Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Основные закономерности психического развития ребенка. (2часа)




Биогенетические и социогенетические концепции психического развития. Влияние среды на психическое развитие ребенка. Наследственные особенности, прирожденные свойства организма как предпосылки психического развития. Воспитание и обучение как специально организованные способы передачи общественного опыта. Движущие силы развития и возрастная периодизация. Исторический характер возрастной периодизации. Акселерация.

Общая характеристика периода новорожденности. Предпосылки и условия психического развития новорожденного. Врожденные особенности и тенденции развития. Безусловные рефлексы и их значение для развития ребенка. Особенности развития органов чувств. Развитие эмоциональной сферы. Комплекс оживления. Движения и действия младенца. Манипулирование. Ползание. Хватание. Развитие ориентировки в окружающем мире. Индивидуальные различия младенцев. Роль эмоционального общения со взрослыми.

 

 

Тема 3. Психическое развитие ребенка на разных возрастных этапах. (2часа)

Психическое развитие в раннем детстве. Овладение ходьбой и ее значение в развитии ребенка. Орудийная и предметная деятельность, этапы их развития. Развитие познавательной сферы детей. Особенности развития игровой деятельности. Становление эмоций и личности в раннем возрасте. Общая характеристика кризиса «трех лет». Сравнительная характеристика.

Психологические основы системы сенсорного восприятия. Развитие основных видов чувственного восприятия. Восприятие пространства. Ориентировка во времени. Восприятие ребенком художественных произведений. Восприятие человека детьми различного возраста.

 

Тема 4. Развитие внимания и памяти в дошкольном возрасте. (2часа)

Развитие внимания у детей раннего и старшего дошкольного возраста. Пути и средства организации и поддержания внимания детей. Особенности памяти в раннем и дошкольном возрасте. Психологические приемы развития памяти у детей.

Тема 5. Мышление у детей: основные этапы развития.. (2часа)

Возрастные психологические новообразования в сфере мышления. Наглядно-действенное мышление. Наглядно-образное мышление. Словесно-логическое мышление. Психолого-педагогические методы развития мышления у детей.

Развитие словаря и грамматического строя речи. Осознание словесного состава и грамматического строя речи. Развитие звуковой стороны речи и осознание звукового состава слова. Развитие планирующей функции речи. Развитие речи у детей как средства коммуникации. Усвоение грамоты в процессе обучения.

Характеристика образов воображения у ребенка. развитие творческого воображения в детском возрасте. Некоторые индивидуальные особенности воображения ребенка. Формирование воображения ребенка.

 

Тема 6. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. (2часа)

Теория игровой деятельности. Развитие игры. Взаимоотношения между детьми в игре. Роль взрослых в развитии игровой деятельности ребенка. Значение игры для психического развития ребенка. Основные методы игровой психологической коррекции в детском возрасте.

Рисование ребенка. Изобразительная деятельность ребенка как показатель уровня его психического развития. Стадии развития детского рисунка. Рисунок – отражение особенностей личности и отношений ребенка. Рисунок семьи как средство диагностики внутрисемейных отношений. Музыкальная деятельность ребенка.

 

Тема 7. Особенности трудовой и учебной деятельности ребенка. (2часа)

Формирование психологических предпосылок трудовой деятельности. Становление собственно трудовой деятельности детей. Формирование представлений детей о труде взрослых. Влияние трудовой деятельности ребенка на его психическое развитие.

Общая характеристика учебной деятельности в детском возрасте. Предпосылки формирования учебной деятельности у дошкольников. Условия развития учебной деятельности в детском возрасте. Основные уровни развития учебной деятельности детей.

 

Тема 8. Условия развития личности ребенка: семья, «детское общество», взрослый. (2часа)

 

Общение как важный фактор развития личности. Влияние семейной микросреды на развитие личности ребенка. Ребенок и «детское общество». Влияние взрослого на формирование личности ребенка.

Развитие познавательных способностей ребенка. Развитие практических способностей ребенка. Развитие специальных способностей ребенка. Общие проявления темперамента у детей. Развертывание темперамента в детском возрасте. Характеристика детей разных типов темперамента.

 

 

Тема 9 Развитие самосознания и мотивационной сферы ребенка. «Образ-Я».. (2часа)

Самосознание в раннем возрасте. Развитие самосознания и самооценки в детском возрасте. Влияние взрослых на формирование самооценки ребенка, «образа – Я». Развитие мотивационной сферы ребенка.

Общие закономерности развития эмоций и чувств в онтогенезе. Личностный аспект развития эмоций и чувств. Развитие высших чувств у детей.

Особенности развития произвольных движений. Становление этапов волевого действия у детей дошкольного возраста. Личностный аспект развития воли.

 

Тема 10. Психологическая готовность ребенка к школе. (2часа)

 

Требования к детям, поступающим в школу. Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Социальная и социально-психологическая готовность ребенка к школе. Волевая готовность ребенка к школе. Формирование психологической готовности к школе в разных видах деятельности.

 

Содержание практических и семинарских занятий

Семинарское занятие № 1

(2часа)

 

Тема: Психологические особенности ребенка первого года жизни.

Цель:

  • рассмотреть психические особенности развития ребенка в период новорожденности и младенчества;
  • познакомиться с методом изучения привязанности у младенцев.

Вопросы для обсуждения:

  1. Общая характеристика периода новорожденности.
  2. Безусловные рефлексы и их значение для развития ребенка.
  3. Развитие эмоциональной сферы. Комплекс оживления.
  4. Общая характеристика периода младенчества.
  5. Движения и действия младенца.
  6. Роль эмоционального общения со взрослыми.

 

Основные термины и понятия:

 

пренатальный период, постнатальный период развития, новорожденность, комплекс оживления, ориентировочный рефлекс, младенчество.

 

 

Методические рекомендации

При подготовке к семинарскому занятию изучите концепцию Д.Б. Эльконина.Расмотрите стадии и периоды младенчества.Исследования М.И.Лисиной. Роль Л.С.Выготского.Анатомо-морфологический итог антропогенеза по мнению П.Я.Гальперина. Дайте характеристику кризисам новорожденности и одного года. Знакомство с методом изучения привязанности младенцев – процедура «Ситуация с незнакомцем», разработанная М. Айнсворт.Характеристика основных психологических новообразований к концу первого года жизни.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...