Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Развитие самосознания и мотивационной сферы ребенка.




Цель:

· рассмотреть особенности развития самосознания детей в дошкольном возрасте;

· рассмотреть особенности становления мотивационной сферы в дошкольном возрасте;

· познакомиться с методами диагностики потребностно-мотивационной сферы личности и самооценки детей дошкольного возраста.

 

Вопросы для обсуждения:

 

  1. Развитие самосознания и самооценки в детском возрасте.
  2. Влияние взрослых на формирование самооценки ребенка, «образа – Я».
  3. Развитие мотивационной сферы ребенка.

 

Основные термины и понятия:

 

Самосознание, «образ – Я», самооценка, потребность, мотив, мотивация

 

 

Методические рекомендации

Решение психологических задач.

1. Изучение самооценки дошкольников с применением следующих методик (см.: «Диагностика и коррекция психологического развития дошкольника» /Под ред. Я.Л. Коломинского. – Минск, 1997):

  • методика «Лесенка»;
  • проективный тест.

 

2. Изучите самооценку детей в рисовании. Сравните полученные при этом результаты с самооценкой в системе личных отношений. Есть ли разница? Если да, то чем вы ее объясните?

3. Изучение потребностно-мотивационной сферы дошкольников с использованием следующих методик:

· изучение соподчинения мотивов;

· изучение борьбы мотивов (Ш.Н Чхартишвили);

· изучение достижения цели в условиях помех;

· изучение мотивов поведения в ситуации выбора;

· изучение действенности общественного и личного мотивов;

· изучение влияния мотивации на взаимоотношения детей в совместной деятельности;

· изучение мотивов взаимодействия со взрослыми.

 

Задание для самостоятельной работы студентов:

. Заполните таблицу «Особенности психического развития ребенка в дошкольном возрасте»

Ведущая деятельность Психические новообразования Социальная ситуация развития
       
  1. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие /Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2006.

 

 

Семинарское занятие № 11.

(2часа)

Тема: Эмоциональная сфера личности ребенка.

Цель:

· рассмотреть особенности развития эмоций и чувств у детей дошкольного возраста;

· познакомиться с методами диагностики эмоциональной сферы личности в дошкольном возрасте.

 

Вопросы для обсуждения:

 

  1. Общие закономерности развития эмоций и чувств в онтогенезе.
  2. Личностный аспект развития эмоций и чувств.
  3. Развитие высших чувств у детей.

 

Основные термины и понятия:

Э моции, чувства, новообразование, кризисы развития, высшие чувства.

 

Методические рекомендации

 

1. Понаблюдайте игры детей и опишите проявления эмоций.

2. Побеседуйте с родителями, соберите и проанализируйте факты проявления ребенком эмоций и чувств в общении с близкими взрослыми.

3. Используя метод изучения продуктов деятельности, проанализируйте рисунки детей, в которых отражается их эмоциональное отношение к разнообразным жизненным ситуациям.

4. Ознакомление с методами диагностики и исследования эмоциональной сферы дошкольника:

· Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка (Й. Шванцар);

· Рисовальные пробы;

· тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дарки, В. Амен);

· методика «Веселый – грустный»;

· диагностика эмоционального компонента нравственного сознания.

Задание для самостоятельной работы студентов

Домашнее задание

Составление альбома с различными эмоциями

 

Семинарское занятие № 12.

(2часа)

Тема: Развитие волевой сферы ребенка.

Цель:

· рассмотреть этапы становления волевого действия на разных возрастных этапах;

· познакомиться с методами диагностики волевой сферы личности.

 

 

Вопросы для обсуждения:

 

  1. Особенности развития произвольных движений.
  2. Становление этапов волевого действия..
  3. Личностный аспект развития воли.

 

 

Основные термины и понятия:

 

В оля, волевой акт, произвольные движения, импульсивное поведение.

