3) Формирование критичной установки по отношению к позитивной информации о применении ПАВ, воспитание критичности и независимости мышления.

Успех занятий в большой степени определяется соблюдением специфических принципов работы группы:

1) Полное доверие к подросткам на протяжении всего курса работы;

2) Уважительное отношение, признание наличия внутренней мотивации к обучению и развитию у любого подростка;

3) Открытость в общении с подростками, готовность всегда предоставить им поддержку и в работе по программе, и в разрешении личностных проблем;

4) Искренность в выражении своих чувств, эмпатическая поддержка участников групп;

5) Активное участие в групповом взаимодействии.

Используемые методы:

1) Обучение методом функционального биоуправления – позволяет усвоить навыки саморегуляции до уровня автоматизма, сделав их неотъемлемой частью личностных реакций человека.

2) Выступление в роли обучающего – вынуждает любого разобраться во всем, прежде всего, самому.

3) Обучение практикой действия «ролевые игры» – психологический тренинг дает возможность каждому участнику получить свой индивидуальный опыт поведения и разрешения тех или иных ситуаций.

4) Обсуждение в группах «мозговой штурм», дискуссия – личностно задействует участников и, при условии создания благоприятной атмосферы во время работы и высокой мотивации участников группы, позволяет им подробно рассказывать о своих личностных переживаниях, чувствах, выслушивать мнения других участников и на основе собственного опыта приходить к каким-то выводам.

5) Использование наглядных пособий – позволяет задействовать в усвоении информации не только аудиальный канал, но и визуальный и кинестетический каналы. Использование диаграмм моделей, плакатов позволит также структурировать и обобщить информацию.

6) Аудио-визуальные средства – всегда в большой степени привлекают внимание людей. Особенно эффективно использование этих средств в психологическом тренинге, когда каждый тможет увидеть себя со стороны.

7) Чтение – требует большей активности от обучающегося, но результат полностью зависит от готовности читающего воспринимать данную информацию.

8) Лекция.

Срок реализации программы: 3 месяца (12 занятий).

Структура программы:

Программа состоит из 12 занятий, которые будут проводиться в групповой форме работы. «СТАЛКЕР» предназначен для работы с детьми и подростками от 10 до 18 лет. Для дифференцированного подхода в программе предложены два варианта: для работы с детьми среднего возраста (10-14лет) и старшего возраста (14-18 лет). Регулярность занятий 1 раз в неделю, продолжительностью 90 минут.

Программа включает:

1) Психологическое тестирование – целью тестирования является определение информированности подростков о проблемах употребления психоактивных веществ, отношения к этим проблемам, выявление предпочитаемых стратегий поведения.

2) Теоретические занятия – предоставляют актуальную и достоверную информацию о наркотиках, алкоголе, табакокурении, их воздействии на человека, возможностях преодоления зависимости.

3) Психологический тренинг – после работы с каждой темой или в виде самостоятельного психологического тренинга.

4) Повторное психологическое тестирование – после прохождения всего курса работы.

 

