Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задание для самостоятельной работы студентов




Конспектирование

Домашнее задание

Подбор диагностических методик.

 

Семинарское занятие №6

(2часа)

 

Тема: Становление речи и развитие воображения.

Цель:

· рассмотреть особенности становления речи дошкольников;

· рассмотреть особенности развития воображения дошкольников;

· познакомиться с методами изучения речи детей дошкольного возраста.

 

 

· Вопросы для обсуждения :

 

  1. Развитие словаря и грамматического строя речи.
  2. Развитие звуковой стороны речи и осознание звукового состава слова.
  3. Развитие речи у детей как средства коммуникации и усвоение грамоты в процессе обучения.
  4. Характеристика образов воображения у ребенка.
  5. Некоторые индивидуальные особенности воображения ребенка. Формирование воображения.

 

Основные термины и понятия:

Речь, общение, остенсивное определение, воображение.

 

Методические рекомендаци

 

1. Решение психологических задач.

2. Предложите детям 5 лет составить рассказ на определенную тему по заданному плану (например, на тему «Как я помогаю маме» по плану: 1. На кухне. 2. Уборка квартиры. 3. Мои игрушки и книжки).

Проанализируйте, умеют ли дети излагать свои мысли по предложенному плану, владеют ли контрольными действиями по отношению к речевой деятельности (насколько правильно оценивают свой рассказ и рассказ товарища, соотносят ли при этом результат действия с заданным способом).

3. Проанализируйте детские рисунки двух возрастных групп (например, средней и старшей) на темы «Самое смешное», «Сказочный город».В чем проявляется воображение в рисунках детей, какие приемы используются ими для создания образов воображения?

4. Ознакомление с методами изучения речи детей дошкольного возраста:

  • изучение экспрессивной речи;
  • изучение импрессивной речи;
  • изучение фонематического слуха;
  • понимание логико-грамматических конструкций.

Задание для самостоятельной работы студентов

Составьте блок- схему Виды речи и воображения.

Семинарское занятие №7

(2часа

 

Тема: Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

Цель:

· рассмотреть особенности игровой деятельности в дошкольном возрасте.

 

 

Вопросы для обсуждения

  1. Теория игровой деятельности.
  2. Взаимоотношения между детьми в игре. Роль взрослых в развитии игровой деятельности ребенка.
  3. Значение игры для психического развития ребенка.

 

Основные термины и понятия:

ведущий тип деятельности, игра, сюжет игры, сюжетно-ролевая игра.

 

Методические рекомендации

 

. Понаблюдайте за играми детей разных возрастных групп. Попытайтесь определить, используя критерии, предложенные Д.Б. Элькониным, уровень развития ролевой игры в каждой группе. Соответствует ли выявленный вами уровень развития игровой деятельности возрастным возможностям детей? Наметьте основные направления работы воспитателя по дальнейшему развитию ролевой игры детей.

Исследуйте взаимоотношения детей в процессе игры. Наблюдается ли переход взаимоотношений из игровых в реальные ситуации? Как влияют на игру реальные взаимоотношения между детьми?

Исследование произвольной активности дошкольников в игре (Р.М. Геворкян).

Диагностика поведенческого компонента нравственного сознания в игровой деятельности.

 

Задания для самостоятельной работы студентов

Заполните таблицу «Стадии развития игры в дошкольном возрасте». Можно использовать учебное пособие: Солодилова О.П. Возрастная психология в вопросах и ответах: Уч. пос. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – С. 152-153.

Составьте перечень игр по их видам (дидактические, подвижные, игры с правилами, сюжетно-ролевые и др.).

Семинарское занятие №8

(2часа)

 

Тема: Художественная деятельность ребенка.

Цель:

· рассмотреть особенности художественной деятельности дошкольников.

 

Вопросы для обсуждения:

  1. Изобразительная деятельность ребенка как показатель уровня его психического развития. Стадии развития детского рисунка.
  2. Рисунок – отражение особенностей личности и отношений ребенка.
  3. Музыкальная деятельность ребенка.

 

Основные термины и понятия :

Детельность, мотив, особенности личности, изобразительная деятельность, музыкальная деятельность.

Методические рекомендации

 

Понаблюдайте за конструктивной деятельностью детей двух возрастных групп (средней и старшей) и проанализируйте ее. Заметны ли возрастные различия в конструировании детей? Если да, то в чем они проявляются? В какой степени руководство воспитателем конструктивной деятельностью детей способствует развитию их творчества?

Исследуйте музыкальную деятельность детей одной из возрастных групп детского сада. Какой вид ее наиболее развит у этих детей? Чем объясняются успехи (недостатки, отставания) детей в конкретных видах музыкальной деятельности?

Охарактеризуйте рисунки детей дошкольного возраста для диагностики их личности и внутрисемейных взаимоотношений:

  • проективная методика «Рисунок человека» в интерпретации Карен Маховер;
  • проективная методика «Рисунок моей семьи» в интерпретации Беляускайте Р.Ф;
  • методика «Цветовой тест отношений» в интерпретации Р.Р. Калининой.

 

Задания для самостоятельной работы студентов

Изобразите схематично этапы развития изобразительного мастерства ребенка.

Семинарское занятие №9

(2часа

 

 

Тема: Условия развития личности ребенка: семья, «детское общество», взрослый.

Цель:

· рассмотреть особенности влияния на развитие детей общения, семьи, детского коллектива, взрослых;

· познакомиться с методами изучения социального взаимодействия детей дошкольного возраста.

Вопросы для обсуждения:

1.Общение как важный фактор развития личности.

  1. 2.Влияние семейной микросреды на развитие личности ребенка.
  2. Ребенок и «детское общество».
  3. Влияние взрослого на формирование личности ребенка.

 

 

Основные термины и понятия:

 

Общение, социализация, импринтинг, семья, стили семенного воздействия, «детское общество»

 

 

Методические рекомендации

 

1. Изучите систему межличностных взаимоотношений в одной из групп (средней, старшей) детского сада, используя наблюдение, беседы, социометрию (см.: Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. – Минск, 1984; Отношения между сверстниками в группе детского сада /Под ред. Т.А. Репиной. – М., 1978). Результаты представьте на социограмме, матрице. Проанализируйте статусную структуру группы. Особое внимание обратите на детей с низким социометрическим статусом; попытайтесь выявить причины малопопулярности этих детей; продумайте план работы по оптимизации системы межличностных отношений в этой группе.

2. Ознакомление с процедурой проведения «Цветового теста отношений» А. Эткиндта.

 

3. Изучение взаимоотношений в семье с использованием:

  • процедуры идентификации детей с родителями (анкета, обработка);
  • опросника «Измерение родительских установок и реакций» (PARY) Е. Шеффера;
  • опросника интерперсонального диагноза Т. Лири, Р.Л. Лафорже, Р.Ф. Сучек.

4. Продумайте, как лучше подготовить и провести родительское собрание, посвященное вопросам формирования личности ребенка в условиях семьи.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №10

(2часа)

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...