 

Методические рекомендации

 

1. Изобразите схематично этапы становления волевого действия у детей на разных возрастных этапах.

2. Решение психологических задач.

3. Ознакомление с методами диагностики волевой сферы:

· изучение особенностей проявления воли дошкольниками;

· изучение умения сдерживать свои непосредственные побуждения;

· изучение произвольного поведения;

· изучение целенаправленности деятельности;

· методика А. Карстен.

Семинарское занятие № 13. (2часа)

 

Тема: Развитие способностей и проявление темперамента у детей дошкольного возраста.

Цель:

· рассмотреть особенности развития способностей у детей дошкольного возраста;

· рассмотреть проявления темперамента в поведении дошкольников;

· познакомиться с методами диагностики способностей и темперамента дошкольников.

 

Вопросы для обсуждения:

 

  1. Развитие познавательных и практических способностей дошкольника.
  2. Развитие специальных способностей детей дошкольного возраста.
  3. Общие проявления темперамента у детей.
  4. Характеристика детей разных типов темперамента.

 

Основные термины и понятия:

 

Способности, познавательные способности, практические способности, специальные способности, темперамент, типы темпераментов: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический.

 

Методические рекомендации

1. Изобразите схематично виды способностей человека. Какие из них и в каком возрасте проявляются у детей дошкольников?

2. Разработайте тематику психолого-педагогических консультаций для родите­лей по проблеме формирования способностей ребенка. Подберите научно-по­пулярную литературу по данной проблеме.

3. Решение психологических задач.

4. Приведите примеры из практики работы воспитателя, отражающие индивиду­альный подход к детям различного темперамента и особенности их воспитания.

 

Задание для самостоятельной работы студентов:

Определите свой тип темперамента при помощи методики Г. Айзенка. Выделите те качества, которые могут быть помехой в вашей работе с детьми; разработайте программу самовоспитания.

 

Семинарское занятие № 14. (2часа)

 

Тема: Психологическая готовность ребенка к школе.

Цель:

· рассмотреть требования, предъявляемые к детям старшего дошкольного возраста;

· рассмотреть особенности психологической готовности детей к школьному обучению;

· познакомиться с методами диагностики психологической готовности к школе.

 

Вопросы для обсуждения:

 

  1. Требования к детям, поступающим в школу.
  2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе.
  3. Социальная и социально-психологическая готовность ребенка к школе.
  4. Волевая готовность ребенка к школе.
  5. Формирование психологической готовности к школе в разных видах деятельности.
  6. Диагностика психологической готовности детей к школе.

 

Основные термины и понятия

 

интеллектуальная готовность к школе, социальная и социально-психологическая готовность ребенка к школе, волевая готовность ребенка к школе.

Методические рекомендации

 

1. Составьте характеристику ребенка 6-7 лет накануне поступления в школу, опираясь на систему психолого-педагогических требований к статусу первоклассника (заполните третий столбец в таблице).

2. Пронаблюдайте за первоклассниками, бывшими воспитанниками детского сада, на уроке, переменах, в группе продленного дня. Дайте анализ положительных качеств и недостатков в подготовке к школе.

3. Сравните поведение в аналогичных ситуациях первоклассников, бывших воспитанников детского сада, с их ровесниками, пришедшими в школу из дома. Есть ли разница? в чем она заключается, чем вы можете ее объяснить?

4. Изучение готовности к школе с использованием следующих методов:

  • определение у старших дошкольников сформированности «внутренней позиции школьника»;
  • оценка направленности ребенка на процесс обучения в школе;
  • экспериментальная игра «Школа»;
  • определение познавательного или игрового мотива ребенка;
  • определение мотивов учения;
  • тест Керна – Йерасека.

 

Задание для самостоятельной работы студентов:

Составьте характеристику ребенка 6-7 лет накануне поступления в школу, опираясь на систему психолого-педагогических требований к статусу первоклассника.

 

Семинарское занятие № 15. (2часа)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...