Тема занятия: Задачи
  Диагностика Автоматизированный опросник определения уровня информированности подростков о вопросах потребления ПАВ, отношение к наркотикам, предпочитаемые способы поведения в проблемных ситуациях.
1. «Стрессы» -Информационная часть «Стрессы»; -Упражнение «Минута» - определение адаптивных способностей организма. -Упражнение «Списки» - выявление значимых для данной группы стрессовых ситуаций. -Упражнение «Стаканчик» - моделирование эмоционально значимой стрессовой ситуации, работа с переживаниями стресса, выявление типичных реакций на стрессовые ситуации.  
2. «Классификация наркотиков» -Информационная часть «Классификация наркотиков». Упражнение «Дорогие мне вещи» - получение практического опыта потери важных вещей.
3. «Вовлечение в наркоманию» -Информационная часть «Вовлечение в наркоманию». -Упражнение «Манифест» - осознание своей уникальности и независимости. -Упражнение «Только ты» - выделение и осознание отличительных индивидуальных особенностей. -Упражнение «предложение» - моделирование ситуации вовлечения и противостояния групповому мнению. - Упражнение «Отказ» - формирование навыка отказа.
4. «Зависимые состояния» Информационная часть «Зависимые состояния». -«Я и мои привычки» - выявление значимости полезных привычек и их характера. -Упражнение «Праздник независимости» - осознание своей свободы и необходимости некоторых ограничений. -Упражнение «Я должен» - работа с иррациональными идеями, умение определять степень рациональности идеи.
5. «Воздействие наркотиков на организм» Информационная часть «Воздействие наркотиков на организм». -Упражнение «Знакомство рук» - снятие запрета на телесный контакт, работа с напряжением тела, осознание чувственных переживаний от телесного контакта. -Упражнение «Марионетка» - актуализация и переживание телесного ощущения несвободы. -Просмотр видеороликов. -Метод прогрессивной мышечной релаксации – обучение навыкам мышечного расслабления.
6. «Влияние наркотиков на личность» Информационная часть «Воздействие наркотиков на личность». -Упражнение «Жизнь с болезнью» - продемонстрировать неизбежность потерь при употреблении наркотиков. -Упражнение «Эпитафия» - переживание конечности своей жизни, осознание существования смерти, осмысление своей жизни и личного участия в ней.
7. «Отказ от наркотиков» -Информационная часть «Отказ от наркотиков». -Упражнение «Конверт для добрых пожеланий» - эмоциональная разрядка, получение участниками эмоциональной поддержки от группы. -Упражнение «Потери и находки» - переоценка жизненных потерь и находок. Упражнение «Планирование жизни» - осознание целей и ценностей своей жизни. Упражнение «Просьба о помощи» - обучению навыку обращения за помощью к окружающим.
8. «Алкоголизм» -Информационная часть «Алкоголизм». -Мозговой штурм «За и против алкоголя» - принятие группового решения об отношении к употреблению спиртных напитков. -«Альтернативная реклама» - принятие на личном уровне выработанных группой решений. Умение критически относиться к рекламной информации.
9. «Курение» Информационная часть «Курение» -Опрос – выявление тех, кто имеет опыт курения, и отношение группы к проблеме курения. -Психодрама – выявить причины, которые толкают человека к курению, и возможные пути отказа от него. - Заключение-обсуждение – вызвать у подростков осознание необходимости самим принимать решения, касающиеся их судьбы.
10. «Спид, гепатит С» Часть 1. Информационная часть «Спид». -Просмотр видеоролика. -Групповая дискуссия.
11. «Спид, гепатит С» Часть 2. Информационная часть «Гепатит С». -Упражнение «Вакцина от СПИДА» - игра дает возможность наглядно и подробно представить участникам особенности одного из кризисных моментов для человека, живущего в обществе, где распространяется ВИЧ-инфекция. Переживание состояния человека, ожидающего результат анализа на СПИД. -Упражнение «Я знаю» - получение обратной связи и поддержки от членов группы.
12. «Возможность добиваться состояния психического комфорта без употребления ПАВ» - Информационная часть. - Упражнение «Минута» - выявление изменения адаптивных способностей. -Упражнение «Удовольствия» - осознание возможности раскрепощения как способа приведения себя в состояние психологического комфорта. Снятие напряжения через регрессию. -Упражнение «Детский сад» - осознание многообразия способов коррекции своего эмоционального состояния. -Упражнение «Солнце радости» - совместный рисунок.
13. Выходная диагностика. Автоматизированный опросник определения уровня информированности подростков о вопросах потребления ПАВ, отношение к наркотикам, предпочитаемые способы поведения в проблемных ситуациях.

 

Результаты, ожидаемые от реализации программы:

1) Сформирована эмоциональная, когнитивная и поведенческая установка на неприятие употребления ПАВ.

2) Повышен уровень информативности о влиянии ПАВ на организм и личность человека.

3) Осознание причинно-следственных связей, лежащих в основе взаимодействия людей и общества.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...